Урок по теме: "Труд и зарплата" 7 класс
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме

Машерук Валентина Петровна

 

       Методическая разработка урока направленного на формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, целью которого является познакомить учащихся с основными условиями качественного труда, подвести к пониманию причин в различии оплаты труда, воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, уважение к труду понимание необходимости образования для возможности получения престижной профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_trud_i_zarplata-7_kl..docx59.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Труд и зарплата» - урок обществознания в 7 классе.

Машерук Валентина Петровна,

учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

МБОУ лицей № 135

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: познакомить учащихся с основными условиями качественного труда; подвести к пониманию причин в различии оплаты труда;

продолжить формирование  познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий;

воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, уважение к труду понимание необходимости образования для возможности получения престижной профессии

Формы организации деятельности учащихся:

индивидуальная; парная; групповая.

Оборудование урока:   учебник «Обществоведение» 7 кл. Л.Н.Боголюбов;     слайд-презентация к уроку; дополнительные материалы №1 и №2 с заданиями для групповой и парной работы; памятка по составлению синквейна.

Ход  урока:

  1. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся. 

      Беседа по вопросам:

 1. Какого человека называют работником с золотыми руками?

 2. Из чего складывается мастерство работника?

 3. Какие качества работника ценятся в современном обществе?

 4. Зачем люди работают? (проверка д/з - блиц-опрос родителей по данному вопросу)

Формулирование на основе беседы совместно с учащимися темы урока, постановка целей и задач урока.

Тема урока «Труд и зарплата» (записываются в тетрадь).

                    План

1. Понятие «зарплата».

2. Системы оплаты труда.

3. От чего зависит размер заработной платы.

III. Основная часть урока.

1.Рассказ учителя по первому и второму пункту плана.

Зарплата  - денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд.

Широко распространены 2 системы оплаты труда: повременная (за определенный отрезок времени) и  сдельная (за количество или объем продукции).

Величина ее устанавливается в договоре или контракте при устройстве на работу.

Минимальный уровень зарплаты, т.е. величина, меньше которой платить не положено, устанавливается законом (в РФ, Екатеринбурге на декабрь 2011 года - 4611рублей).

2.Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

Как же определяется размер зарплаты? От чего зависит?

Размер зарплаты зависит

Учащиеся высказывают свои предположения и на их основе составляется кластер.

  Гипотеза - правы ли мы в своих предположениях, только ли эти факторы влияют на размер зарплаты?

        Самостоятельная работа  с дополнительным материалом №1 в группах.

   Цель работы - проанализировать тексты и ответить на вопросы:

         О каких профессиях идет речь в тексте?

         Чем определяется размер зарплаты представителей данной профессии?

         Подтверждается ли наша гипотеза?

Факторы, определяющие размер зарплаты (записываются в тетрадь):

     1.Сложность труда и уровень квалификации

     2.Условия труда

3.Социальная значимость труда

4.Степень риска при занятии данным трудом

5.Уникальность труда

6.Качество и количество труда.

Рассказ учителя.

Достичь высокого мастерства и добиться профессионального успеха невозможно без сознательного планирования своего труда .  Такое планирование лучше осуществлять в юные годы.

Выбирая профессию, следует руководствоваться те только своими интересам, но и тем насколько востребован ты будешь как специалист. Для этого полезно изучать объявления о требующихся работниках.

 Самостоятельная работа с дополнительным материалом №2 в парах.

   Цель - проанализировать объявления о приеме на работу. Ответить на вопросы:

Какие специалисты нужны на рынке труда в Екатеринбурге?

Что имеет значение при устройстве на работу?

Согласны ли с мнением английского писателя Ч. Диккенса «Трудолюбие – душа всякого дела и залог благосостояния»?

IV. Заключительная часть урока.

 1.Закрепление изученного на уроке.

          Составить синквейн к слову  «труд».

  2.Подведение  итогов урока.

          Закончите  предложения:                

 Я (мы) узнали, что …                           (предметные результаты).

 Я (мы) научились…(деятельностно-коммуникативные результаты).

 Я (мы) поняли, что …                           (личностные результаты).

V .  Домашнее  задание.

1. Прочитать §9 (с.96-103).

2. Подготовить ответы на вопросы 1-5.

3. Выполнить в тетради зад.8 (составить свое объявление о поиске работы).


Приложение 1.

Дополнительные материалы №1 заданиями для групповой работы

Группа № 1

________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самостоятельная работа с дополнительным материалом

- Проанализируйте таблицу.

- Ответьте на вопросы:

Какие виды экономической деятельности являются наиболее оплачиваемыми?

От чего зависит зарплата людей разных профессий?

Дифференциация оплаты труда в зависимости or вида

экономической деятельности в % к средней оплате труда*

Вид экономической деятельности

1995 г.

2000 г.

2005 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

55

44

43

Добыча полезных ископаемых

235

267

231

В том числе:

        добыча топливно-энергетических полезных

        ископаемых

260

314

274

        обрабатывающие производства

97

106

98

Производство и распределение электроэнер гии, газа и воды

175

142

124

Строительство

124

119

106

Транспорт и связь

152

145

133

Финансовая деятельность

149

235

263

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социаль ное обеспечение

113

122

128

Образование

65

56

63

Здравоохранение и предоставление социаль ных услуг

74

60

69

См.: Гонтмахер Е. Российская зарплата: штрихи к портрету.


Группа № 2

____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самостоятельная работа с дополнительным материалом

-  Проанализируйте текст статьи.

-  Ответьте на вопросы:

О каких профессиях идет речь в статье?

От чего зависит зарплата людей данных профессий        

Зарплата высококвалифицированного рабочего на САЗе.

Средняя заработная плата на Саяногорском алюминиевом заводе ком пании РУСАЯ достигла в мае 23,5 тыс. руб. Рост заработной платы связан с выполнением плана, ростом производительности труда и личными произ водственными показателями работника. Сегодня средняя зарплата по ос новным рабочим специальностям составляет: электролизник 6-го разряда - 24,3 тыс. руб., литейщик 5-го разряда - 24,5 тыс. руб., заливщик анодов 6-го разряда - 24,1 тыс. руб. В последние годы вместе с производительностью труда стабильно растет и зарплата металлургов: в 2001 г. (декабрь) она составляла 9005 руб., в 2003 г. - 14424 руб., в 2005 г. -20 551 руб. и в 2006 г. она выросла уже на 14%. Таким образом, средняя зарплата у металлургов за пять лет выросла на 260%, что значительно превышает инфляцию и рост прожиточного минимума трудоспособного населения Хакасии. «Система мотивации персонала завода на эффективную работу предельно ясная и понятная, - говорит директор по персоналу предприятия Любовь Нефедьева, - основным источником роста заработной платы является повышение производительности труда и выполнение технико-экономических показателей. В течение года средняя зарплата по месяцам может меняться большую или меньшую сторону в зависимости от количества празднич ных дней (они оплачиваются в двойном размере), размера заработанной премии за технико-экономические показатели (выполнение плана), индиви дуальной оценки выполнения норм труда конкретного работника». Говоря персонально о материальной мотивации работников, нельзя преуменьшать роль и значение конкурсов профессионального мастерства, соревнований между бригадами. Подобные мероприятия в компании, выполняя большую социально-нравственную роль, несут также и весомое финансовое воз награждение.

РУСАЛ является лидером в отрасли по уровню заработной платы и социальному пакету. По официальным данным Горно-металлургического профсоюза России, из 120 предприятий, входящих в эту структуру, самая высокая зарплата на БрАЗе, САЗе и КрАЗе.

________________________________________

*См.: http:// www.vg-nevs.ru

Группа № 3

________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самостоятельная работа с дополнительным материалом

- Проанализируйте текст статьи.

-  Ответьте на вопросы:

О какой профессии идет речь в статье?

От чего зависит зарплата людей данной профессии?        

Шахтеры не должны уходить в забой как ни фронт.*

Горняцкая профессия во все времена и во всем мире считается одной из самых опасных. Это тяжелейший труд в жарких, запыленных и сырых шахтах. Положение периодически усугубляют обрушения кровли, пожары, выбросы, возгорание и взрывы метана. Свидетельство тому - недавняя авария на шахте «Юбилейная», унесшая жизни 39 человек.

- Угольная отрасль, - начал свой разговор губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, - и сегодня является производством с высокой сте пенью риска. По числу аварий, гибели людей, травматизму, профессио нальным заболеваниям мы по сравнению с другими отраслями промыш ленности прочно стоим на первом месте.

На шахтах Кузбасса добывается превосходный по мировым меркам уголь. Но по этим же меркам многие шахты региона относятся к одним из самых трудных в мире по показателям метанообильности и газовой опасности. Если сравнивать опасность угольных предприятий в разных странах мира по 10-балльной шкале, то те кузбасские шахты, на которых за последние годы произошли взрывы метана с трагическими последствиями можно оценить только по самой верхней планке.

А метан, как известно, чрезвычайно опасный газ без цвета и запаха, легко скапливающийся в плохо вентилируемых шахтных стволах. Смешива ясь с присутствующей здесь в большой концентрации угольной пылью, он легко воспламеняется от любой искры. А если учесть, что сегодня скорости проходки значительно увеличились, повышается и количество выделяемо го метана на каждую выработку. Его внезапные выбросы с последующим взрывом возможны и в результате разлома в угольном пласте, что, на мой взгляд, и произошло на «Юбилейной».

________________________________________________________

См.: Пальчиков П. Шахтеры не должны уходить в забой как на фронт.

Группа № 4

____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самостоятельная работа с дополнительным материалом

- Проанализируйте текст статьи.

-  Ответьте на вопросы:

О какой профессии идет речь в статье?

От чего зависит зарплата людей данных профессий?        

Исинбаева покорила новую высоту.*

Губернатор Чукотки и владелец английского футбольного клуба «Челси» Роман Абрамович готов предложить знаменитой прыгунье с шестом стать лицом компании «Сибнефть», 80% акций которой он владеет.

Возможно, сумма рекламного контракта составит от 1 до 5 млн. евро в год. В качестве сравнения: организаторы соревнований, на которых Исинбаева ставит мировые рекорды, платят по 50-100 тыс. долл. за каж дый. А за использование шестов определенной марки Елена вообще ни чего не получает.

В потенциальном успехе своей подопечной на этом поприще увере но и рекламное агентство «Подиум», базирующееся в Монако и ведущее дела Исинбаевой. Елену считают сейчас главным рекламным носителем в мировом спорте.

А согласится ли Елена совмещать спортивную карьеру с работой мо дели? С этим вопросом мы обратились к самой Исинбаевой.

  1. Сейчас столько предложений, что я просто не в курсе всего. И по том, главное для меня - подготовка к турнирам, тренировки и успешные выступления. А моими рекламными контрактами занимается агентство «Подиум», которому я абсолютно доверяю. О пожелании Абрамовича я узнала от тренера Евгения Васильевича Трофимова. Радует, что наш вид спорта стал привлекателен для рекламодателей. Ведь легкая атлетика ничем не хуже, чем теннис или художественная гимнастика. Он популярен среди болельщиков, зрелищен и очень эмоционален.

_________________________________________________________

*См.: Козина А. Исинбаева покорила новую высоту.

Группа № 5

__________________________________________________________________

  1. Самостоятельная работа с дополнительным материалом

- Проанализируйте текст документа.

-  Ответьте на вопросы:

О каких профессиях идет речь в документе?

От чего зависит зарплата людей данных профессий?        

Доплаты за вредные и тяжелые условия труда.

В соответствии со ст. 100 КЗоТ на тяжелых работах, на работах с вредными и опасными условиями труда, на работах с особыми природными географическими и геологическими условиями и условиями повышенного риска для здоровья устанавливается повышенная оплата труда, которая достигается за счет повышенных тарифов (окладов) и специальных доплат.

Доплата за работу в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда.

   Если работа выполняется в тяжелых и вредных условиях труда, то законодательство предусматривает специальные условия оплаты труда, которые компенсируются установлением доплат. Таким рабочим могут повышать и тарифные ставки:

1) за работу с тяжелыми и вредными условиями труда — 4, 8 и 12% тарифной ставки (оклада);

2) за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда — 16, 20 и 24% тарифной ставки (оклада).

В целях обоснованного определения размеров доплат за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда используется оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах, и применяются отраслевые перечни работ, на основании которых могут проводиться указанные доплаты.

Следовательно, доплаты за неблагоприятные условия труда (на тяжелых работах, на работах с вредными и опасными условиями труда) устанавливаются не в зависимости от занимаемой работником должности, а за выполнение им соответствующих видов работ, которые признаны тяжелыми и вредными условиями труда.

           К примеру, чтобы правильно рассчитать доплату электросварщику, нужно точно знать наименование профессии и отличия в профессии (электросварщик ручной сварки, газоэлектросварщики, которые заняты на работах: в закрытой емкости (котлах, резервуарах, баках, отсеках, трюмах); с высокомарганцовистыми сталями и титаном; постоянной сварке освинцованных деталей и др.). Потому что именно от наименования работ зависит размер льгот, доплат, премий за работу с тяжелыми и вредными (особо тяжелыми и особо вредными) условиями труда.

 ____________________________________________________________

 *См.: (материалы журнала «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН»).

Группа № 6

____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самостоятельная работа с дополнительным материалом

- Проанализируйте текст статьи.

-  Ответьте на вопросы:

О какой профессии идет речь в статье?

От чего зависит зарплата людей данных профессий?        

     

Программисты.

         Программисты - специалисты в области вычислительной техники, современного программного обеспечения, автоматизации производственных и других процессов.

          Программист - профессия человека, занимающегося программированием. Программист занимается разработкой алгоритмов и программ на основе математических моделей.

    Условно программистов можно разделить на три категории:

- Прикладные программисты занимаются разработкой программного обеспечения, необходимого для работы организации. Например, сюда можно отнести программистов 1С.

- Системные программисты разрабатывают операционные системы, интерфейсы к распределенным базам данных, работают с сетями. Специалисты этой категории являются самыми редкими и высокооплачиваемыми.

- Web-программисты имеют дело с сетями, но, как правило, с глобальными, такими, как Internet. Они пишут web-интерфейсы к базам данных, создают динамические web-страницы и т.п.

В большинстве случаев, программист должен знать несколько языков программирования, такие как C++, Delphi, Visual Basic, PHP, Java, Perl и т.д.

Прежде всего, программист должен обладать терпением и выдержкой. Это совершенно незаменимые качества в его работе.

Программирование, бурно развивающаяся область, поэтому нужно уметь быстро адаптироваться и постоянно изучать что-то новое. Иначе через несколько лет ваша ценность как специалиста может заметно снизиться.

Квалификационные требования - высшее техническое или инженерно-экономическое образование.

                                    Места работы.

-    Научно-исследовательские центры,

-    IT-компании,

- Организации, которые в своей структуре подразумевают отделы программистов (или штатную единицу).

Профессия пользуется высоким спросом на рынке и хорошо оплачивается. Всегда есть возможность карьерного роста.

Постоянная работа за компьютером плохо сказывается на здоровье программиста.

 

_________________________________                      

 *См.: (материалы  сайта prof.BiografGuru.ru)

Приложение 2.

Дополнительные материалы №2 с заданиями для парной работы.

Задание:

Прочитайте объявления.

Сделайте вывод о том, какие специалисты нужны на рынке труда в Екатеринбурге и что имеет значение при уст ройстве на работу.


Ведущий программист проектного офиса (web-программист)



Опыт: 2-3 года        



Образование: высшее        



График: полный рабочий день



Требования: 1. Высшее образование (программист‚ физик‚ математик‚ инженер).



2. Желательно курсы программирования Oracle и \ или ABAP (BC401‚ BC405‚ BC410‚ NET100‚ NET200 и др.) и \ или курсы программирования web – приложений.



3. Опыт от 2 лет в сфере разработки программного обеспечения.



4. Наличие навыков составления детального плана разработки и тестирования программного модуля по готовому ТЗ.



5. Целеустремленность‚ нацеленность на результат‚ самостоятельность и умение работать в команде.  



Фармацевт



Опыт: любой        



Образование: среднее специальное        



График: сменный



Требования:   Фарм. образование‚ от 21 до 50 лет‚ без в/п‚ исполнительность‚ пунктуальность‚ ответственность.



Профессиональная область:  Медицина, фармация



Предпочтения:   от 21 до 50 лет



Бухгалтер



Опыт: до 2 лет        



Образование: высшее        



График: полный рабочий день



Требования:



 1. Знание ПК (Excel‚ Word).



 2. Обучаемость.



 3. Ответственность



 4. Исполнительность.



 5. Стрессоустойчивость.



 6. Самоорганизованность‚ дисциплинированность‚ аккуратность.  



  Предпочтения:   от 22 до 40 лет, женщина


Приложение 3.

Памятка по составлению синквейна.

СИНКВЕЙН

 – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это  стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.

                             Правила написания синквейна.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).

Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Труд и трудовое право"

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме " Трудовое право"...

Презентация для контрольно-обобщающего урока по теме "Труд" 5 класс

Презентация предназначена для контрольно-обобщающего урока по итогам главы "Труд". Мультфильм, включенный в презентацию: "Смешарики", серия "Индийский чай"...

Урок по теме "Труд"

Данные слайды предназначены для использования урока обществознания "Труд"....

Урок на тему "Труд и право" учебник Кравченко

открытый интернет-урок, предполагает поисковую работу учащихся в группах...

Урок по теме: "Труд и трудовое право".

Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека; познакомить с понятийным аппаратом; развивать устную монологическую речь, мышление, память,...

Презентация к уроку по теме "Труд и творчество"

Презентация к уроку по теме "Труд и творчество"...