Интегрированные уроки по обществознанию.
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме

Разработка интегрированных уроков по обществознанию с психологией с применением ИКТ, 7 класс. 

 

 

Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни.

            Поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

На современном этапе развития школы педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется один, который играет очень важную роль в педагогическом процессе, – это интегрированный урок.

Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

Становление и развитие информационного общества предопределяют нарастание процесса информатизации. Применение на уроках ИКТ предполагает такие задачи:
1) «повышение качества подготовки учеников на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;3) «при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; технологии Power Point);

 

Следует отметить, что применение ИКТ  и выполнение практических заданий на уроках также помогает усвоить и закрепить полученные знания.

 

Полученные знания не только по обществознанию, но и по психологии, дают дополнительную информацию, что позволяет учащимся отвечать на вопросы ГИА и ЕГЭ по обществознанию.

Интеграция таких предметов как обществознание и психология определила цели уроков:

Научить ребят использовать обществоведческие и психологические знания в личной и общественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_mini-sayta.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №4 г. Мамадыш» РТ

Шишкина Т.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Мамадыш» Республики Татарстан

        

Разработка интегрированных уроков

по обществознанию с психологией

и применением ИКТ.

     

                                                        Автор:

                                         Учитель истории и обществознания

                                         Шишкина Татьяна Александровна

2012 год

Пояснительная записка

Интегрированные уроки по обществознанию с психологией.

        Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед школой новые задачи в обучении и воспитании. Мало вооружить школьника суммой знаний и даже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.

         Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни.

         Поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

На современном этапе развития школы педагогами разрабатываются различные методики, учебные программы и применяются на практике новые виды уроков, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют познавательный интерес и носят развивающий характер. Среди таких уроков выделяется один, который играет очень важную роль в педагогическом процессе, – это интегрированный урок.

Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

Интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.

Прежде чем раскрывать содержание курса, нами был проанализирован термин - интеграция, т.к. наш курс интегрированный по своей сути.

 Интеграция - (от лат. integratio - восстановление, восполнение):

         ·Это понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций одной системы в единое целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию

 · Это процесс сближения и связи наук.

Главная цель интегрированных уроков – научить школьников рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях и системах.

        Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

          Идея интегрированных уроков возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.

Программа курса “Обществознание” - 7-9 классы, обеспеченная учебниками автора А.И. Кравченко призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность.

Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.

Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право…

Курс “Обществознание” - 7-9 классы, включает в себя разделы психологии, социологии, социальной психологии и социальной конфликтологии.

Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.

Полученные знания не только по обществознанию, но и по психологии, дают дополнительную информацию, что позволяет учащимся отвечать на вопросы ГИА и ЕГЭ по обществознанию.

Следует отметить, что применение ИКТ  и выполнение практических заданий на уроках также помогает усвоить и закрепить полученные знания.

Программа курса содержит модуль из 5 уроков для обучающихся в 7 классе.

Интеграция таких предметов как обществознание и психология определила цели уроков:

Научить ребят использовать обществоведческие и психологические знания в личной и общественной жизни.

Задачи:

Способствовать формированию умения применять обществоведческие и психологические знания в повседневной жизни.

Способствовать развитию компетентности учащихся в социальной сфере, проявления их активности.

        Воспитать в учащихся уважительное отношение друг к другу, правильно оценивать различные жизненные ситуации, способствовать социализации личности.

К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:

Формирование представления о следующих понятиях: человек, индивид, личность, индивидуальность, характер, темперамент и его типы (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), способности, интеллект, мышление, чувства, эмоции, самооценка, лидер и др.

Формирование умений и навыков практического применения обществоведческих и  психологических знаний (самопознания, самодиагностирования, выполнения ряда социальных ролей и пр.).

Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.

Знать:

Указанные обществоведческие и психологические термины и понятия;

приемы социально-психологического взаимодействия;

                 Уметь:

взаимодействовать в социуме;

диагностировать и анализировать ситуацию;

быть успешным в любом виде деятельности.

Общеучебные умения и навыки:

диагностика и самодиагностика;

психологический анализ ситуации;

рефлексия.

Формы урока: интегрированные уроки (обществознание + психология).

Методы и формы работы на уроке и во внеурочной деятельности.

Словесные

Наглядные

Практические

1

Сжатое повествование

Составление таблиц, диаграмм, графиков

Самонаблюдение и наблюдение

2

Сюжетный рассказ

Работа с таблицей

Психологический тест

3

Опрос

Психологический тренинг

4

Беседа

Рефлексия

5

Диспут

Анализ источника

6

Работа в парах, группах, взаимотренаж, взаимообмен данными

Написание исследовательских работ;

Ролевые игры;

Приемы развития познавательных способностей учащихся.

  1. самостоятельная поисковая работа;
  2. решение проблемных ситуаций;
  3. приемы технологии критического мышления;
  4. сравнительный анализ.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.оpenclass.ru
  2. http://www.zavuch-info.ru

Педагогический мониторинг.

Контрольные и самостоятельные работы: психологические исследования, терминологические диктанты, семинары, посещение уроков, рефлексия.

 

Учебно-методический комплекс:

  1. Обществознание: Учебник для 7 класса. А.И. Кравченко,- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.-192с.
  2. Обществознание в схемах и таблицах. М.: «Тригоном», 2009.-127с.
  3. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. Н.Н. Амбросьева,  -методическое пособие.-3 изд.-М.: «Глобус», 2008.-189с.
  4. Психологический практикум и тренинг. А.В Прикуль. - Волгоград: «Учитель»,2009.-217с.
  5. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. - М.: «Вако»,  2006.-240с.

Темы для интегрированных уроков

№п\п

Название темы

Основные цели и задачи

Основное содержание

Основные понятия

1

Психологический портрет личности: темперамент и характер.

Проследить вместе с учащимися сущность становления человеческой личности.

Установить особенности основных свойств личности.

Способствовать формированию у учащихся навыков социально-полезного поведения.

Становление человеческой личности. Основные свойства личности: темперамент, характер, способности,

Сангвиник, Холерик, флегматик, меланхолик,

2.

Психологический портрет личности: способности интеллект.

Особо обратить внимание на формирование интеллекта

Основные свойства личности: темперамент, интеллект, общие и специальные способности.

Способности, интеллект.

3

Психологический портрет личности: эмоции и чувства.

Познакомить учащихся со становлением человеческой личности.

Формировать у учащихся основы культуры поведения

Становление человеческой личности. Свойства личности: чувства, эмоции.

Аффект, стресс, настроения.

4

Самооценка подростка

Проследить вместе с учащимися сущность понятия самооценки подростка.

Установить особенности психической жизни человека

Способствовать формированию у учащихся навыков социально-полезного поведения.

Части психической жизни человека. Управление эмоциями. Высокая и низкая самооценка подростка

Самооценка

5

Выдающаяся личность.

Проследить вместе с учащимися сущность понятия выдающаяся личность.

Установить особенности формирования выдающейся личности.

Способствовать формированию у учащихся навыков социально-полезного поведения.

Гениальность, ее природа. Роль социальной среды. Роль игры в формировании личности.

Одаренность, способности, врожденная предрасположенность

6

Лидер и его качества.

Познакомить учащихся с понятием лидер и основных лидерских качеств.

Особо обратить внимание на основные элементы лидера

Формировать у учащихся качества лидера.

Определение лидера, основные качества лидера. Основные элементы лидера.

Воображение, знание, талант, решимость, жесткость, притяжение,

Конспект урока по обществознанию по теме "Психологический портрет личности: темперамент, характер".

Цели урока: дать представление о темпераменте, о его типах;  о положительных и отрицательных чертах темперамента;                                                 Задачи:                                                 способствовать становлению и развитию личности,        формировать навыки самостоятельного добывания знаний, умения анализировать информацию, выражать и объяснять свою точку зрения;                                выделять главное, делать выводы, развивать аналитическое мышление, интерес к знаниям,                         воспитывать стремление к самосовершенствованию.                                Оборудование: компьютер, проектор,  карточки (для работы в   группах).                                        ИКТ:  презентация                                Наглядность: высказывания известных людей (на доске), буклеты-памятки                                        План урока: Индивид, личности                        Свойства (структура) психологического портрета личности.                                                        Темперамент, его типы                        Практическая работа:                                        Задание по группам (карточки)                        Выполним тест по определению типа темперамента.

Ход урока:

1. Тема урока.                                Психологический портрет личности: темперамент и его типы.                                                               Эпиграф к уроку. У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, тот, который есть в действительности. В. Гюго                                                Запись в тетради темы урока.                 2.Постановка проблемы.                                         Проблема: новые термины: индивид, индивидуальность, личность, темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). В своей речи мы часто употребляем слова человек, индивид, личность. Они действительно близкие, но неравнозначные. Попробуем разобраться. Человек, появляясь на свет как индивид, развивается, приобретает какие-то качества (хорошие и плохие) и постепенно становится личностью. Чем человек отличается от животного?                                                - прямохождение                                                    - мозг: речь, сознание                                         - труд: орудия                                            Индивид – биологическое существо, ещё не личность.                                                         Когда станет? Когда приобретёт какие-то качества.        Личность – общественное существо, продукт развития общества.                                         Обсуждение, мнения ребят о нём.                                         Беседа с учащимися.                                 «Индивид, человек, личность». Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, мы замечаем на их различие в поведении. Одни быстры, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие – медлительны, спокойны, с неярко выраженными чувствами. Причина таких различий  кроется в темпераменте.
Так, что же такое темперамент? Попробуем разобраться. Интересно узнать.
                                                        4. Изучение нового материала.                          Слово учителя обществознания: «А как выглядит психологический портрет человека, нам расскажет  специалист в области психологии, педагог-психолог Чернова Ж. И.                                                                  Слово педагога-психолога: Темпераментом называется  совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих  динамические особенности его психических  процессов, психических состояний и поведения. Иными словами, речь идет об индивидуальных особенностях человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Это на самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.                                                Учение Гиппократа. Типы темперамента.        Видеоролик.                                                              Раскрывается характеристика типов темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик, их отличительные черты и особенности.                                 5. Пауза. Физкультминутка.                                Вывод. Что же такое темперамент?                         Темперамент – совокупность индивидуально-психических свойств человека.                                Как вы думаете темперамент – это врождённое свойство личности? Докажите.                                 Хороших и плохих темпераментов не бывает. Люди любых темпераментов могут обладать богатым воображением, научным и творческим потенциалом и т.д.        Записи в тетрадях. Примеры типов темперамента.        6.Практическая часть.                                        Закрепим материал урока, поработав в группах.                1 задание для работы в группах: определить тип темперамента.                                                Учитель обществознания и педагог-психолог предлагают ребятам выполнить тест по определению типа темперамента.(см презентацию)                                                Работа в группах по карточкам.                                 Ответы учащихся.

  1. Малозаметный увалень Андрей, тихий, неразговорчивый мальчик, с печальными глазами и открытой улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать. В доме, битком набитом людьми, он жил одиноко, любил сидеть днём в полутёмных углах, а вечером – у окна. С ним хорошо было молчать.
  2. Дима – всеобщий любимец, жизнерадостный и общительный, хотя взрослые часто называют его рассеянным и легкомысленным. Он очень подвижен, быстро отвлекается от игр, его взгляд не остаётся долго в одной точке. Если плачет, быстро утешается. На уроках не может долгое время быть сосредоточенным. Друзей много, но постоянных нет, т.к. любит зазнаваться, часто ссорится, может и подраться.
  3. Восьмилетний Саша очень аккуратен: каждая вещь у него имеет своё место. Он надёжный ребёнок и друг, пунктуален, чётко выполняет свои обязанности. Говорит медленно, правильно и чётко выговаривая слова. У него ровный красивый почерк, хотя пишет и обучается достаточно медленно, но усвоенное помнит долго.
  4. Юля в отличие от свих друзей очень редко болеет, она оптимистка по жизни, очень быстро говорит и жестикулирует. Если ее заинтересуешь делом, то она готова горы свернуть.                                        Учащиеся 43цфвыполняют психологический тест: «Определи тип темперамента».                        Учитель обществознания: «Ребята, а как вы думаете, к какому типу темперамента принадлежат известные политики?»                                                        Варианты ответов учащихся.                                Учитель предлагает посмотреть слайды: «Выбор профессии по типу темперамента».                                Учащиеся смотрят презентацию.                                7.Закрепление.                                                Педагог-психолог:                                                 Материал в качестве дополнения.                                Познавательная и интеллектуальная деятельность учащихся.                                                        I. И камень, лёжа мхом обрастает.                         Весёлая голова живёт, спустя рукава.                        Пустая мельница и без ветра мелет.                        Выше головы носа не поднимай.                                За спиной горой, а беде стороной.                                Высокомерие                                                        трусость                                                             беспечность                                                        болтливость                                                        безделье                                                        II. Кто дважды оглянется, тот ничего не потеряет.        Чьим умом живёшь, того и песенку поёшь.                Счастье всегда на стороне отважных.                        У него средь зимы снега не выпросишь.                        Повторять, да учить – ум точить.                                Терпенье                                                         осторожность                                                 подхалимство                                                 смелость                                                          скупость                                                        8. Подведение итогов урока.                                Заключительное слово учитель обществознания.        Педагог-психолог и раздает Буклеты-памятки.                Обобщение и выводы учащихся.                                 9. Домашнее задание                                        1. Параграф 5 читать, практикум.                                2. Мини-сочинение «Мне в моём характере хотелось бы избавиться от …» Запись д/з в дневники.

Приложение: презентация.

Конспект урока по обществознанию+психодогия по теме  

"Психологический портрет личности: способности, интеллект.

Цели урока:

Познакомить учащихся со становлением человеческой личности.

Особо обратить внимание на формирование интеллекта и способностей.

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным фоном.

Задачи:

- формировать навыки самостоятельного добывания знаний, умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы;

осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния.

- развивать аналитическое мышление, интерес к знаниям;

 способствовать развитию у учащихся представлений об реакциях на стресс и средствах его преодоления;

- воспитывать стремление к самосовершенствованию, способствовать становлению и развитию личности.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки (термины и понятия), задания для работы в парах и группах.

Основные обществоведческие и психологические термины и понятия:

Интеллект, способности, чувства, эмоции;        

Аффект, стресс, настроения.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Д/З.

Ход урока:

  1. Проверка д/з Психологический портрет личности: способности и интеллект, чувства и эмоции.
  2. Способности и интеллект.
  3. Чувства и эмоции.
  4. Практическая работа.
  5. Д/З

  1. Практикум, индивидуальная работа по карточкам.
  2. Психологический портрет личности состоит не только из таких структурных элементов как характер, темперамент, сюда же относим способности и интеллект, а так же чувства и эмоции (учитель обществознания).

1. Во-первых, рассмотрим способности человека и его интеллект.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности (педагог-психолог).

Способности нельзя свести просто к знаниям и умениям. По отношению к ним способности выступают как некоторая возможность. Для того, чтобы эта возможность превратилась в действительность, требуется много усилий и определенные условия.

Некоторые условия, способствующие развитию способностей.

Заинтересованность окружающих в том, чтобы человек проявил свои способности.

Качество организации обучения.

Педагог, который обеспечивает специальное обучение.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

        В основе одинаковых движений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности. В то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности.

        Основу способностей составляют задатки.

        Задатки это природные предпосылки, которые служат условием развития способностей.

Например, тонкий слух, хорошая память и т.д.

Различают следующие способности:

СПОСОБНОСТИ

Общие (интеллектуальные)

Определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, умственные способности, тонкость и точность движения рук, развитая память, совершенная речь и др.

Специальные

Определяют успехи человека в специфических видах деятельности. Например, музыкальные, математические, литературные, спортивные, технические способности и др. 

        Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

        Для характеристики выдающихся способностей используют понятия «талант», «гений».

        Талант  (от греч. talanton – первоначально вес, мера, позже – уровень способностей) – получение оригинальных, совершенных и общественно значимых продуктов деятельности в какой-то определенной сфере. 

        Гениальность – высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее не изведанных путей творчества.

Закрепление.

        Укажите последовательность уровней развития способностей человека:

  1. одаренность
  2. гениальность
  3. задатки
  4. талант
  5. способности

Ответ: 35142

 2. «Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего нет у других!»

Из этого шуточного высказывания становится ясно, что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются такие определения сформулировать.

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы.

Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. Термин "И." представляет собой латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум").

Интеллект – есть система, состоящая из ряда подсистем, целью которой является информационное обеспечение взаимодействия личности с внешней средой:

Интеллект это совокупность всех познавательных функций индивида.

Интеллект связан с интересом к жизни и развитым воображением.

Развить воображение можно:

-  выполняя простые упражнения с использованием рисования.

            -  через решение задач на воображение

Интеллект это мышление, высший познавательный процесс.

  1. Практическая часть.                         Выполнение психологических упражнений и теста.
  2. Д/З: параграф 6, отв на вопр., практикум.

Приложение.1.

Они способны, потому что думают так.

Вергилий

***

Будьте способны на большее, чем то, что вы совершаете сегодня.

Д. Гарфилд

***

Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.

И. Гете

***

Возможное порою невозможно -

Что просто одному, другому сложно.

Маари

***

Способности мало значат без возможностей.

Наполеон

***

Где нет простора для проявления способностей, там нет и способностей.

Л. Фейербах.

***

С течением жизни мы узнаем пределы своих способностей.

З. Фрейд

***

Свои способности человек может узнать только попытавшись применить их на деле.

Сенека

***

Венцом всех способностей является здравый смысл.

У. Метью.

Конспект урока по обществознанию+психодогия по теме  

"Психологический портрет личности: чувства и эмоции».

Цели урока:

Познакомить учащихся со становлением человеческой личности.

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональным фоном.

Задачи:

- формировать навыки самостоятельного добывания знаний, умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы;

осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния.

- развивать аналитическое мышление, интерес к знаниям;

 способствовать развитию у учащихся представлений о реакциях на стресс и средствах его преодоления;

учить детей взаимодействовать в процессе совместной деятельности, работать в парах;                         развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость, грусть, удивление, обида и т. д.).                                                                        -воспитывать стремление к самосовершенствованию, способствовать становлению и развитию личности;                                                        развитие воображения, творческого мышления, уверенности в себе, артистических способностей;        воспитывать умение находить выход из сложных ситуаций, воспитывать умение делать комплименты сверстникам, сочувствие к окружающим людям, желание оказать им помощь.                                         Оборудование: компьютер, проектор, карточки (термины и понятия), задания для работы в парах и группах; фотографии детей в различных эмоциональных состояниях, пиктограммы (4 эмоциональных состояния), шаблоны для работы в парах.

ИКТ: презентация

План и ход урока:

1. Актуализация опорных знаний. (Проверка Д/З)

2. Изучение нового материала:

        - эмоции

        Чувства (аффект, стресс)

Закрепление изученного материала.

Практическая часть: выполнение психологических упражнений.

Д/З: параграф 6, практикум.

        Ход урока:

        Проверка Д/З.

        Объяснение учителя-предметника и педагога-психолога нового материала сопровождается слайдами презентации.

Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают у нас симпатию, другие отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие – безразличие.                                                         Ощущение удовольствия или неудовольствия, иногда отчетливое, иногда едва заметное – эта своеобразная окраска ощущений. Характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.                                        Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства и эмоции.        Эмоции характеризуют собой потребности человека и предметы, на которые они направлены.

Значение эмоций для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.                        Но, нужно обратить внимание на то, что используются два понятия “эмоции” и “чувства”.         Эмоции – это более широкое понятие, чувства – одно из проявлений эмоциональных состояний.

В жизни эмоции – это самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений.                                                        Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены.        Эмоции содействуют в реализации потребностей и достижении определенных целей. Любая эмоция положительна или отрицательна, опираясь на это, человек может судить о достижении поставленной цели. Таким образом, можно судить о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.                                Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать повышение уровня адреналина в крови и многое другое.                        Типы эмоций: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.                Аффект – наиболее мощный вид эмоциональной реакции – интенсивные, бурно протекающие, кратковременные эмоциональные вспышки. Например: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.                                                                Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.                                Одна из главных особенностей аффекта: данная эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.                                                         Объяснение этому: сильное эмоциональное возбуждение, затрагивающие двигательные центры КГМ и переходящее в двигательное возбуждение, под действием которого человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает, в состоянии аффекта человек цепенеет, теряете дар речи.                        В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием.                                                        В этом состоянии меняется характер протекания мыслительных процессов и человек не может предвидеть результаты своих действий. Целесообразное поведение становится невозможным.                                                Но!, даже в состоянии очень сильного аффекта человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Но при этом одни могут владеть своими мыслями и поступками, а другие нет.                        Это происходит в первую очередь, из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости.                         Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты носят кратковременный характер, то эмоции представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные и вспоминаемые. Носят характер ориентировочной реакции, т.е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми.                                                 Причина тому то, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно удовольствие и неудовольствие.

Физкультминутка “Мимическая гимнастика”

Учащимся предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне всё равно - равнодушие). Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, всё тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щёки (лень, хочется дремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).

Практический совет: напомним список фундаментальных эмоций человека и их оттенков, которые желательно обыгрывать с детьми: интерес-внимательность, радость-удовольствие, удивление, горе-отчаянье-страдание-сострадание, гнев-злость-зависть, обида-досада, презрение-брезгливость-отвращение, страх-испуг, стыд-вина, тревога-беспокойство, сочувствие-жалость-нежность, грусть-печаль.[1]

Эмоции делятся на:                                        Стенические - стимулирующие деятельность человека, увеличивающие энергию и напряжение сил, побуждающие к поступку, высказываниям. В этом случае человек готов “горы перевернуть”.                Астенические – ведут к скованности, пассивности.

Фундаментальные эмоции:                                Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность.                                                Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.        Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.                Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.                        Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое разногласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувств.                                                        Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.                        Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности, не только ожиданиям окружающих. Но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.                        !!!! эмоциональные состояния носят неоднозначный характер: один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения – это называется амбивалентностью чувств (двойственностью).                                                Чувства – вид эмоциональных состояний – в большинстве случаев предметны и конкретны. И, если эмоции связаны с биологическими процессами, то чувства – с социальной сферой.                                                Еще одно различие: эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства имеют определенное внешне проявление, а эмоции чаще всего нет.                                        Чувства – еще более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.                                        Чувства всегда индивидуальны!!!                        Чувства делят:                                        Нравственные (моральные) – переживаются людьми при восприятии явлений действительности и сравнения этих явлений с нормами, выработанными обществом.        Моральные: любовь, чувство долга, гуманность, дружба, патриотизм…                                Аморальные: жадность, жестокость, эгоизм…        Морально-политические – отношения к различным общественным учреждениям, организациям, к государствам…).                                

Интеллектуальные – переживания, возникающие в результате познавательной деятельности (любознательность, удивление, любопытство…).        Эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и искусства (восторг, радость, восхищение, презрение, страдание, тоска, отвращение…).                                                3.Практическая работа. Психологические упражнения и тренинг.                                        Подведение итогов.                                        Д/З параграф 6, практикум.

 

Конспект урока на тему: «Самооценка»

Цель: дать учащимся представление о понятии самооценки личности, научить работать над формированием адекватной самооценки.                                Задачи:                                                 Развитие рефлексии и навыков анализа и самоанализа.                                                 Диагностика уровня самооценки.                        Овладение методами коррекции самооценки и своих личностных качеств.                                                Оборудование: компьютер, проектор + экран.                ИКТ: презентация.                                                 

Ход урока:                                                 “Чем бы человек не обладал на земле:
прекрасным здоровьем,
любыми благами жизни,
но все-таки не доволен,
                              если не пользуется почетом у людей                        
                                         (Паскаль).                                

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о самооценке: Что это? Для чего знать свою самооценку и как с ней работать.                                                Педагог-психолог: Сначала поиграем.                Игра “Прогнозируем поступок”.                Инструкция: Приглашаются два человек, которые хотят поработать со своей самооценкой (выходят из класса). Учащимся в классе предлагаются ситуации.        Вопрос: “Как вы думаете, как бы поступили в данных ситуациях эти люди?” (относительно двух вышедших людей).                                                Вопросы:                                                        1. Если бы этот человек увидел, как подросток издевается над животным, он бы…                                А) заступился,                                                Б) не заступился.                                                2. Если бы этому человеку представилась возможность поехать заграницу навсегда, он бы…                А) уехал,                                                        Б) не уехал                                                        3. Лучший друг данного человека попал в беду (влез в большой долг). Действия наших водящих?                        А) оказал бы помощь. Как?                                        Б) не помог.                                                        4. В отношениях эти люди ценят больше что?                А) внешние данные,                                                Б) ум, черты характера,                                        В) длительность и качество отношений.                        5. Вы считаете этого человека:                                А) умным,                                                        Б) красивым.                                                Водящие ученики входят в класс, и эти же вопросы задаются им.                                                        Затем выборочно берутся тетради и зачитываются ответы учащихся .                                                Вопрос водящим учащимся:                                Что вы чувствовали :                                        А) когда отвечали на вопросы?                                Б) когда вас оценивал класс?                        Психолог: Ребята, видите, все-таки нам не безразлично как нас оценивают другие. Поэтому мы пытаемся оценить самих себя, стремимся понять, как оценивают нас, наши поступки, мысли окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим узнать свою человеческую цену.                                                Учитель: Самооценка – это личностное суждение о своей ценности. Это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешности.                                                Самооценка складывается на основе не только собственных суждений о себе, но и суждений других людей.                                                        Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психологическое здоровье.                Самооценка бывает:                         Адекватная (когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он представляет из себя в действительности).                                        Неадекватная (когда человек оценивает себя необъективно):                                                        А) завышенная (переоценка),                                Б) заниженная (недооценка себя).                                                                                Психолог: Игра “Определи самооценку”.                Давайте, определим вашу самооценку.                        Учитель: Роль самооценки в жизни человека очень важна. Завышенная или заниженная самооценка затрудняет жизнь человека.                                                Нелегко быть робким, неуверенным в себе, ранимым и замкнутым. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой маленькие цели и не достигают ничего в жизни, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют себя как личность.                                Когда человек высокомерен, бестактен, самонадеян, не оценивает реально свои возможности и способности, ставит завышенные, глобальные цели и не может их реализовать.                                                        Следствием неадекватной самооценки является чувство неудовлетворенности собой, приводящее к срывам, депрессии.                                                        Задание: Посмотрите отрывки из хф “Служебный роман”.Для учителя: можно взять отрывки “Диалог Калугиной и секретаря (Ахеджакова) о красоте женщины”, “Финал. Реакция окружающих на изменение Калугиной”.        Психолог: Отследите динамику самооценки.        Психологи считают, что наше внутреннее представление о себе зависит от трех условий:                         1. насколько мы успешны,                                        2. как относятся к нам авторитетные для нас люди,        3. насколько мы правильно умеем оценивать свои успехи и отношение других людей к нам.                Если хотя бы с одним из этих трех взаимосвязанных условий что-то не в порядке, портится вся “модель себя”, и мы начинаем испытывать затруднения в жизни. Но если хоть одно из этих трех условий благоприятно, то отрицательное действие других ослабевает.                Учитель: Итак, важно не характеризовать себя только с плохой стороны (найдите свои слабые и сильные стороны), будьте уверены в себе, живите так, “чтобы самому уважать себя, тогда и у других вы будете пользоваться уважением”.                

Приложение 1. Психолог проводит с учащимися          Тест на выявление уровня самооценки                 1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?                                 а) очень часто — 1 балл; б) иногда — 3 балла.                 2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:                                                          а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;                                                                  б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.                         3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:        а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;                                 б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;                                                 в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.                                                                 4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:                 а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла;                                         б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;                                 в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.                 5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?                                         а) да — 1 балл;                                                 б) нет — 5 баллов;                                                 в) не знаю — 3 балла.                                          6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:         а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;                 б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;                 в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.                                                          7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?                                                                 а) да — 1 балл;                                                 б) нет — 5 баллов;                                                 в) не знаю — 3 балла.                                         8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?                 а) да — 1 балл;                                                 б) нет — 5 баллов;                                                 в) иногда — 3 балла.                                         9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?                                                                          а) да — 5 баллов;                                                  б) нет — 1 балл;                                                  в) не знаю — 3 балла.                                         10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:                                                                         а) голубой — 1 балл;                                         б) желтый — 3 балла;                                         в) красный — 5 баллов.                                 

Подсчет баллов                                                 50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...                                                                 37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.                                                                 23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

        Приложение 2(к уроку).

Высказывания известных людей.                                Делай вид, что уважаешь себя, и тебя будут уважать.

                                                                          Дюма        Для того, чтобы изменить другого, нужно прежде всего измениться самому. Нужно изменить ход нашей жизни.                                                        Хей Луиза.        Если верить своему отражению в луже, ты мелок и грязен.                                        Кнышев Андрей.        Если вы сами цените себя невысоко, мир не предложит вам ни на грош больше.                      Хени Соня.        Иногда, полезно знать правду о себе, самому, чтобы уберечь от этой правды, других.

                                           Владимир Борисов        Когда ты веришь, ты способен достичь цели                                                        Хэмфри Губерт        Кто чего хочет, тот в то и верит.                                                                       Демосфен                 Людям кажется, что они лучше, когда им лучше.                                        Жулавский Мирослав.        Мы верим только в тех, кто верит в себя.                                                         Талейран Ш.                 Мы ошибаемся только дважды: когда оцениваем себя и когда оцениваем других.                      Балцан Леонид


[1] При использовании игр и упражнений необходимо стимулировать детей распознавать эмоции, развивать умение адекватно выражать эмоциональные состояния человека. Используя в упражнениях разные эмоциональные темы, можно открыть детям, какое эмоциональное единство таится в каждом человеке, как разнообразны эмоции и бесчисленны их оттенки, а также пробуждать и раскрепощать эмоции в самих детях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Интегрированный урок (информатика - обществознание) по теме "Политические партии современной России".

При разработке данного урока за основу была взята идея другого учителя (к сожалению, не помню его ФИО), найденная в Интернете.  Данный урок был проведен в 11 классе учителем информатики Исаковой ...

интегрированный урок (литература-обществознание) 6 класс "А счастье так возможно...Так близко..."

интегрированный урок по темам "Роман А.С.Пушкина "Дубровский"" (литература) и "Семья" (обществознание)...

Интегрированный урок(История-Обществознание-Информатика-МХК) для 6 класса Учитель:Ковалёва Н.В. Тема:Государственная символика.Моя Родина-Владимирская земля.

В каждом учебном заведении,в каждом классе есть школьный уголок,где помещены основные символы РФ-герб,флаг и текст гимна.Но не всегда учащиеся задумываются о том,что обозначают те или иные символическ...

Урок-викторина (интегрированный урок по обществознанию и истории в 6-м классе) по теме «Символы России»,

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ-ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЯХ...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе. Тема урока: « Конфликт и пути выхода из конфликта»

В этом уроке закрепляется понятие конфликта, его видов, процесс развития и пути выхода из конфликта на примере героини повести В.К. Железникова "Чучело". В ходе урока у учащихся воспитываются чувства ...