Урок обществознания 6 класс "Делу время - потехе час"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Бабкова Ирина Михайловна

под редакцией Боголюбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_delu_vremya_-_potehe_chas.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

20.02.2012

Класс - 6

Тема: Делу время – потехе час

Цель:

  1. Определить суть понятий: «время», «свободное время».
  2. Проанализировать и охарактеризовать процесс смены видов проведения свободного времени за последние 100 лет.
  3. Способствовать структурированию изученной информации и применению её в практической деятельности.
  4. Развивать у учащихся умения планировать свое время, работать с учебником, дополнительной информацией, вести дискуссию.
  5. Воспитание качеств, позволяющих рационально использовать свободное время, творчески подходить к выполнению учебных заданий, коммуникабельность.

Оборудование урока: учебник «Обществознание 6» (под редакцией Боголюбова Л. Н.), настенные часы, рабочая тетрадь по обществознанию.

ХОД УРОКА

I. Домашнее задание - § 9, прочитать, вопросы в конце параграфа разобрать устно. 

II. Изучение новой темы.

1. Слово учителя: учащимся предлагается отгадать загадку: «Мы день не спим и ночь не спим. И день, и ночь стучим, стучим» (Часы) 

Вопросы классу: зачем человеку часы? (чтобы знать время).

А что такое время? (заслушиваются варианты ответов учащихся).

Учитель: словарь Владимира Ивановича Даля «Толковый словарь русского языка» дает следующее толкование этого слова – длительность бытия; пространство в бытии; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками – и сегодня на уроке мы узнаем, как рационально использовать время, чтобы успевать делать все – работать, отдыхать, и как с пользой использовать свое свободное время.

Учащиеся: открывают тетради, записывают число и тему урока.

Учитель: какие единицы времени существуют? (секунда, минута, час и т.д.)

2. Работа учащихся: давайте узнаем, а умеете ли вы определять время по часам?

  1. РТ стр. 50, задание № 8
  2. РТ стр. 46, задание № 4

3. Учитель: у восточных народов есть такая пословица: «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого шага». А русский народ подметил: «Работе время, а досугу час», «После дела и гулять хорошо». Попробуем и мы вместе с вами сделать шаг навстречу времени. Поучимся его правильно распределять, чтобы успеть и поработать, и отдохнуть, и заняться любимым делом. А правила просты:

  1. Определить, какие дела для вас обязательны? (предполагаемые ответы учащихся: «ходить в школу», «выполнять домашние задания», «помогать родителям», «убирать свою комнату» и т.д.);
  2. Выполнять обязательные дела и домашние обязанности;
  3. Оставшееся свободное время использовать для отдыха, получения удовольствия, делать то, что вам захочется.

Именно здесь важно, чтобы с вами, ребята, не произошло то, о чем рассказал один детский журнал.

4. Работа учащихся: рассмотреть иллюстрации на стр. 87 в учебнике, прочитать комментарии автора о том, чем занимались Саша, Оля, Марина, Витя, Даша, Сергей, Олег. Ответить на вопросы: как вы считаете, эти ребята с пользой провели свое свободное время? А какие дела, занятия вы считаете полезными? 

5. Учитель: а сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое и узнаем, чем занимались в дворянских семьях, как проводили свободное время раньше?

Учащиеся: читают раздел учебника «Путешествие в прошлое» (стр. 88) и рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 94-95, готовят ответ на вопрос «Чем занималась молодежь, подростки в XIX веке? Как проводили свое свободное время?»

6. Учитель: Изменились занятия свободного времени детей, подростков прошлого века и в наши дни? (практически нет, но в настоящее время мы не посещаем балы)

Какие новые занятия появились у детей сегодня? (Просмотр телевизора, компьютерные игры и т.д.). Желательно организовать дискуссию с учащимися по вопросу о том, какие телевизионные передачи они смотрят? Почему? Какие передачи полезно смотреть подросткам? Какую пользу можно извлечь от компьютерных игр?

7. Вывод: чем бы вы не занимались в свое свободное время, главное, чтобы эти занятия приносили пользу, помогали вам развиваться, расширяли ваш кругозор. А еще было бы хорошо, если бы у каждого из вас появилось свое хобби, как, например, у Александра Порфирьевича Бородина (можно воспользоваться информацией раздела учебника на стр. 91 «Жил на свете человек»).

8. Вопрос учащимся: что такое хобби? Проверим, совпадает ли ваше мнение с толкованием, которое дает словарь (стр. 223 в учебнике, определение записать в тетрадь). А у вас есть свое хобби? Расскажите о нем?

III. Закрепление изученного материала

Учащиеся выполняют задания (по собственному выбору):

  1. Придумать рекламу своего хобби. Сделать рекламный рисунок и подпись к нему.
  2. Составить круговую диаграмму своего рабочего дня. Какую часть суток занимает сон, еда, спорт, занятия в школе, домашние дела, общение с друзьями, прогулка, чтение, просмотр телевизора, хобби и прочие дела (указать что именно).
  3. Составить список полезных дел: а) на один день; б) на неделю; в) на месяц.
  4. Составить свой режим будничного и воскресного дня.

После выполнения заданий учащиеся представляют результаты своей деятельности.

IV. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие выводы сделали для себя?

Вывод урока: чтобы проводить время с пользой – надо умело его распределять. Этому нас учит народная мудрость - «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; «Праздность – мать пороков»; «Без дела жить – только небо коптить»; «Проленился – хлеба лишился».

V. Выставление оценок за урок.

VI. Домашнее задание п. 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Урок литературного чтения в 4 классе по разделу «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС»

Презентация предназначена для проведения урока-обобщения по теме "Делу время- потехе час" в 4 кл по программе "Школа России"...

Конспект урока по обществознанию для 6 класс "Делу время - потехе час".

Подробный конспект  для 6 класса к учебнику Боголюбова включающий в себя проэктную  деятельность....

сценарий урока обществознания в 6 классе "Делу время - потехе час"

Урок изучения нового материала, который способствует формированию умения рационально использовать свое время. УМК Л. Н. Боголюбова...

Конспект урока по обществознанию "Делу время, потехе час"

Конспект урока по обществознанию для 6 класса  по теме "Делу время, потехе час". Урок организован с использованием технологии обучения в сотрудничестве, ИКТ....

Урок по обществознанию 6 класс Делу время - потехе час

Урок по обществознанию 6 класс Делу время - потехе час...