ИНОП по теме Дискуссионная площадка "Точка зрения"
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме

Димарчук Альбина Рафиковна

Инновационнонная образовательная программа  Дискусионная площадка "Точка зрения". Данная программа  может быть применина в виде краткосрочных курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inop_dimarchuk_2.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная  программа

инновационной образовательной практики (ИнОП)

Открытая дискуссионная площадка «Точка зрения».

ФИО, должность автора: Димарчук Альбина Рафиковна - учитель истории и обществознания, МАОУ «СОШ № 84»

Форма программы:  краткосрочный курс

Направление работы, в рамках которого реализуется программа:

Развитие коммуникативной компетентности.

Категория учащихся, для которой предназначена данная программа:

Ученики 5-8 классов (11-15 лет).

Количество часов: 18 часов, из них:

  1. 2 час - аудиторных (лекционная часть) ,
  2. 12 часов - практическая часть ,
  3. 4 часа – самостоятельной работы.

Наличие программы в УП школы/ в плане внеурочной деятельности:

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.

Организационные условия реализации программы:

  1. время проведения в течение года – третья четверть учебного года
  2. режим проведения – 3 часа в неделю
  3. место реализации программы – МАОУ СОШ №84 (актовый зал)

Ожидаемые результаты реализации программы:

Результат

УУД

Критерии и показатели результативности программы

Умение учащихся аргументировать свою точку зрения, спорить отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом, научить дискутировать на заданную тему, переводить конфликтную ситуацию в  логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

1.80% учащихся выступят на открытой дискуссионной площадке

2.Выпуск сборника статей с публикациями аргументированных точек зрения учащихся (не мене 70% учащихся).

Объекты оценивания и критерии их оценки (критерии оценки деятельности учащихся):

  1. Защита своей точки зрения на открытой дискуссии (выступление или оппонирование)

Критерии

Показатель

Баллы

1. Убедительность

Рейтинг зрителя:

90% и более  зрителей  разделили точку зрения выступающего

 70% зрителей разделили точку зрения выступающего

 40-50% зрителей разделили точку зрения выступающего

Менее 40% зрителей разделили точку зрения выступающего

3 балла

2 балла

1 балла

0 баллов

2.аргументированность

Количество приведенных в доказательство фактов:

5-6 фактов приведено

2-3 факта приведено

1 факт приведен

Не приведены факты

использование ссылок на источники:

приведены несколько ссылок на источники (3-4)

приведены 2-3 ссылки на источники

приведена 1 ссылка на источник

не использованы ссылки на источники

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

3 балла

2 балла

 1 балл

0 баллов

3.Работа с вопросами

Соответствие содержание ответа заданному вопросу:

Ответил по существу вопроса

Ответил не по существу вопроса

Количество ответов :

Ответил на все вопросы (5-6 из 6)

Ответил на 3-4 вопроса из 4

Ответил на 2-3 вопроса из 3

Не ответил на вопросы

1 балл

0 баллов

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

4. Нарушение правил дискуссии

Количество нарушенных правил

Штрафные баллы:

-1 балл за каждое нарушенное правило

5.  Работа в команде

В дискуссии участвовали все участники команды

В дискуссии участвовали не все участники команды

1 балл

0 баллов

  1. Статья

1.Объем статьи

Количество строчек (Times New Roman, 12пт, полуторный).

20-25 строчек

15-20 строчек

10-15 строчек

Менее 10 строчек

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

2. Аргументированность

Количество приведенных в доказательства фактов, их достоверность

5-6 фактов приведено

2-3 факта приведено

1 факт приведено

Не приведены факты

Длина цепочки аргументации, ссылки

приведены несколько ссылок на источники (3-4)

приведена 2-3 ссылки на источники

приведена 1 ссылка на источник

не использованны ссылки на источники

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

3 балла

2 балла

 1 балл

0 баллов

План реализации программы:

  1. Описание замысла программы;

Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом для развития  коммуникативной компетентности обучающихся: умение рассуждать, спорить, делать выводы, самостоятельно мыслить;  все это основные линии качественного изменения в коммуникативной деятельности личности подростка. Формирование коммуникативной компетентности способствует  обучение  дискуссии, которая понимается как  обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; метод решения спорных вопросов.

Участники дискуссии учатся аргументировано и логично выстраивать своё выступление, то есть быть убедительными. Именно дискуссия помогает ребенку сформировать свою точку зрения, отличить ее от других, а также скоординировать разные позиции для достижения общей цели.  Одно из наиболее важных навыков, приобретаемых в ходе дискуссии – это умение рассматривать проблему с разных позиций, быть терпимым к тому, что кто-то имеет другое мнение.

Программа включает в себя 5 занятий. На первом занятии обучающиеся определяются с  темами дискуссионной площадки, делятся на группы. Кроме этого, ведущий рассказывает обучающимся о правилах ведения дискуссии:

  1. Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу.
  2. С уважением относитесь к мнению другого человека.
  3. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.
  4. Уважайте мнение любого человека.
  5. Придерживайтесь дружелюбного тона.
  6. Не спорьте ради спора! 
  7. Желательно в начале выступления уточнить аргумент дискутанта, который вы хотите оспорить
  8. Нельзя превращать реплику в доклад: если Вы не можете развить аргумент в течение трех минут - с Вашими аргументами что-то не так!
  9. Если Ваш аргумент кажется Вам слишком простым и наивным, не стесняйтесь - как раз наивные аргументы часто оказываются продуктивными и др.
  10. Обсуждение точек зрения, а не людей и личности

Следующее занятие предполагает тренировочную дискуссию, в ходе которого учащиеся просмотрят видео-сюжеты с передачами «К барьеру», «Исторический процесс», кроме этого ученики будут тренироваться в участии в  дискуссии.

Далее на протяжении 3 занятий обучающиеся дискутируют  на определенные ими темы. Учащиеся  должны приходить на дискуссию подготовленными (дома они готовятся к занятию – выстраивают систему аргументации, ищут факты в интернете, газетах, журналах и другой литературе; а также смотрят такие телепередачи как, « К барьеру», «Исторический процесс», « Поединок»). На каждую тему дискуссии отводится по 3 часа. Из них 2 часа ученики дискутируют на темы,   обмениваются мнениями.  Анализ ошибок проходит на следующий день (1 час).

Этапы проведения дискуссии.

Этап

Характеристика

1.Вводный

Представление темы дискуссионной площадки. Представление команд, экспертной группы.

2.Дискуссия 1

Выступление команд. Голосование зрителей.

  1. Аналитический

Выступление зрителей, экспертов. Итоги дискуссии. Смена состава команд (позиций).

  1. Дискуссия 2 (может и не быть)

«Дискуссия наоборот»

5. Рефлексия

Подведение итогов. Анализ ошибок.

Действующие лица дискуссии:

Команда - состоит из 3 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тезис, называется утверждающей, а ее спикеры обозначаются как У1, У2, У3 (У - утверждения). Команда, опровергающая тему, называется отрицающей, ее спикеры О1,О2, О3 (О- отрицания) . Время выступления каждого спикера максимум 3 минуты.

Зрители   - ученики школы, а также учителя. Зрители решают кто победил в ходе дискуссии голосованием. Кроме этого, зрители могут задавать вопросы.

Голосование зрителей предполагается 2 способами. Первый способ с помощью карточек, который включает в себя несколько этапов голосования. 

Этапы голосования с помощью карточек:

А) первичный (когда сообщается тема дискуссии),

Б) голосование после каждого выступления спикера команды,

В) голосование после вопросов зрителей и спикеров,

Г) итоговое голосование. После обсуждений зрители голосуют.

Второй способ  - «голосование ногами». 

Этапы «голосования ногами»:

А) первичный (зрители рассаживаются на определенные места в соответствии со своей позицией, когда сообщается  тема дискуссии).

Б) второй этап. После выступления спикеров зрители могут перейти, если их мнение изменилось.

В) третий этап. После ответов на вопросы зрителей и спикеров, зрители могут изменить свое мнение

Г) итоговое голосование, после обсуждения .

 Голосование несколько раз происходит с целью выявления изменения мнений, позиций зрителей. Если зрители поменяли свою позицию, то они могут высказаться (что повлияло на смену мнения и т.д.).

Ведущий – учитель, который  выстраивает дискуссию, следит за соблюдением темы, стимулирует живую дискуссию, повторяет или обобщает аргументы, если это необходимо.

Экспертная группа – дает оценку выступающим по критериям в конце дискуссии. В состав экспертной группы входят 1- 2 учителя и 2-3 ученика старших классов.

Таймкипер - это человек, который контролирует соблюдение регламента и правил игры.

Счетчик – считает голоса и заносит в таблицу результаты голосования зрителей.

Оператор – снимает на видео-камеру дискуссию.

Этапы выступления команды.

Этапы

Спикеры

1.Убеждение

У1

О1

Аргументация своей позиции. Поддержка и доказательство своей позиции.

Аргументированное отрицание. Позиция оппонирования после недостатков позиции У1. Поддержка и доказательство своей позиции

2.Дополнительные доказательства

У2

О2

Дополнительные доказательства к аргументам У1. Развитие утверждающей  позиций. Ответы на вопросы. 

Дополнительные доказательства к аргументам О1. Развитие отрицающей позиций. Ответы на вопросы.

3.Выводы

У3

О3

Доказательство несостоятельности позиций  отрицания, опровержение позиций отрицания, указание на их недостатки. Подведение выводов.

Доказательство несостоятельности позиций утверждения, опровержение позиций утверждения, указание на их  недостатки. Подведение выводов.

Содержание программы:

Название раздела

часы

Способы деятельности

педагога и учащихся

Объект оценивания

Аудит.

Самост.

Учитель

Ученик

1

Вводное занятие (Определение тематики работы, теоретическая часть ведения дискуссии, анкетирование учащихся)

2ч.

0,5 ч.

Учитель рассказывает о правилах игры, о том, что такое дискуссия. Учитель показывает ученикам телепередачи «К барьеру», «Поединок», «Исторический процесс».

Ученики определяют темы дискуссий, обсуждают телепередачи. Ученики самостоятельно дома готовятся к дискуссии (используя газеты, журналы, интернет и др. источники).

2

Тренировочная дискуссия

2

0,5.

Учитель организует дискуссию, контролирует ход дискуссии

Ученики участвуют в дискуссии.Ученики самостоятельно дома готовятся к дискуссии (используя газеты, журналы, интернет и др. источники).

Работа над ошибками

1

Учитель выявляет ошибки учеников, организует обсуждение видео-дискуссии.

Ученики обсуждают, выявляют свои ошибки, анализируют видео-дискуссию.

3

Дискуссия на заданную тему

2

0,5

Учитель организует дискуссию.

Ученики участвуют в дискуссии. Ученики самостоятельно дома готовятся к дискуссии (используя газеты, журналы, интернет и др. источники).

Выступление ученика

Работа над ошибками

1

Учитель выявляет ошибки учеников, организует обсуждение видео-дискуссии.

Ученики обсуждают, выявляют свои ошибки, анализируют видео-дискуссию.

4

Дискуссия на заданную тему

2

0,5

Учитель организует дискуссию.

Ученики участвуют в дискуссии. Ученики самостоятельно дома готовятся к дискуссии (используя газеты, журналы, интернет и др. источники).

Выступление ученика

Работа над ошибками

1

Учитель выявляет ошибки учеников, организует обсуждение видео-дискуссии

Ученики обсуждают, выявляют свои ошибки, анализируют видео-дискуссию.

5

Дискуссия на заданную тему

2

0,5

Учитель организует дискуссию

Ученики участвуют в дискуссии. Ученики пишут статью (используя газеты, журналы, интернет и др. источники).

Выступление ученика

Работа над ошибками

1

Учитель выявляет ошибки учеников, организует обсуждение видео-дискуссии

Ученики обсуждают, выявляют свои ошибки, анализируют видео-дискуссию.

6

Написание статьи

1,5

индивидуальная консультация с учениками по поводу написания статьи, ее редактирования.

Ученики пишут статью о своей позиции в процессе дискуссии.

 Статья

11. Материалы для реализации программы (учебные, дидактические, методические).

видеосюжет «К барьеру!», «Исторический процесс», "Поединок",  критерии оценки деятельности учащихся (бальная система), протоколы, карточки, доска, маркеры.

 Ссылки на электронные материалы:

Успешное участие в публичной дискуссии.

http://www.ritorika.net/

Как стать хорошим спикером

httpHYPERLINK "http://www.treko.ru/show_article_1590"://HYPERLINK "http://www.treko.ru/show_article_1590"wwwHYPERLINK "http://www.treko.ru/show_article_1590".HYPERLINK "http://www.treko.ru/show_article_1590"trekoHYPERLINK "http://www.treko.ru/show_article_1590".HYPERLINK "http://www.treko.ru/show_article_1590"ruHYPERLINK "http://www.treko.ru/show_article_1590"/HYPERLINK "http://www.treko.ru/show_article_1590"showHYPERLINK "http://www.treko.ru/show_article_1590"_HYPERLINK "http://www.treko.ru/show_article_1590"articleHYPERLINK "http://www.treko.ru/show_article_1590"_1590

http://radislavgandapas.com/?d=docsHYPERLINK "http://radislavgandapas.com/?d=docs&DId=20"&HYPERLINK "http://radislavgandapas.com/?d=docs&DId=20"DId=20

приемы привлечения и удержания внимания аудитории

http://radislavgandapas.com/?d=articles

  1.  Необходимое ресурсное обеспечение реализации программы. 

компьютерное и мультимедийное оборудование,  трибуна, видео-камера, часы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Глаз и зрение"

Конспект урока  по теме "Глаз и зрение " и презентация к нему...

Презентация к уроку развития речи в 7 классе по теме: "Сочинение на дискуссионную тему по картине К. Васильева "Нашествие"". (Программа и учебник под редакцией М. М. Разумовской)

В 7 классе по программе М.М. Разумовской много уроков развития речи. Ребята сельской школы мало знают о художниках и их творении. Уроки развития речи по картине неоценимы в плане воспитания и развития...

конспект урока в 3 классе по развитию речи на тему: "Глаза-орган зрения"

Цель: объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека, сформировать представление о механизме их работы, обратить внимание на правила личной гигиены для сохранения здоровья орган...

Методическая разработка Классного часа На тему: «Всемирный День Зрения»

Методическая разработка Классного часаНа тему: «Всемирный День Зрения»...

Методическая рекомендация по дисциплине: «Физическая культура». Тема: «Профилактика нарушений зрения студентов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики»

Методическая рекомендация по теме «Профилактика нарушений зрения студентов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики»  В работе рассмотрены и рекомендованы комплексы упр...

Урок физики по теме "Глаз и зрение"

Урок по физике для 8 класса на тему "Глаз и зрение" с презентацией и тестовыми заданиями....