Разработка урока обществознания в 8 классе на тему: "Радости и сложности общения"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Представленная разработка урока заняла I место в муниципальном конкурсе методических разработок на тему: "Мой лучший урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_na_konkurs.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Центр повышения квалификации Шатурского муниципального района

Муниципальный конкурс «Мой самый лучший урок»

2011

Радости и сложности общения

Разработка урока обществознания в 8 классе

Автор: Ольга Михайловна Зинина, учитель истории и социальных дисциплин МБОУ СОШ №2 г.Шатуры

г.Шатура


Технологическая карта урока

Предмет, класс: Обществознание, 8 класс

Тема: «Радости и сложности общения»

Цели:

1.Показать важность общения для формирования социальной      сущности человека.

2.Раскрыть проблему радостей и сложностей общения.

3.Совершенствовать учебные умения и навыки учащихся, а именно:

1) умение извлекать нужную информацию из текста документа;

2) умение приводить примеры из повседневной жизни и истории, доказывающие ту или иную точку зрения;

3) резюмирование информации, изложение сложных идей, чувств и представлений в нескольких словах.

4.Способствовать воспитанию культуры общения школьников.

5.Формировать интерес к обществоведческой дисциплине.

Методическая цель: Использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на формирование учебных умений и навыков, необходимых для сдачи экзамена в форме ГИА.

 Методические приёмы: «Синквейн», «Пятиминутное эссе».

Форма проведения: Урок-практикум.

 

Основной метод: Проблемно-поисковый.

Проблема урока:  Когда общение является источником радости, а когда – источником огорчений?

Вопросы урока:  1. Необходимость общения для человека.

                             2. Правила общения.

                             3.Сложности в общении: конфликты.

Оборудование: Набор распечатанных текстов документов,  распечатанные высказывания философов об общении, памятка по написанию «Синквейна»; мультфильм «Конфликт».

Понятия: общение, конфликт, компромисс.

Программа урока

Этап урока

Время

Цель этапа

Орг. момент

1 мин

Проверить готовность учащихся к уроку.

Стадия вызова:

8 мин

Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Знакомство учащихся с притчей.

Стадия осмысления:

26 мин

Проблемно-поисковый и продуктивный методы положены в основу источника новых знаний.

Вопрос 1. Необходимость общения для человека.

Вопрос 2. Правила общения.

Вопрос 3. Сложности в общении: конфликты.

Стадия рефлексии

8 мин

Обращение к проблеме урока: «Когда общение является источником радости, а когда – источником огорчений?»

Методические приёмы:

«Синквейн», «Пятиминутное эссе».

Подведение итогов.

Домашнее задание

2 мин

Оценивание работы учащихся на уроке и настраивание на выполнение домашнего задания

         


Ход  урока

Введение в урок.

Учитель: Мы изучили раздел «Что такое человек?»

-Как обществоведы отвечают на этот вопрос?

- Что означает выражение: «Человек – существо биосоциальное?»

- Что находится в основе человеческого существования?

- Какие виды деятельности вам известны?

- Человек уже с рождения начинает познавать мир. Какие 3 вида познания вы знаете?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: С сегодняшнего урока приступаем к изучению Раздела: «Человек среди других людей». И тема нашего урока: «Радости и сложности общения». В течение урока поразмышляем над проблемой: «Как избежать неудачи в общении и получить от него радость?»

Работа со словарём: Учащиеся в словарях под диктовку учителя записывают определение понятия «Общение» (вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями).

I. Стадия вызова

Учитель: Общение – это ещё и целое искусство со своими правилами и законами. Об этом ярко свидетельствует притча. Послушайте её.

«Приснился как-то падишаху сон, будто все зубы у него сломались и выпали, только один передний зуб остался. Проснулся поутру падишах сам не свой: к чему такой дурной сон? Приказал он созвать во дворец гадателей и стал у них спрашивать, что его сон означает.

- Владыка мира! – ответил один гадатель. – Значение сна такое: сперва умрут все ваши родственники, а после них умрёте Вы.

Услыхал падишах такое зловещее предсказание, пришёл в ярость и тотчас прогнал гадателя прочь. Когда во дворец пришёл мудрец Бирбал, падишах спросил про сон у него.

- Этот сон, пожалуй, можно понять. Жить Вы будете с вашими родственниками долго. Только один человек проживёт ещё дольше, и это будете Вы, - ответил Бирбал.

Слова Бирбала сошлись со словами гадателя, но сказаны они были по-умному, вежливо, и падишах обрадовался, услышав такой ответ».

Вот так два мудреца сказали одну и ту же мысль, но разными словами и один из них лишился жизни, а другой получил вознаграждение. Одна и та же информация может быть сказана по-разному. Эта притча учит нас быть мудрыми и тактичными в общении. Из притчи видно, что общение бывает разным: сложным и радостным.

Как же избежать неудачи в общении и получить от него радость? Поразмышляем над этой проблемой в течение урока.

Учащиеся записываем тему урока и его проблему.

II. Стадия осмысления

Вопрос урока № 1. Необходимость общения для человека

Учитель: Ответить на этот вопрос поможет информация, помещённая в тексте №1.

Учащиеся читают текст и размышляют над первым вопросом урока

ТЕКСТ № 1. Какую роль общение играет в формировании человеческой личности?

    В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой -  пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.

Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения.

Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.

Ответы учащихся.

Комментарий учителя: Данный текст помогает убедиться в том, что, общение – главное условие, помогающее человеку стать человеком. Общение – необходимое условие формирования социальной сущности человека. Обратите внимание на последний абзац документа: «Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело». Следовательно, биологическая сущность была сформирована! Но, «оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми».

Вывод к вопросу №1 данного урока: (фиксируется учащимися в тетради)

Общение – необходимое условие формирования социальной сущности человека.

                     


Вопрос урока № 2. Правила общения

Учитель: Итак, общение – необходимость для человека, радость. И чтобы оно оставалось приятным, важно соблюдать правила общения. Сформируем 5 правил общения в повелительном наклонении, читая текст №2! Например, Правило1:  «Будь мудр и тактичен в общении!» (учащиеся записывают его в тетрадь)

Учащиеся читают Текст №2

ТЕКСТ № 2. Сформулируйте ещё пять правил общения, которые столь удачно выполнила Наташа.

Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдётся две минутки, чтобы поболтать со мной? – деловито спросила Наташа. «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» - спросила она.

Ответы учащихся, на основе которых формулируются пять правил общения и фиксируются в тетради:

Правило 2. Будь вежлив!

Правило 3.Уважай собеседника!

Правило 4. Рассказывай интересно!

Правило 5. Говори комплименты!

Правило 6. Будь благодарным!

Задание: Прочитайте Текст №3 и сформулируйте седьмое правило общения. Учащиеся работают с Текстом  № 3.

ТЕКСТ № 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае? Какое правило общения из этого можно сформулировать?

Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах. Рассказывал, видимо, потому что «накипело». Человек слушал, не встревая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!»

Ответы учащихся. В тетрадь записывается 7-е правило: Умей слушать собеседника!

Учитель: Древнегреческий  историк Плутарх оставил нам интересное изречение: «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, а слушать больше». Вы всегда выполняете это правило и другие правила общения? – Нет! А это ведёт к сложностям в общении – конфликтам!

Вопрос урока №3. Сложности в общении: конфликты.

Работа со словарём: учащиеся в словарях записывают определение понятия «Конфликт» (от лат. «столкновение» - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов).

Учитель: Конфликты неизбежны. Конфликтов нет там, где все люди одинаковы, а это нереально, ведь все мы разные! Вот как об этом сказал философ Ч.Ликсон: «Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс». Важно уметь правильно выйти из конфликтной ситуации!

Американский психолог К.Томас разработал пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

1) избегание (игнорирование);

2) приспособление;

3) компромисс;

4) сотрудничество;

5) соперничество.

Задание : Посмотрите м/ф: «Конфликт». О какой стратегии поведения в конфликте здесь идёт речь? Насколько эта стратегия эффективна.

Ответы учащихся.

Комментарий учителя: Соперничество – нелучший выход из конфликтной ситуации, т.к. вредит обеим сторонам. Наиболее эффективные выходы из конфликтной ситуации – компромисс и сотрудничество.


III.Стадия рефлексии

Учитель: Мы разобрали все вопросы нашего урока и располагаем теперь полной информацией, чтобы ответить на проблему: «Как же избежать неудачи в общении и получить от него радость?»

Ответы учащихся.

Учитель: В рабочих тетрадях продолжите  пять предложений, касающиеся того, что интересного и познавательного вы получили на уроке. Предложения не должны повторяться. Чем полнее и содержательнее будут эти пять предложений, тем выше будет оценена ваша работа на уроке. Итак:

1) Источником радости в общении является …

2) Источники сложностей общения кроятся в …

3) Я удивлён …

4) Я понял …

5) Особенно интересным на уроке мне показалось (понравилось) …

Домашнее задание:  1) записи в тетради учить; Словарь

                                    2) Учебник: с.68-70 – пересказывать

                                    3) Вопросы: №1-5 на стр.72;

                               4) Творческое задание (по желанию, на дополнительную    оценку) – составить Синквейн об общении или конфликте (памятка на раздаточном листочке).


 Приложения: Раздаточный материал для учащихся

ТЕКСТ № 1. Какую роль общение играет в формировании человеческой личности?

    В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой -  пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.

Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения.

Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.

ТЕКСТ № 2. Сформулируйте ещё пять правил общения, которые столь удачно выполнила Наташа.

Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдётся две минутки, чтобы поболтать со мной? – деловито спросила Наташа. «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» - спросила она.

ТЕКСТ № 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае? Какое правило общения из этого можно сформулировать?

Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах. Рассказывал, видимо, потому что «накипело». Человек слушал, не встревая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!»

«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, а слушать больше» (Плутарх).

 «Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс» (Ч.Ликсон).

Памятка.

Алгоритм написания синквейна

Синквейн – стихотворение- миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы на уроке.

1 строка: Кто? Что? (одно имя существительное)

2 строка: Какой? (два имени прилагательных)

3 строка: Что делает? (три глагола)

4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)

5 строка: Кто? Что? (одно имя существительное, отражающее новое звучание темы и являющееся выводом)

Например, синквейн на тему: «Радости и сложности общения»

Общение

радостное и сложное -

формирует, обогащает, огорчает…

Без общения человека не представляю!

В правильном общении - секрет наших успехов!


Литература

1. Л.Н.Боголюбов и др. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл. – М.: Просвещение, 2000. – с. 20

2. Л.Н.Боголюбов и др. Тесты и задания по обществознанию (основная школа). – М.: Просвещение, 2002.

3. В.П.Симонов. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. – М.: Перспектива, 2010. – с.103-123.

4. Журнал «Этическое воспитание» №1, 2007, с. 41.


Технологическая карта  системного анализа

и оценка эффективности урока

ЧТО ОЦЕНИВАЕТСЯ

1. Оценка основных личностных качеств преподавателя на уроке

1.1.

Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом.

1.2.

Уровень педагогического и методического мастерства

1.3.

Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность.

1.4.

Степень тактичности и стиль взаимоотношений с учащимися.

1.5.

Внешний вид учителя, мимика, жесты и культура поведения.

2. Оценка основных характеристик учащихся

2.1.

Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности учащихся в ходе  урока.

2.2.

Уровень их общеучебных и специальных умений и навыков (какие, как развиты и как развиваются в ходе урока).

2.3.

Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы.

2.4.

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности учащихся в ходе урока.

3. Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся

3.1.

Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых знаний и умений).

3.2.

Актуальность и связь с жизнью (связь теории с практикой).

3.3.

Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации).

3.4.

Оптимальность объёма предложенного для усвоения материала, а также – заданного на дом.

4. Оценка эффективности способов деятельности

4.1.

Рациональность и эффективность использования времени урока, его темпа, а также оптимальность чередования и смены видов деятельности в ходе урока.

4.2.

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке.

4.3.

Степень рациональности и эффективности используемых организационных форм и методов обучения.

4.4.

Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока.

4.5.

Эффективность контроля за работой учащихся и объективность оценки их знаний, умений и навыков.

4.6.

Степень эстетического воздействия урока на учащихся.

4.7.

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимся в ходе урока.

5. Оценка цели и результатов проведённого урока

5.1.

Степень конкретности, чёткости и лаконичности формулировки цели урока.

5.2.

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно.

5.3.

Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему и в какой степени научились).

5.4.

Степень воспитательного воздействия (что воспитывалось и что способствовало воспитанию учащихся, и в какой степени).

5.5.

Степень воздействия урока на развитие учащихся (что развивалось и что способствовало их развитию и в какой степени).

        Все вышеприведённые вербальные показатели можно выразить через условные баллы (проценты). Всего по пяти направлениям системного анализа проведённого занятия 25 основных показателей (по личности педагога - 5, по учащимся – 4, по содержанию деятельности – 4, по способам деятельности – 7 и по цели-результату деятельности – 5). Если сумму этих показателей принять за 100%, то условное соответствие каждого из них - 4% (можно в баллах, тогда: 100 и 4 балла соответственно). Если получено 85% (или баллов) и выше – то проведённое занятие оценивается на «отлично», 65-84% - на «хорошо», 45-64% - на «удовлетворительно». Математическая оценка эффективности каждого урока оформляется в карте[1].

Карта анализа и оценки эффективности уроков

№ пара-метра

Дата проведения анализа и оценки эффективности учебных занятий

14.11.

21.11.

28.11

Ср.балл

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

1.1.

3

1.2.

4

1.3.

3

1.4.

4

1.5.

4

2.1.

3

2.2.

3

2.3.

2

2.4.

4

3.1.

4

3.2.

3

3.3.

4

3.4.

4

4.1.

3

4.2.

4

4.3.

4

4.4.

4

4.5.

4

4.6.

4

4.7.

4

5.1.

4

5.2.

4

5.3.

3

5.4.

4

5.5.

4

Эффект

90 баллов

Самооценка урока: «отлично»

Ср.балл

А – самооценка преподавателя, ведущего урок                       Б – оценка эксперта

Самоанализ эффективности урока обществознания в 8 классе по теме «Радости и сложности общения»

выполнен по методике математической оценки эффективности учебных занятий, изложенной в книге В.П.Симонова «Урок: планирование, организация и оценка эффективности»

( М.: Перспектива, 2010. – с.103-123).

№ па-раметра

Самохарактеристика преподавателя

Матема-тическая самооценка:

1- 4 балла

1.1.

Свободное владение своим предметом, но имея план, периодически, изредка обращается к нему

3

1.2.

Умелое ведение диалога с учащимися, рациональное использование доски, чёткие записи, красивые, логически стройные выводы

4

1.3.

Речь носит образный и эмоциональный характер, организована работа с новыми терминами, выделяется главное в содержании учебного материала, делаются повторы, но несколько завышен темп

3

1.4.

Демократический, доброжелательный стиль общения, высококультурная манера поведения, оказывает положительное воздействие на учащихся

4

1.5.

Элегантный внешний вид преподавателя, богатая мимика и адекватные жесты хорошо дополняют стиль общения преподавателя с учащимися

4

2.1.

На  занятии прослеживался односторонний поток вопросов от преподавателя к учащимся, что характеризует средний уровень их активности. Творчество, самостоятельность учащихся также проявлялись средне, однако, примерно 50% времени они работали самостоятельно

3

2.2.

Большая часть учащихся осознанно отвечает на вопросы и даёт правильные ответы. Однако речь не отличается лаконичностью, а ответы глубиной и полнотой

3

2.3.

Групповой, коллективной работы у учащихся не наблюдалось. Не использовалась возможность для взаимопроверки и самопроверки при выполнении самостоятельных работ

2

2.4.

Дисциплина у учащихся в норме, т.к. почти все они заняты делом. Чувствовалось, что учащиеся заинтересованы предметом, этому способствовали новизна содержания предмета, привлечение ТСО и весь стиль общения на уроке

4

3.1.

Принцип научности (как синоним достоверности, аргументированности и доказательности) соблюдался полностью. Принцип доступности и посильности также реализован хорошо, т.к. преподаватель пытался организовать дифференцированный подход к учащимся

4

3.2.

Содержание учебного материала преподаватель пытался увязать с практикой. Однако, часть учащихся испытывает затруднения в умении выделять ведущие идеи в изучаемом материале

3

3.3.

Новизна и привлекательность учебной информации не подлежит сомнению, к тому же учитель опирается на принцип проблемности

4

3.4.

Объём учебного материала, предложенный за это занятие, в норме; домашнее задание дано с комментариями и методическими указаниями по его выполнению

4

4.1.

Не совсем рационально распределено время, что привело к задержке после звонка на 3 минуты

3

4.2.

Эффективно использовался проектор на уроке при демонстрации мультфильма «Конфликт», учащиеся на партах имели экземпляры текстов для поиска ответов на вопросы, важные высказывания философов также были распечатаны для учащихся

4

4.3.

Методы и приёмы обучения, использованные в ходе проведённого занятия, соответствовали его логике, а также возрасту и развитию учащихся

4

4.4.

Вследствие хорошей обратной связи все учащиеся были заняты продуктивной учебной деятельностью

4

4.5.

Контроль за знаниями учащихся достаточно эффективен: все оценки объявляются и мотивируются, преподаватель комментирует ответы учащихся

4

4.6.

В эстетическом плане занятие выдержано безукоризненно (дизайн аудитории, эстетика работы на доске довольно высокие)

4

4.7.

Правила по технике безопасности при работе с компьютером и проектором соблюдались

4

5.1.

Цель занятия сформулирована конкретно, лаконично и чётко

4

5.2.

Цель реальна для достижения и носит практический характер, т.е. ориентирована на формирование умений

4

5.3.

Цель занятия достигнута, однако итог занятия подведён скомканно

3

5.4.

Мировоззренческая направленность занятия в целом прослеживается хорошо. Сама тема этого занятия связана с жизнью, и преподаватель умело использует эти возможности, показывая стратегии поведения в конфликтной ситуации

4

5.5.

Диалогический способ ведения занятия, выполнение познавательных заданий, выбор оптимального способа работы совместными усилиями – всё это оказало положительное влияние на умственное воспитание и развитие учащихся

4

ИТОГО

90 баллов

Выводы, сделанные учителем после самоанализа

По первому параметру: 

1. Больше читать специальной литературы по предмету, чтобы свободнее владеть материалом.

 2. Следить за темпом своей речи на уроке.

По второму параметру: 

1. Усовершенствовать методику проведения самостоятельных работ, продумывать их завершение со взаимопроверкой и самопроверкой.

2. Учиться вводить в практику различные формы коллективной работы.

По третьему параметру: 

Продолжать работу по формированию у учащихся умения выделять ведущие идеи в изучаемом материале.

 По четвёртому параметру:

1. Рациональнее использовать время занятий. Занятия стараться завершать вовремя.

2. Особое внимание уделять этапу закрепления.

По пятому параметру:

Добиваться достижения дидактической цели для всех учащихся – как для сильных, так и для отстающих.

Учитель обществознания:______________ (О.М.Зинина)


[1] В.П.Симонов. Урок: планирование, организация и оценка эффективности. – М.: Перспектива, 2010.

                                                                                                                                                                        - с.103-123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 5 классе на тему: "Радость" в технике "граттаж" .

Конспект открытого урока в 5 классе  на тему : "Радость" в технике "граттаж" разработан для учащихся 5 кл. коррекционной школы 8 вида....

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

разработка урока обществознания 7 класс по теме "Правоотношения"

Урок разработан на основе учебника А. Кравченко Обществознание 7 класс. Инновационная школа. Данный урок продолжает тему "Правовое регулирование поведения человека в обществе" . Учащиеся знакомятся с ...

"Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс

Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...

Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"

Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...

разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"

Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...