Методическая разработка "Социальные группы и их классификация"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

В методической разработке "Социальные группы и их классификация" показан повторительно-обобщающий урок подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Рассматриваются многие вопросы по теме социальная стратификация. Приведены примеры вопросов ЕГЭ по трем частям: А,В,С. И даны примерные ответы на эти вопросы. Показаны примеры плана (С8) и эссе (С9).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razr_._socialnye_gruppy.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 240-304-823, Сажнова Елена Евгеньевна

Тема 2. «Методическая разработка итогового урока по обществознанию: СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»

Урок в 11 классе

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: групповая работа. Работа в группах позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения, вызывает положительные эмоции у учеников, содействует формированию навыков совместной деятельности и повышению коммуникативной культуры.

Подготовительная работаНедели за две до урока ученики 11 класса разбиваются на пять групп, каждая из которых получает задание написать эссе по одной из предложенных тем. Темы эссе между группами распределяются по жребию, при этом предполагается, что во время проведения урока по данным темам будут происходить устные выступления, а ученики каждой группы будут представлять собой одну команду. Учитель готовит к повторительно-обобщающему уроку вопросы по социологии, взяв за основу типовые задания по обществознанию части С (С1-С9), использовав для этого соответствующие учебные пособия. В зависимости от уровня подготовленности учащихся с частью заданий (например, с заданиями С6, С7, С9) учеников можно ознакомить заранее (учитель эти задания   размещает на своем сайте). Целесообразно заранее познакомить учащихся и с правилами проведения предстоящего урока, которые состоят в следующем:

  1. повторение учебного материала по теме "Социальные группы и их классификация" будет происходить по заданиям, распределенным по шести блокам (С1-С9);
  2. задания каждого блока между командами распределяются по жребию;
  3. получив задания, группы в течение нескольких минут обсуждают ход его выполнения, а затем знакомят остальных учеников класса со своей версией ответа;
  4. если у какой-то команды возникнут затруднения с ответом на "свой" вопрос, на помощь приходят учащиеся других групп;
  5. оценки за урок выставляются по итогам всех выступлений ученика, а "молчуны" получают задание написать к следующему уроку эссе по теме, не разобранной во время проведения повторения.

Оборудование урока: карточки с заданиями.

 

Ход урока

    Учитель объявляет тему урока, его цели, напоминает правила проведения занятия. В первом блоке все группы работают с одним текстом «Принадлежность к группе» и отвечают письменно на С1-С4. Затем между группами по жребию распределяются вопросы второго блока - задания С5, выполнив которые, ученики переходят к рассмотрению заданий следующего блока и т.д. Предполагается, что в ходе повторительно-обобщающего урока будут разобраны все задания блоков №1-№4, что же касается заданий блока №5 (составление плана по определенной теме), то, думается, достаточно будет, если каждая из групп составит по одному плану. Блок заданий №6 – темы  и образцы эссе раздаются  заранее на дом.

Цель: Повторение понятий по разделу «социология» и умение анализировать свою деятельность на уроке.

Задачи:

  1. еще раз проанализировать некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний: класс, страта, социальная структура, социальная дифференциация, социальная мобильность и ее каналы;
  2. разобрать наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;
  3. на примерах дать представление   о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;
  4. помочь осознать школьникам свою собственную социальную позицию.

Блок №1. Задания С1-С4:

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4. 

Принадлежность к группе

    В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...

   Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

    Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

    Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью "Я-концепции". И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его "Я-концепция".

Р. Бэрон

С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.

СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании "Я-концепции"? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.  

Ответы: С1

 Признаки:

- наличие общей цели;

- наличие устойчивых отношений;

- взаимозависимость людей друг от друга;

- осознание людьми принадлежности к одной группе.

Ответы: С2

Причины объединения людей в группы:

- помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности;

- помогают в достижении ряда целей;

- обеспечивают информацией.

Ответы: С3

1) Для данной группы характерна общность цели - благополучно добраться до места назначения.

2) Может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти.

3) Может иметь место взаимодействие. Оно не носит устойчивого характера: после завершения полета оно прекращается.

4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы.

Ответы: С4

"Я-концепция" - совокупность представлений человека о самом себе. Войдя в престижную группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную группу повышает самооценку человека.

Блок №2. Задания С-5:

1) Укажите любые три фактора, влияющие на социальную мобильность.

2) Назовите два признака отклоняющегося поведения.

3) Какой смысл  вкладывают обществоведы в понятие "социализация"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социализации.

4) Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

5) Перечислите любые три фактора, определяющие развитие личности.

6) Назовите любые три фактора социализации личности.

7) Перечислите любые три общественных института, способствующих социализации личности.

8) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "социальная мобильность"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальной мобильности.

9) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "социальный статус"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном статусе.

10) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "социальная роль"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных ролях личности.

11) Назовите любые три критерия социальной стратификации.

12) Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "малая группа"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о малой группе.

Блок №3. Задания С- 6:

1) Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

2) С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс социализации индивида.

3) Приведите три примера соответствия личности занимаемому социальному статусу.

4) Раскройте на трех примерах роль социальных норм в жизни общества.

5) Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером

6) Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

7) С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае

8) Раскройте на примерах реализацию семьёй трёх любых её функций (сначала укажите функцию, а затем - соответствующий пример).

9) Назовите три любые характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.

10) Назовите три признака, определяющих этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

11) Назовите три любые характерные черты социального неравенства в традиционном   обществе и проиллюстрируйте каждую из них примером.

12) Раскройте на трех примерах   социальных ролей современной молодежи в жизни общества

Блок №4. Задания С-7:

1) В конце 19 века в России многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город и устраивались на неквалифицированные работы на заводы и фабрики. Жизнь в городе была для них неуютной, поскольку они, перестав быть крестьянами, по сути, так и не стали горожанами, пролетариями.

К какому типу социальных групп можно отнести данных людей?

Назовите два признака, которыми обладает эта социальная группа.

2) В одном из первых сводов законов Киевской Руси - "Русской Правде"- предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле.

Сделайте три возможных вывода о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.

3) О каком социальном явлении идет речь в сказках о том, как трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, а находчивый бедняк становится богачом? Поясните свой ответ.

4) Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

5) После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет?

Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

6) В "Домострое" (XVI в.) содержится следующее предписание: "Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии... И что муж накажет, то с любовью принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию".

О каком типе семьи идет речь в этом фрагменте? Укажите признак, по которому вы это определили. Назовите два любых других признака семьи данного типа.

7) Докажите, что образование является социальным институтом.

8) По итогам Всероссийской переписи населения значительно пополнился список малых народов. К какому типу социальной общности можно отнести общность "малый народ"?

Сформулируйте три его признака.

9) Является ли семья социальным институтом? Подтвердите свое мнение тремя аргументами.

10) Является ли наука социальным институтом? Подтвердите свое мнение тремя аргументами

11) На вопрос социологов: «Каким оказался прошедший год для вас, для вашей семьи по сравнению с предыдущим?», 1998 год в ответах получил оценку «труднее» у 83%, а оценку «легче» у 14% опрошенных россиян. 2001 год получил оценку «труднее» у 26% и «легче» - у 26% опрошенных. Какие выводы можно сделать из этих данных и чем их можно объяснить?

12) Авторы социологического исследования разделили российских граждан на статусные группы. Опираясь на знания по курсу обществознания, назовите статусные группы современного общества, которые социологи относят к высшим, средним и низшим. По каким критериям социологи делят статусные группы по вышеназванному принципу (назовите не менее трех критериев с тремя примерами).

Блок №5. Задания С - 8:

1) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Межэтнические отношения и национальная политика". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

2) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Молодежь как социальная группа". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Социальный контроль". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

4) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Социально-демографические проблемы современности". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

5) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Социальная мобильность". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Семья в современном обществе". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

7) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Социальные ценности и нормы".Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

8) Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме "Формы социального взаимодействия". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    На открытом уроке была выбрана тема «Социальная мобильность». В качестве примера  в работе представлен план данной темы, который  можно считать своеобразным образцом сложного плана:

«Социальная мобильность»

1. Понятие социальной мобильности.

2. Виды социальной мобильности:

А) горизонтальная мобильность;

Б) вертикальная (восходящая и нисходящая) мобильность;

В) индивидуальная мобильность;

Г) групповая мобильность.

3. "Социальные лифты" как пути перемещения людей в обществе:

А) армия;

Б) церковь;

В) образование;

Г) семья.

4. Тенденции в развитии социальных отношений:

А) люмпены;

Б) маргиналы и др.

Блок №6. Задания С-9. Темы эссе.

1) "Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой" (И.Шерр).

2) "Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры" (У.Шекспир).

3) "Семья - это кристалл общества" (В.Гюго).

4) "Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть" (К.Гельвеций).

5) "Каждая нация считает себя выше других наций. Это порождает патриотизм и : войны" (Д.Карнеги).

6) "Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба" (В.Г.Белинский).

7) "Национализм - это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой" (И.Н.Шевелев).

8) "Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными" (И.Гете).

К выполнению заданий С-9 блока №5 учащиеся готовились заранее. Все ученики должны были написать эссе по одной из предложенных тем, а во время проведения урока устно выступить со своей работой. При этом эссе пишется в соответствии с требованиями, предъявляемыми на ЕГЭ. Данное задание позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов.

    В качестве примеров выполнения задания С-9 можно предложить работы   из  сборников  по темам "Семья – это  кристалл общества" (В.Гюго)и   "Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред" (Монтень)   для предварительной подготовки написания  эссе как домашнего задания. (Тексты  данных эссе раздается всем ученикам как образцы выполнения С-9)

"Семья – это  кристалл общества" (В.Гюго)

   "Я полностью разделяю мнение автора о том, что семья - это кристалл общества. На мой взгляд, Виктор Гюго хотел сказать, что семья является важнейшим социальным институтом, ведь она играет одну из самых значимых ролей не только в жизни одного конкретного человека, но и общества в целом. По мнению автора, семья - это основа общества, главная его ячейка, которая оказывает существенное воздействие на процесс социализации индивида, т.к. именно семья отвечает за первичную социализацию ребенка, под ее воздействием и происходит формирование личности.

    С автором нельзя не согласиться. Действительно, семья является важнейшим звеном, из которого состоит общество в целом. От этого звена во многом зависит, каким будет общество, и как оно будет развиваться.

    Так что же такое семья? Семья – это, прежде всего социальный институт, под которым подразумевается устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и регулируется определенными правилами, нормами поведения. Безусловно, деятельность семьи направлена на выполнение важнейших функций в жизни общества. Одной из них является репродуктивная функция, т.е. семья воспроизводит население. Во- вторых, она выполняет функцию первичной социализации. При этом важно отметить, что социализация - это процесс, идущий на протяжении всей жизни человека, в ходе которого усваиваются социальные роли, социальные нормы и знания об окружающем мире. Функция семьи в первичной социализации проявляется в том, что родители, старшие передают детям и младшим свой жизненный опыт, знания, навыки. Тем самым взрослые члены семьи готовят младших к жизни в обществе, за пределами семьи. Например, в семье Ивановых мама рассказывает своей дочери как вкуснее приготовить суп, а в семье Петровых папа учит сына правильно забивать гвозди. В – третьих, семья выполняет регулятивную функцию, то есть члены семьи осуществляют взаимный контроль за поведением друг друга. Так, например, в семье Сидоровых мама проверяет, соблюдает ли ее дочь правила дорожного движения. Также семья выполняет досуговую функцию, которая заключается в том, что члены семьи совместно проводят свой отдых, организуют досуг, поддерживают здоровье. Например, семья Владимировых каждые выходные ездит на турбазу.

     Следующей и не менее значимой функцией семьи является эмоционально –психологическая. Эта функция проявляется в том, что в семье создается благоприятный психологический климат, в семье у человека формируется чувство безопасности. Также с помощью семьи люди удовлетворяют свои эмоциональные потребности, члены семьи эмоционально поддерживают друг друга. Например, в семье Антоновых Юля готовится к экзаменам, и все члены семьи поддерживают и подбадривают ее. Кроме того, семья выполняет хозяйственно-экономическую функцию, которая проявляется в том, что семья формирует и использует свой бюджет, организует потребление продуктов и услуг. Также в семье распределяются домашние обязанности. Например, в семье Александровых домашние обязанности распределены следующим образом: мама готовит еду, дети накрывают на стол, а папа моет посуду. Таким образом, семья действительно является социальным институтом, деятельность которого направлена на выполнение важнейших функций.

     Но наряду с тем, что семья является социальным институтом, она также является малой социальной группой. Подчеркнем, что социальная группа - это совокупность людей, имеющих какой-либо общий, социально значимый признак. В свою очередь для малой социальной группы характерны следующие особенности: небольшая численность, непосредственные личные контакты, близкие, эмоционально окрашенные, неформальные отношения; общая деятельность, интересы, цели. Очевидно, что семья обладает выше перечисленными признаками, а, значит, является малой социальной группой.

   Так что же значит семья, как малая социальная группа? Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Принято выделять два типа семей. Это, во-первых, простая (нуклеарная) семья, то есть семья, состоящая из супругов и детей, не состоящих в браке. А, во-вторых, сложная (расширенная) семья, то есть семья, которая включает в себя три и более поколений, или две и более нуклеарных семей, живущих вместе и связанных общим хозяйством.

    В настоящее время социологи различают две формы семей: патриархальную и демократическую. Для патриархальной или, как иначе говорят, традиционной семьи характерны специфические признаки. Одним из них является то, что под одной крышей проживает несколько поколений и лидером является старший мужчина, волю которого беспрекословно выполняю все члены семьи. Также существует четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей. Кроме того в патриархальных семьях существует экономическая зависимость женщины от мужчины, и роль женщины состоит в том, что она воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство. В свою очередь демократическая или, иначе говоря, партнерская семья обладает своими особыми чертами: справедливое разделение домашних обязанностей, совместное обсуждение проблем, принятие решений с участием всех членов семьи, также экономическая самостоятельность мужчины и женщины. Стоит отметить, что в современном обществе преобладают партнерские семьи.

    К сожалению, приходится признавать факт, что современная семья испытывает кризис. Это проявляется в том, что все чаще встречаются бездетные, неполные семьи, растет количество разводов, усиливается девиантное поведение в семье. Правда, социальное государство предпринимает специальные меры для решения этих проблем. Например, в России родителям выплачиваются денежные пособия при рождении ребенка, предоставляют финансовые льготы, вводят отпуска в связи с уходом за маленькими детьми, создают дошкольные детские учреждения.

    Таким образом, семья - это и малая социальная группа, и социальный институт. Семья по-прежнему остается основой общества, его фундаментом. Значит, великий французский писатель Виктор Гюго был абсолютно прав, утверждая, что семья - это кристалл общества и его слова, сказанные в 19 веке, сохраняют свою актуальность и в наши дни".  

 "Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред" (Монтень)

"Такое понятие, как добро, является ключевым в сфере отношений между людьми в гражданском обществе. К нему также можно отнести гуманность, справедливость, уважение к другим людям. Все эти качества определяют степень нравственности конкретного человека, уровень его культуры.

   Вообще, социализация любого человека начинается с освоения им социальных норм, присущих данному обществу. Это обычаи, традиции, политические, эстетические, религиозные нормы. Усвоение моральных норм также является важной ступенькой социализации личности. Воспитание нравственных принципов человека, его культуры происходит сначала в образовательных учреждениях, где учитель указывает на должное поведение учеников, предпринимает какие-либо санкции в отношении учеников, нарушающих дисциплину.  Именно в школьном коллективе у человека вырабатываются такие качества как добро, понимание, ответственность за свои поступки. Социализация личности, освоение ею социальных норм (в т.ч. моральных) продолжается в течение всей жизни человека и проявляется во всех сферах его деятельности, чем бы он не занимался. А степень его культуры оказывает влияние на окружающих людей и порой на все человечество в целом.

     Так, например, в науке нравственность играет немалую роль. Ученый, создавая что-либо новое, должен задумываться не только над положительным эффектом своего открытия, но и на возможные отрицательные последствия. Так, некий ученый, создатель атомной бомбы, после проведения испытаний своего изобретения осознал жестокость этого оружия, по отношению ко всему человечеству. Именно поэтому во всей своей последующей деятельности он проводил активную агитацию против использования атомного оружия в мире.

    Этот пример показывает, к каким последствиям может привести негуманная деятельность людей с низкой культурой. И это соблюдение моральных норм отражается не только при взаимодействии людей (общение, национальные взаимоотношения), но и жизни общества в целом.  Поэтому любой человек, по моему мнению, должен соблюдать нравственные принципы, включающие такие понятия, как добро, уважение, справедливость, гуманность.

     Ведь при таком условии человек будет чувствовать себя комфортно и будет развиваться гармонично с обществом, не нарушая социальных норм, а наоборот, способствуя общему развитию данного общества и его культуры в особенности.

В силу выше приведенных аргументов я полностью согласна с высказыванием Монтеня."  

 

  Домашнее задание.

Написать эссе "Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это".

Р. Эмерсон

Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку, обязательно будет признан обществом. Ваше дело - принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае вы должны использовать ключевые для данной темы социологические термины, найти примеры, подтверждающие вашу мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

 

 Итоги урока  (зачитывается притча):

"Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трех.

Одного спросили:

- Что ты делаешь?

Тащу в город эту проклятую ношу.

Второго спросили:

- Что ты делаешь?

Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:

- Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им".

(После рассказа притчи, сделать выводы: нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость и вам и окружающим, или, по крайней мере, нужно осознавать необходимость получаемых знаний, которые пригодятся вам при сдаче экзаменов, ЕГЭ либо в течение дальнейшей жизни).

Оценки работы учащихся на уроке. Урок окончен. Спасибо за внимание, за работу.

Список литературы.

  1. Аверьянова Г.И. ЕГЭ-2009. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М.: ЭКСМО, 2009.
  2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г.по обществознанию, подготовленный Федеральным государственным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений".
  3. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ 2010. Вступительные испытания / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, Н.И.Городецкая, Е.С.Королькова, М.Ю.Брандт.- М.: Издательство "Экзамен", 2010.
  4. Мишина О.Д. Изучение процесса социальной мобильности на примерах героев сказок. Преподавание истории в школе №5 2008 г.
  5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.-М.: ВАКО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальные группы и их классификация

Урок разработан с использованием технологии прогнозируемых результатов обучения В.В. Лебедева, в представленном материале показана работа учащихся с большим объемом информации и преобразование его в с...

"Социальные группы и их классификация".

Это  повторительно-обобщающий урок обществознания в 11 классе по теме "Социальные группы и их классификация". Вид закрепления материала - задания ЕГЭ....

Итоговый урок по обществознанию «Социальные группы и их классификация»

Итоговый урок по обществознанию «Социальные группы и их классификация»...

Элективный курс "Технический английский". Методические и дидактические материалы урока "Классификация компьютеров" (10 класс).

Элективный курс "Технический английский" разработан автором на базе предмета "Основы технического перевода", который автор вёл на протяжении многих лет в 9, 10 и 11 классах. Этот курс имеет метапредме...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ И КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

Использование предложенной классификации тренировочных средств позволит программировать на единой основе тренировочный процесс квалифицированных борцов. Улучшить физические качества, разнообрази...

Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"

Данная методическая разработка  предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов....

Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе.

Социальные группы и их классификация: план-конспект открытого урока в 11 классе...