обществознание
рабочая программа по обществознанию по теме

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 5-9 классы по учебнику А.И. Кравченко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_8_klass.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

  1.  Календарно-тематическое планирование 5 класс

п/п

Дата

проведения

Раздел,

тема урока.

Кол-во часов

Материал в рамках ЕГЭ по данной теме, разделу

Форма контроля

Тип

урока

Практическая часть

Дата фактич.

1

Вводное занятие.

Введение: «Общество и природа».

1

Классификация наук общепринятая человечеством. Взаимосвязь природы и человеческого общества. Общие задачи и особенности курса обществознания 5 класса.

Урок – беседа.

2/3

Раздел Ι.  Развитие общества.

Глава 1. Человек и человечество.

Происхождение и развитие человека.

2

Важные изобретения оказавшие влияние на выживание и развитие человека. Роль технического и социального прогресса в жизни человечества.

Фронтальный опрос

Урок - практикум

Работа со схемой «Происхождение человека»

4

Развитие человека и общества в условиях Урала

1

Древние жители в нашем крае. Основные занятия первобытных людей. Археологические памятники на территории региона

Проверка письменного задания

Урок - путешествие во времени.

Работа с дополнительной литературой

5

Ускорение прогресса.

1

Формула ускорения прогресса. Последствия прогресса  для жизни людей.

Проверка творческих заданий

Урок – проблемная беседа

Работа с доп. лит-рой

6/7

Возрастные изменения человека.

2

Понятие физического развития человека. Закономерности физического развития. Характеристика возрастов человеческой жизни.

Индивидуальный опрос;

Проверка и защита проектов «Будущее человечества»

Урок-практикум.

Работа с учебником

8/9

Человечество как сумма поколений.

2

Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Характеристика поколения как части человечества. Причины конфликта поколений. Роль культурной памяти и культурного наследия в жизни человечества

Тестовая проверка

Урок - практикум;

Экскурсия в школьный музей.

Экскурсия

10

Поколение вещей.

1

Вещи как свидетели прошлого и показатели настоящего. Вещи в нашем доме. Понятие вещей. Роль вещей в различные эпохи в разных странах.

Проверка творческого задания.

Урок - путешествие.

Работа с дополнительной литературой

11

Повторение по теме:

Человек и человечество.

1

Обобщение знаний по вопросам происхождения и развития человека. Сопоставление развития человеческого общества с ускорением прогресса. Анализ возрастных особенностей человека.

Выполнение творческих и практических заданий.

Урок повторения и систематизации знаний.

Работа с понятиями, тестирование

12

Глава ΙΙ Исторические ступени развития общества.

Первая ступень: охота и собирательство.

1

Описание и характеристика внешнего облика и образа жизни первых людей. Основные занятия: охота и собирательство.

 

Урок - путешествие.

Работа с учебником,

Анализ картин

13

Вторая ступень: огородничество. Третья - скотоводство и земледелие.

1

Характеристика новых ступеней развития человечества. Последствия перехода к земледелию и скотоводству.

Индивидуальный опрос

Урок - практикум.

Работа со схемами и иллюстрациями

14

Возникновение ранних государств.

1

Изменения в обществе приведшие к созданию первых государств. Механизм функционирования государства, его признаки. Роль законов в жизни первых государств.

Фронтальный опрос

Урок - путешествие.

Работа с картой, схемами

15

Современное общество.

1

Характеристика современного общества. Положительные и отрицательные черты современного общества. Роль технического прогресса в развитии человеческого общества.

Тестовая проверка.

Урок - проблемная беседа.

Тестирование, работа со схемами и иллюстрациями

16

Мой край, мой город в современном обществе

1

Новые явления в общественном развитии нашего края.  Экологические проблемы региона.

Проверка письменного задания

Урок- проблемная беседа

Работа с дополнительной литературой

17

Обобщение по теме:

Исторические ступеньки развития общества

1

Повторение и обобщение  знаний учащихся по теме. Характеристика первых ступеней. Анализ причин возникновения государства.

Групповые и индивидуальные задания.

Урок - практикум.

Тестирование, работа с понятиями

18/

19

Раздел ΙΙΙ Ребенок в обществе.

Что такое детство

2

Характеристика мира детства. Отличия взрослых от детей. Анализ трёх стадий детства. Место ребёнка в обществе.

Фронтальный опрос

 Урок комбинированный

Работа со схемой «Стадии детства»

20

Отношение взрослых к детям.

1

Отношение к детству в разные периоды истории. Отношение к детству в современном обществе. Сущность государственной политики по отношению к детству.

Проверка творческого задания

Урок - практикум.

Работа с документами «Декларация прав ребёнка»

21

Воспитание детей.

1

Характеристика и анализ обязанностей родителей. Понятие воспитание. Воспитание духовности – специфическая черта человеческого общества.

Индивидуальный  опрос.

Урок - игра.

Работа с доп. литературой

22

Взаимоотношения с родителями.

1

Влияние семьи и родителей на ребёнка. Характеристика возможных типов атмосферы в семье. Личный пример родителей – главная роль в воспитательном процессе.

Индивидуальный опрос

Урок - игра.

Работа с учебником

23/

24

Методы родительского контроля и руководства.

2

Основные методы воспитания и контроля. Роль ответственности и самостоятельности для формирования здоровой семейной атмосферы

Тестовые задания

Урок сообщения новых знаний.

Работа с таблицами и схемами

25

Ровесники и родители.

1

Степень влияния на подростка ровесников и родителей.

Проверка по индивидуальным карточкам

Урок - практикум.

Работа по карточкам

26

Влияние родителей на самооценку подростка.

1

Роль самооценки для подростка. Причины высокой  и низкой самооценки.  Характеристика отношений между родителями и детьми. Причины конфликтов и способы их разрешения.

Проверка творческого задания

Урок - проблемная беседа.

Тестирование

27

Обобщение по теме:

«Ребёнок в семье»

1

Обобщить знания учащихся относительно взаимоотношений с родителями. Психологические основы непонимания в семье. Пути решения конфликтов

Творческие задания по группам

Урок обобщения и контроля знаний

Выполнение творческих заданий

28

Глава ΙV. Ребенок в школе.

История школьного обучения.

1

Характеристика школы в разные исторические эпохи. Роль и методы обучения, их анализ

Урок - путешествие во времени.

Работа с учебником

29

Современная школа.

1

Характеристика современной школы. Проблема появления хороших и плохих оценок.

Проверка творческого задания.

Урок - ролевая игра.

Работа с иллюстрациями и схемами

30

Современная школа моего района,  села

1

Становление школьного образования в нашем крае.  Система образовательных учреждений в нашем крае. История нашей школы.

Проверка творческого задания

Урок проблемная беседа

31

Школьные проблемы.

1

Основные проблемы в школе. Причины их появления. Анализ отношения семьи в школьным проблемам. Последствия нерешённых проблем. Пути решения проблем.

Проверка творческого задания

Урок - тренинг

Работа с таблицей и схемой

32

Друзья и ровесники.

1

Характеристика понятия «дружба» в разные исторические времена. Роль дружбы на разных этапах жизни человека. Разновидности дружбы и её особенности в подростковом возрасте.

Проверка письменного задания

Урок - проблемная беседа.

Работа с дополнительными материалами

33

Товарищи и современники.

1

Понятие «товарищи», « современники». Характеристика и анализ отношения к друзьям, товарищам и современникам. Отличие в понимании дружбы со стороны мальчиков и девочек.

Индивидуальный опрос

Урок - ролевая игра

Работа с учебником

34

Обобщение по теме:

«Ребенок в школе»

1

Обобщение знаний по теме «Ребёнок в школе». На практике отработать способы решения конфликтных ситуаций в школе и среди друзей.

Творческие задания, практикум

Урок обобщения и систематизации знаний.

Тестирование, работа с понятиями

35

Итоговый урок:

 «Обществознание в 5 классе»

1

Повторить и обобщить знания учеников по курсу обществознания за 5 класс

Индивидуальный письменный  опрос

Урок повторения и обобщения знаний

Работа по индивидуальным карточкам

Всего:

35

Календарно-тематическое планирование 6 класс.

Дата

проведения

Раздел,

тема урока.

Кол-во часов

Материал в рамках ЕГЭ по данной теме, разделу

Форма контроля

Тип

урока

Практическая часть

Дата фактич.

1

  1. Вводное занятие

Что такое общество.

1

Особенности курса «Обществознание» в 6 классе. Понятие общества в разные исторические эпохи

Вводный урок

Работа с учебником

§ 1

2

Глава Ι. Сущность и структура общества.

Что такое общество?

1

Исторические условия развития общества. Основные сферы общества – экономическая, политическая, духовная и социальная. Роль общества в жизни человека и человека в жизни общества.

Проверка письменного задания

Урок – сообщения новых знаний.

Работа с учебником

§ 1

3

Глава ΙΙ Экономическая сфера.

Что такое экономика и бизнес?

1

Экономика, её роль в жизни общества. Стадии развития капитализма. Организация бизнеса. Экономика – фундамент общества. Основная сфера общественной жизни.

Индивидуальный опрос

Эвристическая беседа.

Понятийный диктант

§ 2

4

Экономика и бизнес в регионе Южного Урала

1

Развитие экономики и бизнеса в нашем крае. Перспективы экономического развития.

Основные возможности современных подростков в экономической сфере

Проверка письменного задания

Урок – проблемная беседа

Работа с учебником

Рекомендации «Где подросток может заработать»

5

Экономическая деятельность подростков

1

Понятия «молодёжная экономика» и «карманные деньги». Знания и умения необходимые подросткам в экономике.

Индивидуальный опрос

Ролевая игра.

Решение ситуативных задач

§ 3,  

6

Трудовое воспитание детей в разные эпохи.

1

Трудовые навыки и необходимость их передачи. Трудовые умения и навыки у детей в разные исторические эпохи.  Детство – время становления трудовых навыков.

Фронтальная беседа

 

Урок сообщения новых знаний.

Работа с дополнительной литературой.

§ 4

7

Труд и семья с точки зрения закона.

1

Отношение к труду в современном обществе.  Особенности труда несовершеннолетних. Семья как часть современного общества. Труд - фактор определяющий благосостояние семьи.

Проверка письменной работы

Проблемная беседа, ролевая игра.

Рабочая тетрадь зад.4 стр 15.

§ 5 подготовится к обобщающему уроку

8

Обобщающий урок по теме:

«Экономическая сфера»

1

Повторить и обобщить знания учащихся по теме экономическая сфера.

Тесты, решение ситуативных задач.

Урок обобщения и закрепления

Тестирование по теме.

      --

9

Глава ΙΙΙ. Политико-правовая сфера.

Что такое государство?

1

Исторические условия возникновения государства. Определение понятия «государство», его устройство. Формы государственного правления. Признаки государства.

Фронтальный опрос

Урок - практикум.

Работа с учебником

§ 6

10/11

Государство и его граждане

2

Понятия «гражданин» и «гражданство». Закон «О гражданстве». Отличительные черты Российского государства. Гражданство – гарантия защиты гражданина, его прав и свобод государством.

Тестовые задания, индивидуальный опрос

Урок - практикум.

Тестирование р/т зад.1 стр.17

§ 7

12

Основной закон страны

1

Основные положения конституции РФ. Государственное устройство РФ. Принципы конституционного строя. Исторические условия становления конституционализма в России

Тестирование, проверка письменных заданий

Урок - практикум

Работа с учебником, практические задания

§ 8,

Подготовка инд. сообщений

13

Наш край как субъект Федерации

1

Характеристика региона. Состав УФО. Основы системы законодательства в нашем крае

Проверка письменного задания.

Сообщения учащихся

Урок- изучение нового материала

Работа с дополнительной литературой

Зарисовать в тетради символику области и района.

14

Право и правопорядок.

1

Правовая система РФ. Исторические условия возникновения права. Основные правовые нормы. Теории происхождения права

Практические задания

Урок - проблемная беседа

Анализ фрагмента рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник»

§ 9

15

Как можно защититься от несправедливости?

1

Исторические условия возникновения судебной системы. Основные виды судов в РФ. Восстановление и защита нарушенных прав в суде.

Фронтальный устный опрос.

Урок - ролевая игра.

Работа с Конституцией РФ

§ 10

16

Право на службе человека.

1

Основные сферы жизни общества регулируемые правовыми нормами. Роль права в жизни общества, человека и государства.

Фронтальный опрос, проверка письменного задания

Урок – игра.

Р/т зад. 5 стр.30

§ 11

17

Обобщающий урок по теме:

«Политико-правовая сфера»

1

Проверить и обобщить знания учащихся по теме «Политико-правовая сфера»

Тестирование. Игра «Равные права».

Решение ситуативных задач.

Урок обобщения и контроля знаний

Тестирование

практические задания

       --

18

Глава ΙV. Духовная сфера.

Роль книгопечатания в развитии образования.

1

Исторические условия возникновения книгопечатания. Основные особенности книгопечатания в разные исторические эпохи. Роль книгопечатания в развитии мировой культуры

Решение познавательных задач

Урок – экскурсия в сельскую библиотеку

Экскурсия

§ 12

19

Появление цивилизации.

1

Исторические условия возникновения цивилизации. Основные признаки цивилизации. Основные типы цивилизаций и их взаимодействие.

Фронтальный опрос.

Урок - проблемная беседа.

Составление таблицы «Мировые цивилизации»

§ 13

20

Наука и познание.

1

Исторические условия развития науки. Основные отрасли научного знания. Особенности научных методов. Роль науки и познания в жизни человека и общества.

Проверка письменной работы

Урок - практикум.

Анализ фрагмента худ. произведения;

Таблица 1 стр.35 (р/т)

§ 14

21

Мораль и право. Добро и зло.

1

Исторические условия развития моральных и правовых норм в обществе. Основные моральные нормы жизни общества. Взаимодействие правовых и моральных норм

Решение ситуативных задач

Урок - практикум.

Анализ басен Л.Н. Толстого «Муравей и голубка» «Лиса и журавль»

§ 15, вопросы и задания к параграфу

22

Что такое идеал?

1

Понятие «идеал». Эволюция идеалов в различные исторические эпохи. Роль идеала в жизни человека и общества.

Индивидуальный опрос

Урок - путешествие во времени.

Решение познавательных задач

§ 16, вопросы к параграфу устно.

23

Что такое ценности?

1

Понятие «ценность». Основные ценности современного общества. Роль ценностей в жизни общества и человека.

Фронтальный опрос

Урок - практикум.

Решение познавательных задач – р/т 2,3 стр.40-41

§ 17, сочинение «Ценности современного Российского  общества

24

Обобщающий урок по теме:

«Духовная сфера».

1

Повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Духовная сфера»

Понятийный диктант, работа по карточкам.

Обобщающий урок

Работа по карточкам, тестирование

__

25

Глава V. Город и село.

Эволюция города.

1

Исторические условия развития городов. Основные особенности городской жизни. Город как среда обитания человека.

Фронтальная беседа

Урок - путешествие.

Анализ произведений

§ 18

26

Город и урбанизация.

1

Понятие «урбанизация». Основные достоинства и проблемы городской жизни. Специфика жизни в современных мега полисах мира.

Индивидуальный опрос

Урок - путешествие.

Выполнение заданий из р/т № 1,3 стр48-50

§ 19

27

Город и село.

1

Особенности сельской жизни. Особенности жизни людей в селе и городе. Причины миграции населения из села в город в современном обществе.

Индивидуальный опрос

Урок - ролевая игра.

Заполнение таблицы Анализ художественных произведений

§ 20, составить летопись родного села

28

Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен.

1

 Основные факторы обусловливающие психологические проблемы жизни человека в городе. Возможности преодоления негативных факторов городской жизни.

 Проверка творческого задания

Урок - проблемная беседа.

Анализ фрагмента «Незнайка на луне»

§ 21

29

Глава VΙ. Мой дом, мое жилище.

В каком пространстве мы обитаем.

1

Социальное пространство и его структура. Понятия «общественная территория», «домашняя территория», роль личного пространства в жизни человека.

Проверка письменного задания.

Урок - ролевая игра.

Выполнение заданий в рабочей тетради зад.1 стр.55

§ 22

30

Дом в котором мы живем.

1

Исторические условия развития жилища человека. Основные особенности современного жилища. Дом как среда обитания человека.

Фронтальный опрос

Урок- практикум.

Работа с терминами

§ 23, задание «Составить паспорт своего дома»

31

Наши соседи.

1

Взаимоотношения человека и его окружения. Правила организации отношений между соседями. Основные уровни знакомства. Соседство и его виды

Работа с терминами.

Урок - ролевая игра.

Анализ худ.

произведения.

Работа с учебником

§ 24, составить рассказ о соседстве

32

Район проживания.

1

Понятие «район проживания». Структура района проживания.

Проверка творческого задания.

Урок - путешествие.

Работа с учебником

§ 24, вопросы к параграфу устно

33

Мой район проживания. Мой город. Моё село.

1

Особенности характера жителей нашего края. Традиции и обычаи коренных жителей.

Проверка летописи родного села.

Урок – защита реферата

Защита летописей

  ___

     

34

Дача и дачная жизнь.

1

Исторические условия развития дачного отдыха. Основные особенности современного отдыха на даче.

Анализ худ. произведения

Урок - практикум.

Работа с учебником и рабочей тетрадью

§ 26

35

Итоговый урок:

Ребенок и общество.

1

Повторить и обобщить знания учеников по курсу обществознания за 6 класс

Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование

Урок повторения и обобщения знаний

Работа с понятиями, тестирование

___

Всего:

35

Календарно-тематическое планирование 7 класс.

п/п

Дата

проведения

Раздел,

тема урока.

Кол-во часов

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования

Форма контроля

Тип

урока

Практическая часть

Домашнее задание

1

Введение

1

Особенности курса «Обществознание» в 7  классе. Понятие подросткового и переходного возраста

Вводный урок

Работа с учебником

§ 1,  определения в тетради

2

Глава Ι. Личность подростка.

Переходный возраст.

1

Определение возраста. Особенности подросткового периода. Система ценностей подростка. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи.

 Урок - практикум.

§ 1

3

Задачи и трудности подросткового возраста.

1

Определение подросткового возраста. Формирование отношений со сверстниками. Подготовка к выполнению социальных ролей взрослого человека.

Фронтальный опрос, проверка письменной работы

Урок с элементами дискуссии.

Работа с текстом учебника

§ 2

4

Быть взрослым.

1

Взросление. Вхождение в мир взрослых. возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм. Особенности воспитания подростков.

Проверка письменной работы, индивидуальный опрос

Урок - ролевая игра.

Работа с основными понятиями

§ 3

5

Физические изменения у подростков

1

Физические изменения в школьном возрасте. Неравномерность развития подростков. Подростковые комплексы и пути их преодоления.

Фронтальный опрос

Урок-лекция

Беседа со школьным врачом

§ 4,  вопросы и задания к параграфу

6

 Психологический портрет личности: темперамент и характер

1

Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент, характер, способности. Стресс, причины его возникновения у подростков

Понятийный диктант

Урок – проблемная беседа

Встреча со школьным психологом.

§ 5

7

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

1

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

Фронтальный опрос

Урок – изучения нового материала

Работа с основными понятиями

§ 6, вопросы и задания к параграфу

8

Самооценка личности.

1

Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Низкая и высокая самооценка, их причины и последствия.

Фронтальный опрос

Урок - практикум.

Работа с дополнительной литературой

§ 7, задания к параграфу

9

Выдающаяся личность.

1

Выдающиеся личности в истории. Одаренные личности в истории. Факторы влияющие на развитие выдающейся личности.

Понятийный диктант,

Урок - путешествие в историю.

Работа с дополнительной литературой

§ 8,

10

Лидер и его качества

1

Лидер и его роль в обществе. Основные элементы лидерства. Лидер в подростковой среде. Лидерство как совокупность особых качеств личности.

Фронтальный опрос, проверка письменной работы

Урок - групповая работа.

Работа со схемой, решение ситуативных задач

§ 9, практикум зад 2 стр. 61 письменно

11

Обобщающий урок по теме:

«Личность подростка»

1

Факторы становления личности, Великой личности. Признаки лидерства. Харизматическая личность. Роль лидера в истории и современном мире.

Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование

Урок – беседа с элементами дискуссии.

Работа с понятиями, тестирование

___

12

Глава ΙΙ. Подросток в социальной среде.

Социальная среда подростка

1

Понятие социальной среды, её составляющие. Влияние семьи на подростка. Ближайшее окружение подростка – важный фактор становления его личности.

Решение ситуаций.

Работа в группах.

Работа со схемой «социальная среда подростков»

§ 10

13

Подросток и социальная среда села, района, школы

1

Традиции воспитания у разных этнических групп в разные периоды истории в нашем крае.  Молодежные организации региона.

Проверка выполнения практического задания

Урок – проблемная беседа

Работа с дополнительной литературой

Сообщения

14

Подросток в группе

1

Определение группы, классификация групп. Человек в группе, законы групп. Соотношение самооценки и влияния группы. Группа - фундамент человеческого общества.

Проверка выполнения творческой работы

Урок - проблемная беседа с элементами дискуссии.

Работа с учебником

§ 11, практикум зад 1,2 письменно

15

Межличностные отношения.

1

Малая группа и межличностные отношения. Факторы, влияющие на межличностные отношения. Взаимопонимание – основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде.

Проверка выполнения практической работы

Урок - дискуссия.

Работа с материалом параграфа

§ 12, вопросы и задания к параграфу устно

16

«Мы» и «они».

1

Непосредственное окружение. Понятия: «Я», «Мы», «Они», «Свои», «Чужие». Нормальное и анормальное поведение.

Индивидуальный опрос

Урок - проблемная беседа

 Работа с учебником

§ 13,

17

Мир знакомых и незнакомых людей.

1

Знакомые и незнакомые: различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Свои», их защита. «Я» и «другие», «Чужие» и «Чужаки».

Фронтальная беседа

Урок - практикум.

Решение ситуативных задач

§ 14, практикум зад 1 письменно

18

Социальный портрет молодежи.

1

Понятие большой группы. Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Российская молодежь в обществе контрастов.

Проверка выполнения практического задания

Урок - проблемная беседа с элементами дискуссии.

Работа с материалом учебника

§ 15, сообщение  «Проблемы молодежи класса, школы»

19

Социальный портрет молодежи региона Южный Урал

1

Ценности на которые ориентируется молодежь. Решение проблем молодежи в современном обществе.

Проверка творческого задания

Урок - дискуссия

Работа с дополнительной литературой

_______

20

Глава III. Подросток и закон

Юридические границы подросткового возраста.

1

Понятие «юридических отношений». Несовершеннолетние, их права и обязанности. защита прав ребенка. «Конвенция о правах ребенка».

Решение ситуативных задач

Урок - практикум.

Работа с дополнительной  литературой

§ 16, задания и вопросы к параграфу

21

Подросток как гражданин.

1

История развития гражданских прав. Основные конституционные права и обязанности. Российское гражданство, пути его получения. Подросток, его гражданские права и свободы.

Фронтальный опрос

Урок - практикум с элементами лекции.

Работа с материалом учебника и доп. литературой

§ 17,  стр. 37-38

22\

23

Подросток и его права.

2

Права человека. Детство и материнство. Умение пользоваться правами. Защита прав подростка.

Инд. опрос, письменное задание.

Урок - проблемная беседа.

Работа с понятиями урока

§ 18,  зад 3,4 стр.39-40

24

Опасный путь преступной жизни.

1

Причины противоправного поведения. преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правила поведения и права подростка при его задержании правоохранительными органами.

Индивидуальная беседа

Урок – беседа.

Работа со схемами

§ 19, вопросы и задания к параграфу

25

Глава IV Образ жизни подростка

Подросток в обществе риска

1

Современное общество как источник опасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Необходимость развития чувства безопасности.

Фронтальный  опрос.

 Урок - практикум.

Решение ситуативных задач

§ 20, практикум зад 2 письменно

26

Правонарушения несовершеннолетних в районе, селе.

1

Источники риска в нашем селе. Состояние законности и правопорядка в нашем районе, городе, селе.

Проверка творческих письменных заданий

Урок – проблемная беседа

Работа со статистическими данными

Повторить понятия

27

Проблема одиночества

1

Подростковое одиночество. Его причины. Специфика подросткового одиночества. Депрессия. Причины её появления

Индивидуальный опрос

Урок – размышление

Тестирование, работа с понятиями

§ 21, вопросы к параграфу

28

Подростковая культура.

1

 Подростковая культура, её особенности. Система ценностей подростков. Уникальность подросткового общества и культуры.

Фронтальный опрос

Урок дискуссия, решение ситуативных задач.

Работа с учебником

§ 22, практикум

29

Образ жизни.

1

Образ жизни человека, семьи, народа. факторы влияющие на образ жизни. Характерные черты образа жизни разных народов.

Проверка практического задания

Урок проблемная беседа

Работа со схемой «Образ жизни»

§ 23, практикум зад.2,3

30

Досуг и отдых.

1

Понятие и основные характеристики досуга. Культурный досуг. досуг и отдых российских подростков. Досуг и отдых как часть повседневного образа жизни – важная характеристика личности.

Проверка практического задания

Урок - практикум.

Выполнение задания 2 стр.55 - 56 в рабочей тетради

§ 24, подготовить сообщение «Библиотека моего села»,

31

Развитие спорта.

1

 Определение спорта. Профессиональный и любительский спорт. Спорт и  молодежь. пассивный образ жизни, его отрицательные последствия.

Проверка творческого задания

Урок - проблемная беседа.

Работа с текстом учебника

§ 25, практикум з

32

Глава V Подросток и его жилая среда

Город и село

1

Эволюция города. Город и урбанизация. Качество городской жизни. Отличие города от села.

Проверка практического задания

Урок - размышление

Работа с текстом учебника и доп. литературой

§ 26-27 практикум

33

Мой дом, моё жилище

1

Пространство обитания. Виды территорий. Эволюция жилища. Район проживания. Наши соседи.

Фронтальный опрос.

Урок – проблемная беседа

Работа с дополнительной литературой

§ 28-29, подготовка к обобщающему уроку

34

Обобщающий урок.

Влияние социальной среды на подростка.

1

Влияние социальной среды на подростка. Образ жизни подростка и его изменение. построение позитивных межличностных отношений.

Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование

Урок - практикум.

Тестирование, работа с понятиями

Подготовка к итоговому уроку

35

Итоговое занятие.

1

Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос

Повторительно-обобщающий урок.

___

Всего:

35

Календарно-тематическое планирование 8 класс.

п/п

Дата

проведения

Раздел,

тема урока.

Кол-во часов

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования

Форма контроля

Тип

урока

Практическая часть

Домашнее задание

1

Вводное занятие

1

Знакомство со структурой курса. Требования к ведению рабочих тетрадей.

Вводное занятие.

2

Глава Ι. Общество и человек.

Что такое общество

1

Общество как социальная организация страны.  Основные признаки общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе.

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала, лекция

Работа с понятиями урока

§ 1, составить характеристику сфер общества

3

Человек, природа, общество.

1

Природа как предпосылка выделения общества и человека.  Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Экологические программы и защита окружающей среды.

Понятийный диктант, индивидуальный опрос

Урок - проблемная беседа.

Работа с текстом учебника

§ 2, сообщения на тему «Экологическая ситуация на Ю.У»

4

Взаимодействие общества и природы в регионе.

1

Взаимодействие общества и природы в регионе. Экологическая ситуация на Южном Урале

Проверка творческой работы

Урок - семинар

Работа с дополнительной литературой  

   ____

5

Типология обществ.

1

Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, Возникновение государства.

Индивидуальный опрос

Урок - путешествие во времени.

Работа с текстом учебника

§ 3, составить кластер «Типология обществ»

6

Социальный прогресс и развитие общества.

1

 Социальный прогресс и ускорение истории. Реформы и революции. Прогрессивные и регрессивные реформы.

Фронтальный опрос.

Урок изучения нового материала

Работа с текстом учебника

§ 4, практикум

7

Личность и социальная среда.

1

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании человека. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления.

Индивидуальный опрос

Урок - проблемная беседа.

Работа со схемами в учебнике

§ 5, практикум

8

Потребности человека.

1

Сущность и иерархия потребностей. первичные и вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Роль духовных потребностей.

Фронтальный устный опрос.

Урок – проблемная беседа

Работа в группах с дополнительным материалом

§ 6, вопросы и задания к параграфу

9

Социализация и воспитание.

1

Содержание и стадии процесса социализации. Воспитание и социализация. сходство и различие. Составные элементы воспитания. последствия недостаточного воспитания в семье.

Решение проблемных ситуаций.

Урок – изучения нового материала

Работа с дополнительным материалом

§ 7, проведение исследования , заполнение таблицы

10

Общение

1

Общение как социально – психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Индивидуальный опрос

Урок – лекция с элементами дискуссии.

Заполнение таблицы  «Основные формы общения»

§ 8, подготовка к обобщающему уроку

11

Обобщающий урок по теме:

«Общество и человек»

1

Основные сферы и строение общества. Влияние общества на природу и его последствие. Основные типологии обществ. Социальный и научно-технический прогресс.

Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование

Урок обобщения и систематизации знаний.

Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование

     ____

12

Глава ΙΙ. Экономическая сфера.

Что такое экономика

1

Влияние экономики на поведение людей. основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Человеческие ресурсы и их разновидности. Понятие структуры экономики. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики.

Фронтальная беседа

Урок изучения нового материала

Заполнение таблицы «Основные ресурсы экономики»

§ 9, подготовить  сообщение по теме «Экономика челябинской области»

13

Экономика Южного Урала

1

Современное состояние экономики региона. Основные отрасли промышленности. Занятость трудоспособного населения

Проверка творческой работы учащихся

Урок- семинар

Сообщения учащихся

Подготовить инд. сообщение на тему «История денег»  

14

Товар и деньги.

1

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Индивидуальная работа

Урок - практикум с элементами лекции.

Работа с материалом учебника

§ 10 заполнить таблицу «Деньги»

15

Спрос и предложение.

1

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением.  Цена как регулятор спроса и предложения.

Проверка практической работы

Урок изучения нового материала

Работа с основными понятиями

§ 11, вопросы и задания к параграфу

16

Рынок, цена, конкуренция.

1

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство.

Индивидуальный опрос

Урок - практикум.

Работа с текстом учебника

§ 12, выучить основные понятия

17

Предпринимательство.

1

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.

Понятийный диктант

 Урок-исследование, закрепление знаний.

Анализ текста «Маленький принц»

§ 13,  вопросы к параграфу

18/

19

Роль государства в экономике.

2

Экономическая роль государства. поддержание государством общественных институтов. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги.

Фронтальный опрос

Урок – изучения нового материала

Составление характеристики экономических систем, функций государства

§ 14, вопросы и задания к параграфу

20

Бюджет государства и семьи.

1

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Тестирование

Урок - лекция

Составление схемы «Бюджет государства»

§ 15, вопросы и задания к параграфу

21

Труд.

1

Сущность и виды труда. Заработная плата и индивидуальный доход. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным.

Фронтальный устный опрос, практическая работа.

Урок - проблемная беседа.

Работа с текстом учебника.

§ 16, подготовится к обобщающему уроку

22

Обобщающий урок по теме:

«Экономическая сфера общества»

1

Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Экономическая сфера общества»

Понятийный диктант,  тестирование, решение задач.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Тестирование, работа с понятиями.

   ____

23/

24

Глава ΙΙΙ. Социальная сфера.

Социальная структура.

2

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека.

Урок изучения нового материала

Работа с текстом учебника

§ 17, вопросы и задания к параграфу

25

Социальная структура населения Южного Урала

1

Население региона. Формирование этнического состава региона. Этнокультурные процессы и этническая политика

Фронтальный опрос

Урок - лекция

Работа с дополнительной литературой

Подготовить сообщение о народностях  региона

26

Социальная стратификация.

1

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение. Классы как основа стратификации. Историческое происхождение и типология классов.

Индивидуальный опрос

Урок изучения нового материала

Работа с текстом учебника и дополнительной литературой

§ 18, вопросы и задания к параграфу

27

Богатые.

1

Неравенство: богатство и бедность. определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. Средний класс и приличествующий образ жизни.

Фронтальный опрос

Урок - размышление.

Работа с текстом учебника

§ 19, вопросы и задания к параграфу

28

Бедные.

1

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных, масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум.

Фронтальная беседа

Урок – проблемная беседа

Работа с текстом учебника

§ 20, вопросы и задания к параграфу, основные определения

29/

30

Этнос: нации и народности.

2

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Формирование нации и её отличительные черты.

Понятийный диктант, Индивидуальный опрос

Урок - проблемная беседа.

Анализ фрагмента худ. произведения.

§ 21, заполнить таблицу «Признаки этноса»

31/

32

Межнациональные отношения.

2

Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Проверка практической работы

Проблемный урок, практикум.

Работа с текстом учебника

§ 22 сообщения на тему «Межнациональные отношения»

33

Конфликты в обществе.

1

Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Способы решения конфликтов.

Индивидуальный опрос

Урок - проблемная беседа.

Заполнение таблицы «Конфликты в обществе»

§ 23, сообщения «Конфликты в мире» по материалам СМИ

34

Семья.

1

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюции форм семьи. Причины повод и мотивы развода.

Проверка практических заданий

Изучение нового материала

Работа с текстом учебника

§ 24, подготовка к обобщающему уроку

35

Обобщающий урок по теме:

«Социальная сфера»

1

Повторение и обобщение знаний учащихся по разделу «Социальная сфера»

Фронтальный опрос

Урок - зачёт

Работа по вопросам

 

  ______

Всего:

35

Календарно – тематическое планирование 9 класс.

п/п

Дата

проведения

Раздел,

тема урока.

Кол-во часов

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования

Форма контроля

Тип

урока

Практическая часть

Домашнее задание

1

Вводный урок

1

Знакомство со структурой курса. Требования к ведению рабочих тетрадей.

Вводный урок

2

Глава Ι. Политическая сфера.

Власть.

1

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей.  Борьба за власть.

Урок изучение нового материала

Работа со схемой «Власть»

§ 1, вопросы и задания к  параграфу

3\4

Государство.

2

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины  появления государства.

Индивидуальный опрос

Комбинированный урок

Работа с учебником. Составление схемы государство

§ 2,  вопросы к параграфу. Инд. сообщение «ЕС»

5

Национально-государственное устройство.

1

Объединение о отделение наций. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, его сходство и различие.

Понятийный диктант, индивидуальный опрос

Урок объяснение, рассуждение.

Работа с таблицами и схемами

§ 3, вопросы устно

6

Челябинская область – субъект федерации.

1

Челябинская область как субъект РФ. Организация государственной власти.

Индивидуальный опрос

Урок – проблемная беседа

Работа с дополнительным материалом

Сообщение

7

Формы правления.

1

Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной властей.

Проверка творческих сообщений

Урок изучения нового материала

Работа с текстом учебника

§ 4, зад.1, 2 письменно.

8

Местное самоуправление в регионе

1

Характеристика местного самоуправления в регионе.  Органы государственной власти

Фронтальный опрос

Комбинированный

Работа с дополнительной литературой

Составить схему «Местное самоуправление»

9

Политические режимы.

1

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и сущность авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Структура парламента.

Индивидуальный опрос, проверка письменной работы

 Обзорная лекция, закрепление знаний.

Работа со схемой и материалом учебника

§ 5, вопросы и задания к параграфу

10

Гражданское общество и правовое государство

1

Два значения гражданского общества. признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение.

Тестирование

Лекция-информация, закрепление знаний.

Составление схемы «Политические режимы»

§ 6, составить сравнение тоталитарного и демократического государства

11

Голосование, выборы, референдум.

1

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Роль референдума в политической жизни.

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала

Работа с материалом учебника

§ 7, выучить основные понятия

12

Политические партии.

1

Определение и признаки политических партий. Понятие о политической программе партии. Функции политических партий. Классификация политических партий.

Понятийный диктант

Урок -изучение нового материала.

Составление схемы «Политические партии»

§ 8, практикум

13

Обобщающий урок по теме:

«Политическая сфера общества»

1

Природа и формы проявления политической власти. Возникновение и функции государства. Формы правления, их типология и взаимопревращение. Политические партии и их роль в современной России.

Проверка практической работы, тестирование

Урок обобщения и систематизации знаний.

Тестирование, работа с понятиями

___

14/

15

Глава ΙΙ. Человек и его права.

Право

2

Сущность и признаки понятия «Гражданин». Начало эпохи прав человека. Высшие проявления гражданственности.

Фронтальный опрос

Урок- проблемная беседа

Работа со схемой «Право»,

материалом учебника

§ 9, практикум письменно

16/

17

Власть и закон

2

Гражданин и государство: взаимные права и взаимные обязанности. Сущность права. Право как мера свободы и ответственности. Виды правонарушений и правовой ответственности. Соотношение права и закона.

Понятийный диктант, проверка письменной работы

Урок  - изучения нового материала

Работа с дополнительной литературой

§ 10, составить схему «Государственная власть»

18

Конституция России.

1

Конституция – закон высшей юридической силы. Основы конституционного строя России. Основные цели государства, лежащие в основе конституционных норм. Структура документа.

Тестирование

Урок - лабораторная работа.

Работа с текстом конституции РФ

§ 11, заполнить таблицу «Основные конституционные права и обязанности»

19

Право и имущественные отношения.

1

Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд.

Фронтальный опрос

Урок - проблемная беседа.

Решение ситуативных задач

§ 12, составить кластер «Право и имущ. отношения»

20

Потребитель и его права.

1

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.

Индивидуальный опрос

 Изучение нового материала, решение ситуаций.

Работа с текстом учебника

§ 13, выучить основные понятия

21

Труд и право.

1

Правовое регулирование трудовых отношений. кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Защита детского труда.

Понятийный диктант, практическое задание

Частично поисковый урок -  практикум.

Работа с текстом ТК РФ  и конституции РФ

§ 14, вопросы и задания к параграфу

22

Право, семья, ребенок

1

Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы обеспечения в семье прав ребенка.

Фронтальный опрос

Урок изучения нового материала

Работа с текстом учебника. Решение ситуативных задач

§ 15,  заполнить таблицу «Права ребёнка»

23/

24

Преступление

2

Формы совершения преступления. Три признака преступления. Умысел или неосторожность. Соучастники преступления. Причины совершения преступления. Разнообразие мер воздействия.  Дознание и следствие. Основные виды наказания.

Индивидуальный опрос

Урок – проблемная беседа.

Работа с основными понятиями урока.

§ 16, практикум

25

Обобщающий урок по теме:

«Человек и его права»

1

Право и правонарушение. Основы конституционного строя РФ. Права человека и их защита. Права и обязанности подростка.

Проверка практического задания, понятийный диктант, решение ситуативных задач

Урок обобщения и систематизации знаний.

Работа с понятиями, практические задания

___

26

Глава ΙΙΙ. Духовная сфера.

Что такое культура

1

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии.

Фронтальная беседа

Урок изучение нового материала

Работа с дополнительным текстом

§ 17, практикум зад 2.

27

Культурные нормы.

1

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Молодежная мода. Церемония и ритуал. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Индивидуальный опрос

Урок – проблемная беседа

Составление схемы «Культурные нормы»

§ 18, сообщения по индивидуальным темам

28

Формы культуры.

1

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения.

Проверка творческого задания

Урок – путешествие

Работа с дополнительным материалом

§ 19,  сообщение по индивидуальным темам

29

Религия.

1

Различные определения религии, ей значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Вероучение в мировых религиях.

Проверка творческого задания

Урок - семинар

Работа с дополнительным материалом

§ 20, сообщение по индивидуальным темам

30

Искусство.

1

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие.

Проверка творческих заданий

Урок - семинар

Работа с дополнительным материалом

§ 21, заполнить схему «Искусство»

31

Образование

1

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения и формы усвоения знаний. государственной и частное образование. Общее и специальное образование.  Правовые основы школьного образования

Фронтальный опрос

Урок – проблемная беседа.

Работа с материалом учебника и доп. литературой

§ 22, задания к параграфу

32

Наука.

1

Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Школа как способ приобщения к наукам. Структура. Функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Индивидуальный опрос, решения ситуативных задач

Урок – изучения нового материала

Работа с материалом учебника

§ 23, сообщения на тему «Культурная жизнь региона»

33

Культурная жизнь Южного Урала

1

Учреждения культуры региона Южный Урал. Культурная жизнь  региона

Проверка творческих заданий

Урок - семинар

Работа с дополнительными источниками материала

Подготовка к обобщающему уроку

34

Обобщающий урок по теме

«Духовная сфера общества»

1

Сущность и строение культуры. Наука и образование в современном российском обществе. Искусство, его виды и место в жизни человека.

Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование

Урок обобщения и систематизации знаний.

Тестирование, работа с основными понятиями

Подготовка к итоговому зачёту вопросы стр.188-189

35

Итоговое занятие.

1

Повторение материала курса.

Фронтальный опрос

Урок – зачёт.

Зачёт

_____

Всего:

35

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...