обществознание
рабочая программа по обществознанию по теме
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 5-9 классы по учебнику А.И. Кравченко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_8_klass.doc | 293 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Дата проведения | Раздел, тема урока. | Кол-во часов | Материал в рамках ЕГЭ по данной теме, разделу | Форма контроля | Тип урока | Практическая часть | Дата фактич. |
1 | Вводное занятие. Введение: «Общество и природа». | 1 | Классификация наук общепринятая человечеством. Взаимосвязь природы и человеческого общества. Общие задачи и особенности курса обществознания 5 класса. | Урок – беседа. | ||||
2/3 | Раздел Ι. Развитие общества. Глава 1. Человек и человечество. Происхождение и развитие человека. | 2 | Важные изобретения оказавшие влияние на выживание и развитие человека. Роль технического и социального прогресса в жизни человечества. | Фронтальный опрос | Урок - практикум | Работа со схемой «Происхождение человека» | ||
4 | Развитие человека и общества в условиях Урала | 1 | Древние жители в нашем крае. Основные занятия первобытных людей. Археологические памятники на территории региона | Проверка письменного задания | Урок - путешествие во времени. | Работа с дополнительной литературой | ||
5 | Ускорение прогресса. | 1 | Формула ускорения прогресса. Последствия прогресса для жизни людей. | Проверка творческих заданий | Урок – проблемная беседа | Работа с доп. лит-рой | ||
6/7 | Возрастные изменения человека. | 2 | Понятие физического развития человека. Закономерности физического развития. Характеристика возрастов человеческой жизни. | Индивидуальный опрос; Проверка и защита проектов «Будущее человечества» | Урок-практикум. | Работа с учебником | ||
8/9 | Человечество как сумма поколений. | 2 | Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Характеристика поколения как части человечества. Причины конфликта поколений. Роль культурной памяти и культурного наследия в жизни человечества | Тестовая проверка | Урок - практикум; Экскурсия в школьный музей. | Экскурсия | ||
10 | Поколение вещей. | 1 | Вещи как свидетели прошлого и показатели настоящего. Вещи в нашем доме. Понятие вещей. Роль вещей в различные эпохи в разных странах. | Проверка творческого задания. | Урок - путешествие. | Работа с дополнительной литературой | ||
11 | Повторение по теме: Человек и человечество. | 1 | Обобщение знаний по вопросам происхождения и развития человека. Сопоставление развития человеческого общества с ускорением прогресса. Анализ возрастных особенностей человека. | Выполнение творческих и практических заданий. | Урок повторения и систематизации знаний. | Работа с понятиями, тестирование | ||
12 | Глава ΙΙ Исторические ступени развития общества. Первая ступень: охота и собирательство. | 1 | Описание и характеристика внешнего облика и образа жизни первых людей. Основные занятия: охота и собирательство. |
| Урок - путешествие. | Работа с учебником, Анализ картин | ||
13 | Вторая ступень: огородничество. Третья - скотоводство и земледелие. | 1 | Характеристика новых ступеней развития человечества. Последствия перехода к земледелию и скотоводству. | Индивидуальный опрос | Урок - практикум. | Работа со схемами и иллюстрациями | ||
14 | Возникновение ранних государств. | 1 | Изменения в обществе приведшие к созданию первых государств. Механизм функционирования государства, его признаки. Роль законов в жизни первых государств. | Фронтальный опрос | Урок - путешествие. | Работа с картой, схемами | ||
15 | Современное общество. | 1 | Характеристика современного общества. Положительные и отрицательные черты современного общества. Роль технического прогресса в развитии человеческого общества. | Тестовая проверка. | Урок - проблемная беседа. | Тестирование, работа со схемами и иллюстрациями | ||
16 | Мой край, мой город в современном обществе | 1 | Новые явления в общественном развитии нашего края. Экологические проблемы региона. | Проверка письменного задания | Урок- проблемная беседа | Работа с дополнительной литературой | ||
17 | Обобщение по теме: Исторические ступеньки развития общества | 1 | Повторение и обобщение знаний учащихся по теме. Характеристика первых ступеней. Анализ причин возникновения государства. | Групповые и индивидуальные задания. | Урок - практикум. | Тестирование, работа с понятиями | ||
18/ 19 | Раздел ΙΙΙ Ребенок в обществе. Что такое детство | 2 | Характеристика мира детства. Отличия взрослых от детей. Анализ трёх стадий детства. Место ребёнка в обществе. | Фронтальный опрос | Урок комбинированный | Работа со схемой «Стадии детства» | ||
20 | Отношение взрослых к детям. | 1 | Отношение к детству в разные периоды истории. Отношение к детству в современном обществе. Сущность государственной политики по отношению к детству. | Проверка творческого задания | Урок - практикум. | Работа с документами «Декларация прав ребёнка» | ||
21 | Воспитание детей. | 1 | Характеристика и анализ обязанностей родителей. Понятие воспитание. Воспитание духовности – специфическая черта человеческого общества. | Индивидуальный опрос. | Урок - игра. | Работа с доп. литературой | ||
22 | Взаимоотношения с родителями. | 1 | Влияние семьи и родителей на ребёнка. Характеристика возможных типов атмосферы в семье. Личный пример родителей – главная роль в воспитательном процессе. | Индивидуальный опрос | Урок - игра. | Работа с учебником | ||
23/ 24 | Методы родительского контроля и руководства. | 2 | Основные методы воспитания и контроля. Роль ответственности и самостоятельности для формирования здоровой семейной атмосферы | Тестовые задания | Урок сообщения новых знаний. | Работа с таблицами и схемами | ||
25 | Ровесники и родители. | 1 | Степень влияния на подростка ровесников и родителей. | Проверка по индивидуальным карточкам | Урок - практикум. | Работа по карточкам | ||
26 | Влияние родителей на самооценку подростка. | 1 | Роль самооценки для подростка. Причины высокой и низкой самооценки. Характеристика отношений между родителями и детьми. Причины конфликтов и способы их разрешения. | Проверка творческого задания | Урок - проблемная беседа. | Тестирование | ||
27 | Обобщение по теме: «Ребёнок в семье» | 1 | Обобщить знания учащихся относительно взаимоотношений с родителями. Психологические основы непонимания в семье. Пути решения конфликтов | Творческие задания по группам | Урок обобщения и контроля знаний | Выполнение творческих заданий | ||
28 | Глава ΙV. Ребенок в школе. История школьного обучения. | 1 | Характеристика школы в разные исторические эпохи. Роль и методы обучения, их анализ | Урок - путешествие во времени. | Работа с учебником | |||
29 | Современная школа. | 1 | Характеристика современной школы. Проблема появления хороших и плохих оценок. | Проверка творческого задания. | Урок - ролевая игра. | Работа с иллюстрациями и схемами | ||
30 | Современная школа моего района, села | 1 | Становление школьного образования в нашем крае. Система образовательных учреждений в нашем крае. История нашей школы. | Проверка творческого задания | Урок проблемная беседа | |||
31 | Школьные проблемы. | 1 | Основные проблемы в школе. Причины их появления. Анализ отношения семьи в школьным проблемам. Последствия нерешённых проблем. Пути решения проблем. | Проверка творческого задания | Урок - тренинг | Работа с таблицей и схемой | ||
32 | Друзья и ровесники. | 1 | Характеристика понятия «дружба» в разные исторические времена. Роль дружбы на разных этапах жизни человека. Разновидности дружбы и её особенности в подростковом возрасте. | Проверка письменного задания | Урок - проблемная беседа. | Работа с дополнительными материалами | ||
33 | Товарищи и современники. | 1 | Понятие «товарищи», « современники». Характеристика и анализ отношения к друзьям, товарищам и современникам. Отличие в понимании дружбы со стороны мальчиков и девочек. | Индивидуальный опрос | Урок - ролевая игра | Работа с учебником | ||
34 | Обобщение по теме: «Ребенок в школе» | 1 | Обобщение знаний по теме «Ребёнок в школе». На практике отработать способы решения конфликтных ситуаций в школе и среди друзей. | Творческие задания, практикум | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тестирование, работа с понятиями | ||
35 | Итоговый урок: «Обществознание в 5 классе» | 1 | Повторить и обобщить знания учеников по курсу обществознания за 5 класс | Индивидуальный письменный опрос | Урок повторения и обобщения знаний | Работа по индивидуальным карточкам | ||
Всего: | 35 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс.
Дата проведения | Раздел, тема урока. | Кол-во часов | Материал в рамках ЕГЭ по данной теме, разделу | Форма контроля | Тип урока | Практическая часть | Дата фактич. | ||
1 |
Что такое общество. | 1 | Особенности курса «Обществознание» в 6 классе. Понятие общества в разные исторические эпохи | Вводный урок | Работа с учебником | § 1 | |||
2 | Глава Ι. Сущность и структура общества. Что такое общество? | 1 | Исторические условия развития общества. Основные сферы общества – экономическая, политическая, духовная и социальная. Роль общества в жизни человека и человека в жизни общества. | Проверка письменного задания | Урок – сообщения новых знаний. | Работа с учебником | § 1 | ||
3 | Глава ΙΙ Экономическая сфера. Что такое экономика и бизнес? | 1 | Экономика, её роль в жизни общества. Стадии развития капитализма. Организация бизнеса. Экономика – фундамент общества. Основная сфера общественной жизни. | Индивидуальный опрос | Эвристическая беседа. | Понятийный диктант | § 2 | ||
4 | Экономика и бизнес в регионе Южного Урала | 1 | Развитие экономики и бизнеса в нашем крае. Перспективы экономического развития. Основные возможности современных подростков в экономической сфере | Проверка письменного задания | Урок – проблемная беседа | Работа с учебником | Рекомендации «Где подросток может заработать» | ||
5 | Экономическая деятельность подростков | 1 | Понятия «молодёжная экономика» и «карманные деньги». Знания и умения необходимые подросткам в экономике. | Индивидуальный опрос | Ролевая игра. | Решение ситуативных задач | § 3, | ||
6 | Трудовое воспитание детей в разные эпохи. | 1 | Трудовые навыки и необходимость их передачи. Трудовые умения и навыки у детей в разные исторические эпохи. Детство – время становления трудовых навыков. | Фронтальная беседа
| Урок сообщения новых знаний. | Работа с дополнительной литературой. | § 4 | ||
7 | Труд и семья с точки зрения закона. | 1 | Отношение к труду в современном обществе. Особенности труда несовершеннолетних. Семья как часть современного общества. Труд - фактор определяющий благосостояние семьи. | Проверка письменной работы | Проблемная беседа, ролевая игра. | Рабочая тетрадь зад.4 стр 15. | § 5 подготовится к обобщающему уроку | ||
8 | Обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера» | 1 | Повторить и обобщить знания учащихся по теме экономическая сфера. | Тесты, решение ситуативных задач. | Урок обобщения и закрепления | Тестирование по теме. | -- | ||
9 | Глава ΙΙΙ. Политико-правовая сфера. Что такое государство? | 1 | Исторические условия возникновения государства. Определение понятия «государство», его устройство. Формы государственного правления. Признаки государства. | Фронтальный опрос | Урок - практикум. | Работа с учебником | § 6 | ||
10/11 | Государство и его граждане | 2 | Понятия «гражданин» и «гражданство». Закон «О гражданстве». Отличительные черты Российского государства. Гражданство – гарантия защиты гражданина, его прав и свобод государством. | Тестовые задания, индивидуальный опрос | Урок - практикум. | Тестирование р/т зад.1 стр.17 | § 7 | ||
12 | Основной закон страны | 1 | Основные положения конституции РФ. Государственное устройство РФ. Принципы конституционного строя. Исторические условия становления конституционализма в России | Тестирование, проверка письменных заданий | Урок - практикум | Работа с учебником, практические задания | § 8, Подготовка инд. сообщений | ||
13 | Наш край как субъект Федерации | 1 | Характеристика региона. Состав УФО. Основы системы законодательства в нашем крае | Проверка письменного задания. Сообщения учащихся | Урок- изучение нового материала | Работа с дополнительной литературой | Зарисовать в тетради символику области и района. | ||
14 | Право и правопорядок. | 1 | Правовая система РФ. Исторические условия возникновения права. Основные правовые нормы. Теории происхождения права | Практические задания | Урок - проблемная беседа | Анализ фрагмента рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник» | § 9 | ||
15 | Как можно защититься от несправедливости? | 1 | Исторические условия возникновения судебной системы. Основные виды судов в РФ. Восстановление и защита нарушенных прав в суде. | Фронтальный устный опрос. | Урок - ролевая игра. | Работа с Конституцией РФ | § 10 | ||
16 | Право на службе человека. | 1 | Основные сферы жизни общества регулируемые правовыми нормами. Роль права в жизни общества, человека и государства. | Фронтальный опрос, проверка письменного задания | Урок – игра. | Р/т зад. 5 стр.30 | § 11 | ||
17 | Обобщающий урок по теме: «Политико-правовая сфера» | 1 | Проверить и обобщить знания учащихся по теме «Политико-правовая сфера» | Тестирование. Игра «Равные права». Решение ситуативных задач. | Урок обобщения и контроля знаний | Тестирование практические задания | -- | ||
18 | Глава ΙV. Духовная сфера. Роль книгопечатания в развитии образования. | 1 | Исторические условия возникновения книгопечатания. Основные особенности книгопечатания в разные исторические эпохи. Роль книгопечатания в развитии мировой культуры | Решение познавательных задач | Урок – экскурсия в сельскую библиотеку | Экскурсия | § 12 | ||
19 | Появление цивилизации. | 1 | Исторические условия возникновения цивилизации. Основные признаки цивилизации. Основные типы цивилизаций и их взаимодействие. | Фронтальный опрос. | Урок - проблемная беседа. | Составление таблицы «Мировые цивилизации» | § 13 | ||
20 | Наука и познание. | 1 | Исторические условия развития науки. Основные отрасли научного знания. Особенности научных методов. Роль науки и познания в жизни человека и общества. | Проверка письменной работы | Урок - практикум. | Анализ фрагмента худ. произведения; Таблица 1 стр.35 (р/т) | § 14 | ||
21 | Мораль и право. Добро и зло. | 1 | Исторические условия развития моральных и правовых норм в обществе. Основные моральные нормы жизни общества. Взаимодействие правовых и моральных норм | Решение ситуативных задач | Урок - практикум. | Анализ басен Л.Н. Толстого «Муравей и голубка» «Лиса и журавль» | § 15, вопросы и задания к параграфу | ||
22 | Что такое идеал? | 1 | Понятие «идеал». Эволюция идеалов в различные исторические эпохи. Роль идеала в жизни человека и общества. | Индивидуальный опрос | Урок - путешествие во времени. | Решение познавательных задач | § 16, вопросы к параграфу устно. | ||
23 | Что такое ценности? | 1 | Понятие «ценность». Основные ценности современного общества. Роль ценностей в жизни общества и человека. | Фронтальный опрос | Урок - практикум. | Решение познавательных задач – р/т 2,3 стр.40-41 | § 17, сочинение «Ценности современного Российского общества | ||
24 | Обобщающий урок по теме: «Духовная сфера». | 1 | Повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Духовная сфера» | Понятийный диктант, работа по карточкам. | Обобщающий урок | Работа по карточкам, тестирование | __ | ||
25 | Глава V. Город и село. Эволюция города. | 1 | Исторические условия развития городов. Основные особенности городской жизни. Город как среда обитания человека. | Фронтальная беседа | Урок - путешествие. | Анализ произведений | § 18 | ||
26 | Город и урбанизация. | 1 | Понятие «урбанизация». Основные достоинства и проблемы городской жизни. Специфика жизни в современных мега полисах мира. | Индивидуальный опрос | Урок - путешествие. | Выполнение заданий из р/т № 1,3 стр48-50 | § 19 | ||
27 | Город и село. | 1 | Особенности сельской жизни. Особенности жизни людей в селе и городе. Причины миграции населения из села в город в современном обществе. | Индивидуальный опрос | Урок - ролевая игра. | Заполнение таблицы Анализ художественных произведений | § 20, составить летопись родного села | ||
28 | Город: отчуждение людей и влияние быстрых перемен. | 1 | Основные факторы обусловливающие психологические проблемы жизни человека в городе. Возможности преодоления негативных факторов городской жизни. | Проверка творческого задания | Урок - проблемная беседа. | Анализ фрагмента «Незнайка на луне» | § 21 | ||
29 | Глава VΙ. Мой дом, мое жилище. В каком пространстве мы обитаем. | 1 | Социальное пространство и его структура. Понятия «общественная территория», «домашняя территория», роль личного пространства в жизни человека. | Проверка письменного задания. | Урок - ролевая игра. | Выполнение заданий в рабочей тетради зад.1 стр.55 | § 22 | ||
30 | Дом в котором мы живем. | 1 | Исторические условия развития жилища человека. Основные особенности современного жилища. Дом как среда обитания человека. | Фронтальный опрос | Урок- практикум. | Работа с терминами | § 23, задание «Составить паспорт своего дома» | ||
31 | Наши соседи. | 1 | Взаимоотношения человека и его окружения. Правила организации отношений между соседями. Основные уровни знакомства. Соседство и его виды | Работа с терминами. | Урок - ролевая игра. | Анализ худ. произведения. Работа с учебником | § 24, составить рассказ о соседстве | ||
32 | Район проживания. | 1 | Понятие «район проживания». Структура района проживания. | Проверка творческого задания. | Урок - путешествие. | Работа с учебником | § 24, вопросы к параграфу устно | ||
33 | Мой район проживания. Мой город. Моё село. | 1 | Особенности характера жителей нашего края. Традиции и обычаи коренных жителей. | Проверка летописи родного села. | Урок – защита реферата | Защита летописей | ___
| ||
34 | Дача и дачная жизнь. | 1 | Исторические условия развития дачного отдыха. Основные особенности современного отдыха на даче. | Анализ худ. произведения | Урок - практикум. | Работа с учебником и рабочей тетрадью | § 26 | ||
35 | Итоговый урок: Ребенок и общество. | 1 | Повторить и обобщить знания учеников по курсу обществознания за 6 класс | Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование | Урок повторения и обобщения знаний | Работа с понятиями, тестирование | ___ | ||
Всего: | 35 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс.
№ п/п | Дата проведения | Раздел, тема урока. | Кол-во часов | Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования | Форма контроля | Тип урока | Практическая часть | Домашнее задание |
1 | Введение | 1 | Особенности курса «Обществознание» в 7 классе. Понятие подросткового и переходного возраста | Вводный урок | Работа с учебником | § 1, определения в тетради | ||
2 | Глава Ι. Личность подростка. Переходный возраст. | 1 | Определение возраста. Особенности подросткового периода. Система ценностей подростка. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. | Урок - практикум. | § 1 | |||
3 | Задачи и трудности подросткового возраста. | 1 | Определение подросткового возраста. Формирование отношений со сверстниками. Подготовка к выполнению социальных ролей взрослого человека. | Фронтальный опрос, проверка письменной работы | Урок с элементами дискуссии. | Работа с текстом учебника | § 2 | |
4 | Быть взрослым. | 1 | Взросление. Вхождение в мир взрослых. возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альтруизм и эгоизм. Особенности воспитания подростков. | Проверка письменной работы, индивидуальный опрос | Урок - ролевая игра. | Работа с основными понятиями | § 3 | |
5 | Физические изменения у подростков | 1 | Физические изменения в школьном возрасте. Неравномерность развития подростков. Подростковые комплексы и пути их преодоления. | Фронтальный опрос | Урок-лекция | Беседа со школьным врачом | § 4, вопросы и задания к параграфу | |
6 | Психологический портрет личности: темперамент и характер | 1 | Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент, характер, способности. Стресс, причины его возникновения у подростков | Понятийный диктант | Урок – проблемная беседа | Встреча со школьным психологом. | § 5 | |
7 | Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства | 1 | Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства | Фронтальный опрос | Урок – изучения нового материала | Работа с основными понятиями | § 6, вопросы и задания к параграфу | |
8 | Самооценка личности. | 1 | Составляющие психической жизни человека: ум, воля, чувства. Низкая и высокая самооценка, их причины и последствия. | Фронтальный опрос | Урок - практикум. | Работа с дополнительной литературой | § 7, задания к параграфу | |
9 | Выдающаяся личность. | 1 | Выдающиеся личности в истории. Одаренные личности в истории. Факторы влияющие на развитие выдающейся личности. | Понятийный диктант, | Урок - путешествие в историю. | Работа с дополнительной литературой | § 8, | |
10 | Лидер и его качества | 1 | Лидер и его роль в обществе. Основные элементы лидерства. Лидер в подростковой среде. Лидерство как совокупность особых качеств личности. | Фронтальный опрос, проверка письменной работы | Урок - групповая работа. | Работа со схемой, решение ситуативных задач | § 9, практикум зад 2 стр. 61 письменно | |
11 | Обобщающий урок по теме: «Личность подростка» | 1 | Факторы становления личности, Великой личности. Признаки лидерства. Харизматическая личность. Роль лидера в истории и современном мире. | Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование | Урок – беседа с элементами дискуссии. | Работа с понятиями, тестирование | ___ | |
12 | Глава ΙΙ. Подросток в социальной среде. Социальная среда подростка | 1 | Понятие социальной среды, её составляющие. Влияние семьи на подростка. Ближайшее окружение подростка – важный фактор становления его личности. | Решение ситуаций. | Работа в группах. | Работа со схемой «социальная среда подростков» | § 10 | |
13 | Подросток и социальная среда села, района, школы | 1 | Традиции воспитания у разных этнических групп в разные периоды истории в нашем крае. Молодежные организации региона. | Проверка выполнения практического задания | Урок – проблемная беседа | Работа с дополнительной литературой | Сообщения | |
14 | Подросток в группе | 1 | Определение группы, классификация групп. Человек в группе, законы групп. Соотношение самооценки и влияния группы. Группа - фундамент человеческого общества. | Проверка выполнения творческой работы | Урок - проблемная беседа с элементами дискуссии. | Работа с учебником | § 11, практикум зад 1,2 письменно | |
15 | Межличностные отношения. | 1 | Малая группа и межличностные отношения. Факторы, влияющие на межличностные отношения. Взаимопонимание – основа межличностных отношений. Межличностные отношения в подростковой среде. | Проверка выполнения практической работы | Урок - дискуссия. | Работа с материалом параграфа | § 12, вопросы и задания к параграфу устно | |
16 | «Мы» и «они». | 1 | Непосредственное окружение. Понятия: «Я», «Мы», «Они», «Свои», «Чужие». Нормальное и анормальное поведение. | Индивидуальный опрос | Урок - проблемная беседа | Работа с учебником | § 13, | |
17 | Мир знакомых и незнакомых людей. | 1 | Знакомые и незнакомые: различия в отношениях. Близкие знакомые, их роль в жизни человека. «Свои», их защита. «Я» и «другие», «Чужие» и «Чужаки». | Фронтальная беседа | Урок - практикум. | Решение ситуативных задач | § 14, практикум зад 1 письменно | |
18 | Социальный портрет молодежи. | 1 | Понятие большой группы. Молодежь как большая группа. Проблемы молодежи в современном обществе. Российская молодежь в обществе контрастов. | Проверка выполнения практического задания | Урок - проблемная беседа с элементами дискуссии. | Работа с материалом учебника | § 15, сообщение «Проблемы молодежи класса, школы» | |
19 | Социальный портрет молодежи региона Южный Урал | 1 | Ценности на которые ориентируется молодежь. Решение проблем молодежи в современном обществе. | Проверка творческого задания | Урок - дискуссия | Работа с дополнительной литературой | _______ | |
20 | Глава III. Подросток и закон Юридические границы подросткового возраста. | 1 | Понятие «юридических отношений». Несовершеннолетние, их права и обязанности. защита прав ребенка. «Конвенция о правах ребенка». | Решение ситуативных задач | Урок - практикум. | Работа с дополнительной литературой | § 16, задания и вопросы к параграфу | |
21 | Подросток как гражданин. | 1 | История развития гражданских прав. Основные конституционные права и обязанности. Российское гражданство, пути его получения. Подросток, его гражданские права и свободы. | Фронтальный опрос | Урок - практикум с элементами лекции. | Работа с материалом учебника и доп. литературой | § 17, стр. 37-38 | |
22\ 23 | Подросток и его права. | 2 | Права человека. Детство и материнство. Умение пользоваться правами. Защита прав подростка. | Инд. опрос, письменное задание. | Урок - проблемная беседа. | Работа с понятиями урока | § 18, зад 3,4 стр.39-40 | |
24 | Опасный путь преступной жизни. | 1 | Причины противоправного поведения. преступление. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правила поведения и права подростка при его задержании правоохранительными органами. | Индивидуальная беседа | Урок – беседа. | Работа со схемами | § 19, вопросы и задания к параграфу | |
25 | Глава IV Образ жизни подростка Подросток в обществе риска | 1 | Современное общество как источник опасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Необходимость развития чувства безопасности. | Фронтальный опрос. | Урок - практикум. | Решение ситуативных задач | § 20, практикум зад 2 письменно | |
26 | Правонарушения несовершеннолетних в районе, селе. | 1 | Источники риска в нашем селе. Состояние законности и правопорядка в нашем районе, городе, селе. | Проверка творческих письменных заданий | Урок – проблемная беседа | Работа со статистическими данными | Повторить понятия | |
27 | Проблема одиночества | 1 | Подростковое одиночество. Его причины. Специфика подросткового одиночества. Депрессия. Причины её появления | Индивидуальный опрос | Урок – размышление | Тестирование, работа с понятиями | § 21, вопросы к параграфу | |
28 | Подростковая культура. | 1 | Подростковая культура, её особенности. Система ценностей подростков. Уникальность подросткового общества и культуры. | Фронтальный опрос | Урок дискуссия, решение ситуативных задач. | Работа с учебником | § 22, практикум | |
29 | Образ жизни. | 1 | Образ жизни человека, семьи, народа. факторы влияющие на образ жизни. Характерные черты образа жизни разных народов. | Проверка практического задания | Урок проблемная беседа | Работа со схемой «Образ жизни» | § 23, практикум зад.2,3 | |
30 | Досуг и отдых. | 1 | Понятие и основные характеристики досуга. Культурный досуг. досуг и отдых российских подростков. Досуг и отдых как часть повседневного образа жизни – важная характеристика личности. | Проверка практического задания | Урок - практикум. | Выполнение задания 2 стр.55 - 56 в рабочей тетради | § 24, подготовить сообщение «Библиотека моего села», | |
31 | Развитие спорта. | 1 | Определение спорта. Профессиональный и любительский спорт. Спорт и молодежь. пассивный образ жизни, его отрицательные последствия. | Проверка творческого задания | Урок - проблемная беседа. | Работа с текстом учебника | § 25, практикум з | |
32 | Глава V Подросток и его жилая среда Город и село | 1 | Эволюция города. Город и урбанизация. Качество городской жизни. Отличие города от села. | Проверка практического задания | Урок - размышление | Работа с текстом учебника и доп. литературой | § 26-27 практикум | |
33 | Мой дом, моё жилище | 1 | Пространство обитания. Виды территорий. Эволюция жилища. Район проживания. Наши соседи. | Фронтальный опрос. | Урок – проблемная беседа | Работа с дополнительной литературой | § 28-29, подготовка к обобщающему уроку | |
34 | Обобщающий урок. Влияние социальной среды на подростка. | 1 | Влияние социальной среды на подростка. Образ жизни подростка и его изменение. построение позитивных межличностных отношений. | Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование | Урок - практикум. | Тестирование, работа с понятиями | Подготовка к итоговому уроку | |
35 | Итоговое занятие. | 1 | Повторение пройденного материала. | Фронтальный опрос | Повторительно-обобщающий урок. | ___ | ||
Всего: | 35 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс.
№ п/п | Дата проведения | Раздел, тема урока. | Кол-во часов | Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования | Форма контроля | Тип урока | Практическая часть | Домашнее задание |
1 | Вводное занятие | 1 | Знакомство со структурой курса. Требования к ведению рабочих тетрадей. | Вводное занятие. | ||||
2 | Глава Ι. Общество и человек. Что такое общество | 1 | Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. | Фронтальный опрос | Урок изучения нового материала, лекция | Работа с понятиями урока | § 1, составить характеристику сфер общества | |
3 | Человек, природа, общество. | 1 | Природа как предпосылка выделения общества и человека. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Экологические программы и защита окружающей среды. | Понятийный диктант, индивидуальный опрос | Урок - проблемная беседа. | Работа с текстом учебника | § 2, сообщения на тему «Экологическая ситуация на Ю.У» | |
4 | Взаимодействие общества и природы в регионе. | 1 | Взаимодействие общества и природы в регионе. Экологическая ситуация на Южном Урале | Проверка творческой работы | Урок - семинар | Работа с дополнительной литературой | ____ | |
5 | Типология обществ. | 1 | Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, Возникновение государства. | Индивидуальный опрос | Урок - путешествие во времени. | Работа с текстом учебника | § 3, составить кластер «Типология обществ» | |
6 | Социальный прогресс и развитие общества. | 1 | Социальный прогресс и ускорение истории. Реформы и революции. Прогрессивные и регрессивные реформы. | Фронтальный опрос. | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | § 4, практикум | |
7 | Личность и социальная среда. | 1 | Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании человека. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. | Индивидуальный опрос | Урок - проблемная беседа. | Работа со схемами в учебнике | § 5, практикум | |
8 | Потребности человека. | 1 | Сущность и иерархия потребностей. первичные и вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Роль духовных потребностей. | Фронтальный устный опрос. | Урок – проблемная беседа | Работа в группах с дополнительным материалом | § 6, вопросы и задания к параграфу | |
9 | Социализация и воспитание. | 1 | Содержание и стадии процесса социализации. Воспитание и социализация. сходство и различие. Составные элементы воспитания. последствия недостаточного воспитания в семье. | Решение проблемных ситуаций. | Урок – изучения нового материала | Работа с дополнительным материалом | § 7, проведение исследования , заполнение таблицы | |
10 | Общение | 1 | Общение как социально – психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома. | Индивидуальный опрос | Урок – лекция с элементами дискуссии. | Заполнение таблицы «Основные формы общения» | § 8, подготовка к обобщающему уроку | |
11 | Обобщающий урок по теме: «Общество и человек» | 1 | Основные сферы и строение общества. Влияние общества на природу и его последствие. Основные типологии обществ. Социальный и научно-технический прогресс. | Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование | Урок обобщения и систематизации знаний. | Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование | ____ | |
12 | Глава ΙΙ. Экономическая сфера. Что такое экономика | 1 | Влияние экономики на поведение людей. основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Человеческие ресурсы и их разновидности. Понятие структуры экономики. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. | Фронтальная беседа | Урок изучения нового материала | Заполнение таблицы «Основные ресурсы экономики» | § 9, подготовить сообщение по теме «Экономика челябинской области» | |
13 | Экономика Южного Урала | 1 | Современное состояние экономики региона. Основные отрасли промышленности. Занятость трудоспособного населения | Проверка творческой работы учащихся | Урок- семинар | Сообщения учащихся | Подготовить инд. сообщение на тему «История денег» | |
14 | Товар и деньги. | 1 | Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Начальная цена и прибыль в бизнесе. | Индивидуальная работа | Урок - практикум с элементами лекции. | Работа с материалом учебника | § 10 заполнить таблицу «Деньги» | |
15 | Спрос и предложение. | 1 | Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Цена как регулятор спроса и предложения. | Проверка практической работы | Урок изучения нового материала | Работа с основными понятиями | § 11, вопросы и задания к параграфу | |
16 | Рынок, цена, конкуренция. | 1 | Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. | Индивидуальный опрос | Урок - практикум. | Работа с текстом учебника | § 12, выучить основные понятия | |
17 | Предпринимательство. | 1 | Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. | Понятийный диктант | Урок-исследование, закрепление знаний. | Анализ текста «Маленький принц» | § 13, вопросы к параграфу | |
18/ 19 | Роль государства в экономике. | 2 | Экономическая роль государства. поддержание государством общественных институтов. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги. | Фронтальный опрос | Урок – изучения нового материала | Составление характеристики экономических систем, функций государства | § 14, вопросы и задания к параграфу | |
20 | Бюджет государства и семьи. | 1 | Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия. | Тестирование | Урок - лекция | Составление схемы «Бюджет государства» | § 15, вопросы и задания к параграфу | |
21 | Труд. | 1 | Сущность и виды труда. Заработная плата и индивидуальный доход. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. | Фронтальный устный опрос, практическая работа. | Урок - проблемная беседа. | Работа с текстом учебника. | § 16, подготовится к обобщающему уроку | |
22 | Обобщающий урок по теме: «Экономическая сфера общества» | 1 | Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Экономическая сфера общества» | Понятийный диктант, тестирование, решение задач. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тестирование, работа с понятиями. | ____ | |
23/ 24 | Глава ΙΙΙ. Социальная сфера. Социальная структура. | 2 | Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | § 17, вопросы и задания к параграфу | ||
25 | Социальная структура населения Южного Урала | 1 | Население региона. Формирование этнического состава региона. Этнокультурные процессы и этническая политика | Фронтальный опрос | Урок - лекция | Работа с дополнительной литературой | Подготовить сообщение о народностях региона | |
26 | Социальная стратификация. | 1 | Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение. Классы как основа стратификации. Историческое происхождение и типология классов. | Индивидуальный опрос | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника и дополнительной литературой | § 18, вопросы и задания к параграфу | |
27 | Богатые. | 1 | Неравенство: богатство и бедность. определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. Средний класс и приличествующий образ жизни. | Фронтальный опрос | Урок - размышление. | Работа с текстом учебника | § 19, вопросы и задания к параграфу | |
28 | Бедные. | 1 | Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных, масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. | Фронтальная беседа | Урок – проблемная беседа | Работа с текстом учебника | § 20, вопросы и задания к параграфу, основные определения | |
29/ 30 | Этнос: нации и народности. | 2 | Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Формирование нации и её отличительные черты. | Понятийный диктант, Индивидуальный опрос | Урок - проблемная беседа. | Анализ фрагмента худ. произведения. | § 21, заполнить таблицу «Признаки этноса» | |
31/ 32 | Межнациональные отношения. | 2 | Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. | Проверка практической работы | Проблемный урок, практикум. | Работа с текстом учебника | § 22 сообщения на тему «Межнациональные отношения» | |
33 | Конфликты в обществе. | 1 | Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Способы решения конфликтов. | Индивидуальный опрос | Урок - проблемная беседа. | Заполнение таблицы «Конфликты в обществе» | § 23, сообщения «Конфликты в мире» по материалам СМИ | |
34 | Семья. | 1 | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюции форм семьи. Причины повод и мотивы развода. | Проверка практических заданий | Изучение нового материала | Работа с текстом учебника | § 24, подготовка к обобщающему уроку | |
35 | Обобщающий урок по теме: «Социальная сфера» | 1 | Повторение и обобщение знаний учащихся по разделу «Социальная сфера» | Фронтальный опрос | Урок - зачёт | Работа по вопросам |
______ | |
Всего: | 35 |
Календарно – тематическое планирование 9 класс.
№ п/п | Дата проведения | Раздел, тема урока. | Кол-во часов | Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования | Форма контроля | Тип урока | Практическая часть | Домашнее задание |
1 | Вводный урок | 1 | Знакомство со структурой курса. Требования к ведению рабочих тетрадей. | Вводный урок | ||||
2 | Глава Ι. Политическая сфера. Власть. | 1 | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Борьба за власть. | Урок изучение нового материала | Работа со схемой «Власть» | § 1, вопросы и задания к параграфу | ||
3\4 | Государство. | 2 | Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины появления государства. | Индивидуальный опрос | Комбинированный урок | Работа с учебником. Составление схемы государство | § 2, вопросы к параграфу. Инд. сообщение «ЕС» | |
5 | Национально-государственное устройство. | 1 | Объединение о отделение наций. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, его сходство и различие. | Понятийный диктант, индивидуальный опрос | Урок объяснение, рассуждение. | Работа с таблицами и схемами | § 3, вопросы устно | |
6 | Челябинская область – субъект федерации. | 1 | Челябинская область как субъект РФ. Организация государственной власти. | Индивидуальный опрос | Урок – проблемная беседа | Работа с дополнительным материалом | Сообщение | |
7 | Формы правления. | 1 | Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной властей. | Проверка творческих сообщений | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника | § 4, зад.1, 2 письменно. | |
8 | Местное самоуправление в регионе | 1 | Характеристика местного самоуправления в регионе. Органы государственной власти | Фронтальный опрос | Комбинированный | Работа с дополнительной литературой | Составить схему «Местное самоуправление» | |
9 | Политические режимы. | 1 | Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и сущность авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Структура парламента. | Индивидуальный опрос, проверка письменной работы | Обзорная лекция, закрепление знаний. | Работа со схемой и материалом учебника | § 5, вопросы и задания к параграфу | |
10 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | Два значения гражданского общества. признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. | Тестирование | Лекция-информация, закрепление знаний. | Составление схемы «Политические режимы» | § 6, составить сравнение тоталитарного и демократического государства | |
11 | Голосование, выборы, референдум. | 1 | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Роль референдума в политической жизни. | Фронтальный опрос | Урок изучения нового материала | Работа с материалом учебника | § 7, выучить основные понятия | |
12 | Политические партии. | 1 | Определение и признаки политических партий. Понятие о политической программе партии. Функции политических партий. Классификация политических партий. | Понятийный диктант | Урок -изучение нового материала. | Составление схемы «Политические партии» | § 8, практикум | |
13 | Обобщающий урок по теме: «Политическая сфера общества» | 1 | Природа и формы проявления политической власти. Возникновение и функции государства. Формы правления, их типология и взаимопревращение. Политические партии и их роль в современной России. | Проверка практической работы, тестирование | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тестирование, работа с понятиями | ___ | |
14/ 15 | Глава ΙΙ. Человек и его права. Право | 2 | Сущность и признаки понятия «Гражданин». Начало эпохи прав человека. Высшие проявления гражданственности. | Фронтальный опрос | Урок- проблемная беседа | Работа со схемой «Право», материалом учебника | § 9, практикум письменно | |
16/ 17 | Власть и закон | 2 | Гражданин и государство: взаимные права и взаимные обязанности. Сущность права. Право как мера свободы и ответственности. Виды правонарушений и правовой ответственности. Соотношение права и закона. | Понятийный диктант, проверка письменной работы | Урок - изучения нового материала | Работа с дополнительной литературой | § 10, составить схему «Государственная власть» | |
18 | Конституция России. | 1 | Конституция – закон высшей юридической силы. Основы конституционного строя России. Основные цели государства, лежащие в основе конституционных норм. Структура документа. | Тестирование | Урок - лабораторная работа. | Работа с текстом конституции РФ | § 11, заполнить таблицу «Основные конституционные права и обязанности» | |
19 | Право и имущественные отношения. | 1 | Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд. | Фронтальный опрос | Урок - проблемная беседа. | Решение ситуативных задач | § 12, составить кластер «Право и имущ. отношения» | |
20 | Потребитель и его права. | 1 | Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. | Индивидуальный опрос | Изучение нового материала, решение ситуаций. | Работа с текстом учебника | § 13, выучить основные понятия | |
21 | Труд и право. | 1 | Правовое регулирование трудовых отношений. кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Защита детского труда. | Понятийный диктант, практическое задание | Частично поисковый урок - практикум. | Работа с текстом ТК РФ и конституции РФ | § 14, вопросы и задания к параграфу | |
22 | Право, семья, ребенок | 1 | Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы обеспечения в семье прав ребенка. | Фронтальный опрос | Урок изучения нового материала | Работа с текстом учебника. Решение ситуативных задач | § 15, заполнить таблицу «Права ребёнка» | |
23/ 24 | Преступление | 2 | Формы совершения преступления. Три признака преступления. Умысел или неосторожность. Соучастники преступления. Причины совершения преступления. Разнообразие мер воздействия. Дознание и следствие. Основные виды наказания. | Индивидуальный опрос | Урок – проблемная беседа. | Работа с основными понятиями урока. | § 16, практикум | |
25 | Обобщающий урок по теме: «Человек и его права» | 1 | Право и правонарушение. Основы конституционного строя РФ. Права человека и их защита. Права и обязанности подростка. | Проверка практического задания, понятийный диктант, решение ситуативных задач | Урок обобщения и систематизации знаний. | Работа с понятиями, практические задания | ___ | |
26 | Глава ΙΙΙ. Духовная сфера. Что такое культура | 1 | Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. | Фронтальная беседа | Урок изучение нового материала | Работа с дополнительным текстом | § 17, практикум зад 2. | |
27 | Культурные нормы. | 1 | Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Молодежная мода. Церемония и ритуал. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм. | Индивидуальный опрос | Урок – проблемная беседа | Составление схемы «Культурные нормы» | § 18, сообщения по индивидуальным темам | |
28 | Формы культуры. | 1 | Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. | Проверка творческого задания | Урок – путешествие | Работа с дополнительным материалом | § 19, сообщение по индивидуальным темам | |
29 | Религия. | 1 | Различные определения религии, ей значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Вероучение в мировых религиях. | Проверка творческого задания | Урок - семинар | Работа с дополнительным материалом | § 20, сообщение по индивидуальным темам | |
30 | Искусство. | 1 | Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. | Проверка творческих заданий | Урок - семинар | Работа с дополнительным материалом | § 21, заполнить схему «Искусство» | |
31 | Образование | 1 | Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения и формы усвоения знаний. государственной и частное образование. Общее и специальное образование. Правовые основы школьного образования | Фронтальный опрос | Урок – проблемная беседа. | Работа с материалом учебника и доп. литературой | § 22, задания к параграфу | |
32 | Наука. | 1 | Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Школа как способ приобщения к наукам. Структура. Функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. | Индивидуальный опрос, решения ситуативных задач | Урок – изучения нового материала | Работа с материалом учебника | § 23, сообщения на тему «Культурная жизнь региона» | |
33 | Культурная жизнь Южного Урала | 1 | Учреждения культуры региона Южный Урал. Культурная жизнь региона | Проверка творческих заданий | Урок - семинар | Работа с дополнительными источниками материала | Подготовка к обобщающему уроку | |
34 | Обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества» | 1 | Сущность и строение культуры. Наука и образование в современном российском обществе. Искусство, его виды и место в жизни человека. | Понятийный диктант, работа по карточкам, тестирование | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тестирование, работа с основными понятиями | Подготовка к итоговому зачёту вопросы стр.188-189 | |
35 | Итоговое занятие. | 1 | Повторение материала курса. | Фронтальный опрос | Урок – зачёт. | Зачёт | _____ | |
Всего: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...
Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....
Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"
Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и являет...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...