Конспект урока по обществознанию в 8 классе "Человек и культура"
план-конспект урока (обществознание , 7 класс) по теме

Урок дает представление о таких понятиях, как культура, ее виды, познание, знания. Используется работа с текстом и демонстрация несложного опыта. Материал содержит самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_kultura.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Человек и культура»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока :

1.Сформировать у учащихся представление о таких философских понятиях, как культура, познание, знания.

2.Продолжить формирование у учащихся таких мыслительных навыков,  как сравнение, обобщение, умение выделять главное и  делать выводы.

3.Воспитание ответственного отношения к последствиям деятельности людей, уважения к достижениям культуры прошлого.

Учащиеся должны знать, что:

1.Понятие «культура» не однозначно.

2.Культура развивалась в пространстве и времени.

3.Материальная и духовная  культура прочно взаимосвязаны.

4.В процессе познания выделяют чувственный и рациональный уровень .

5.Существуют различные способы получения истины.

6.Сохранение культурного наследия не только духовно  обогащает общество и способствует его развитию, но и предъявляет высокие требования к использованию современных достижений культуры.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1.Культура.

2.Материальная и духовная культура.

3.Познание, чувственный и рациональный уровень познания.

4.Знания и истина.

5.Наука и искусство.

Учащиеся должны уметь:

1.Объяснять основные понятия.

2.Высказывать свою точку зрения.

3.Анализировать текст учебника и других источников информации.

4.Определять общее и различия в процессах познания и самопознания, науке и искусстве.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, подборка иллюстраций на доске, стеклянный сосуд, ложка, тканевый мешочек с предметами внутри.

Ход урока:

Организационный момент.

Вводное слово учителя. Ребята, мы приступаем к изучению новой темы «Человек и культура». Сделайте запись темы урока в тетради. Наш урок  является продолжением изучения раздела философии в курсе обществознания.

Целью данного урока является формирование представлений о таких понятиях, как культура, познание, знания. В ходе урока мы продолжим формирование таких мыслительных навыков, как сравнение, обобщение, умение делать выводы. Мы также постараемся понять необходимость ответственного отношения к последствиям своей деятельности, а также уважительного отношения к достижениям культуры прошлого.

Эпиграфом к уроку станут слова Сократа(4в донэ) «Я знаю, что ничего не знаю». Это слова греческого мудреца, которому доверяли в древности решение самых сложных проблем. Может зря его называли мудрецом? Что хотел  сказать на самом деле Сократ? Объяснить это выражение нам будет проще в конце изучения темы сегодняшнего урока.

Итак, первое понятие, которое мы рассмотрим, это понятие культура. В переводе с латинского оно означает « возделывание почвы». Сейчас существует около 200 значений этого понятия. Мы рассмотрим самое распространенное из них. Культурой называют все, что создано человеком.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации на доске и предлагает им назвать изображенные наглядные пособия.

Учитель: культуру называют второй природой, т. к. созданное людьми не существует в готовом виде в природе.

Вспомните из ранее изученного. Как называется деятельность, создающая то, чего нет в природе в готовом виде? (ответ: преобразовательная). В таком случае получаем определение. Культура- это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека.

 Учитель предлагает сделать запись определения в тетрадь и затем устно решить познавательную задачу. Определите верность утверждения: « Все живые организмы вносят определённый вклад в развитие культуры». Учитель предлагает поднять руку тем, кто считает утверждение верным, а затем, кто считает его неверным и просит объяснить учеников, почему сделаны такие выводы. (Ответ: утверждение неверно,т. к. животные не создают культуру, это результат деятельности только людей.)

Переход к следующему этапу урока. Учитель предлагает учащимся подумать, как развивается культура, что влияет на накопление достижений в культуре разных народов. Заслушиваются ответы учеников.

Учитель предлагает работу с текстом учебника ( комментированное чтение, дополненное примерами, известными учащимся).

Под руководством учителя , обобщая свои выводы, учащиеся делают записи в тетрадь. Условия развития культуры:1) пространство (территория распространения); 2) время существования общества.

 Для закрепления выводов учитель предлагает учащимся подобрать словосочетания со словом культура. (Возможные ответы: русская, японская, казахская, древняя, современная культура).

Вопрос к учащимся. Какие достижения древних вы можете назвать? Для помощи в ответе учитель обращает внимание на иллюстрации на доске (огонь, лук, стрелы, гончарный круг, земледелие, скотоводство).

Учитель. К этим достижениям иногда относятся снисходительно, не считая их важными. Но иногда (например, на необитаемом острове Робинзона) они могут быть более ценными, чем все остальные знания. Учитель предлагает ученикам сделать выводы из полученной информации. (Возможные ответы: важна культура любого народа, надо знакомиться с самыми разными достижениями культуры и уважительно к ним относиться).

Учитель. Вопрос  о путях приобщения к культуре будет изучен вами самостоятельно при подготовке домашнего задания по материалам учебника. На следующем уроке мы заслушаем ваши выводы и сделаем записи в тетради после коллективного обсуждения.

Переход к следующему этапу урока. Ученые, говоря о культуре, выделяют в ней следующие разновидности: духовную и материальную культуру. Под материальной культурой понимается создание вещественного мира, а под духовной культурой – внутреннее богатство сознания, развитие внутреннего мира человека, его мыслей и чувств. Учитель предлагает учащимся сделать записи в тетради в виде столбиков под заголовком «Виды культуры», а затем привести примеры различных видов культуры, используя иллюстрации на доске.

Вопрос к учащимся. Как вы думаете, какой из видов культуры более важен для общества? Что будет, если один из видов культуры станет преобладать над другим. (Заслушиваются ответы учащихся). Учитель предлагает учащимся обсудить высказывание немецкого мыслителя Швейцера, опубликованное в учебнике о характере взаимосвязи материальной и духовной культуры в обществе. Учитель предлагает учащимся дополнительные вопросы, позволяющие раскрыть смысл высказывания: какие достижения современности могут привести к гибели человечества; что сделать, чтобы этого не произошло.

Обобщая выводы учащихся, учитель подводит их к мысли о том, что в современном мире особенно возрастает роль людей, обладающих возможностями создавать передовые технологии. Эти люди – ученые. Но как будут использоваться их открытия? Учитель предлагает учащимся в качестве творческого элемента домашнего задания подготовить сообщение на тему «Ответственность ученого».

Переход к следующему этапу урока. Учитель: говоря о важности духовной культуры в современном обществе, давайте сравним понятия наука и искусство. Для этого ответим на следующие вопросы:

1. Можно ли назвать науку и искусство творческой целенаправленной деятельностью ( для ответов используются знания из ранее изученных тем)?

2. В какой деятельности (науке или искусстве) больше проявляются чувства, логика, доказательность?

После обсуждения ответов учащихся формируются понятия наука и искусство, которые записываются в рабочие тетради. (Наука – вид деятельности по получению новых знаний, при котором преобладает логическое мышление; искусство – художественное творчество, в котором преобладает мышление образами, ярко выражены чувства автора). При записи определений для закрепления полученной информации учитель предлагает учащимся выделить слова, подчеркивающие различия между понятиями.

Переход к следующему этапу урока. Ни одно достижение в культуре не возможно без организации процесса познания. Учитель предлагает учащимся записать определение понятия познание в тетрадь. (Познание – процесс получения знаний об окружающем мире). Для более глубокого усвоения понятия учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, связанные с ранее изученным материалом: почему познание называют процессом; чем отличаются понятия познание и самопознание. После заслушивания ответов учащихся учитель предлагает им подчеркнуть в определении понятия познания наиболее значимые смысловые элементы.

Учитель. Результатом познания являются знания. Ученые выделяют следующие виды знаний: научные – полученные с помощью специальных исследований; житейские – полученные на основе жизненного опыта людей; истинные; ложные. Под истиной ученые понимают верное отражение действительности. (По мере объяснения учителя учащиеся делают записи в тетради).

Учитель предлагает учащимся порассуждать о том, какими способами возможно получить истину. После заслушивания ответов учащихся оформляются записи в тетради: пути получения истины- наблюдения с помощью органов чувств, данных приборов и логических выводов. Учитель предлагает подумать, какой из этих способов является лучшим, если учесть, что приборы могут прийти в негодность, в логических выводах появиться ошибки, даже зрение может подвести (мираж, дальтонизм).Для наглядности учитель проводит опыт с ложкой, опущенной  в прозрачный сосуд с водой, в котором целый предмет кажется сломленным. На основе полученной информации учащиеся приходят к выводу о том, что для получения истины лучше использовать все способы.(Делается запись в тетради: главный критерий истины- практика).

Учитель. Ученые-философы выделяют в процессе познания два основных уровня: чувственный, основанный на использовании органов чувств, и рациональный, основанный на использовании логического мышления.

Чувственный уровень познания проявляется в появлении у человека ощущений, восприятия и представления о предметах окружающего мира. Ощущения -это отражение общих свойств  предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств.

 Восприятие –это целостный  чувственно –наглядный образ предмета. Представление –это воспроизведение образа предмета по памяти. По мере объяснений учителя учащиеся делают записи в тетради. Для наглядного пояснения этой информации учитель демонстрирует с помощью учащихся эксперимент с предметом, помещенным в тканевый мешочек. Ученики на ощупь определяют свои ощущения о предмете, не видя его; зрительно воспринимают предмет, вынимая его из мешочка и называют по памяти другие аналогичные предметы( например, игрушки)

 Рациональный уровень познания проявляется в формировании у человека таких форм мышления, как понятия, суждения, умозаключения. Понятие- это форма мышления, отражающая общие свойства предмета (слово). Суждение- это форма мышления, отражающая связь между понятиями (предложение). Умозаключение- логическая связь нескольких суждений (вывод). Учитель приводит пример, в котором предлагает учащимся найти понятия, суждения и умозаключения.(Днем холодает. Опадают листья. Наступает осень.)

Учитель. А теперь закрепим изученный на уроке материал и ответим на вопросы:

1) Какой смысл вкладывают ученые в понятие культура?

2) Способны ли животные создавать культуру?

3) Назовите основные виды культуры. Какой из них можно назвать внешней культурой, а какой внутренней?

4) Чем познание отличается от самопознания?

5) Чем наука отличается от  искусства?

6) Назовите лучший способ получения истины.

7) Какие уровни познания вам известны? Какой уровень характерен только для человека?

Учитель. Получив так много новых сведений, мы можем лучше понять слова Сократа. Что имел в виду мудрец? Заслушиваются ответы учащихся.(Возможный ответ: чем больше мы приобретаем знаний, тем больше появляется новых вопросов, т. к. процесс познания бесконечен. Благодаря этому развивается культура человеческого общества).

Учитель дает комментарии по домашнему заданию, записанному на доске( параграфы 5, 28: пересказ по плану конспекта урока, творческое сообщение по желанию «Ответственность учёного»,самостоятельная проработка материала о путях приобщения к культуре) .

Учитель подводит итоги урока, выставляя оценки за проявленные учащимися мыслительные навыки, умение сравнивать, обобщать, приводить примеры, раскрывающие содержание темы.

Самоанализ

Урок «Человек и культура»  проводился в  8 «А» классе физико-математического направления. Класс формировался только в этом году из выпускников различных седьмых классов и как коллектив еще полностью не сложился. Часть учащихся уже проявила хороший уровень познавательного интереса, в том числе и к предметам гуманитарного цикла, но большинство учеников еще не обладают навыками развернутых устных ответов, не всегда умеют четко излагать свои мысли, делать выводы. Эти особенности учащихся учитывались при определении целей данного урока.

Урок «Человек и культура» является по тип уроком изучения нового материала. Его образовательная цель состояла в формировании у учащихся представлений о таких понятиях как культура, познание, знания.

Развивающей целью урока стало продолжение формирования у учащихся таких мыслительных навыков как сравнение, обобщение, умение выделять главное.

Кроме того, материал урока позволили осуществить и воспитательную цель урока – развитие ответственного отношения к последствиям деятельности людей, уважительного отношения к достижениям культуры прошлого.

Данный урок является четвертым уроком темы, в которой изучаются философские аспекты обществознания. Материал по своему содержанию сложен для изучения учащимися восьмых классов. Но его усвоение затруднялось еще и тем, что в данном учебнике он размещен и параграфах разных глав, что затрудняло работу на уроке.

Совмещение параграфов было необходимо, чтобы создать у учащихся целостное представление  об изучаемых понятиях и привести в соответствие матер учебника и требования новой программы по данной теме. В связи с этим часть материала давалась дополнительно (об уровнях и формах познания). Мне, как учителю, пришлось самостоятельно искать соответствующий программе материал и разрабатывать приемы для более прочного усвоения понятий (опыты).

При том часть нового материала могла быть изучена учащимися самостоятельно на основе работы с текстом учебника дома и последующей проверке выводов на следующим уроку. Та часть информации, которую надо было прочно запомнить, на данном уроке записывалась учащимися в рабочих тетрадях. В условиях совмещения параграфов делались пометки на полях о месте расположения соответствующего материала в учебнике.

Образовательные цели урока решались на этапе знакомства с новыми понятиями с помощью

1)объяснений учителя

2)работы с текстом учебника, иллюстрациями

3)демонстрации несложных опытов

Развивающие цели урока осуществлялись

1)на этапе работы с новыми понятиями, в ходе которого учащиеся сравнивали новые понятия с ранее изученными.(самопознание – познание) преобразовательная деятельность

 2) а также мыслительные навыки сравнения формировались при выделении в новых понятиях главных отличительных слов (путем их подчеркивания)

3)умение выделять главное и делать выводы формировались и на этапе сравнения новых понятий между собой (наука и искусство, ощущение и восприятие)

4)умение обобщать материал развивалось на основе привлечения дополнительного материала, известного учащимися, и позволяющего раскрыть содержание изучаемых вопросов в ходе объяснения слов эпиграфа к уроку, ответов на вопросы закрепления нового материала

Воспитательный аспект триединой цели урока достигается, во-первых, на этапе объяснения взаимосвязи между различными видами культуры в ходе объяснений учителя и анализа текста учебника (высказывания философа Швейцера). Во-вторых, при постановке проблемы об ответственности учителя и домашнего задания. В-третьих при объяснении условий развития культуры формировалось уважительное отношение к достижениям культуры прошлого и национальной культуре разных народов.

Домашнее задание к уроку содержало комментарий к его выполнению и ориентировало учащихся на повторение изученного материала и содержало дифференцированное задание (сообщение «Ответственность ученого»).

Оценки (поощрительный балл) за хорошо проявленные мыслительные навыки (умение сравнивать, обобщать) и привлечение дополнительной информации.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"

План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...

Конспект урока в 10 классе по теме "Культура речи - часть общей культуры человека"

Тема урока злободневная. Даётся подробный план-конспект урока  от и до. Интересна форма проведения, на системно-деятельностой основе в соответствии с требованиями ФГОС. Учитель выступает как дири...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

Конспект урока по обществознанию 8 класс "Религия как одна из форм культуры"

Конспект урока по обществознанию 8 класс "Религия как одна из форм культуры"...

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Что такое культура?"

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Что такое культура?"...

Конспект урока по обществознанию 10 класс. Духовная культура общества.

Конспект урока по обществознанию 10 класс. Духовная культура общества....