Методические разработки по истории и обществознанию
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Корнева Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Усинск Республика Коми

Сценарий

выступления школьной команды

на политической игре

«Я – кандидат»

Автор: Корнева Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания

г. Усинск

2010 г.

Пояснительная записка

Актуальность воспитания гражданской ответственности и правовой культуры молодёжи бесспорна. Именно юным гражданам России жить и вершить судьбу страны в нынешнем веке. И от того, каким вырастет молодое поколение, как будет воспринимать ценности, что сделает своими основными жизненными ориентирами, зависит наше будущее. Таким образом, перед педагогами стоит важная задача – обучить и воспитать тех, кто будет строить будущее России.

Становление правового государства, укрепление основ демократии во многом зависит от результатов выборов. К сожалению, мы наблюдаем низкую правовую культуру российской молодежи, а порой пассивное отношение к выборам. Потому, важной задачей воспитания обучающихся является формирование политической культуры обучающихся как будущих избирателей.

Знакомство с избирательным правом, традиционно, проходит в рамках изучения школьного курса обществознания, но при минимуме часов, выделенных в примерных программах данного курса, вопрос избирательного права достаточно полно рассмотреть невозможно.  Поэтому цикл воспитательных внеклассных мероприятий по данному направлению служит хорошим дополнением к учебной программе.

Целевой группой данного мероприятия являются обучающиеся 8 – 11 классов. Форма мероприятия – синтез агитбригады и творческой презентации представляется наиболее приемлемым для данной возрастной категории, так как носит познавательно – развлекательный характер. Подготовка к нему требует не только воспроизводства знаний об основах избирательного процесса, полученных ими в процессе обучения, но и проявления творческих способностей и, безусловно, такое мероприятие не будет для них скучным и формальным.

Цель мероприятия: способствовать формированию у обучающихся социальных навыков и практических умений в осуществлении своих прав, как граждан демократического общества.

Задачи:

  1. формирование активной жизненной позиции обучающихся;
  2. обучение воспитанников культурным нормам влияния на политическую ситуацию посредством формирования гражданско-правовых компетенций;
  3. развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся;
  4. предоставление обучающимся возможности практического применения  и закрепления знаний и навыков, полученных при изучении раздела «Правовая сфера» курса обществознания;

Ожидаемый результат: формирование статуса активного, сознательного избирателя, способного чувствовать ответственность за судьбы страны.

Литература

  1. Ибрагимова Л.Д., Юсупова Г.Я. Воспитание гражданственности учащихся в процессе изучения избирательного права. Преподавание истории в   школе. – 2003 - №10.
  2. Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь. – 2-е издание, дополнительное. М.: Дрофа. 2004.

Конкурс «Визитная карточка»

Звучит музыка, выходит ведущий.

Ведущий. Как-то раз на ниве политической

Долго-долго, много лет подряд,

Ром и вырос крайне соблазнительный

Депутатский новенький мандат (появляется юноша в костюме с надписью «Удостоверение депутата», поёт на мотив песни «Шоколадный заяц»)

Я электорат любимый видеть в зале очень рад.

Я свободен, в дело годен, где же ты, мой кандидат?

Перспективы неплохие у владельца моего.

Получи меня законно, и добьёмся мы всего.

Припев. Мандат я депутатский, и сон я кандидатский.

Желанный на все сто, о-о-о.

Ищу себе владельца, чтоб умный был и честный,

А это нелегко.

Ведущий. Сидя в грядке, думал он мечтательно…

Юноша. Вот бы в руки нужные попасть!

Среди вариантов многочисленных

Не запутаться бы, не пропасть!

Ведущий. Но пока грустил он в одиночестве,

И причины были для того:

Имени, фамилии и отчества

Не было пока что у него.

Кандидаты, впрочем, появлялись, (выходит юноша с портфелем)

Приходили на него взглянуть,

Но, прикинув силы, удалялись, говорили…

Юноша с портфелем. Нет, не потянуть! (уходит).

Ведущий. Так бы и сидел он, неприкаянный,

Но, на счастье, как-то поутру,

Девушка одна, смела, отчаянна (выходит девушка – кандидат.)

Поглядев, воскликнула…

Девушка. Беру! Как красив! И смотрится внушительно.

Дам ему фамилию мою!

Ведущий. Оценив возможности, для помощи

Позвала компанию свою (выходят четверо ребят, она обращается к ним ).

Девушка. Вот такая будет декларация:

Я у вас активная одна!

Объявляю всем мобилизацию:

Мне поддержка мощная нужна. (поёт песню на мотив «Помоги мне» из к/ф «Бриллиантовая рука», остальные участники уходят вглубь сцены, после песни возвращаются, юноша, исполняющий роль Мандата, берёт её за руку).

Давно мечтала я в Совет попасть

Города нашего,

Чтобы помочь усинским жителям

Их проблемы решать.

А следующей ступенью, видимо,

В Госсовете РК,

Ну, а в финале в Государственной

Думе вижу себя!

Припев. Помоги мне, помоги мне!

И на выборах голос отдай

За Анфису, за Анфису.

Избиратель, я – твой кандидат!

Ведущий. Взвесив всё, и поразмыслив тщательно,

Приняли решение, что пойдём

Подписи в поддержку кандидатскую

Для Анфисы срочно соберём.

1.Грамотно построив агитацию,

Надо убедить электорат,

Что Анфиса – человек достойнейший.

2. Скажем прямо, супер-кандидат!

3. Девушка – кремень: сказала – сделала!

Оправдать доверие должна!

4. На таких и держится Россия!

Все вместе. Гордая великая страна!

Исполняется песня «Поколение» (из репертуара певицы Юта).  

По виражам и течениям

Кружит моё поколение.

Кружит оно, отрывается,

Сердце моё улыбается.

Сердце распахнуто до облаков,

Это – любовь, это – любовь!

Так никогда или сейчас,

И в добрый путь, и в добрый час,

Ты отпусти меня! (3 раза).

Конкурс «Политическая реклама»

Звучит музыка, на её фоне голос за кадром.

Голос. Слух разнёсся по Усинску,

Что Анфиса – кандидат (выходит Анфиса, садится за стол).

Моментально оживился городской электорат.

У неё зазвонил телефон (раздаётся трель телефона)

Анфиса. Кто говорит? (появляется почтальон)

Почтальон. Почтальон!

Анфиса. Почтальон? А зачем вы звоните?

Почтальон. Кандидат, срочно меры примите!

Ветеранам и пенсионерам

Ваша помощь нужна непременно:

Им такие пособия платят,

Что нормально покушать не хватит!

Я ношу извещения и знаю:

Не живут она, а выживают.

Анфиса (обращаясь к почтальону и залу). Забота о ветеранах и пенсионерах – наш святой долг! (пожимает почтальону руку, он уходит, на сцену выбегают младшие школьники).

Голос. А потом прибежали детишки…

Малыши. Пришлите учебные книжки!

Надоело ходить в магазин, покупать

Учебники, чтобы предмет изучать.

Анфиса (обращаясь к малышам). Да-а, у школы деньжат маловато,

Разберёмся и с этим, ребята!

Малыши (обращаясь к залу). Усинским детям – достойное образование! (уходят, выходит молодой человек)

Голос. А однажды пришёл некто Цаплин…

Цаплин. Терпения нет ни капли!

Не устроиться грузчиком даже,

Берут, только если со стажем.

А сразу после института

Не нужен нигде почему-то.

Помоги молодёжи с работой, тунеядствовать неохота!

Анфиса (обращаясь к нему). Разберёмся с твоею проблемой,

Молодёжь – это наша тема! (обращаясь к залу) Работодатели, поможем нашей молодёжи! Молодой человек (обращаясь к залу). Молодым – работа, старикам – забота! (уходит, выходят двое водителей)

Голос. А водители «Газелей»

Прибежали и запели…

Водители (наперебой). Неужели, в самом деле

Нужно джипы покупать?

Ведь дороги городские,

Буераки дворовые,

Шанса не дают нормально

В легковушках проезжать.

Анфиса (обращаясь к водителям и к залу). Не грусти, водитель местный,

Мне печаль твоя известна.

Все преграды на дорогах

Постараюсь устранить:

Ямы, рытвины засыпать,

И асфальтом всё залить.

Чтоб целыми были колёса и ноги,

Заботимся мы об усинских дорогах! (водители уходят, появляется врач)

Голос. А однажды позвонил главный врач,

И с порога послышался плач…

Врач. Наши детки всё чаще болеют,

Предприятия денег жалеют

На охрану природной среды.

Дымом воздух они загрязняют,

Этот дым горожане вдыхают.

Дети стали здоровьем слабы!

Анфиса (обращаясь к врачу и к залу). С врагами нашей экологии

Бороться буду очень строго я!

Нам ещё здесь жить и жить!

Природой надо дорожить!

Врач (обращаясь к залу). Калимуллина Анфиса –

За усинский воздух чистый! (уходит, появляется человек в тёмных очках)

Голос. Как-то даже объявился конкурент…

Конкурент. Предлагаю провести эксперимент:

Давайте мы с вами вдвоём

Вокруг пальца людей обведём!

Анфиса. О чём это Вы говорите?

Больше сюда не ходите! (конкурент уходит, она продолжает, обращаясь к залу)

Грязным технологиям закроем дорогу!

Да, проблем есть немало,

Но как только я встала

И шагнула за порог (раздаётся трель телефона)

Вновь звонок!

Да-а, нелёгкая это работа –

Об усинском народе забота! (выходят все участники)

Все вместе. Голосуй, электорат! Это – супер-кандидат!

Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только к успеху, с Анфисой вместе!

Финальная песня (на мотив песни «Проснись и пой»)

Город родной, с тобою вместе

Сделаем нашу жизнь счастливей.

И пусть, сегодня это – лишь игра.

Мы повзрослеем и проблемы

Будем решать уже серьёзно –

Завтра будет лучше, чем вчера!

Припев. Живи, Усинск, и процветай,

Всё у тебя впереди.

По жизни светлою дорогою иди.

С удачей нам по пути,

И нам должно повезти,

А будет трудно, так не будем мы грустить,

Нам оптимизм поможет беды победить!

Все вместе. Усинск – за Анфису! Анфиса – за Усинск! (уходят).

Конкурс «Кандидатская программа»

Демонстрируется видеоряд: интервью с горожанами (на основе их пожеланий и составлялась программа нашего кандидата), затем, на экране, по мере выступления, появляются основные положения программы (см. приложение), под музыкальную отбивку выходит Анфиса:

- Дорогие друзья! Моя программа составлена на основе пожеланий и наказов усинцев. Поэтом, её по праву можно считать нашей общей программой. Я не обещаю лёгких решений. Моя основная цель – улучшение жизни людей в нашем городе.

Усинск переживал разные времена, но в любое время и при любой власти высоко ценятся ответственные и сильные духом люди. Для меня Усинск – это, в первую очередь, люди труда, живущие здесь. Мудрые и сильные. Люди разных национальностей из всех уголков нашей страны. Добрые  и сердечные. Всех нас объединяет общая судьба – строить и развивать наш Усинск. Город, которому необходимо придать современный и достойный облик (музыка звучит с минимальной громкостью): продолжить обустройство дворов современными детскими площадками, отремонтировать, наконец-то дороги во дворах и, в целом, в городе.

Будущее нашего города – это молодёжь, поддержка которой должна являться одним из приоритетных направлений городской политики. Необходимо содействовать молодёжи в трудоустройстве, оказывать поддержку соответствующим органам в борьбе с подростковой преступностью и наркоманией, следует вплотную заняться организацией досуга и решением жилищного вопроса для коренных усинцев.

Немаловажной задачей является усиление контроля в области экологии. Решить данную проблему можно посредством поддержки предприятий, использующих экологически чистые и малоотходные технологии, а так же активно участвуя в общественных обсуждениях промышленных проектов (музыка звучит громче).

Усинцы должны жить достойно! Необходимо добиться, чтобы в городе оставалось больше средств, которые горожане платят в виде налогов. Их должно быть достаточно для нормальной жизнедеятельности города, городского хозяйства, выполнения социальных программ.

Усинцы, как все, хотят жить лучше. Хотят жить в хороших благоустроенных домах, учить своих детей в красивых и уютных школах. Чувствовать себя в безопасности, гордиться своей судьбой и по-настоящему радоваться жизни.

Я искренне хочу помочь нашему городу. Пусть Усинск станет столицей благополучия людей, пусть развивается так, как этого заслуживают его жители. Вот моя главная забота. Молодёжь готова решать проблемы родного города!

Приложение к материалам Конкурса «Кандидатская программа».

Основные положения Программы кандидата в депутаты Совета МО ГО «Усинск»:

  1. Поддержка молодёжи:

- содействие в трудоустройстве;

- активизация борьбы с подростковой преступностью и наркоманией;

- организация разумного досуга;

- решение жилищного вопроса коренных усинцев.

2. Усиление контроля и требований в области экологии:

- поддержка предприятий, использующих экологически чистые и малоотходные технологии;

-участие в общественных обсуждениях промышленных проектов.

3. Придание городу достойного и современного облика:

- благоустройство дворов, оборудование их современными детскими площадками;

- ремонт городских дорог;

  1. Широкое финансирование социальных программ, забота о ветеранах и инвалидах.



Предварительный просмотр:

Практикум «Конфликты и протестное движение»

Задания:

  1. Выберите одну из предложенных ситуаций или вспомните реальную ситуацию.
  2. Определите, к какой группе относится конфликтная ситуация.
  3. Дайте классификационную характеристику, свой ответ аргументируйте.
  4. Предложите способ разрешения конфликта, свой выбор обоснуйте.
  5. Разыграйте ситуацию по ролям.
  6. Предположите дальнейшее развитие конфликта, если стороны не сумеют его разрешить.

Варианты конфликтных ситуаций:

  1. Ученик допоздна сидел за компьютером и на урок пришёл невыспавшимся. Он сидит вялый, не реагирует на обращение к нему учителя, который делает ему замечание.
  2. В десятом классе инициативная группа обратилась к классному руководителю с просьбой провести в субботу классный вечер. Однако группа получила отказ. Классный руководитель аргументировал свой отказ тем, что в прошлый раз ученики не соблюдали установленный порядок (в помещении присутствовали посторонние, не был убран мусор, не поставлена обратно мебель, вынесенная из кабинета, что, по сути, едва не сорвало первый урок, который проводился в данном кабинете в понедельник).
  3. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Один из учеников в течение последних трёх уроков подряд получает оценку «отлично». И вдруг, учитель слышит реплику одного из учеников: «Иванову, как всегда, пять?!»

Практикум «Конфликты и протестное движение»

Задания:

  1. Выберите одну из предложенных ситуаций или вспомните реальную ситуацию.
  2. Определите, к какой группе относится конфликтная ситуация.
  3. Дайте классификационную характеристику, свой ответ аргументируйте.
  4. Предложите способ разрешения конфликта, свой выбор обоснуйте.
  5. Разыграйте ситуацию по ролям.
  6. Предположите дальнейшее развитие конфликта, если стороны не сумеют его разрешить.

Варианты конфликтных ситуаций:

  1. Ученик допоздна сидел за компьютером и на урок пришёл невыспавшимся. Он сидит вялый, не реагирует на обращение к нему учителя, который делает ему замечание.
  2. В десятом классе инициативная группа обратилась к классному руководителю с просьбой провести в субботу классный вечер. Однако группа получила отказ. Классный руководитель аргументировал свой отказ тем, что в прошлый раз ученики не соблюдали установленный порядок (в помещении присутствовали посторонние, не был убран мусор, не поставлена обратно мебель, вынесенная из кабинета, что, по сути, едва не сорвало первый урок, который проводился в данном кабинете в понедельник).
  3. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Один из учеников в течение последних трёх уроков подряд получает оценку «отлично». И вдруг, учитель слышит реплику одного из учеников: «Иванову, как всегда, пять?!»



Предварительный просмотр:

Карточка № 1.

1. Руководитель администрации города N отказывается платить налоги в федеральный бюджет, мотивируя это тем, что налоги слишком велики. Правительство настаивает на их выплате и отстраняет его от должности. Как разрешается данный конфликт в соответствии с Конституцией РФ? (ст. 71, 114)

2. Большинство жителей одного из регионов России выдвигают требование об отмене преподавания на русском языке и введении обучения на родном языке. Конституционно ли это требование? (ст. 68)

3. Популярный политик создаёт партию и предлагает предоставить неограниченные права его партии в случае её победы на выборах в Государственную Думу. Являются ли эти предложения конституционными? (ст. 134)

4. Президент предлагает кандидатуру Председателя Правительства. Государственная Дума отвергает её. Эта ситуация повторяется трижды. Что может сделать Президент для разрешения сложившегося положения.

Карточка № 2. Основы Конституционного строя РФ.

  1. Прочитайте статьи 1, 2, 3, 5, 6, 10, 11, 15, 32, 60, 81 Конституции РФ и дайте характеристику:
  1. Конституционного статуса государства Российская Федерация;
  2. Сущности народовластия и формам его осуществления.

Карточка № 3. Федеративное устройство РФ.

Подготовьте выступления по темам:

  1. Российская Федерация как суверенное государство (территория, государственный язык, государственные символы, разграничение полномочий, принципы внешней политики).
  2. Конституционный статус субъектов федерации.

Карточка № 4. Федеральное Собрание – парламент РФ.

Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. Конституционный статус депутата федеральных органов власти;
  2. Составить схему «Структура, способы формирования и состав Федерального Собрания Российской Федерации»;
  3. Компетенция и регламент деятельности российского парламента;
  4. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

Карточка № 5. Президент РФ.

Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. Условия избрания Президента РФ и его конституционный статус;
  2. Компетенция и ответственность Президента РФ;
  3. Порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Карточка № 6. Правительство РФ.

Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. Порядок формирования и состав Правительства РФ;
  2. Порядок отставки и сложения полномочий;
  3. Председатель Правительства: порядок назначения и правовой статус.

Карточка № 7. Местное самоуправление.

Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления;
  2. Почему органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (их нормативные акты действуют на ограниченной территории, а нормативные акты органов госвласти действуют на всей территории);
  3. Как предотвратить возможные злоупотребления руководителей местного самоуправления?

Карточка № 8. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и подготовьте ответы на следующие вопросы:

  1. Каков порядок пересмотра Конституции РФ и внесения конституционных поправок;
  2. Реален ли пересмотр Конституции РФ в нынешних условиях?



Предварительный просмотр:

Прочтите текст и ответьте на вопросы к нему.

Прогресс состоит не  в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы всё поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях.

Каждый из культурно-исторических типов развивал самостоятельным путём начало, заключавшихся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу.

Историческое развитие, в целом, определяется рядом законов.

  1. Всякое племя или группа народов, характеризующиеся отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою,- для того, чтобы родство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий,- составляет самобытный культурно-исторический тип.
  2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы все народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.
  3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает её для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.
  4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны элементы этнографические, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государства.
  5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределённо продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

  1. С чем автор сравнивает ход развития культурно-исторических типов?
  2. Какие основополагающие критерии определяют культурно-исторический тип?
  3. Что представляют собой культурно-исторические типы?

Прочтите текст и ответьте на вопросы к нему.

Прогресс состоит не  в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы всё поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях.

Каждый из культурно-исторических типов развивал самостоятельным путём начало, заключавшихся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу.

Историческое развитие, в целом, определяется рядом законов.

  1. Всякое племя или группа народов, характеризующиеся отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою,- для того, чтобы родство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий,- составляет самобытный культурно-исторический тип.
  2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы все народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.
  3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает её для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.
  4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны элементы этнографические, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государства.
  5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределённо продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

  1. С чем автор сравнивает ход развития культурно-исторических типов?
  2. Какие основополагающие критерии определяют культурно-исторический тип?
  3. Что представляют собой культурно-исторические типы?



Предварительный просмотр:

План-конспект урока с использованием Интернет-ресурсов и ЭОР по теме

«Правовой статус человека и гражданина»

(урок рассчитан на два академических часа)

Цель урока: Актуализация знаний обучающихся о правах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации

Задачи:

Образовательная: закрепить знания о возможности защиты прав человека и гражданина

Развивающая: закрепить умения анализировать информацию из нескольких источников, совершенствовать навыки использования информационных технологий

Воспитательная: воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность в работе; учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения практических и познавательных задач.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Форма урока: лабораторное занятие с элементами дискуссии

Техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютеры с доступом в Интернет, локальная сеть.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. (Написать эссе. «Всякая власть предполагает минимум права; всякое право предполагает минимум власти». Б. Вышеславцев)

Учитель просит нескольких обучающихся прочесть эссе. Остальные обучающиеся задают вопросы и оценивают ответы.

  1. Изучение нового материала.

План:

  1. Принципы конституционного статуса человека и гражданина.
  2. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  3. Конституционные обязанности человека и гражданина.
  4. Конституционные обязанности государства по защите прав и свобод человека в Российской Федерации.

4.  Подведение итогов.

  1. Принципы конституционного статуса человека и гражданина.

(Учитель напоминает, что речь идёт об основополагающих началах, определяющих правовое положение личности в государстве.)

- Вспомните, что такое правоспособность и дееспособность.

(Правоспособность – способность субъекта иметь права и обязанности. Дееспособность – способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и осуществлять их. Полная дееспособность наступает с 18 лет, эмансипированная – с 16 лет.)

(после этого следует работа с текстом Конституции РФ, размещённом в Интернете, адрес и номера статей отображены на интерактивной доске.)

- По ссылке http://www.constitution.ru/ перейдите на сайт с текстом Конституции Российской Федерации , используя содержание статей 2, 15, 17-19  сформулируйте принципы правового положения личности в Российской Федерации.

(Примерный ответ обучающихся. Принципы:

  1. Неотчуждаемость прав и свобод;
  2. Ограничение пределами свободы других лиц;
  3. Равенство перед судом и законом;
  4. Равенство прав и свобод независимо от национальной, социальной и другой принадлежности;
  5. Непосредственное действие конституционных прав и свобод;
  6. Гарантированность обеспечения прав и свобод со стороны государства;
  7. Приоритет международных договоров РФ, закрепляющих права и свободы человека;
  8. Равенство прав и возможностей мужчины и женщины.)
  1. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В ходе беседы обучающиеся вспоминают следующие группы прав и свобод человека и гражданина:

  1. Гражданские (личные) права и свободы;
  2. Политические права и свободы;
  3. Экономические права и свободы;
  4. Социальные права.
  5. Экологические права.

Проводится физкультминутка, необходимым элементом которой должна стать зрительная гимнастика. (Учитель просит обучающихся посмотреть на интерактивную доску и следовать инструкциям на экране).

Далее учитель организует групповую работу. Обучающиеся в папке «Задания» на Рабочем столе персональных компьютеров открывают документ для своей группы (группы формируются заранее) получают тексты некоторых статей Конституции РФ, задания и инструкции по их выполнению.

Задание для каждой группы:

  1. Прочитать соответствующие статьи Конституции РФ и привести примеры по каждой группе прав.
  2. Используя материалы СМИ, подобрать примеры соблюдения или нарушения по каждой группе. Выбор аргументировать (данное задание озвучивается на предыдущем уроке).

Группа 1. Гражданские (личные) права и свободы (статьи 6, 20-23, 25-29).

Группа 2. Политические права и свободы (статьи 30-33)

Группа 3. Экономические права и свободы (статьи 34-35, 37, 40-41, 43-44)

Группа 4. Социальные и экологические (статьи 37-39, 42)

(После выступления каждой группы организуется небольшая дискуссия, в которой участвует весь класс.)

- Почему впервые в действующей Конституции гарантируется право на свободу передвижения и выбор места жительства, въезда и выезда из страны? (В современном обществе углубляется глобализация, расширяются связи между государствами, Россия перестала быть тоталитарным государством.)

- Почему добавлено право на пикетирование? (Это одна из форм выражения общественного мнения, принятая во всём мире) По-вашему, актуально ли такое право применительно к политическим реалиям современной России?

- Какие новые экономические права и свободы гарантированы в соответствии с международным правом? (Свобода экономической деятельности, право частной собственности, свобода творчества, право свободно распоряжаться своими способностями к труду – без этого невозможно функционирование рыночной экономики.)

- Чем объяснить появление новой отрасли права – экологической? (Экологическая проблема является одной из главных глобальных, к её решению необходимо подключать правовые механизмы.)

Для аргументации ответов обучающиеся используют материалы СМИ.

  1. Конституционные обязанности человека и гражданина.

Под обязанностями понимается установленная Конституцией РФ и федеральными законами необходимость поступать должным образом (На интерактивной доске перечислены конституционные обязанности.)

Каждый находящийся на территории Российской Федерации обязан:

  1. Соблюдать Конституцию РФ и законы;
  2. Платить законно установленные налоги и сборы;
  3. Заботиться о детях и нетрудоспособных родителях;
  4. Обеспечить получение детьми основного общего образования;
  5. Беречь памятники истории и культуры;
  6. Сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам;
  7. Давать свидетельские показания;
  8. Нести воинскую (или альтернативную) службу.

4. Конституционные обязанности государства по защите прав и свобод человека в Российской Федерации.

(В процессе рассказа учителя, обучающиеся делают записи в тетради, на интерактивной доске, по мере рассказа учителя, фиксируются основные положения)

Государство, его органы и должностные лица обязаны:

  1. Защищать граждан РФ вне зависимости от места их пребывания;
  2. Компенсировать ущерб, причинённый преступлением;
  3. Возмещать вред, причинённый незаконными действиями должностных лиц;
  4. Поощрять жилищное строительство;
  5. Обеспечивать равный доступ к правосудию и выбору судей присяжных;
  6. Обеспечивать предоставление юридической помощи задержанному лицу;
  7. Использовать только те доказательства, которые получены законными средствами;
  8. Предоставлять возможность знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы каждого;
  9. Предоставлять информацию о состоянии окружающей среды;
  10. Обеспечивать защиту материнства, детства и семьи;
  11. Обеспечивать бесплатность и доступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

(Учитель обращает внимание на то, как государство последними нормативными актами и действиями выполняет свои обязанности, для этого можно использовать материал о реализации национальных проектов.)

- Как вы понимаете мысль: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека»? Согласны ли вы с этим утверждением?

Подведение итогов урока.

Основные принципы правового положения личности в Российской Федерации и обязанности государства по защите прав и свобод человека в Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации. Государство обеспечивает защиту интересов своих граждан, как на территории страны, так и за её пределами. Под защитой государства в Российской Федерации находятся и граждане других государств, лица без гражданства. В свою очередь, граждане Российской Федерации имеют ряд обязанностей, закреплённых в основном законе государства и  рядом федеральных законов, таким образом, обеспечивается взаимосвязь и взаимная правовая ответственность человека и государства в нашей стране.

Рефлексия.

•    Сегодня на уроке я…

•    Что получилось и что не получилось?

•    Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

•    Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

•    Какие новые вопросы возникли в конце урока?

Выставление и комментарии оценок. Домашнее задание.

Используя материалы СМИ, подготовить сообщения о реальных фактах защиты граждан РФ за её пределами, в частности помощь, оказанную дипломатическими работниками посольств и консульств российским туристам, пострадавшим от недобросовестности туристических фирм, туристических операторов.

Основные этапы урока



Этап урока

Название ресурса

Деятельность          учителя

Деятельность ученика

Время

( мин.)

1

Организационный момент

Объявление темы, цели урока

Запись в тетради

2 мин.

2

Проверка домашнего задания

Опрос

Прочтение эссе, ответы на вопросы

7 мин.

3

Подготовка к усвоению  учебного материала

Информаци-онный модуль

Демонстра-ция слайдов

Визуальное восприятие начальных слайдов презентации

2 мин.

4

Вхождение в тему урока

Электронное учебное пособие

Тьюторская поддержка

Индивидуальная работа с ЭОР

5 мин.

5

Усвоение новых знаний

Информаци-онный модуль

Тьюторская поддержка

Индивидуальная работа с ЭОР

10 мин.

6

Физкультми-нутка

Организация физкультми-нутки

Выполнение упражнений

1 мин.

7.

Усвоение новых знаний

Информаци-онный модуль

Тьюторская поддержка

Групповая работа с ЭОР

18 мин.

8.

Закрепление полученных знаний

Практичес-кий модуль

Организация дискуссии

Выступления групп, участие в дискуссии

15 мин.

9.

Усвоение новых знаний

Информаци-онный модуль

Рассказ, демонстрация слайдов

Запись в тетради

15 мин.

10.

Физкультми-нутка

Организация физкультми-нутки

Выполнение упражнений

1 мин.

11.

Закрепление полученных знаний

Практичес-кий модуль

Опрос, организация дискуссии

Участие в дискуссии, ответы на вопросы

9 мин.

12.

Подведение итогов

База данных учебного назначения

Организация рефлексии, инструкция по выполнению домашнего задания

Работа с ЭОР в домашних условиях, подготовка сообщений

5 мин.

Использование Интернет-ресурсов и ЭОР на уроке

№ этапа урока

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

3

Информаци-онный модуль

Презентация

http://school3.usinsk.eu/

4

Информаци-онный модуль

Презентация

http://sc.tverobr.ru/catalog/rubr/016ec3e5-46fa-fadf-80a3-80ef82b62bcf/122755/

5, 9

Информационный модуль

Задания для индивидуальной работы

http://www.constitution.ru/

7

Практический модуль

Задания для групповой работы

http://www.constitution.ru/

12

База данных учебного значения

Задания для самостоятельной работы на индивидуальном компьютере

http://russia-finland.info/viewtopic.php?f=9&t=82232 , http://www.radiovesti.ru/articles/2012-10-03/fm/68497  либо другие по выбору обучающихся



Предварительный просмотр:

План-конспект урока обществознания в 10 классе,

реализующего национально-региональный компонент при изучении тем «Местное самоуправление» и «Формы управления политической жизнью. Механизмы участия граждан».

Местное самоуправление и политические партии

в

муниципальном образовании городского округа «Усинск»

Цель урока: актуализация знаний

Задачи:

Образовательная: закрепить знания о субъектах и условиях политической жизни, роли политических партий в политическом процессе познакомить с особенностями организации местного самоуправления в масштабах муниципалитета.

Развивающая: формировать навыки исследовательской деятельности, закрепить умения анализировать и презентовать полученную информацию, совершенствовать навыки использования информационных технологий.

Воспитательная: воспитание гражданственности, повышение правовой и политической культуры обучающихся.

Техническое оборудование: интерактивная доска, проектор

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.

План:

1) Органы исполнительной власти в системе местного самоуправления МОГО «Усинск».

2) Основные принципы осуществления местного самоуправления на территории, муниципалитета. Порядок формирования Совета муниципального образования городского округа “Усинск”.

3) Политические партии, представленные на территории МОГО «Усинск».

4.  Подведение итогов.

Подготовительный этап урока.

1.        Класс делится  группы (способы самые различные: по гороскопу, по любимому времени года и т. д.)

2.        Опережающее задание: провести исследование и подготовить сообщения о муниципальных подразделениях местных региональных отделений различных политических партии, а так же выяснить, какая из партий в большей степени представлена в органах местного самоуправления МОГО «Усинск». Выступления должны сопровождаться электронными презентациями.

1. Организационный момент. (Учитель сообщает тему и цели урока, подчёркивает значимость местного самоуправления в условиях демократизации общества)

Почему органы местного самоуправления не являются органами власти в общепринятом смысле ? (Их решения распространяются на ограниченную территорию)

Вспомните, какова структура органов местного самоуправления нашего муниципалитета? Примерный ответ:

- Совет муниципального образования городского округа “Усинск”;

- глава муниципального образования городского округа “Усинск”;

- администрация муниципального образования городского округа “Усинск”;

- контрольно-счетная палата муниципального образования городского округа “Усинск”;

- иные органы местного самоуправления, предусмотренные настоящим Уставом, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, исполнению отдельных переданных государственных полномочий.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

1. Органы исполнительной власти в системе местного самоуправления МОГО «Усинск». 

Учитель предлагает обучающимся войти на официальный сайт администрации МОГО «Усинск». Для этого необходимо пройти по ссылке http://city.usinsk.ru/, далее выбрать раздел «Отделы и сектора», ознакомившись с содержанием раздела, можно дать общую характеристику структуры и направлениям деятельности городской администрации.

(Примерный ответ: в структуру администрации входят: Отдел мобилизационной и режимно-секретной работы, Управление правовой и кадровой работы, Отдел финансово-экономической работы и бухгалтерского учёта, Управление экономического развития, прогнозирования и инвестиционной политики, Отдел по учёту и распределению жилья, Отдел промышленности и дорожного хозяйства, Отдел здравоохранения и социальной защиты населения, Отдел территориального развития, экологии и природопользования, Сектор обращения граждан, Отдел информационных технологий и др. Деятельность отделов и секторов направлена на решение насущных вопросов населения муниципалитета.)

2. Основные принципы осуществления местного самоуправления на территории, муниципалитета. Порядок формирования Совета муниципального образования городского округа “Усинск”.

На главной странице официального сайта предлагается выбрать раздел «Устав». Используя материалы главы I, статьи 8, части 2 сформулируйте принципы осуществления местного самоуправления МО ГО «Усинск».

(Примерный ответ: Местное самоуправление в муниципальном образовании городского округа “Усинск” осуществляется на основе принципов:

  1. соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

  1. государственных гарантий осуществления местного самоуправления;

  1. законности;

  1. гласности;

  1. самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

  1. выборности органов и должностных лиц местного самоуправления;

.

  1. ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования городского округа “Усинск”;

  1. ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед органами государственной власти в части исполнения переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий).

- Можно ли определить эти принципы как демократические? Какой принцип вы считаете наиболее важным? Или так  нельзя ставить вопрос?

Ознакомьтесь с содержанием главы III статьи 14 «Муниципальные выборы» и главы IV. «Органы и должностные лица». Используя материал, расскажите о статусе и составе Совета МО ГО «Усинск».

(Примерный ответ: Совет муниципального образования городского округа “Усинск” является представительным органом муниципального образования городского округа “Усинск”. Срок полномочий Совета муниципального образования городского округа “Усинск” – четыре года. Этот орган образуется для осуществления управленческих функций, имеет аппарат для обеспечения своей деятельности. Совет муниципального образования городского округа “Усинск” состоит из двадцати одного депутата, избираемых населением муниципального образования городского округа “Усинск” на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 (четыре) года.)

3. Политические партии, представленные на территории МОГО «Усинск».

- Какова роль политических партий в политическом процессе?

(Примерный ответ: политические партии обеспечивают представительство интересов тех или иных социальных групп в органах власти)

Заслушиваются выступления групп.

Алгоритм выступления групп:

Политическая партия, название отделения политической партии, лидер, история создания отделения, численность отделения, практическая деятельность, работа с молодёжью, проблемы и перспективы развития.

Обучающиеся задают вопросы.

Можно организовать дискуссию, обсудив вопрос о том, почему на территории МОГО «Усинск» представлен не весь спектр ведущих политических партий Российской Федерации, не все республиканские отделения политических партий имеют свои представительства в нашем городе.

4. Подведение итогов. Местное самоуправление в МОГО «Усинск» имеет разветвлённую структуру и широкие полномочия. Для осуществления управленческих функций, путём всеобщего, равного и прямого избирательного права формируется Совет муниципального образования городского округа «Усинск». На территории нашего муниципалитета свои представительства имеют партии «Единая Россия», «ЛДПР», «Справедливая Россия», «КПРФ», «Правое дело». Самым массовым отделением является отделение «Единой России», в местном самоуправлении представлены только «единороссы».

 

 Рефлексия (обучающихся и педагога).

•    Сегодня на уроке я…

•    Что получилось и что не получилось?

•    Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

•    Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

•    Какие новые вопросы возникли в конце урока?

              Выставление оценок. Домашнее задание (групповое). Провести мини-исследование на тему «Факторы, влияющие на формирование политических предпочтений горожан».*

              Пострефлексия (проводится на следующем уроке).

Понравился ли урок?

Какие трудности  возникли в исследовательской работе?

Какая группа была самой продуктивной?

* Результатом творческого подхода одной из учениц к выполнению домашнего задания, стало серьёзное исследование, материалы которого легли в основу научно-исследовательской работы, представленной на муниципальной научно-практической конференции «Шаг в науку» в 2011 году. Работа получила высокую оценку жюри, заняв второе место в секции «Обществознание».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Экономика и ее основные участники. Разработка урока и презентация. Методическое объединение учителей истории и обществознания социальной сети работников образования

Архив включает в себя разработку урока обществознания в 7 классе (Раздел 3 "Человек и экономика") и презентацию, состоящую из21 слайда...

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации"

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации" 2020г...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...