Интегрированный урок литературы и обществознания «Уклад русской жизни – залог духовного здоровья».
презентация к уроку по обществознанию (8 класс) по теме

Интегрированый урок обществознания и литературы по рассказу В.Астафьева "Фотография,на которой меня нет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrir.urok_obshchestvozn.i_literat._v_8_klasse.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Уклад русской жизни – залог духовного здоровья».

Эпиграфы урока

« … Настоящая дружба, - награда человеку, редкая и драгоценная …»

В. Астафьев

«Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настоящая его история …»

В. Астафьев

Цель урока:

1) использовать интеграцию с обществознанием для обобщения понятия: «Семья. Русский уклад жизни»;

2) помочь учащимся осмыслить значение всесюжетных элементов рассказа, особенностей стиля и языка, понимания его основной идеи;

3) развивать аналитические умения учащихся, навыки работы в группах; воспитывать нравственные качества.

Оборудование: схема композиции рассказа, схема деревни Овсянки ( в виде карты), коллаж «Старинная довоенная фотография», «семейная копилка», анкета по обществознанию.

Ход урока.

I. Слово учителя литературы.

Слайд № 1,2

С именем замечательного русского писателя В.П.Астафьева, нашего современника, вы встречаетесь не в первый раз. В рассказе «Фотография, на которой меня нет» снова появляются знакомые нам герои: Витя Потылицин, его бабушка Екатерина Петровна, дедушка Вити, его лучший друг Сашка Левонтьевский и другие жители сибирского села.

Слайд № 3

Отчет I группы. Схема деревни и композиции рассказа.

Сюжет рассказа прост и не стремится к развязке. В общей композиции его много внесюжетных элементов, которые перемещают на себя внимание читателя (описания, авторские отступления и тд.)

В таком сюжете главное – картина устойчивого события, которую рисует автор.

Важен уклад сибирской деревни, довоенный, глубоко русский быт, который сформировал и самого писателя. А основой русского уклада жизни является семья.

I. Слово учителя обществознания.

Слайд № 4

Что же такое семья? (Отчет группы социологов). Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Само слово семья состоит из двух частей семь – я. (Происхождение слова – группа № III). Семь – это счастливое число. Ответы учащихся (пословицы и поговорки о семье)

Слайд № 5

Каковы функции семьи? 1. Репродуктивная - рождение детей. 2. Первичная социализация – воспитание детей.

II. Слово учителя литературы. Слайд № 6,7,8,9

Русский быт тесно связан с природой. - Где происходит действие рассказа?

Река Енисей, тайга, величественная природа.

Бабушка говорит учителю: « Огородом, коровенкой, да дровами живем». А еще? Рыбная ловля, грибы, ягоды, орехи. Но и дикие звери, суровая зима. Далеко до города.

- Как же выжить? Надо много трудиться.

- Какие качества с детства формируются в людях? Трудолюбие, самостоятельность, ответственность, взаимопомощь, сострадание, умение дружить, жертвовать собой.

Примеры: бабушка помогает семье дяди Левонтия, Санька не стал фотографироваться без Вити, забота об учителе (Ответы учащихся)

Отчет II группы. С. 209.

-Какую роль в жизни людей играет дружба?

- А какие качества героя рассказа выявляет описание зимних окон и оживающих цветов?

Все это черты устойчивого уклада русской деревни.

II. Слово учителя обществознания. Слайд № 10, 11, 12, 13

Группа учащихся представляет заочную экскурсию русский быт.

III. Слово учителя литературы.

1) В том как хозяйки заделывают окна на зиму, проявляется не только вкус, но и знание народных примет, свойств растений.

Бабушка: мох, рябина, брусничник.

У дяди Левонтия нечего изучать – бесхозяйственность.

У Авдотьи – чего только нет: сломанные игрушки, цветочки с икон. Как живет, такое и окно.  «Жизнью издерганная», легкомысленная, и добра и по-бабьи сварливая.

Витя наблюдателен, все знает об односельчанах, умеет и в людях разбираться. Судит по делам.

2) «Живые цветы».

- Почему это лирическое описание?

Передает любовь бабушки и героя к чуду красоты. Умеет в этой трудной жизни видеть радость. Знает приметы.

«Но как только на калине под окном ударит синица по первой сосульке… Из «нежилой земли» - «бледно-зеленые побеги»

«караулил мгновение»

«таинство расцветания»

«Гляди-ко, живунчик какой у нас народился!»

«улыбался яркогубый цветок»

- Какая атмосфера царила в семье героя? Доброта, забота, защищенность, вера. Любовь к жизни, надежда на лучшее, умение видеть прекрасное, и все благодаря бабушке.

III. Слово учителя обществознания.

Слайд № 14

-Если во главе семьи старшие родственники, как называется такая семья?

 Два вида семьи.

Семья

Современная нуклеарная

(родители – дети)

Традиционная (классическая) (бабушки и дедушки – родители

 – дети – внуки )

 

Слайд № 15, 16, 17, 18, 19

-Вам была предложена анкета «Твой выбор».Сейчас ее озвучат наши социологи.Социологи анализируют ответы на анкету.

- Какой же должна быть семья, чтобы в ней рождались будущие писатели, ученые, хорошие люди?

IV. Слово учителя литературы.

Слайд № 20

Отчет III группы. Семья в рассказе традиционная. В чем ее особенности?

- Какой мы видим бабушку? Доброй и строгой. Близкой, родной герою.

- Что необычно в речи бабушки? Яркая и сочная. Часть русского быта, меткая, образная.

Словарь рассказа. Ответы учащихся.

Кого уважают в деревне больше всего? За что? Учителя

IV. Слово учителя обществознания.

Слайд № 21

В простом народе всегда жило стремление к знаниям, уважение к ученым людям и науке. Поэтому в 30-е годы учитель пользовался в деревне заслуженным уважением.

Деревенские учителя были настоящими подвижниками. Средств на народное образование постоянно не хватало. Педагогов часто селили  в школах, потому что не было квартир. Им выделялись земельные участки при школе, частично для своего пользования, а так же для лучшего питания и приобщения их к полезному труду.

Школа была звеном, связывающим деревню с остальным миром. Учителя устраивали спектакли в сельском клубе, открывали избы-читальни, организовывали обмен старых вещей на тетради, учебники, карандаши. Пользовались особым уважением.

V. Слово учителя литературы.

Слайд № 22

-Рассказ об учителе – один из центральных эпизодов в рассказе. Каким он запомнился герою?

Портрет учителя.

- В чем выражается уважение к учителю?

- Как учитель относится к своим обязанностям?

- К детям?

- Как бабушка встретила учителя?

Вывод. Проекция на экран. «Тут, я думаю, сработала благодарная память... . Как я и Санька!» Слайд № 23

-Почему рассказ называется: «Фотография на которой меня нет»? Ответы учащихся. Герою грустно, потому что он как бы выпал на мгновение из истории своей школы.

V. Слово учителя обществознания.

Действительно семейные фотографии были своеобразной летописью тогдашней жизни. Все важные события: рождение, свадьбы, военные будни и школьная жизнь, семейные радости и горести.

Обращение к эпиграфу. «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настоящая его история …» В. Астафьев

VI. Слово учителя литературы.

Итоги урока.

-Какие нравственные качества формирует в человеке уклад русской жизни, описанный в рассказе «Фотография на которой меня нет»?

-Каким вырастает человек в такой семье? Ответы учащихся. Душевно и духовно здоровым. Неспособным на зло, добрым, отзывчивым, любящим Родину, как и мы полюбили далекую енисейскую деревню, ее жителей.

1) Зачитать выборочно со слов «Школьная фотография жива до сих пор...»

2) -Как он говорит о своих земляках? Ответы учащихся. С любовью, светлой грустью, и с гордостью, «Сибиряки» - защитники Родины. Из таких семей вышли герои и писатели, просто хорошие люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей,  норм  семьи,  установления  ее  связей  с объектами, которые включены в...

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"

Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Презентация к интегрированному уроку литературы и истории в 11 классе "Духовная жизнь страны: период "оттепели"

Данная презентация поможет в проведении интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. ...

Интегрированный урок литературы и обществознания в 11 классе по теме: «Два чувства дивно близки нам…»

Этнокультурная самоидентификация в условиях глобализации современного мира и ее отражение в зеркале киноискусства...

Интегрированный урок-проект обществознания и литературы "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.

Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания.Ключевые слова: метапредметность, компетенции, ме...

Интегрированный урок литературы и обществознания на тему «Мужчина и женщина в семье»

Интегрированный урок литературы и обществознания на тему «Мужчина и женщина в семье» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и на основе личных наблюдений учащихся)....