Игра для старшеклассников по обществознанию "Твое право выбора"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Игра-викторина по избирательному праву позволит закрепить знания основ избирательного права, познакомит с особенностями избирательного права других стран. Игра состоит из 5 геймов, сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoe_pravo_vybora.pptx1.46 МБ
Файл tvoe_pravo_vybora.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие

«Твоё право выбора»

Разработано

учителем обществознания

МБОУ ООШ № 2 г. КОВРОВА

СОРОКИНОЙ  Еленой Николаевной

Ковров 2012 г.

Проводится в форме  игры-викторины между одновозрастными командами.  

Цель:   повышение уровня правовой культуры учащихся.

Задачи:

  1. закрепить знание основ избирательного права, познакомить с особенностями избирательного права других стран;
  2. развивать умение применять на практике полученные знания, ориентироваться в жизненных  ситуациях;
  3. воспитывать гражданскую позицию, чувство коллективизма, толерантность.

Оборудование: карточки с заданиями, оценочный лист жюри, презентация.

Ведущий. Ребята! Одним из важных политических прав является избирательное право – право избирать и быть избранным в представительные органы власти.

Все вы в будущем – избиратели. Сегодня мы хотим вам предложить командную игру «Твое право выбора» (слайд 1) и познакомиться с вопросами по избирательному праву.

Первый гейм игры «Разминка» (слайд 2).  Командам раздается лист с вопросами, на которые нужно записать ответы.

Разминка.

  1. Форма прямого волеизъявления граждан (выборы).
  2. Лицо, избранное в представительный орган власти (депутат).
  3. Степень популярности политика (рейтинг).
  4. Форма государственно-политического устройства, основанная на признании народа источником власти (демократия).
  5. Юридический акт, принятый представительным органом государственной власти (закон).
  6. Процедура отрешения от должности высших должностных лиц государства и привлечения их к суду (импичмент).
  7. Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах (электорат)
  8. Наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки (элита).
  9. Исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (тайное голосование).
  10. Лицо, выдвинутое в установленном законодательством порядке в качестве претендента на должность посредством прямых выборов (кандидат).

На выполнение задания отводится 3 минуты. По 1 баллу за правильный ответ. Максимально – 10 баллов.

Подводим итоги (слайд 3)

Ведущий:

Второй гейм игры «Я – избиратель» (слайд 4).

Командам раздается задание, в котором нужно восстановить цепочку участия избирателей в выборах.

Я – избиратель.

  1. Поставлю подпись в подписных листах в поддержку кандидата, программа которого отвечает моим преставлениям.
  2. В день выборов приду на избирательный участок с 8 часов до 20 часов.
  3. Приду в участковую избирательную комиссию, узнаю, включен ли я в список избирателей.
  4. Познакомлюсь с программой кандидатов и программами объединений, которые их  выдвинули.
  5. Опущу бюллетень в урну для голосования.
  6. Из средств массовой информации узнаю, когда состоятся выборы.
  7. Ознакомлюсь с результатами выборов.
  8. Зайду один в кабинку для голосования и заполню бюллетень.

Слайд (5) 6 – 3 – 1 – 4 – 2 – 8 – 5 – 7

На выполнение задания отводится 3 минуты. По одному баллу за верное место в цепочке, максимально 8 баллов.

Ведущий:

Третий гейм «Разберемся в ситуациях» (Слайд 6). Команда должна обсудить предлагаемую ситуацию, дать полный ответ на поставленный вопрос. Если команда дает неполный ответ, у соперников есть шанс заработать дополнительные баллы.  Капитаны команд   выбирают конверт с ситуацией.

Разберемся в ситуациях.

  1. Кандидат в депутаты выпустил агитационные листовки и начал их распространять по городу. В своем округе их расклеивал на подъездах жилых домов, столбах, размещал в магазинах, агитаторы раскладывали их в почтовые ящики, раздавали на улице. В некоторых домах листовки появились накануне дня выборов.

    Какие действия правомерны, в каких случаях был нарушен закон.

  1. Командир одной из воинских частей, расположенных в труднодоступной и отдаленной местности, обратился в территориальную избирательную комиссию с вопросом можно ли на избирательном участке, образованном на территории расположения вверенной ему воинской части, объявить голосование законченным к 15–00 часам, а не к 20–00. Возможно ли в данном случае закончить голосование до 20–00 часов?
  2. В городе К. в день голосования на избирательный участок номер 486, пришли граждане, зарегистрированные в новостройках, расположенных на территории избирательного участка, но их фамилии не были занесены в список избирателей на этом участке. Как такое могло произойти и как поступить членам избирательной комиссии, чтобы не нарушить права избирателей?
  3. Избиратели Игорь и Анна — молодая семья. Голосовать на выборах они пришли вместе. Получив избирательные бюллетени, молодые люди прошли в одну кабину для голосования и стали заполнять бюллетени, обмениваясь мнениями о кандидатах. Член участковой избирательной комиссии сделал Игорю и Анне замечание, указав, что их действия нарушают тайну голосования, и предложил одному из избирателей покинуть кабину, пока второй не определится со своим выбором. Правильно ли действовал член комиссии?
  4. У избирателя накануне дня голосования изменился адрес места жительства. Вправе ли он проголосовать на избирательном участке по новому месту жительства?

Слайды 7 – 11.

На обсуждение ситуации каждой команде дается 3 минуты. Максимальная оценка 5 баллов.

Ответы:

  1. Кандидат вправе самостоятельно выбирать формы и методы проведения предвыборной агитации, соблюдая при этом ограничения, установленные законодательством. Действия кандидата   по распространению листовок нарушают законодательство в следующих случаях: расклейка на зданиях и сооружениях (столбы, заборы) при отсутствии письменного согласия собственника, владельца указанных объектов на размещение агитационных материалов данного кандидата; распространение листовок в субботу, накануне дня голосования, когда любая агитация запрещена.
  2. Можно, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
  3. Вероятно, граждане зарегистрировались по месту жительства после того, как был составлен список избирателей на данном избирательном участке. Председатель (секретарь, член) УИК объясняет гражданину, что ситуацию можно разрешить следующим образом: гражданин И. предъявляет паспорт с регистрацией по месту жительства на территории данного избирательного участка и пишет заявление в УИК (участковую избирательную комиссию) с просьбой включить его в список избирателей данного избирательного участка. УИК принимает решение о включении гражданина   в список избирателей, его включают и предоставляют возможность проголосовать.
  4. Действия члена комиссии правомерны, поскольку ни Игорю, ни Анне не требуется помощь при заполнении избирательного бюллетеня. Законом установлено, что избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается в присутствие других лиц.
  5. Такой избиратель включается в список избирателей по новому месту жительства при предъявлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, если это место жительства находится на территории избирательного округа, где проводятся выборы, после чего он получит возможность проголосовать.

Ведущий:

В течение нескольких веков население разных стран боролось за избирательные права. В следующем гейме вам предлагается изучить исторический текст и добавить пропущенные в нем слова.

Четвертый  гейм «Немного истории» (слайд 12)

Командам раздается текст с пропуском. Нужно записать ответы.

Немного истории.

Впервые в истории Европы… добились граждане Франции во время революции конца XVIII века. Первой страной мира, которая постоянно ввела у себя …, были США. Это произошло в 1828 году. В Испании закон, учреждавший …, был принят 1890 году. В Бельгии это произошло в 1893 году. В Нидерландах поправки к закону о выборах, равнозначные введению …, вступили в силу в 1897 году.

На выполнение задания  - 3 минуты. Максимальное количество баллов – 3.

Ответ (Слайд 13) – всеобщее избирательное право.

Ведущий:

Сегодня мы много говорили об избирательном праве. В последнем гейме хочется проверить эрудицию наших участников.

Заключительный гейм «Я – эрудит» мы проведем в форме брейн-ринга. Вам предлагаются  5 вопросов. Команда, знающая ответ на вопрос, поднимает руку. Если ответ неверен, есть шанс заработать 1 балл другим командам.

  1. Какое слово является запретным в парламенте штата Южная Австралия? (слайд 14)

Слово «пожалуйста».

(Слайд 15) В 2003 году в парламенте штата Южная Австралия произошел такой инцидент. Депутат К.Мэйуолд обратилась к министру с вопросом, касающимся проблемы ограничения потребления воды: «Пожалуйста, расскажите нам, как вы собираетесь доводить свои планы до широкой общественности?». Однако спикер не дал ответить министру, сообщив, что слово «пожалуйста» употреблять в парламенте нельзя, поскольку депутаты не должны никого просить и тем более упрашивать. Оказалось, что это правило действительно существует и было записано уже в первом регламенте парламента данного штата.

  1. Какой парламент считается самым древним? (Слайд 16)

 Парламент Исландии.

(Слайд 17) Альтинг, парламент Исландии, считается самым древним, до настоящего времени существующим и действующим парламентом в мире. Впервые он собрался в 930 году. Тогда участвовать в альтинге могли все свободные мужчины. Это было место не только принятия законов, но и разрешения споров. Альтинг проводился раз в два–три года летом, чтобы все жители Исландии могли добраться до места его проведения – местности под названием тингвеллир (поля тингов). В 1000 году большинство собравшихся на альтинге «парламентариев» высказалось за принятие христианства.

Некоторые законы, принятые древним парламентом, действуют в Исландии до сих пор. Например, лошадь, вывезенная за пределы острова, пусть даже для выступления на чемпионате мира по конному спорту, не может вернуться назад. Такое решение приняли исландские парламентарии в 982 году.

  1. В столице какого государства находится самое большое здание парламента? (слайд 18).

Столице Румынии Бухаресте.

 (Слайд 19) Дворец Парламента Румынии в Бухаресте является крупнейшим в мире гражданским административным зданием, крупнейшим зданием парламента и самым тяжелым зданием в мире. Размеры Дворца – 270 на 240 м, площадь – 350 000 м², объем – 2 550 000 м³, высота – 86 м. Во Дворце 12 этажей, 1100 комнат. Подземная часть Дворца имеет высоту 92 м, 4 подземных уровня достроены и уже используются, еще 4 – достраиваются. Для строительства Дворца было использовано около миллиона кубических метров мрамора, 3500 тонн хрусталя, 700 тысяч тонн стали и бронзы, 900 тысяч кубометров дерева, 200 тысяч квадратных метров шерстяных ковров. Строительство Дворца, который тогда назывался Домом народа, началось в 1984 году по приказу Николае Чеушеску. Его возведение привело к частичному разрушению холма Спирий, а также к уничтожению пятой части исторического центра Бухареста. К 1989 году, когда Н. Чеушеску был казнен, строительство Дворца практически завершилось.

  1. В какой стране самый многочисленный парламент в мире? (Слайд 20)

В Китае.

(Слайд 21) Самый многочисленный в мире парламент – Всекитайское собрание народных представителей – насчитывает три тысячи членов. В полном составе парламент собирается один раз в год. В Доме народных собраний, огромном величественном здании в стиле сталинского ампира на площади Тяньаньмэнь, парламентарии заслушивают доклады первых лиц государства и формально утверждают заранее принятые в узком кругу решения. Как свидетельствуют западные журналисты, присутствовавшие на парламентской сессии, выступления докладчиков столь неэмоциональны, что некоторые парламентарии к концу заседания начинают клевать носами.

  1. Сколько женщин в Российской Федерации баллотировались на пост президента? (Слайд 22)

Две – Элла Памфилова и Ирина Хакамада.

 

(Слайд 23) За всю историю постсоветской России на пост президента страны женщины баллотировались только дважды. В 2000 году Элла Памфилова, обладательница ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, кавалер ордена Почетного легиона, выдвинула свою кандидатуру на должность президента. Она набрала 1,01% голосов.
В 2004 году ее примеру последовала Ирина Хакамада, председатель Российской демократической партии «Наш выбор». За нее отдали свои голоса около 4 миллионов избирателей.

Ведущий. Ребята, наша игра закончилась. Пока жюри подводит итоги, хочется еще раз сказать, что избирательное право – одна из главных политических прав. Все вы – будущие избиратели. Используйте это право, регулярно и осознанно участвуйте в выборах.

Объявление итогов игры. Награждение победителей.

 (Слайд 24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для старшеклассников по обществознанию "Твое право выбора"

Игра-викторина по избирательному праву позволит закрепить знания основ избирательного права, познакомит с особенностями избирательного права других стран. Игра состоит из 5 геймов, сопровождается през...

классный час для старшеклассников "Семья и карьера: выбор современной молодежи"

В рамках классного часа совместно с родителями обсуждается актуальный вопрос для старшеклассников "Что важнее и на каком жизненном этапе: содание семьи или построение карьеры?"...

Формула выбора профессии.Правила выбора профессии.

—При выборе профессии надо учитывать три параметра: «хочу», «могу», «надо», что означает «Хочешь ли Ты заниматься этим?», «Посильно ли это Тебе?» и «Нужна ли эта профессия на рынке труда?».—Идеальна т...

Правовая игра для старшеклассников "Я и мои права"

Цель игры: Содействие формированию правовой культуры, воспитание правосознания и законопослушания, формирование правовой компетенции учащихся, развитие познавательных интересов.Члены экспертного ...

Деловая игра для старшеклассников "Имею право!"

Командная деловая игра для учащихся 9-11 классов. Основная тема - Конституция РФ и права человека. Предполагает участие 5-6 команд. Оптимальное количество участников команды - 6 человек. Может проводи...

Игра-тренинг для старшеклассников по профориентации «Мой выбор»

Игра-тренинг  для старшеклассников по профориентации  «Мой выбор»Цель: сформировать представление  о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальны...