Правовая игра для старшеклассников "Я и мои права"
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Якимова Галина Юрьевна

Цель игры: Содействие формированию правовой культуры, воспитание правосознания и законопослушания, формирование правовой компетенции учащихся, развитие познавательных интересов.


Члены экспертного совета: Учитель истории, зам. директора по ВР, зам. директора по УВР, воспитатели.

Реквизиты игры: карточки с вопросами для команд, презентация игры на экране.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий игры для старшеклассников

В зале, за столами размещены команды 8-9-х классов.



Ход игры:

Под музыку в зал заходят команды и рассаживаются по своим местам.
Представляют членов экспертного совета.

Ведущий 1: Дорогие игроки и болельщики. Сегодня мы с вами проводим игру, посвященную правам детей: « Я и мои права».

Ведущий 2: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Ведущий 1: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Ведущий 2: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Ведущий 1: С 1990 года Россия является участницей Конвенции  ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

Ведущий 2: В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите. 

1 тур.

Представление команд (по 1 минуте)

- название;

- девиз;

- представление.


Вопросы 2 тура
(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

  1. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
  2. Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.
  3. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
  4. Как именуется тайное хищение имущества? – кража
  5. Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм
  6. С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет


За каждый правильный ответ – 1 балл. 

Вопросы 3 тура

(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни )

( Сценки разыгрывают ученики)

1 команда:  Мама: Сколько раз тебе говорить - после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын: Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? ( Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)

2 команда: Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин. 
Сын: У Меня завтра контрольная… 
Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак… 
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.

Что должна ответить мама? (
Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

1 команда:  Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете! 

Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать? 
Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…

На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).

2 команда: Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм?
Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен. 
Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.

Что должна ответить билетерша мальчикам?
(
(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту….)

1 команда: Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.

Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков?
Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)

2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. 

(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).

КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат» Капитанам команд раздаются листы с буквами, в которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).

Вопросы 4 тура 

(Тест по 4 вопроса каждой команде)
(верный ответ отмечен *)

1 команда: - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет

2 команда: - Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке 
в) равного социального положения 
г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения

1 команда:- Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а)родители 
б)родственники 
в)никто* 
г) сверстники

2 команда: - Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями: 

а) если это необходимо в интересах государства 
б) не имеет права 
в) если это необходимо в интересах ребенка*

1 команда: - С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:

а) с 18 лет 
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

2 команда: - Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации: 

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*
б) не имеют этого права 
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно

1 команда: - Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище: 

а) всегда и при любых обстоятельствах*
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители

2 команда: - За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:

а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;


1 команда: - Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.

2 команда: - Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:

а) сын
б) мама*
в) органы опеки

1 команда: - Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?

а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*

2 команда: - Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?

а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*

1 команда: - Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?

а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным*

2 команда: - Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?

а) гражданская
б) административная *
в) семейная

5 тур (раздают карточки командам с заданием)

Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго

ПРАВИЛА

а) При входе в помещение мужчина должен снимать головной убор.

б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет проживающий в России.

в) Каждый день надо делать какое-то доброе дело.

г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших.

д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

  1. Моральные


  1. Правовые


  1. Нормы этикета



А


Б


В


Г


Д


3


2


1


3


2

Пока жюри поводит итоги учащимся предлагается просмотр серии «Ну погоди».

Объявление победителей, награждение.



Предварительный просмотр:

Вопросы 2  тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

  1. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка?

___________________________________________________________

  1. Какой День является Днем Конституции? _______________________
  2. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? _____________________________
  3. Как именуется тайное хищение имущества? _____________________
  4. Бессмысленное уничтожение ценностей называется …____________
  5. С какого времени наступает уголовная ответственность? – ________

Вопросы 2  тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

  1. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка?

___________________________________________________________

  1. Какой День является Днем Конституции? _______________________
  2. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? _____________________________
  3. Как именуется тайное хищение имущества? _____________________
  4. Бессмысленное уничтожение ценностей называется …____________
  5. С какого времени наступает уголовная ответственность? __________


Вопросы 2  тура

(бланки для жюри)

  1. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
  2. Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.
  3. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
  4. Как именуется тайное хищение имущества? – кража
  5. Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм
  6. С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет


За каждый правильный ответ – 1 балл. 



Предварительный просмотр:

Вопросы 4 тура

(для жюри)


(Тест по 4 вопроса каждой команде)
(верный ответ отмечен *)

1 команда: - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет

2 команда: - Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке 
в) равного социального положения 
г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения

1 команда:- Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а)родители 
б)родственники 
в)никто* 
г) сверстники

2 команда: - Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями: 

а) если это необходимо в интересах государства 
б) не имеет права 
в) если это необходимо в интересах ребенка*

1 команда: - С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:

а) с 18 лет 
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

2 команда: - Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации: 

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*
б) не имеют этого права 
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно

1 команда: - Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище: 

а) всегда и при любых обстоятельствах*
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители

2 команда: - За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:

а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;


1 команда: - Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.

2 команда: - Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:

а) сын
б) мама*
в) органы опеки

1 команда: - Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?

а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*

2 команда: - Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?

а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*

1 команда: - Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?

а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным*

2 команда: - Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?

а) гражданская
б) административная *
в) семейная



Предварительный просмотр:

 «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»

 В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «запрятаны» в этом квадрате. Читать можно по вертикали и по горизонтали.

К

О

Н

В

Е

Н

Ц

И

О

К

Л

С

Р

У

Ч

З

Р

П

Л

Е

М

Я

Н

О

И

Т

А

А

Г

О

С

М

Т

Е

С

Т

Ь

Н

О

Р

Т

Я

Д

Е

У

Д

А

Р

С

А

Т

С

Д

Е

Ь

Л

Е

Д

Е

В

Щ

Г

Т

Я

Т

Т

И

Ь

Я

Ы

О

О

Н

С

А

Я

В

О

Н

Б

Т

Р

А

Т

Е

Ч

С

В

Е

К

О

Р

А

Н

У

Ц

Ч

Е

Р

Е

Ц

О

З

О

Г

О

В

П

И

И

Я

Т

Ь

Б

Д

Я

А

Я

Р

А

О

Р

Е

Ц

Х

Я

С

Е

Е

К

К

О

Ю

Ж

Д

А

Е

Ж

А

Б

Н

Н

В

Е

С

Н

К

Д

И

В

О

Э

Р

А

З

О

Л

О

В

К

А

 А

З

П

Ь

Ю

Ж

Н

Ш

К

Р

И

Н

Б

А

Н

И

Н

К

С

У

Д

               



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА

а) При входе в помещение мужчина должен снимать головной убор.

б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет проживающий в России.

в) Каждый день надо делать какое-то доброе дело.

г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших.

д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

  1. Моральные


  1. Правовые


  1. Нормы этикета



ПРАВИЛА

а) При входе в помещение мужчина должен снимать головной убор.

б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет проживающий в России.

в) Каждый день надо делать какое-то доброе дело.

г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших.

д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

  1. Моральные


  1. Правовые


  1. Нормы этикета




Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА

а) При входе в помещение мужчина должен снимать головной убор.

б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет проживающий в России.

в) Каждый день надо делать какое-то доброе дело.

г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших.

д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

  1. Моральные


  1. Правовые


  1. Нормы этикета



ПРАВИЛА

а) При входе в помещение мужчина должен снимать головной убор.

б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет проживающий в России.

в) Каждый день надо делать какое-то доброе дело.

г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших.

д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

  1. Моральные


  1. Правовые


  1. Нормы этикета



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовая игра "Сто к одному" по Конвенции о правах ребёнка

Методическая разработка содержит сценарий и презентацию (активную игру в форме ток-шоу "Сто к одному"). Вопросы, которые затрагивает игра, касаются содержания Конвенции о праавх ребёнка. Материал подо...

Правовая игра "Права ребенка".

Методическая разработка правовой игры «Права ребенка».Цели:Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных учащимися по проблеме права человека и гражданина.Развитие ...

правовая игра "Знатоки избирательного права"

правовая игра для учащихся 9-11 классов по избирательному праву...

Конспект правовой игры с обучающимися 6-7 классов "Я защищаю свои права". Презентация правовой игры.

Данное мероприятие на правлено приобщение подростков к правовой культуре через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних....

Лекция «Правовое сознание и его структура. Правовая семья» для дисциплин «Индивидуальный проект (Право)» и «Право»

Лекция «Правовое сознание и его структура. Правовая семья» для дисциплин «Индивидуальный проект (Право)» и «Право»...

Правовая игра о правах играя!

Интересная игра для школьников....


 

Комментарии

Гаранина Анжела Александровна

Познавательно! Актуально! Интерактивно!