ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Степанова Татьяна Викторовна

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО.

Понятие «Гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицирон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и др.

 «Красной нитью» в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека.

«Гражданское общество» можно определить как совокупность огражденных от прямого вмешательства государственных властей нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

   В современной научной литературе существует  большой разброс мнений по вопросу о гражданском обществе. Есть точка зрения отождествляющая гражданское общество с обществом вообще. Несомненно, что общество возникло в глубокой древности и развивалось в дальнейшем вместе с государством. Но это не дает основания смешивать категорию «общество» с категорией «Гражданское общество».

  ГО возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, обладающего комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

   Многие философы прошлого задумывались над вопросом, как же предотвратиь произвол государственной власти, поставить государство на службу общества

 

  1. Платон, Аристотель.

            Власть подчинена закону – праву

  1. Цицерон ( оратор, философ, юрист)

Власть должна заботиться о гражданах и их Ч/С

Источник права – народ( право никем не даровано человеку, оно принадлежит ему,            потому что он человек)

  1. Монтескье

- основы современного представления о правовом государстве

- идея разделения властей

  1. Кант И.

- Понятие «ПРАВОВОЙ ЗАКОН»

            - ПРАВОВЫЕ ЗАКОНЫ – разумные ограничения – есть подлинная свобода

         

        ( Правовое гос-во 1/3 XIX века К. Велькер и Р. Моль)

  1. П.И.Новгородцев (философ и правовед)

Торжество права личности

  1. Б.А. Кистяковский

      Как функционорует власть?

( 1. Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, полицейщине, и была направлена на решение чрезвычайно важной и сложной проблемы –как поставить государство на службу человеку.

 

  1. Признаки правового государства:
  1. Верховенство права
  2. Незыблимость прав человека, их охрана и гарантированность
  3. Взаимная ответственность государства и личности
  4. Разделение государственных властей.

  1. Равенство всех преред законом

  1. Политический и идеологический плюрализм

  1. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

I. Верховенство прав

II. Незыблимость прав человека, их охрана и гарантированность

В теории и практике правового государства центральная идея – естественное происхождение прав человека.

СУТЬ:

  1. Права человека не даруются государством, а присущи человеку от рождения, приравниваются к естественным, как земля, воздух, вода.

  1. Кто впервые выдвинул подобную идею? /Цицерон/

  1. Права человека –неотчуждаемые. Без них личность  лишена свободы-        возможности действовать во всех общественных сферах, соблюдая меру.
  2. Государство призвано признавать права человека, закреплять их в законах. Тем самым меняется качество законов. Они приобретают правовой характер, а вся система законодательства становится правозаконностью. ( Конституция РФ ст.17. 19, 20.)
  3.  Гуманистический смысл идеи естественного происхождения прав человека в том, что она возвышает человека как свободную личность, утверждает примат личности над государством.

  1. Назовите основные права человека.

( см. словарь «Права человека      стр. 53-54.) 

Международные документы о правах человека. Защита прав.

     Современное мировое сообщество закрепило идею естественных прав человека на международном уровне в правовых нормативных актах.

Всеобщая декларация прав человека   - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.11.1948г.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ( 1966г.)

Международный пакт о гражданских и политических правах( 1966г.)

Факультативный протокол

=                           ХАРТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (международный билль о правах)

Конвенция о правах ребенка  - 20.11.1989г. В СССР в 15.09.1990г.

 

Сегодня в Европе фактически действуют три системы защиты прав человека:

  1. Система ООН
  2. Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)
  3. Система в рамках Совета Европы (СЕ)

Ведущий документ СЕ – Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободах (1950г.)

- Европейская комиссия

- Европейский суд по правам человека

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободах (1950г.)

Самый совершенный и эффективный в мире договор в области прав человека

  1. Работа с текстом «Из Европейской конвенции о защите прав и человека и основных свобод» ЕКПЧ (5.11.1950г.)
  2. Обсуждение вопросов.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК МЕРА СВОБОДЫ.

  1. Как вы понимаете это высказывание?

Пример:

     Право на жизнь предполагает отношение к человеку как высшей ценности общества и его возможность строить свою жизнь по собственному усмотрению, соблюдая при этом меру – не подвергать опасности здоровье, личную неприкосновенность и жизнь других людей.

Серьезными гарантиями права на жизнь служат:

  1. обеспечение техники безопасности и предупреждение несчастных случаев на производстве;
  2. профилактика ДТП;
  3. Развитие здравоохранения, в частности сокращение детской смертности;
  4. борьба с терроризмом и преступностью

III. Взаимная ответственность государства и личности

Статьи Конституции РФ ( 2, 15., 24, 55, 57-59)

  1. Назовите взаимные обязанности государства и личности, опираясь на приведенные статьи Конституции.

Государство обязано:

  1. охранять права и законные интересы личности,
  2. обеспечивать ее безопасность и социальную защищенность.

Личность обязана :

  1. соблюдать Конституцию и др. нормативно-правовые акты государства,
  2. платить налоги,
  3. охранять природу и окружающую среду,
  4. бережно относиться к природным богатствам,
  5. защищать свое Отечество.

     В развитых демократических странах правовое государство – это государство социальное.

Защищая социальные права граждан, оно проводит активную социальную политику, направленную на создание системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, на поддержание неимущих и малоимущих слоев населения.

Швеция: на социальные нужды – 30% ВНП

Германия:                                      - 24%

США:                                             - 14%

IV. Принцип разделения властей

  1. Законодательная          Взаимодействуют, ограничивая друг друга
  2. Исполнительная
  3. Судебная

                                                   Система «Сдержек и противовесов»

ПРИМЕР:

  Законодательный орган Федеральное собрание :

  1. принимает законы,
  2. определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти,
  3. влияет парламентскими способами  на деятельность исполнительной власти ( имеет право поставить вопрос о доверии правительству),
  4.  участвует в той или иной мере в формировании правительства, судебных органов РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть

  1. Организует исполнение законов,
  2. Различными способами влияет на законотворческий процесс( имеет право законодательной инициативы, дает заключения на законопроекты. Требующих дополнительных федеральных средств)

Возможность недоверия правительству ( со стороны ФС) сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа Президентом.

Конституционный, Верховный и Высший арбитражные суды:

  1. Имеют право законодательной инициативы по вопросам их ведения.
  2. В пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются др. федеральные органы гос. Власти.

Особое в системе разделения властей место принадлежит Конституционному суду:

  1. Решает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат ФС и Правительства,
  2. Разрешает споры м/у федеральными органами гос. Власти
  3. Осуществляет толкование конституции.

ПРЕЗИДЕНТ РФ, являясь главой государства, не относится ни к одной из ветвей власти.

  1. Он обеспечивает необходимое согласование их деятельности.
  2. Имеет право применять отлагательное вето в отношении тех решений законодателей,  которве противоречат правам человека и изданным законам.

В свою очередь законодательная власть может применить в отношении Президента механизм импичмента.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Беседа по вопросам:

  1. Что такое правовое государство ?

/ Это Тит государства , деятельность которого реально ограничена правом, имеют место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль над властью со стороны общества /

  1. Признаки правового государства?

  1. Почему люди хотят жить в правовом государстве?

  1.  Главная цель правового государства ?

/Обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах./

      5.  Пути формирования правового государства:

  1. Превращение Закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни       общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.

  1. Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения.

  1. Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

  1. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.

6. Каковы пути становления  российского правового государства?

  1. Российские и зарубежные политологи единодушно считают что важным этапом на пути становления правового гос-ва являлось принятие Конституции РФ 1993г. и ГК РФ 1994-2001гг.
  2. Большинство Считает , что  правовое общество может быть построено при достаточно высоком уровне развития экономики и социальной сферы.

 В стране где существует безработица, нищета, детская беспризорность, где наблюдается большая преступность, коррупция, бюрократизм, милицейский произвол и другие несвойственные демократическому обществу аномалии, движение к правовому государству представляет немалую трудность

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. № 22 или 41
  2. Эссе по выбору:
  1. «Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона.»

                                                                                                 (Цицирон)

  1. «Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы»

                                                                                                  (К. Ясперс)

  1. В конституционном государстве власть приобретает правовой характер. Основной признак правового государства заключается в том, что в нем власти положены известные границы, здесь власть ограничена и подзаконна.

                                                                                                                    (Б.А. Кистяковский)

  1. Государство все более склоняется перед властью права. Во имя права всемогущее государство вынуждено допустить в качестве непререкаемой границы своего господства свободную человеческую личность.

                                                                                                                    ( П.И. Новгородцев)

  1. Не может быть делом закона властвование вопреки праву. Стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права.    

                                                                                                                     (Аристотель)

  1. Сообщение по теме:

  1. Гражданское общество: этапы формирования.
  2. Система ООН
  3. Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)
  4. Система в рамках Совета Европы (СЕ)

  1. Сущность гражданского общества. Местное самоуправление.

     Понятие «Гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицирон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и др.

     

     «Красной нитью» в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека.

«Гражданское общество» можно определить как совокупность огражденных от прямого вмешательства государственных властей нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

     В современной научной литературе существует  большой разброс мнений по вопросу о гражданском обществе. Есть точка зрения отождествляющая гражданское общество с обществом вообще. Несомненно, что общество возникло в глубокой древности и развивалось в дальнейшем вместе с государством. Но это не дает основания смешивать категорию «общество» с категорией «Гражданское общество».

     ГО возникло на определенном этапе развития человеческого общества. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, обладающего комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия.

Учебно-познавательная задача

     Гражданка С., владелица большого помещения, решила организовать частное ателье. Она закупила оборудование, ткани , др. средства производства и заключила договоры с работницами – швеями.

    Поскольку в городе, где проживала предпринимательница, частных ателье было немало, некоторые из них решили объединить свои усилия в конкурентной борьбе с другими частниками. Так было создано производственное объединение с широкой сетью магазинов.

     Вскоре возникла потребность создания собственного издательства для выпуска рекламных журналов, которые пользовались большим спросом.

    Объединенные общностью интересов, женщины-швеи организовали свой женский клуб, который действовал в городе нарядус другими добровольными обьединениями граждан;: обществом защиты природы, обществом рыболовов и др..

Некоторые тактивисты этих образований, в том числе и женского клуба, были избраны в органы местного самоуправления.

     Заинтересованная группа наиболее влиятельных лиц производственного объединения вошла в состав Союза предпринимателей, представители которого активно включились в политику, неоднократно выступали в государственных структурах в качестве экспертов и советников. Располагая достоверной и разносторонней информацией о состоянии дел в бизнесе, они оказывали влияние на принятие органами государственной власти компетентных решений.

ВОПРОСЫ :

  1. Какие права лежат в основе приведенных действий?
  2. Как реализация этих прав связана с развитием гражданского общества?
  3. В чем особенность общественных отношений в гражданском обществе?

ОТВЕТЫ:

  1. В основе указанных действий лежат следующие права:
  1. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью
  2. Право зарабатыватьна жизнь свободно избранныт трудом
  3. Право получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом
  4. Право объединятся по интересам и целям
  5. Право избирать и быть избранным в органы местного самоуправлениях .

   2-3. Реализация прав человека соответствует возникновению и развитию комплекса внегосударственных институтов( производственное объединение, сеть магазинов, издательство, женский клуб и др.), а также общественных отношений: в экономических,  социальных, культурных , политически            

       Особенность этих отношений в том , что имеют горизонтальный (невластный )хпрактер, возникают по инициативе самих граждан и обеспечивают сферу интересов отдельных личностей и коллективов людей.

СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ОХВАТЫВАЕТ:

  1. Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство)
  2. Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.д.)
  3. Общественные обьединения и организации
  4. Политические партии и движения
  5. Сферу воспитания и негосударственных СМИ
  6. Семью
  7. Церковь и др.

Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:

  1. Социальная система представляет собой комплекс объективно сформировавшихся общностей людей ( семья, общественные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотношений между ними
  2. Экономическая система представляет собой комплекс экономических связей, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта
  3. Политическая система представляет комплекс определенных субъектов политики( органов местного самоуправления, политических партий, общественно-политических движений, иных общественных объединений) и отношений между ними
  4. Духовная система представляет комплекс соответствующих культурно-просветительных, научных и религиозных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуются духовные отношения.
  5. Информационная система представляет комплекс структур, связанных с циркуляцией информации в данном обществе( прежде всего негосударственные СМИ).

К признакам гражданского общества, жизнедеятельность которого базируется на принципе координации( в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации) , в частности, относятся:

  1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина
  2. Самоуправляемость
  3. Конкуренция образующих его структур и различных групп людей
  4. Свободно формирующееся общественной мнение и плюрализм
  5. Всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию
  6. Многоукладность экономики
  7. Легитимность и демократический характер власти
  8. Правовое государство
  9.  Сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др.

Местное самоуправление

Работа с текстом ( см. приложение)

? СФОРМИРОВАНО ЛИ В РОССИИ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?

 Если да, то в чем это проявляется?

 Если нет, то какие задачи предстоит решить?

В последнее время Россия сделала заметные шаги по  пути возрождения и укрепления институтов, ценностей и отношений гражданского общества:

  1. Восстановлено в правах частное начало в общественной жизни и особенно  - счстная собственность.
  2. Постепенно утверждаются в экономике рыночные принципы свободной конкуренции
  3. Восстановлено множество автономных, независимых от государства социальных , культурных, образовательных и др. институтов.
  4. Разные партии и группы.

Вместе с тем Гражданское общество в России находится на стадии формирования (становления)

Необходимо решение следующих задач:

  1. Создание прочного экономического фундамента на основе многообразия форм  собственности и социально ориентированной рыночной экономики
  2. Формирование среднего класса, который состоял бы из квалифицированных и инициативных работников с достаточно высоким уровнем доходов
  3. Радикальные преобразования политической системы, связанное сповышением роли политических партий, СМИ в жизни общества
  4. Повышение роли граждан в в соц-полл жизни и в деятельности общественных формирований
  5. Развитие уровня их гражданской культуры

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Вопросы:

  1. Как связаны между собой правовое гос-во и гражданское общество?
  2. Какие выводы для себя вы сделали

Вывод:

  1. Правовое государство, способствующее утверждению прав и свобод человека как высшей ценности общества , не может существовать без гражданского общества.

  1. гражданское общество создает условия для наибольшего самореализации гражданина, его гражданской ответственности и социальной, в т.ч. политической активности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское общество

Презентация к уроку обществознания для 8 класса...

Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство

Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...

Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества

Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...

СМИ: между властью и гражданским обществом

Урок обществознания в 11 классе с презентацией с применением интерактивных средств...

"Демократия и гражданское общество".

Презентацию можно использовать для работы на уроках обществознания в 10-11 классах по темам:"Демократия", "Становление гражданского общества"....

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...