Конспект урока на тему Потребитель и его права
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) по теме

Урок по обществознанию в 9 классе. УМК А.И. Кравченко.

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве и с некоторыми положениями закона РФ «О защите прав потребителей».

Развивающие:

 1. Формирование элементарных умений защиты своих прав в данной области.

2. Формирование навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и применение своих знаний при решении практических задач.

Воспитательные:

  1. Воспитание сотруднических отношений в работе в группе.
  2. Воспитание культуры поведения потребителя.

 

Знания и умения:

- знать, кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права;

- знать, каким образом можно защитить свои права в случае их нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon potrebitel_i_ego_prava._urok.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Потребитель и его права.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве и с некоторыми положениями закона РФ «О защите прав потребителей».

Развивающие:

 1. Формирование элементарных умений защиты своих прав в данной области.

2. Формирование навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и применение своих знаний при решении практических задач.

Воспитательные:

  1. Воспитание сотруднических отношений в работе в группе.
  2. Воспитание культуры поведения потребителя.

Знания и умения:

- знать, кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права;

- знать, каким образом можно защитить свои права в случае их нарушения.

Оборудование урока:

- Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992г. № 2300-1, редакция от 1 октября 2009г.;

- раздаточный материал, выдержки из закона о защите прав потребителя; задания для групп;

- проектор, презентация выполненная в программе Notebook,интерактивная доска.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Изучение нового материала.
  4. Рефлексия.
  5. Итог урока.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

2. Сообщение темы и целей урока.

Весь мир – театр.

Все люди в нем – актеры.

И каждый здесь свою играет роль.

- Так определил место человека в обществе известный английский поэт В. Шекспир. И действительно, каждый человек за свою жизнь играет огромное количество ролей: ученика, брата, сестру, родителя, друга и т.д. Роли эти меняются с возрастом, зависят от профессий, положения в обществе и в семье.

    Но есть роль, которую мы начинаем играть, только появившись на свет, и продолжаем играть всю жизнь. Часто мы играем ее бессознательно, даже не задумываясь, насколько правильно мы ведем свою партию. Это роль потребителя. И сегодня мы поговорим о правилах игры этой роли. Что мы должны делать, чтобы быть разумными и экономически грамотными потребителями. Тема нашего урока: «Потребитель и его права». На этом уроке мы определим, кто такой потребитель, выясним наши права, как потребителей, и возможности их защиты.

3.Изучение новой темы.

- Все мы когда-либо делали покупки, ездили в транспорте, но не задумывались, что в обоих случаях мы имели определенные права, данные нам законом. Мы выступали в роли потребителей.

А сейчас я вам предлагаю несколько ситуаций, которые вы попробуете разрешить, используя свой собственный опыт.

1) Вы пришли на рынок, чтобы купить килограмм яблок. Продавец взвесил фрукты, но тут вы увидели, что они ненадлежащего качества. Как вы поступите в данной ситуации?

2) В магазине вы приобрели платье, а когда пришли домой, увидели дырку на рукаве. Что вы предпримите?

3) В киоске вы купили буханку хлеба. Дома, разрезав хлеб, вы обнаружили непромес. Что вы предпримите?

- Итак, делаем вывод:  

- кто может быть потребителем? – физическое лицо.

- каким способом потребитель может получить товар? – покупает, заказывает за деньги.

- с какой целью потребитель приобретает товар? – пользоваться.

- человек, который еще не приобрел, но собирается приобрести товар, является потребителем? – да.

- чем отличается потребитель от предпринимателя? – для личный нужд, не связанный с извлечением выгоды.

- Таким образом, потребитель – это гражданин, купивший или собирающийся купить товар (услугу) для личных (бытовых) нужд. ( Учебник п. 13)

- Внимание на экран. В каких случаях герои сказок были потребителями?

1. Муха-Цокотуха, когда «пошла на базар и купила самовар». (Да)

2. Старик по отношению к золотой рыбке. (Нет, т.к. хотел все и бесплатно)

3. Робинзон Крузо на необитаемом острове. (Нет, т.к. он ничего не покупал)

- Кто является другой стороной отношений? – продавец, исполнитель.

- Как вы считаете, какая из сторон (покупатель или продавец) более слабее, и незащищеннее?

- Почему именно потребитель?

- К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Вот почему необходимо знать основы потребительского законодательства. В России потребителям помогают:

- Гражданский Кодекс РФ

- закон РФ «О защите прав потребителей»

- закон РФ «О рекламе»

- закон «О сертификации»

- закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»

- Закон «О защите прав потребителей» - главный юридический документ целого комплекса законов. Он был принят 7.02.1992г.

-  15 марта считается  Всемирным днем потребителя. В этот день в 1962г. Президент США Дж. Кеннеди провозгласил 4 основных права потребителя:

  1. право на безопасность
  2. право на информацию
  3. право на выбор
  4. право быть услышанным

Существуют так же общества по защите прав потребителей. Есть оно и у нас. Общество по защите прав потребителей находится в п. Целина по 2-ой линии 153 в здании Администрации Целинского района.

Физминутка.

- Какие же у нас есть права как у потребителей? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в юридической консультации по группам. К нам поступило несколько жалоб с просьбой рассмотреть их. Работать будем с текстом закона, по алгоритму. У вас на столе выдержки из закона РФ «О защите прав потребителей», которыми мы будем руководствоваться в принятии решений.  

Алгоритм работы с текстом Закона.

  1. Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.).
  2. Определить сущность претензии (ненадлежащее качество (недостаток), неполная информация, нарушение сроков и т.д.).
  3. Найти необходимую статью в законе.

Задача №1.

Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция только на корейском, английском и японском языках. Фирма предложила Иванову сделать перевод за 50 долларов. Опишите права покупателей в данной ситуации.

1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)

Информация

2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)

Отсутствие информации о товаре на русском языке

3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст. 8 (2) – должна быть предоставлена информация на русском языке бесплатно

Задача №2.

Денис купил джинсы. Поскольку он ранее уже покупал одежду этой фирмы, Денис без примерки взял джинсы того же размера, что и месяц назад. Срезав дома все товарные ярлыки, он обнаружил, что джинсы ему малы. В магазине Денису отказали обменять купленный товар.  Прав ли продавец магазина?

1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)

товар

2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)

Необходимость вернуть товар надлежащего качества

3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст. 25 – потребитель в теч.14 дней может обменять товар или потребовать вернуть деньги при сохранении товарного вида, т.е продавец магазина прав

Задача №3.

Во время лечения в платной стоматологической поликлинике гражданину удалили не тот зуб. Врач, проводивший операцию, просто извинился. Ваши советы пострадавшему.

1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)

Работа (услуга)

2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)

Недостатки работы (услуги)

Моральные страдания

3.Найти необходимую статью в законе, используя оглавление.

Ст.29 (п.1)

- безвозмездное устранение

- уменьшение цены

- безвозмездное изготовление другой вещи или повторное выполнение работы

- возмещение понесенных расходов по устранению недостатков

Ст. 15

Компенсация морального вреда

- Уважаемые юристы, к вам обращается девушка Катя с просьбой помочь ей. Послушайте.

( Диалог двух девочек)

- Что Кате делать с туфлями?

- Как поступить в случае покупки некачественного товара? Ст. 19 п. 1.2; ст. 44.

- Спасибо вам за работу в консультации. Вы грамотно, пользуясь законом, разобрались с представленными нам ситуациями.

  1. Рефлексия.

Викторина «Можешь ли ты защитить права сказочных героев»?

  1. Вспомните отрывок из стихотворения С. Михалкова «Как старик корову продавал».

- Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?

( Ст. 4 – «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

 Ст. 10 – «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

 Ст. 12 – «Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре»).

  1. Вспомните сказку «Курочка Ряба».

- Какие права потребителей были нарушены?

(Ст. 18 – «Последствия продажи товара ненадлежащего качества» гласит: потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать замены товара на аналогичный или расторжения договора купли-продажи).

  1. Вспомните сказку «Теремок».

- Каким правом обладает потребитель при приобретении товара?

( Ст. 7 «Право потребителя на безопасность товара» гласит: потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.

Ст. 29 – «Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы» указывает на то, что потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы, в пределах 5 лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

  1. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Почему необходимо защищать права потребителей?

( Потребитель чаще всего непрофессионал, потребитель разобщен, потребитель чаще всего юридически безграмотен. )

- Что, по-вашему, необходимо сделать для реального выполнения прав потребителя?

( Прежде всего, необходимо быть внимательным самому, выбирая тот или иной товар, принимая определенную услугу; важно убедиться, что организация, куда вы обратились, хорошо зарекомендовала себя на потребительском рынке, не нарушает законы.)

- Хочу познакомить вас с высказыванием китайского мудреца  Конфуция (5 в. До н.э.)

«У каждого человека есть три пути,

Чтобы поступать мудро и правильно:

Первый самый благородный – это размышление,

Второй самый легкий – это подражание,

Третий самый горький – это опыт.»

- Желаю вам идти  по первому пути, дарю вам «Азбуку потребителя», чтобы каждый раз, когда вы будете покупать товар, помнили о ваших правах потребителя.

- Спасибо за работу на уроке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права

Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"...

Урок по теме "Потребитель и его права"

Урок по теме "Потребитель и его права" разработан на основе системно-деятельного подхода в обучении....

Урок по теме: "Потребитель и его права" 9 класс

Цель: Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя и его основными правами по российскому законодательству, раскрыть основные принципы правовых отношений между субъектами рынка.Материал ...

Конспект урока на тему "Английское и американское конституционное право. Сходство и различие конституционного права двух стран"

Конспект урока на тему "Английское и американское конституционное право. Сходство и различие конституционного права двух стран"...

Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права", 7 класс

Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта,  содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.Задачи урока:Образовательные: дать понятие ...