Конспект урока по истории с использованием ИКТ, 11 класс
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Представлен полный конспект урока по истории в 11-м классе (гуманитарный профиль) с использованием ИКТ  по теме "Экономический портрет Российского общества в начале ХХ века". В работе представлены этапы занятия, теоретический материал, материал для самостоятельной работы обучающихся с использованием ПК и интерактивной доски. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zanyatiya_speckursa_po_istorii_v_11_klasse.doc347 КБ

Предварительный просмотр:

Проект занятия спецкурса по истории в  11 классе (гуманитарный профиль)

«Социально-экономическое развитие в ХХ веке: Россия - Запад - Восток» с использованием ИКТ на основе технологии развития критического мышления.

Тема занятия: Экономический портрет российского общества в начале ХХ века.

Цели занятия:

  1. Знать  и характеризовать особенности историко-социологического процесса развития российского общества в начале ХХ века, историческую обусловленность формирования экономической  системы российского общества
  2. Уметь составлять экономическую характеристику российского общества, проводя комплексный анализ исторической информации на основе статистических данных, используя  возможности программы Word Excel (Windows 2003) – перевод информации из одной знаковой системы в другую;  
  3. Через работу в парах,  способствовать закреплению навыка сотрудничества и сотворечства, продолжать работу над навыком публичного выступления (представление результатов работы)

Тип занятия: закрепления знаний и способов действия (вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков их применения)

Вид занятия: Практическая работа

ФОПД занятия: парная, фронтальная, индивидуальная

Предварительная подготовка к занятию:  создание слайдов с рекламой продукции экономики начала ХХ века, составление таблиц со статистическими данными, подготовка образца диаграммы, предварительный просмотр материала диска «История России» (часть 1 – П.1, 4), подбор сведений, информации по теме из дополнительных источников.

Ход занятия:

Этап занятия

Действия учителя

Действия ученика

Результат взаимодействия

учителя-ученика

Примечание

Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок учеников

Подготовка рабочего места

Общая готовность к уроку

Этап «Вызов»

1) Демонстрация фотографий  начала ХХ века –  Какие выводы вы можете сделать из просмотра  данных фотографий?









2) В тетради нарисуйте маркировочную таблицу  «ЗУХ» (три колонки) – (См. приложение 2)


3) В левой колонке таблицы «Знаю» запиши всё, что вы знаете о познавательном объекте



4) Обменяйтесь своими мнениями в паре







5) Давайте обсудим, что у вас получилось (что мы знаем об экономике России начала ХХ века). Записывает на доске в левой колонке таблицы  всё, что предлагают учащиеся

1)Предварительные выводы по рекламе – когда была создана, что рекламирует, почему именно реклама данной продукции или отрасли экономики, какому историческому периоду может соответствовать


2) Рисуют маркировочную таблицу




3) Записывают всё, что вспомнили о экономике России начала ХХ века.




4) Обмениваются друг с другом своими знаниями







5) Каждая пара по очереди информирует класс о том, что она знает о рассматриваемом объекте.

Подготовка учащихся к актуализации субъектного опыта по теме занятия











Организационная подготовка к актуализации субъектного опыта



3) Актуализация субъектного опыта учащихся по теме занятия





4) Первое представление  обобщенного субъектного опыта учащихся об экономике России начала ХХ века.

Демонстрация на слайде м\м














Образец заранее составлен на доске



По времени работа не более 2-3 минут














Записи на доске учитель делает краткими – только ключевое слово (например: монополия, капитализм, индустриальное общество и т.д.)

Этап «Осмысление»

1) Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким-либо основаниям – характеристики  портрета России в начале ХХ века

1) Предлагают и аргументируют свои предложения выдвинутых обоснований.



1) Выявление направлений рассмотрения темы





Подсказка: Оснований должно быть два – экономическое и социальное.

Этап «Чтение с пометками» - Инсерт.

1) Предлагается каждому ученику статистические материалы. (См Приложение 3)


2) Даёт задание учащимся: знакомимся со статистическими данными и делаем пометки в тексте:

«V» - знаю;

«-» - противоречит моим первоначальным представлениям

«?» - хочу узнать;

«+» - это для меня новое


3) Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Заполнить две оставшиеся колонки «Узнал», «Хочу узнать»


4) Выберите те новые сведения, которые можно представить в диаграммах, как иллюстративное представление изученного, варианты составления диаграмм представлены на доске


5)  Предлагает продемонстрировать полученные диаграммы через м\м проектор и дать краткий комментарий составленной диаграмме (что иллюстрирует,  как раскрывает особенности экономики России в начале ХХ века)

6) Предлагает учащимся сделать вывод об  уровне экономического развития России в начале ХХ века.



7) Даёт установку на домашнее задание к следующему занятию – поиск ответов на возникшие вопросы в ходе работы с статистическим материалом по дополнительной литературе.

1) Получают распечатку стат.данных




2) Анализируют статистические данные, делают пометки












3) Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу – колонки 2 и 3





4) Учащиеся работают со статистическими данными в системе Word Excel










5) Демонстрируют результаты своей работы, кратко комментируя представленный материал









6) Представляют свои суждения, основываясь на результатах изучения представленного материала


7) Выбирают наиболее заинтересовавший вопрос в ходе работы со статистическим материалом

1) Организация деятельности на новом этапе урока




2) Осмысление нового материала на основе имеющегося субъектного опыта, выявленного и актуализированного на этапе «Вызов»







3) Систематизация нового и ранее известного материала.








4) Перевод информации из одной знаковой системы в другую












5) Представление нового материала с опорой на записи маркировочной таблицы










6) Составление устного портрета экономики России в начале ХХ века.





7) Ориентация и установка на самостоятельное изучение материала, выходящее за рамки предложенных аспектов темы занятия.







На данный этап работы отводится не более 7-10 минут






















Учитель помогает учащимся ввести информацию, отправить на  главный компьютер. На эту работу отводится не более 7-10 минут

























Можно подсказать источники   поиска материала

Этап «Рефлексия»

1) Предлагает учащимся создать синквейн  - стихотворение, состоящее из 5-ти строк, которое отразило суть изученного материала


2) Предлагает продемонстрировать  результаты своей работы

1) Составление синквейна









2) Чтение синквейнов (по желанию)

1) Подведение первых итогов  материала








2) Показатель осмысления учебного материала

Этап «Домашнее задание»

1) Поиск ответов на возникшие вопросы в ходе изучения материала;

2) Составление логической схемы знаний  по данной теме

Запись домашнего задания

Задание 2 возможно сделать по выбору

Критерии оценки результативности деятельности учащихся на уроке:

     Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта на этапах «Вызова», «Инсерта».   Основным критерием оценки результата является составление диаграммы  на основе предложенных статистических данных.

Приложение 1.

Подборка фотографий может носить творческий характер:

 использовать как местный, так и общероссийский материал.

Приложение 2:

     В данной таблице предложенные возможные варианты записей учащихся на основе имеющегося субъектного опыта

Знаю («З»)

Узнал («У»)

Хочу узнать («Х»)

Капитализм,  монополия, «железнодорожная горячка», промышленный переворот, экстенсивный путь,  рост городов, многоукладная экономика, пролетариат, буржуазия.

Народное богатство, его составляющие в России в начале ХХ столетия. Очень большое количество людей было занято в лесной промышленности (самый простой способ  существования  с использованием природного ресурса России). Перед 1 Мировой войной ж/д строительство сократилось, хотя не вся страна была охвачена сетью ж/д дорог.

Причины сокращения ж/д строительства,   какие компоненты подразумеваются в понятии «Индивидуальное и потребительское имущество», как оно оценивалось, источники его накопления.

Приложение 3:

 Таблица 1.

Доли России, США, Великобритании, Германии и Франции

 в мировом промышленном производстве, в %

Страны

1881-1885 г.г.

1896-1900 г.г.

1913 г

Россия

3,

5,0

5,3

США

28,6

30,1

35,8

Великобритания

26,6

19,5

14,0

Германия

13,9

16,6

15,7

Франция

8,6

7,1

6,4

Таблица 2:

Соотношение крупно и мелкой обрабатывающей промышленности в

России в начале ХХ века

Виды промышленности

Производство

Число рабочих

Произ-во в среднем на 1 рабочего, тыс.руб

Млн. руб.

%

Тыс.

%

Крупная промышленность

4581

70,9

2169

31,7

2112,0

Мелкая сельская промышленность

1350

20,9

3755

54,9

359,5

Мелкая городская промышленность

530

8,2

910

13,4

582,4

Вся промышленность

6461

100

6834

100

945,4

Таблица 3:

Структура народного  дохода России в 1913 году

(по расчётам С.Г.Струмилина)

Отрасли

Млн.руб.

%

Сельское хозяйство

8792

54,0

Промышленность и  строительство

4676

28,7

Транспорт и связь

1459

8,9

Торговля

1365

8,4

 Итого:

16292

100

Таблица 4:

Железнодорожное строительство в России (открыто для движения дорог).

Годы

Всего, версты

1881-1890

7372

1891 - 1900

19022

1901-1909

11220

1910

1645

1911

1579

Таблица 5:

Распределение населения России (без учащихся по сферам занятости)

(данные на 1913 год):

        

Категории населения:

В %

В промышленности и строительстве

9

В сельском и лесном хозяйстве

75

На транспорте и в связи

2

В торговле, общественном питании, сбыт, заготовки…

9

В здравоохранении, культуре, науке

1

В государственном аппарате, кооперативных и общественных организациях..

4

Итого:

100

Таблица 6:

Структура народного богатства России на 1 января 1914 года

и его прирост в 1911 - 1913 годах

Составные части народного богатства

Народное богатство на 1 января 1914 года

Млн.руб.

%

Сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство, охота


24034


43,8

Промышленность (включая мелкую)

6083

8,8

Транспорт и связь

7300

10,5

«Городские фонды»

11934

17,3

Государственное имущество (военное имущество, тюрьмы, казённые учреждения)


2942


4,3

Имущество учреждений культа

1131

1,6

Монета и драгоценные металлы в обращении и в запасах


2175


3,1

Индивидуальное и потребительское имущество

В том числе:

Сельского населения

Городского населения


13585


6602

6983


19,6


9,5

10,1

Всё народное богатство:

69193

100

Список источников:

  1. Данилов А.А. История России: Справочные материалы. – М., ВЛАДОС, 1996, - с.33-37
  2. Анфимов А.М. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах// Отечественная история. – 1994 - № 3.
  3. Россия 1913 год: Статистически-документальный справочник. СПб., 1995.
  4. История России с начала XVIII до конца XIX века (Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; Отв. Ред. А.Н. Сахаров.- М.,1997;
  5. www. ido.rudn.ru. – материалы иллюстративного материала к оформлению слайдов.
  6. www.histori.ru. -  информационный материал по теме занятия
  7. Электронный учебник «История России, ХХ век. Часть 1 (1990-1918)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по истории Древнего мира 5 класс с использованием ЭОР

План-конспект урока по истории Древнего Египта 5 класс с использованием ЭОР по теме: "Искусство Древнего Египта". Комбинированный  тип урока  изучения нового материала....

План-конспект урока по истории с использованием ЭОР на тему: "Крымская война"

материал содержит детализированный план-конспект урока с использованием ЭОР...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».

Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...

Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс Тема Персия (использование интерактивной доски Smart Notebook)

Конспект  подробно характеризует ход урока, комментирует использование слайдов презентации (прилагается в портфолио)....