Урок по обществознанию
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Потребности человека. 8 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_obshchestvoznaniyu_8_kl.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1

Ф.И.О.

Бамбурова Ольга Викторовна

2

Место работы

Бахиловский филиал ГБОУ СОШ с. Александровка м.р. Ставропольский

3

Должность

Учитель

4

Предмет

История и обществознание

5

Класс

8

6

Тема и номер урока в теме

№ 6 тема: «Общество и человек»

7

Базовый учебник

А.И.Кравченко

Потребности человека.

Цели урока: 

  1. образовательные:

    повторить признаки личности, индивидуума и человека;

познакомить обучающихся с разнообразием потребностей; раскрыть сущность потребностей живых существ; научить анализировать собственные потребности и пути их удовлетворения

  1. развивающие:

   активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;

продолжить формировать информационную компетентность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;

  1. воспитательные:

 способствовать воспитанию у учащихся потребности в развитии личностных качеств

Оборудование: проектор, компьютеры,  презентация , карточки с  заданиями .

Тип урока: комбинированный

                             Эпиграф: Ничто так не раскрывает глубины сердца и

                                             характера человека, как его желания»

                                                                                (В.Флешье)                

Ход урока

 I. Организационный  момент.

          II. Актуализация опорных знаний по теме «Личность и социальная      

                    среда»

        Работа учащихся с тестом.

          1.Талант и гениальность проявляются:

              а) только в раннем детстве;

              б) только в зрелом возрасте;

              в) в любом возрасте;

              г) всегда с рождения.

          2.Каждый рождающийся в мире младенец является :

             а) гениальным;

             б) личностью;

             в) великой личностью;

             г) индивидом.

          3) Верны ли следующие суждения о личности?

            А. Потребность стать личностью у всех индивидов развита в равной

                степени.

            Б) Потребность стать личностью проявляется у индивида как в

              обществе, так и вне общества.

            а) верно только А;

            б) верно только Б;

            в) верны оба суждения;

            г) оба суждения неверны.

         4) Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для

            личности. (3 ответа)

           а) Человек с рождения является личностью;

           б) формируется в течение длительного времени;

           в) формируется в процессе социализации;

           г) проявляется вне общества;

           д) выражается в самостоятельных поступках.

         5) Установи соответствие между понятиями и их характеристиками.

           Понятия                                            Характеристики

          А) Индивид .                           1) Результат социализации человека.

          Б) Личность.                           2) Биосоциальное существо.

          В) Индивидуальность.           3) Сумма неповторимых черт

                                                               внешности и характера.

III. Переход к изучению новой темы.

   В целях своего существования  и развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

 Что нужно человеку для нормальной жизни? У современного человека есть потребность иметь множество различных вещей, удовлетворить разнообразные желания. И у каждого они свои. Но важно понять  основное: зачем всё это? Давайте послушаем разговор ваших товарищей.

Сценка.

  Значит, мы должны сделать важнейший вывод: потребности человека не могут быть одинаковы во все времена; потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития хозяйства.

IV. Изучение новой темы.

Тема нашего  урока «Потребности человека». Запись в тетрадь ( эпиграфа, темы, плана урока)

  План: 1.Человек и его потребности.

             2.Сущность и иерархия потребностей. Процесс возвышения  

                потребностей.

             3.Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

1. Человек и его потребности.

Проблемный вопрос : выяснить в ходе урока, удовлетворение всех потребностей человека может сделать его счастливым и способствовать развитию или наоборот, привести к опустошению и потере смысла жизни?

    Слово потребности мы часто употребляем в обыденной жизни.(Обращение к эпиграфу, запись темы, плана, эпиграфа в тетрадь). В.Флешье раскрыл значение желания  в познании человека. Когда нам  чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии; голодный - в пище. А какие потребности испытываете вы в настоящий момент? (Ученик у доски фиксирует ответы) Какие виды среди ваших желаний можно выделить?  (Дифференцируют по видам).  

Работа с учебником. Давайте найдём понятие потребности в учебнике.

Стр.45-46 .  Слайд №  Работа с понятием. Потребности - состояние живого  существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Вопросы: 1.Как вы думаете, потребности появляются только у человека? Примеры.

2.Как появляются и проявляются  потребности?  Самостоятельно составляют схему ответа. (Проверка на доске, исправление, корректировка)

Примерная схема ответа: нужда в чём-то, ощущение нехватки чего-то  →

дискомфорт, психические, физические, духовные неудобства →  активизация деятельности человека по достижению желанной цели  →  

удовлетворение потребностей.  

Рассмотрим пример, как это проявляется на конкретной потребности: хочу есть →  болит желудок, голова, утомляемость возросла →добываю пищу → ем. (Ребята приводят свои примеры)

Вопросы: 1.Может ли жить человек, не испытывая ни в чём потребности?

2. Какую роль, по вашему мнению, играют потребности в жизни человека? 

2.Какие виды потребностей могут быть у людей?

Иерархическую теорию потребностей разработал американский психолог А.Маслоу. Слайд №

Краткое сообщение ученика о А.Маслоу.

Анализ данной теории по рисунку. Стр.46.  Слайд №    Работа в тетради.

Вторичные (приобретенные):  духовные потребности

                                                    престижные потребности

                                                    социальные потребности

Первичные, врождённые:        потребности безопасности

                                                   физиологические потребности   

 

Работа с учебником.  Слайд №       Характеристика потребностей. Что включается в каждую из них.

Вывод: Каждая потребность нового уровня становится насущной, когда удовлетворены предыдущие потребности. (Кроме деятелей искусства. Голодный художник творит шедевры)

Вопросы: 1.Какие потребности сложнее всего удовлетворить? Почему?

2.Могут ли быть одинаковые потребности у разных людей? От чего это зависит?

3.Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

  Отечественные психологи, в том числе А.В.Петровский, совершенно правильно полагали, что высшая пятая потребность – самореализация -это потребность индивида стать личностью, то есть там ,где начинаются высшие потребности, там начинается личность. Если потребности в пище, одежде, жилище естественны, но имеют разумные границы, то потребности человека в знаниях, в творческой деятельности, в красоте беспредельны. Подавление потребностей деформирует личность и его поведение: человек с подавленными потребностями неполноценен.

Связь с современностью. Вопрос. К чему в обществе приводит игнорирование жизненных потребностей людей: не выплата зарплат, сокращение рабочих мест на предприятиях?

Проверка опережающего задания. Учащиеся знакомят с информацией из новостей телевидения, Интернета.

Что отличает русскую нацию? Русскую нацию всегда отличала неистребимая жажда духовного. Мы создавали  художественные шедевры ,строили великолепные дворцы и храмы, писали о вечном и прекрасном в любой ситуации. Хотя приходилось жить не в изобилии и достатке.

Самостоятельно реализовать свои потребности может только свободный человек. Основа свободы – это выбор. Но как труден и не скор нравственный выбор! Какое количество препятствий и соблазнов приходится преодолевать человеку, какую силу воли проявлять для того, чтобы обрести духовную свободу.

Слайд №

Работа в группах по заданиям.1 группа. Вопросы:1.Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. 2.Каким образом можно было предотвратить последствия?

2 группа. Вопросы: 1.Можно ли говорить о влиянии потребностей на судьбу человека? 2.Возможно ли появление такого Ломоносова в современный период?

3 группа. Вопросы: 1.Какой может быть жизнь сопряжённая с постоянной погоней  за деньгами, властью? Почему такие потребности называют эгоистичными?

Беседа. Вопросы.

1.Как вы понимаете сущность престижных потребностей?

2.Какова их роль в иерархии потребностей?

3.Есть ли у вас такие потребности?

4.Как их можно оценить?

5.Каким образом добиться их реализации?

V.Закрепление знаний. Слайд №

1.Что такое человеческие потребности? Перечислить в соответствии с иерархической теорией А.Маслоу.

2.Чем различаются низшие и высшие потребности? Почему одни даны от природы, а другие приобретаются в обществе?

3. В чем выражают себя высшие потребности?

4.Задание №6 стр 51.учебника.

VI. Итоги урока. Рефлексия.

Обучающиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? К каким потребностям стремиться в жизни? Какие выводы сделали? Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Выставление оценок с комментарием.

VII. Домашнее задание.

§6, задание №1.под*. практикум стр.51выполнить  в тетради .Понятия.

Сценка.

-Можно ли ответить на вопрос, что человеку нужно? Ведь у каждого есть свои желания. Одному нужна интересная книга, другому - магнитофон, третьему- компьютер…

-Да, но почему ни у кого нет потребности, например, получить в подарок каменный топор?

- А кому он сейчас нужен?

- Вот именно. Представим себе первобытного человека. Как ты думаешь, обрадовался бы он такому подарку?

- Ещё бы! Этот предмет был в числе самых необходимых в его жизни!

- А могла ли у первобытного человека возникнуть потребность в книге, компьютере?

-Конечно, нет. Он и представить себе не мог такие вещи.

Задание 1группе.

 Вопросы:1.Поясните, как потребности повлияли на поведение личности. 2.Каким образом можно было предотвратить последствия?

Петя вырос в бедной семье. Однако после окончания школы он решил проявить самостоятельность и организовал своё дело. Через некоторое время он оказался в центре внимания крупных криминальных структур. За большие деньги, подаренную квартиру он стал заниматься подпольным бизнесом, т.е.деятельностью, запрещенной законами России. Ему очень хотелось доказать своим экономическим партнёрам лидерство и силу. Вскоре деятельность преступной группы была раскрыта. И Петя был привлечён к уголовной ответственности.

Задание 2 группе.

Вопросы: 1.Можно ли говорить о влиянии потребностей на судьбу человека? 2.Возможно ли появление такого Ломоносова в современный период?

Великий российский учёный М.В.Ломоносов (1711-1765) уже в юношеском возрасте почувствовал неиссякаемую тягу к знаниям. Он родился в семье помора в д.Денисовка, где не было возможности получить хорошее образование. В 19лет он ушёл учиться. Его стремление к знаниям позволило сделать  интересные открытия. При этом пришлось преодолевать многочисленные трудности. Он основал при АН первую в России химическую лабораторию, его идеи опередили науку того времени. Стал академиком Петербургской АН, по его инициативе основан Московский университе. Его имя знают во всём мире даже спустя много веков.

Задание 3 группе. Вопросы: 1.Какой может быть жизнь сопряжённая с постоянной погоней  за деньгами, властью? Почему такие потребности называют эгоистичными? Добившись материального благополучия, карьеры, некоторые люди вдруг сталкиваются с пустотой, ложью окружающих. Нередко распадаются семьи, их предают друзья. Чтобы сделать карьеру, пришлось пожертвовать многим ( родителями, совестью, здоровьем). Появляется внутренняя неудовлетворённость жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.

АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.

информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....