Урок успеха
методическая разработка по обществознанию на тему

Токмакова Светлана Юрьевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_uspeha.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок успеха

 «Вверх по лестнице жизни»

Цель:

  1. дать представление уч-ся о нравственных ценностях;
  2. формировать умение различать истинные и мнимые ценности;
  3. побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию;
  4. способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

План урока

  1. Интерактивная беседа «Что такое счастье?»
  2. Проблемная ситуация «Помоги мистеру Икс»
  3. Обсуждение ситуации «Мнимые ценности»
  4. Интерактивная беседа «Истинные ценности человека»
  5. Составление проектов «Лестницы к счастью»
  6. Словарная работа
  7. Работа в группах «Допиши предложения»
  8. Заключительное слово
  9. Подведение итогов

  1. Интерактивная беседа «Что такое счастье?»

Вопросы:

  1. Что такое счастье?

Варианты ответов:

  1. Это когда все получается
  2. Когда все живы и здоровы
  3. Когда все есть, чего только не пожелаешь
  4. Когда сбываются мечты
  5. Когда все тебя уважают
  6. Когда ты известен, все тобой восхищаются
  7. Когда занимаешься любимой работой

  1. А как стать счастливым?

Варианты ответов:

  1. Выиграть в лотерею
  2. Достать волшебную палочку
  3. Иметь богатых родителей
  4. Найти клад
  5. Много работать, чтобы воплотить свою мечту

2. Проблемная ситуация «Помоги мистеру Икс»

     Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал бы о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь – как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым?

Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Я назвала его «Вверх по лестнице жизни».

      На нашем уроке присутствуют гости. Это выпускники нашей школы, которые многого добились в жизни, они расскажут нам о том, как они строили лестницу своей жизни, поделятся рецептами успеха.

     Знакомьтесь, гость №1 мистер Икс (на экране). Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришел, чтобы услышать ваше мнение о своем проекте.

     Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удается с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там ни кому не удается, и они кубарем катятся вниз, набивая все новые шишки.

     Мистер Икс подошел к жизни по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька – это маленькая цель, достигнув которой, он и достигнет заветного Пика счастья, которое озарит всю его жизнь.

  Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный – свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три:

  1. Деньги, на которые можно купить почти все
  2. Власть, дающая то, чего не купишь за деньги
  3. Слава – символ общественного признания, когда ты в восхищенных глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха

3. Вопросы:

  1. Прочными ли будут эти ступеньки?
  2. Можно ли будет по ним подняться на Пик счастья?
  3. Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс?

Давайте разберем каждую ступеньку в отдельности.

  1. Деньги – это очень непрочная ступенька, даже самый богатый человек может разориться и потерять все. Это мнимая ценность.

  1. И власть тоже можно потерять, президентов переизбирают, царей свергают с престола, жестоких тиранов убивают. Власть- тоже мнимая ценность.
  2. Слава – это тоже мнимая ценность. Славу легко можно потерять. Даже очень известные люди в старости чувствуют себя забытыми и одинокими.

4.Интерактивная беседа «Истинные ценности человека»

А вот еще одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность.

 Как вы считаете. Если человек будет опираться на такие ценности, достигнет ли он своей вершины счастья? Что дают эти ценности людям?

Варианты ответов:

  1. Это истинные ценности. Они не изменят человеку.
  2. Вера дает человеку силы на всю жизнь, дает надежду на помощь и защиту у Бога.
  3. Любовь к людям тоже дает человеку силы, дает смысл жизни
  4. Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека. Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.
  5. Скромность всегда украшает человека. Если он заслуживает славы, его все равно заметят, и он добьется успеха в жизни.
  6. Смирение – это такая ценность, которая понятна только верующему человеку. Он понимает, что все беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для улучшения его души. Смиренный человек никогда не впадет в депрессию, в уныние, до конца дней своих будет трудиться, верить и надеяться.

     Бесспорно то, что одной из истинных ценностей для любого человека является образование. И первой ступенью на этом огромном пути приобщения человека к знанию является ШКОЛА. Именно отсюда начинается путь открытий, познания нового, здесь наши выпускники получают билет в будущее.

«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»

        История нашей школы насчитывает  ………лет, за эти годы путевку в жизнь получили  817 выпускников, 40 выпусков. Во многом благодаря кропотливому и очень важному  труду целого коллектива педагогов школы наши выпускники имеют возможность успешно устроиться в жизни. И примеров тому масса. (Фотографии выпускников, рассказ учителей о них)

Сегодня на нашем уроке присутствуют выпускники школы, им есть что рассказать, чем поделиться с вами. Слово выпускникам.

5. Составление проектов «Лестницы к счастью»

Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха. Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

Посмотрите на экран. Здесь перечислены различные ценности:

  1. Ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность,, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
  2. Ценности человеческих отношений: благодарность , уважение, сострадание, толерантность;
  3. Ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;
  4. Христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т.д.

Какие из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?

А теперь попробуйте сами нарисовать свою «лестницу к счастью».

6. Словарная работа

Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях слов «Счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними нам помогут …….

Толковые словари С.И.Ожегова и В.И.Даля так трактуют значения указанных слов:

  1. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
  2. Успех – удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо
  3. Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.

Можно установить смысловую связь между ними:

 ЦЕЛЬ – УСПЕХ – СЧАСТЬЕ

Чтобы достигнуть успеха в каком-либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.

  1. Работа в группах «Допиши предложения»

Предлагаю вам сделать выводы из сегодняшнего урока. Для этого поработайте в группах, допишите незаконченные предложения

  1. Преуспевающий человек – это человек, который …….
  2. Неудачник – это человек, который ………….
  3. Человек в жизни состоялся, если он имеет ………..
  4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет………..
  5. Истинные ценности – это ……
  6. Мнимые ценности –это …..

8. Заключительное слово

В заключении послушайте древнюю притчу о каменотесах.

  Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их: что они делают?

 - Неужели ты не видишь – дроблю эти камни! – раздраженно буркнул один.

 - Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.

 -Я строю храм! – гордо ответил третий.

Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.

   Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь.

   Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.

 Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм. То есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.

Вопросы к уроку

  1. Что такое счастье?
  2. Как стать счастливым?
  3. Понятия: счастье, цель, успех.
  4. Ценности истинные и мнимые
  5. Продолжите предложения:
  1. Преуспевающий человек – это человек, который …….
  2. Неудачник – это человек, который ………….
  3. Человек в жизни состоялся, если он имеет ………..
  4. Человек в жизни не состоялся, если он не имеет………..
  5. Истинные ценности – это ……
  6. Мнимые ценности –это …..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок успеха (презентация)

Презентация "Урок успеха" в 5 классе. Встреча с успешным человеком....

Урок успеха "Знаешь - научи".

Данный урок прошел в рамках всероссийской акции "Знаешь - научи". Классный час проводился для старшеклассников с приглашением выпускника школы 2003 года, который нашел свое призвание в работе с молоде...

Урок успеха

Презентация к уроку...

Урок успеха

Классный час...

Статистические данные по итогам проведения по круглого стола из цикла «Уроки успеха». «Урок первый. Образование».

Небольшое анкетирование, проводимое накануне проведения круглых стов в разных ОУ показывает интересную статистику. В данном примере статистика суммирована по итогам 2014-2015 уч. года....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола из цикла «Уроки успеха». «Урок второй. Общество» для учащихся 8-х классов

                                 «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.»Владимир ...