урок по обществознанию "Понятие о культуре"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Дорошева Ирина Васильевна

План-конспект урока по обществознанию на 1 курсе "Понятие о культуре" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_kulture.docx162.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятие о культуре.

Цели и задачи культуры:

 1.Разъяснить сущность понятия «культура».

 2.Охарактеризовать основные качества культурного человека.

 3.Раскрыть пути приобщения человека к культуре.

 4.Развитие коммуникативных навыков в условиях работы в группах.

Форма урока: урок усвоения нового материала.

Оборудование: Учебник Кравченко “Обществознание”, средства ТСО.

Ход урока

I Оргмомент. Проверка готовности и присутствующих.

II. Ознакомление с планом изучаемого материала, выделение ключевых слов, формулировка темы.

План:

1 Понятие культура

2 Материальная и духовная культуры

3 Элементы духовной культуры

III. Работа по теме урока:

1. Беседа, направленная на определение понятия "культура":

1) Какие науки дают нам образцы человеческой деятельности? (история, литература, мировая художественная культура)

2) Какой предмет показывает необходимость приобщения к культуре и раскрывает возможности конкретной личности в культурной деятельности? (обществознание)

3) Что такое  "культура". Каждый предлагает выписывает свое определение понятия "культура"

4) Вывод: это понятие в обществознании очень многозначно. Записать обобщённое определение понятия "культура" в виде кластера.

Культура — это весьма сложная, многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, порождающая и передающая это наследите тем, кто придет на смену ныне живущим.

Понятие “культура” появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали качество труда (деятельности) по возделыванию, обработке почвы, металла, камня, воспитанию.

Это понятие культуры с самого начала охватывало огромный диапазон человеческих деяний. По мере того как люди все глубже проникали в тайны природы и самого человека, расширялось и само понятие “культура”.

В современной науке имеются сотни определений культуры. К сожалению, большинство из них непонятны и трудновоспроизводимы, тогда как понятие “культура” должно быть операциональным, легким в употреблении. Этим требованиям соответствует понимание культуры как качественной характеристики жизнедеятельности общества в целом и основных его субъектов в отдельности. Становится и развивается она вместе с формированием общества, совершенствуясь вместе с ним.

В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под культурой подразумевают:

  1. совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни;
  2. способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов;
  3. степень развития личности, приобщения человека к достижениям науки, искусства, права, морали и других областей духовности.

Виды культур: материальная, духовная, народная, авторская, религиозная, светская, массовая, субкультура, контркультура.

Культуру подразделяют на материальную и духовную. Здесь важно не путать ее с объектами, предметами культуры. Собор Василия Блаженного, Большой театр и т. п. — объекты культуры, а вот, их качественная характеристика: кто, когда, где, чем и т.п. — культура. Скрипка — музыкальный инструмент, предмет культуры, а скрипка Страдивари — предмет культуры XVI в. Исполненное на ней музыкальное произведение — предмет духовной культуры, а вот, кто, как, когда, где и т.п., т.е. его качественная характеристика — культура.

Жизнедеятельность общества — многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности.

Мы предлагаем градацию уровней достигнутой культуры: знания, умения, навыки, опыт, мастерство, творчество, которые отражают степень развитости каждой из сфер жизни того или иного субъекта общественной жизни: трудовой, политической, экономической и др.

2. Мини-дискуссия: "Если бы в экстренной ситуации можно было спасти не более трех вещей, какие вещи взяли бы вы? Почему?

Когда мы говорим о культуре социального субъекта, мы имеем в виду его потенциал совокупный, сформировавшийся во всех сферах жизнедеятельности общества. В социологии главное внимание уделяется функционированию элементов в духовной культуре. 

Знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке, как системе знаков и символов, наделенных определенным значением.

Язык — инструмент формирования, накопления и передачи знаний. В свою очередь знания выступают основанием убеждений — важного элемента культуры.

Убеждение — определенное духовное состояние, чувственное переживание знания как личностно значимого, достоверного. Убеждения — единство знаний, эмоций и воли, выступающие в форме: ценностных ориентаций, установок, норм, принципов поведения, мотивов действий. 

В основе их лежат ценности — свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта. В социологии ценности рассматривают как представления о добре, зле, счастье, честности, верности, любви, добродетели — факторах регуляции социальных взаимодействий.

Ценности — определяющий элемент культуры, ее ядро. Вступая в жизнь общества, человек всему дает свою оценку. Основанием ее выступают ценности. Ценности ориентируют, побуждают, мотивируют социального субъекта на конкретные действия. Социологию интересуют прежде всего ценности, выступающие регуляторами взаимодействий людей в обществе, т. е. социальные ценности. Важными элементами культуры являются социальные нормы, привычки, манеры, этикет, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, нравы, мода, вера и др.

Какие из этих элементов присутствуют в вашей семье и как проявляются?

IV. Рефлексия.

Справедливо ли высказывание: "Нельзя сохранять музыку в виде скрипки, положив её под колпак, а нужно сохранять в виде музыкантов, умеющих пользоваться этой скрипкой и умеющих научить игре на ней и других"?

Что для себя я приобрел на этом уроке?

Что я запомнил? Что мне понравилось? Что мне не понравилось?

Какую оценку я себе ставлю за урок?

Мои пожелания учителю и ученикам.

(Свою рефлексию они оформляют на листочках, вырезанных из разноцветной бумаги, которые соединяются и образуют "волшебный букет".

V. Итоговое закрепление материала.  

VI. Оценки и домашнее задание:  Материал учебника п.8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок биологии и технологии "Культура чая и чай как культура

Урок(2 часа) для праздника "Прощание с ботаникой"  в форме познавательной игры с чаепитием и постановкой сказки о чае. Применялись индивидуальный и групповой методы....

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Открытый урок по предмету: «Физическая культура» на тему: «Физическая культура и здоровье студента. Нетрадиционные виды двигательной активности»

Данный открытый урок разработан для студентов с ограниченными возможностями, обучающихся в нашем колледже с учётом их нозологии, склонностей и интересов.Практика показывает, что чем раньше мы убедим с...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...