Практико-ориентированный проект
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Абросимова Галина Михайловна

Данный материал содержит алгоритм выполнения проекта на уроках краеведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

      Реформирование и совершенствование всех сторон жизни общества зависят от многих факторов и прежде всего – от непосредственного участия в этих процессах личности. Кризисные и критические ситуации, возникающие в экономике, политике, социальной и духовной сфере общества, требуют от человека физического, психического и социального здоровья для эффективной социализации; определенных знаний, способов деятельности, общения, позволяющих ему адаптироваться в обществе в данный период времени истории.

    Нахождение путей помощи человеку для построения гармоничной системы взаимодействия и взаимоотношений с людьми, с миром и самим собой – актуальная проблема социально-педагогической практики. Вопросы социализации и социальной адаптации детей и подростков сегодня возможно успешно решать только в содружестве коллективов образовательных учреждений, семьи, социума.

    В основу современного гражданского образования положена идея участия личности в жизни общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук.

    Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности школьников.

    Социальное проектирование не имеет жесткого ограничения во времени, в месте приложения сил. Оно делает возможным приобретение школьниками реального опыта участия в жизни сообщества, решения социально-значимых проблем.

    В ходе проектной деятельности обучающиеся приобретают возможность соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах школы, города, наконец, страны в целом.

   Практико-ориентированный проект «Истоки» знакомит с методами и процедурами общественно-политической деятельности и дает практические навыки участия школьников в общественной жизни через краеведение. Проект предполагает апробирование программы факультативного курса «История Урала» через учебные и практические занятия учащихся среднего звена общеобразовательной школы № 3 г. Южноуральска Челябинской области. Проект требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающихся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно – воспитательной деятельности школы.

    Согласно «Концепции краеведческого образования в Челябинской области», утвержденной приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005г. № 01-1006, научно обоснована организация системы учебной и внеучебной деятельности по краеведению на всех ступенях общего и дополнительного образования. В ней говорится, что гуманизация образования, реализуемая через культурологический и личностно-ориентированный подходы, предполагает, прежде всего, ориентацию на интересы ребенка, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие человека с конкретной культурно-образовательной среды.

    При этом общеобразовательные учреждения вправе самостоятельно дополнять лимит учебного времени за счет элективных курсов и занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы.[1]

    Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно, чтобы проблема была взята из реальной жизни, являясь знакомой и значимой для ребенка. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате они должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему.

    В современном понимании проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом.

    В 2006 учебном году была составлена программа факультатива  по краеведению «История Урала», рассчитанная на два года для учащихся 5-8х классов МОУ «СОШ№3». В процессе реализации программы были разработаны конспекты учебных занятий и рабочие листы для контроля и проверки знаний. Таким образом , в процессе реализации программы используемая форма обучения приобрела не только внеурочную, но и классно-урочную.

Практико-ориентированный проект «Истоки»

Резюме проекта

По профилю знаний: краеведение , 5- 8 класс.

Межпредметные связи: история, география, литература.

По числу участников: групповой.

По уровню контактов: внутришкольный проект, организуемый на уроках краеведения, внеклассных мероприятиях.

По продолжительности: долговременный.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: создание условий для социальной адаптации обучающихся через развитие коммуникативных компетенций и реализацию социально-практической деятельности, направленной на воспитание гражданина и патриота своей страны.

Задачи:

  1. Познавательные : Углубление и расширение знаний по истории родного края;
  2. Развивающие: информационная компетентность, критическое мышление, развитие исследовательских навыков и навыков самостоятельной работы и работы в группе.
  3. Воспитательные: формирование познавательной активности, собственной мировоззренческой позиции.

Проблема:

    В рамках учебного времени уделяется недостаточно внимания изучению истории родного края. В то же время современный человек должен уметь формировать собственную мировоззренческую позицию, осознавать ответственность за будущее своей малой Родины, государства в целом.

Почему?

Изучение родного края позволит учащимся более осознанно подойти к пониманию взаимосвязи истории Урала с историей России, сформировать целостный взгляд на мир, задуматься над вопросами, которые ставит жизнь, определить свою позицию.

Что делать?

Познакомить с историей родного края посредством самостоятельной и групповой работы, выполнения творческих заданий.

Как?

  1. Обосновать актуальность проекта.
  2. Выделить ключевые вопросы в рамках исследуемой проблемы.
  3. Найти и отобрать информацию.
  4. Сформулировать ответы на ключевые вопросы.
  5. Сделать выводы.
  6. Представить результаты проекта.

Что получить?

Методические разработки учебных занятий.

Слайд – презентации.

Рабочую тетрадь ( творческие задания).

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебные пособия по краеведению, энциклопедии, библиотечный фонд, Интернет-ресурсы.

Литература:

  1. Н.Н.Алеврас, А.И.Конюченко,»История Урала в Х1 – ХVIIIв.», Челябинск, 2002г.,
  2. Н.Н.Алеврас, Т.А.Андреева, А.И.Конюченко, И.В.Нарский, «История Урала ХIXв. – 1914г.», Челябинск, 2002г.,
  3. М.А.Андреева, А.С.Маркова, «География Челябинской области», Челябинск, АБРИС, 2011г.,
  4. Е.И.Артюшкина, Народное творчество Южного Урала.История. Реальность: сборник материалов научно-практ. Конференции, посвященной 75-летию ГУК «ОЦНТ»- Челябинск, 2011г.,
  5. С.М.Баранов, Л.Д.Волков, Пещеры Челябинской области, Челябинск, АБРИС, 2012г.,
  6. Н.Б.Виноградов, М.С.Гитис, В.М.Кузнецов, Историческое краеведение.Челябинск, АБРИС.2012г.
  7. И.А.Бывалов.Костюм народов Южного Урала., Библиографический указатель, Челябинск,2012г.
  8. М.С.Гитис.СГ, Захаров, А.П.Моисеев, Краткий географический справочник, - Челябинск: АБРИС, 2011г.,
  9. В.В.Дерягин, М.С.Гитис, «Краеведение.Челябинская область», Челябинск, АБРИС, 2011г.,
  10. А.В.Драгунов, А.П.Моисеев, М.С.Гитис, «Южноуральская панорама событий и достижений», Челябинск, АБРИС, 2007г.
  11.  И.А.Кириллов, «Легенды Южного Урала», Челябинск, 2010г,,
  12.  М.И.Лешихин, Растения на страже здоровья. Лекарственные растения Челябинской области. – Челябинск, АБРИС, 2011г.,

                                             Выбор проблемы проекта

    Патриотизм в хорошем, настоящем понимании этого слова – это любовь к своей малой Родине; патриотизм – это когда современные школьники не просто говорят красивые слова о родной земле, но по-настоящему любят ее и пытаются оказать ей посильную помощь.

    Встречи с уважаемыми людьми, социологический опрос – вот неполный перечень мероприятий, которые помогли определить тематику проекта.

    В 2007 году обучалась на курсах повышения квалификации по программе «Методическое обеспечение обучения и воспитания на традициях этнонациональной культуры». Идея проекта «Истоки» захватила, так как появилась реальная возможность проявить себя, заняться настоящим делом.

В течение недели провели анкетирование среди обучающихся 5-8 классов и выявили наиболее значимые проблемы школы, города.

Результаты опроса показали круг проблем, интересующих учащихся:

- школьная форма : какой ей быть? (30%);

- трудоустройство подростков (10%);

- как интересно провести свободное время ребятам своей школы ( 20%);

- рацион питания в школьной столовой (5%);

- как поднять интерес к изучению истории родного края.                   Постарались детально проанализировать предложенные проблемы. С помощью анкеты для выявления и анализа проблем, социологического опроса, анализа публикаций в средствах массовой информации в течение нескольких дней пришли к выводу, что без популяризации знаний о малой Родине, невозможно решить все остальные проблемы.

   Данные социологического опроса удивили всех. Результаты опроса показали, что знания практически всех опрошенных об истории своей малой Родины, поверхностны и недостаточны.

   Результаты проведенного социологического опроса отчетливо подтвердили правильность выбранной темы проекта.

   Встала серьезная проблема: что надо сделать, чтобы поднять интерес к изучению исторического, культурного наследия малой Родины?

   Встретились с уважаемыми людьми нашего города.

  1. Интервью с директором школы Зацепилиным О.В.

Вопрос: «Насколько важна проблема изучения истории родного края в воспитании подрастающего поколения?»

Директор ответил, что поднятая проблема актуальна и значима для всех: и для детей, и для молодежи, и даже для пенсионеров. История малой Родины – это достояние всех, следовательно, задача каждого – заботиться о ее сохранении».

  1. Интервью с директором городского краеведческого музея Нехаевой Н.

Вопрос: Насколько важна проблема изучения истории родного края в воспитании подростков?»

Директор ответила: « Важна не проблема, самое главное то, что каждый житель просто обязан знать хотя бы немного об истории своего города, области. А прививать эти знания надо уже с дошкольного возраста».

Актуальность выбранной темы очевидна. Будущее нашей Родины только в силе исторического, культурного и духовного потенциала малой Родины!

Цель проекта: создание условий для социальной адаптации учащихся через развитие коммуникативных компетенций и реализацию социально-практической деятельности, направленную на воспитание гражданина и патриота своей страны.

Задачи проекта:

  1. Углубление и расширение знаний по истории родного края;
  2. Информационная компетентность, критическое мышление, развитие исследовательских навыков и навыков самостоятельной работы и работы в группах.
  3. Формирование познавательной активности, собственной мировоззренческой позиции учащихся.
  4. Создание методических материалов по курсу «История Урала».
  5. Оформление рабочей тетради для контроля знаний по курсу.

Партнеры проекта

Ключевые партнеры                                                   Основные

проекта                                                                        партнеры

Администрация МОУ                                            Родители

«СОШ №3»                                                              учащиеся

                                                                                  Учителя МОУ «СОШ№3»

                                               Внешние партнеры

                                             Увельская  типография

Изучение нормативно- правовых документов

А) Федеральные документы:

  1. «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы»// (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010г. № 1507-р.)
  2. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004г. № 1089);
  3. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
  5. «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011г. № 03-255).

Б) Региональные документы:

     1. Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ            Министерства образования и науки Челябинской области от 13. 09.2005г. № 01-1006);

2. «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2010г. № 01-438).

3. «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 – 2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010г. № 02-600).

В) Локальные документы:

  1. Учебный план МОУ «СОШ № 3» г. Южноуральска ,
  2. Устав МОУ «СОШ № 3».

     Изучив нормативно-правовую базу, была определена программа дальнейших действий:

  1. Проведение учебных занятий в соответствии с программой «История Урала»,
  2. Создание методических разработок учебных занятий, разработка и выпуск рабочей тетради.

    В рамках реализации проекта были обращения:

  1. К заместителю директора МОУ «СОШ № 3» по учебно-воспитательной работе Ярушиной Т.Н. о содействии в апробировании программы «История Урала»;
  2. К заведующей библиотекой о предоставлении краеведческих материалов и содействии в организации бесед для учащихся;
  3. К директору увельской типографии с просьбой о выпуске рабочей тетради по курсу «История Урала».

Осуществление проекта

Работа рассчитана на 2 года; реализация проекта проходила в несколько этапов.

1 этап – организационный.

Начало разработки проекта. Определение темы и цели проекта, формулирование задач, выработка плана действий.

2 этап – поисково-оформительский.

Поиск информации, нормативной базы.

Выработка программы факультативного курса «История Урала». Подготовка методических разработок учебных занятий. Сбор материала для оформления рабочей тетради. Встреча с партнерами.

3 этап – предъявление результатов работы.

     В рамках реализации проекта проделана следующая работа:

  1. Разработана программа факультативного курса «История Урала» (приложение №1) и апробирована;
  2. Созданы методические материалы учебных занятий по программе «История Урала» ( приложение №2), отправлены на областной конкурс учебно-методических материалов по Краеведению ( присвоено 1 место в 2010-2011, 2011-2012 учебном году) ( приложение №3);
  3. Издана рабочая тетрадь для проверки знаний по программе «История Урала» (приложение №4);
  4. Ежегодное участие школьников с творческими работами в городской научно-краеведческой конференции, акции «Я - гражданин », областной конференции «Наследие», «Отечество» ( приложение № 5);
  5. Опубликование детских творческих работ в Областном историческом бюллетене «Ветеран Южного Урала» ( приложение № 6).

Утвердить

Дата: __________________                 Руководитель ШМО учителей

                                                               общественных дисциплин:

План работы по организации деятельности

Направление

Содержание

Сроки

Подготовка материалов для составления программы факультативного курса «История Урала»

Написание программы в соответствии с требованиями программы по «Краеведению» и рекомендациями кафедры общественных наук ЧИППКРО.

Июль – август 2006г.

Подготовка методических разработок учебных занятий в соответствии с программой факультатива «История Урала».

Отбор материалов, фотографий, иллюстрации и др.

В течение учебного года.

Создание презентаций и подготовка диска с видео материалами .

Сбор материалов, иллюстрации, видео и фото записей

В течение учебного года.

Создание проверочных заданий и оформление их в виде рабочей тетради.

Оформление тестовых заданий, аналитических задач, кроссвордов и др.

Ноябрь – май 2007г.

Согласен:

Смета расходов на реализацию проекта

№ п/п

Тип деятельности

Объем

Расход в рублях

Сумма

1.




2.





3.

Оформление материалов



Подготовка презентаций на диске



Печать рабочей тетради.

Бумага писчая 2 пачки


CD – R (2 шт.)




Брошюра 1 шт.

140 х 2




18 х 2





300 руб.

280 руб.




36 руб.





300 руб.













Итого: 616 руб.

Подготовил:

                                                    Заключение

Отчет о работе над проблемой:

    В ходе работы по проекту за период 2006 – 2008гг было:

( количественные характеристики)

  1. Задействовано 7 человек, из них 5 непосредственно участвовали в проекте.
  2. Разработано 45 материалов общим объемом 135 печатных листов.
  3. Проведено 51 учебное занятие, в том числе 7 экскурсий.
  4. К реализации проекта привлекалось 2 организации.
  5. Составлена рабочая тетрадь 1.
  6. Записаны CD – R диски 2.
  7. Потрачено финансовых средств  в размере 616 рублей.
  8. В ходе работы по проекту за период с 2006 по 2008 годы произошли следующие качественные изменения:
  1. Составлена программа действий;
  2. Проведен социологический опрос с последующей обработкой данных;
  3. Взяты интервью респондентов;
  4. Составлена смета расходов;
  5. Апробирована программа факультативного курса «История Урала»;
  6. Составлены методические разработки учебных занятий по курсу и защищены на областном уровне с получением первого места в конкурсе;
  7. Подготовлена и напечатана рабочая тетрадь.

    Необходимость разработки проекта «Истоки» обусловлена социально-экономическими изменениями в стране, возросшими требованиями к результатам деятельности школ по воспитанию граждан России. Работа над проектом и апробация материалов в учебном процессе показали, что требуются новые пути эффективного обучения и воспитания школьников средствами общественных дисциплин, в частности истории родного края, позволяющих успешно решать задачи, стоящие перед образовательным учреждением и определяемые заказом общества и государства

     Представленный проект предлагает строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в знании краеведения. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. В представленной программе факультативного курса «История Урала» представлена система уроков краеведения для дополнительного изучения  данного курса. Проведенный анализ состояния проблемы позволил сделать следующие выводы:       занятия включают концептуальные положения такие, как:

  1. личностный подход
  2. включение в процесс обучения не только рациональной , но и эмоциональной сферы ( роль наглядности),
  3. органичная связь индивидуальной и коллективной деятельности
  4. сочетание урочной и внеурочной работы.

Особенности

  1. Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся
  2. Применение разнообразного арсенала методов и средств обучения
  3. Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся
  4. Творческий характер обучения.

Такие методы обучения не только повышают интерес  обучающихся к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков и приверженность демократическим ценностям.


[1] Информационно-методическое письмо «О реализации Концепции краеведческого образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году»



Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия

« Избирательная система в Российской Федерации»

Учитель обществознания МОУ «СОШ № 3» г. Южноуральска Челябинской области Абросимова Галина Михайловна

Возрастная группа: 11 класс

Цель:

      Создать условия для развития правовой культуры будущих избирателей,

      активной гражданской позиции.

Задачи:

  1. Знакомство с историей избирательной системы России;
  2. Закрепление понятийного аппарата избирательного права;
  3. Дать первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества;
  4. Развитие творческого потенциала учащихся.

После изучения данной темы школьники должны знать / уметь:

- понятия: выборы, избирательное право ( активное, пассивное), избирательная система (мажоритарная, пропорциональная), кандидат, избиратель, электорат, избирательный округ, бюллетень и т.д.

- объяснять : принципы демократического избирательного права;

- характеризовать типы избирательной системы, основные функции органов государственной власти.

     Форма учебного занятия: урок – проект.

Резюме проекта

По профилю знаний: обществознание 11 класс

Межпредметные связи: история, право

По числу участников: групповой

По уровню контактов: внутришкольный проект, организуемый на уроках обществознания

По продолжительности: краткосрочный ( 2 урока)

Тип проекта: информационный, познавательный

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебные пособия по истории, праву, энциклопедии, Интернет- ресурсы.

Проблема. Учебное пособие по обществознанию не раскрывает достаточно полно историю развития избирательной системы, не рассматривает связь традиционных исторических проблем с задачами современной науки и общественной жизни.

Почему?

Понимание истории развития избирательной системы позволит учащимся более осознанно подойти к изучению разделов обществознания, сформировать целостный взгляд на мир, задуматься над вопросами, которые ставит обществознание, определить свою позицию.

Что делать? Познакомить с историей развития избирательной системы посредством самостоятельной и групповой работы, выполнения творческих заданий.

Как?

  1. Обосновать актуальность проекта.
  2. Выделить ключевые вопросы в рамках исследуемой проблемы.
  3. Сформировать творческие группы.
  4. Найти и отобрать информацию.
  5. Сформулировать ответы на ключевые вопросы.
  6. Сделать выводы.
  7. Представить результаты проекта.

Что получить (результат):

  1. Презентации по праву, обществознанию;
  2. Ролевые дебаты «Когда ты не голосуешь, на самом деле, ты все-таки голосуешь!»

Какие задачи решает проект?

Познавательные ( знания об истории избирательной системы),

Развивающие ( информационная компетентность, критическое мышление, развитие исследовательских навыков и навыков самостоятельной работы и работы в группе),

Воспитательные ( формирование познавательной активности, собственной мировоззренческой позиции).

Введение в проект

Занятие «Избирательная система»

Ход:

  1. Проблемная беседа ( вступительное слово учителя).

«Человек не может жить один без выбора; он всегда стоит перед выбором.

   Элементы первичного, родового народовластия принято называть первобытной демократией. В те первобытные времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Следовательно, эта сходка взрослых сородичей является первым органом «властвования», хотя особый отряд управляющих в те времена еще не выделился.

    Зрелую форму управления представляют собой народные собрания древних греков в период ахейской Греции. В Vв. до н.э. в Афинах наблюдается расцвет демократии, совпавшей с годами правления первого стратега Перикла.

     По иному развивалась демократия в Риме. Первоначальными «органами демократии» там были куриатные комиции, в которых собирались все взрослые мужчины для обсуждения важных дел.

     Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить новгородское вече- орган прямой демократии.

В период Московского царства при государе для участия в решении важных вопросов существовала аристократическая Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усиливалась новыми членами и превращалась в Земский собор.

Предтечей современной нижней палаты Федерального собрания – Государственной думы была созданная Высочайшим Манифестом 6 августа 1905 года Государственная дума Российской империи. По Манифесту, этот орган власти был чисто монархическим учреждением, однако принятая уставом Думы система выборов вводила в нее зародыши парламентаризма.

   В современной России граждане избирают представительные органы и должностных лиц непосредственно путем прямого голосования. Все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Избирательная система представляет собой основной демократический механизм формирования власти, который создавался в течение длительного времени.

Тема занятия: «Избирательная система в РФ»

Цель: приобретение дополнительных знаний в области избирательного права.

Рассмотрев тему «Избирательная система в РФ», вы сможете:

- Объяснить значение понятий: «Избирательное право, избирательная система, кандидат, избиратель, электорат, избирательный округ, бюллетень, избирательная комиссия»,

- объяснить сущность права выбирать как меры свободы и справедливости,

- работать в группе, выступать публично,

- работать с документами,

- разбирать ситуации,

- задуматься о своем вкладе в построение правового государства и активном участии в политической жизни страны.

«Глаза у нас намного выше ног,

В том смысле вижу я особый знак:

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

 

                        Х Х Х

Каждый выбирает для себя,

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею

Каждый выбирает для себя!»

Какое смысловое значение имеет понятие «ВЫБОР»?

( ответы учащихся)

Таким образом, понятие «выбор» тесным образом связано с правом человека выбирать и быть избранным.

Что такое избирательное право? Опираясь на текст Конституции РФ, толковый словарь  дайте определение понятия.

( ответ учащихся)

Понятие «избирательное право» тесным образом связано с понятием «избирательная система».

Всегда ли избирательная система была такой, какой мы видим ее сейчас на современном этапе?

Задания по группам.

1 группа: дать информацию об избирательной системе в Российской империи (начало ХХ века) док-т 1,2.

2 группа: информация о советской политической системе ( док-т 3,4).

3 группа: Политическая система Российской Федерации (док-т 5,6).

Реализация проекта:

Мы рассмотрели теоретические аспекты темы «Избирательная система в РФ».

Предлагаю вам принять участие в проекте, в ходе реализации которого вы сможете:

  1. Научиться пользоваться понятийным материалом,
  2. Назвать компоненты избирательной системы,
  3. Определить сущность избирательной системы,
  4. Определить основные принципы демократического избирательного права,
  5. Выразить мнение о важности своей роли в построении правового государства и активном участии в политической жизни страны.

( определение заданий)

Задание 1 группе:

  1. Назовите компоненты избирательной системы.
  2. Назовите избирательные законы и иные акты.
  3. Представьте ситуацию, что вы находитесь на избирательном участке; какие нарушения в ходе выборов могут иметь место?

Задание 2 группе:

  1. Перечислите основные принципы демократического избирательного права.
  2. Назовите типы избирательных систем.
  3. Представьте, что вы баллотируетесь в представительные органы власти, какую программу действий вы можете предложить?

Задание 3 группе:

  1. Представьте свою точку зрения на тему «Когда ты не голосуешь, на самом деле, ты все-таки голосуешь!»

Представление результатов проектов.

Подведение итогов.

Вывод:

Голосовать необходимо, так как это

  1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.
  2. Возможность формировать государственную политику.
  3. Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.

Домашнее задание:

Написать Эссе на тему: Наше будущее в наших руках»

Использованные документы и литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12.12 1993г.
  2. Куликов Л.В. Основы социологии и политологии. – М, 1999.
  3. Мушинский В.О. Азбука политики. – М., 1999г.
  4. Мухеев Р.Г. Политология. – М.2000г.
  5. Никитин А.Ф. Основы государства и права. – М.1999г.
  6. Шилобод М.И. и др. Политика и право. – М., 1999г.

Документ 1.

ОБ усовершенствовании государственного порядка

Из Высочайшего манифеста от 17 октября 1905г.

  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов…
  2. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия поставленных от нас властей.

Документ 2.

Органы власти, появившиеся в Российской империи после Манифеста 17 октября 1905г.

                                              Император,

                                  Носитель верховной государственной

                                              Власти

Государственная дума                                 Государственный совет

Представительный                                       сословный

Законодательный орган                               законодательный и

                                                                        Законосовещательный орган

                         

                                            Правительство

                                    Высший исполнительный

                                    И законосовещательный

                                    Орган.

Документ 3.

«Юрий Николаевич ( Жуков. – Авт) показал документ, который сам обнаружил в архивах. Это образец избирательного бюллетеня по выборам в Верховный Совет СССР первого созыва. В окончательном варианте, который этот бюллетень приобрел ко дню выборов 12 декабря 1937г., в нем остался только один – безальтернативный, как мы бы сказали сегодня, - кандидат от партии и комсомола. Однако вплоть до июня 37-го года все еще предполагалось, что выборы пройдут на альтернативной основе, то есть наряду с кандидатом от партаппарата рабочие и служащие какого-либо завода могли бы выдвинуть своего кандидата, колхозники  - еще одного. Но прошел бы только один из троих, в бюллетене так и написано: оставить ОДНОГО кандидата – остальных вычеркнуть.»

Сделайте вывод о характере избирательной системы Советского государства в 30-е годы ХХ в.

Документ 4.

В зависимости от характера и объема компетенции органов Советского государства они подразделяются на следующие основные виды:

1. Органы государственной власти – к ним относятся Советы народных депутатов. Они составляют политическую основу Советского государства. Через них народ управляет государством, осуществляет полновластие. Органы государственной власти возглавляют всю систему органов Советского государства.

2. Органы государственного управления – это Совет Министров СССР, министерства, государственные комитеты, ведомства, администрация предприятий и учреждений. Их называют исполнительно-распорядительными органами. Действуя под контролем Совета народных депутатов и исполняя советские законы, органы управления осуществляют распорядительную деятельность во вверенной им сфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»

Предыстория и краткая аннотация проекта.Создание проекта возникло не случайно. В 2011 году я приняла участие в краевом конкурсе по созданию тактильных книг для слепых и слабовидящих детей ...

Практико-ориентированный педагогический проект "ТРКМ в образовательном процессе"

Презентация итогов ТКП для педагогов Омской области "Технология разщвития критического мышления в образовательном процессе"...

Практико-ориентированный воспитательный проект "Голоса поколений"

Проект "Голоса поколений" содержит мариал по патриотическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности. Данный материал поможет учителям и ученикам выбрать нестандартные формы работы по изучени...

Практико-ориентированный творческий проект "Удивительное путешествие по стране Новых слов"

Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение ...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...