Фильм-концерт "Музыка православного шотландского композитора Джона Тавенера".
занимательные факты (обществознание , 11 класс) по теме

Хлопов Михаил Владимирович

 

 

Статья  в Википедии (ее написал я):

Прямой потомок композитора и органиста Джона Тавернера (ок. 14901545). Закончил Хайгейтскую школу и Королевскую Академию музыки (1965). Страдает синдромом Марфана.

Джон Тавенер впервые обратил на себя внимание общественности в 1968 году во время премьеры своей оратории «The Whale», основанной на библейской легенде об Ионе. Некоторые из его первых опубликованных композицияй, в частности, "Тереза" (1973) по заказу Королевского оперного театра и "Кроткая" (1977) по рассказу Федора Достоевского, показали, что духовные искания (а иногда и мистицизм) были его основным источником вдохновения. Его обращение к Православной Церкви в 1977 году стало результатом растущего убеждения, что восточные традиции сохранили изначальную сущность христианства, которую Запад потерял. В 1977-м году композитор принял крещение от митрополита Антония Блума. Вот, как в современном интервью композитор объясняет свой поступок: «С детства я ощущал метафизический, духовный смысл реальности. Но так и не присоединился ни к одной из западных разновидностей христианства. Однажды я зашел в одну из русских православных церквей в Лондоне и почувствовал себя там, как дома. Все было необычайно просто: я оказался в своем доме, и я остался в нем. Я был рожден британцем, в моих жилах течет шотландская кровь. В религиозном отношении я был пресвитерианцем — а эта религия далека от православия. Самое удивительное для меня в этом моем поступке было то, что в нем не было ничего рационального, обдуманного. Существуют люди, возможно, избранные Богом (я не хочу себя к ним причислять), но в мире нет ничего случайного. Возможно, что тот факт, что я принял православие, необычайно важен, как и то, что моя музыка вдохновлена православием. С его помощью я могут трогать сердца англичан способом, о котором они не помышляли и с которым никогда не соприкасались». Говоря о других источниках влияния русской культуры, Тавенер обычно выделяет традицию знаменного пения и "РеквиемАнны Ахматовой, а также творчество Игоря Стравинского, в произведениях которого, как утверждает сам английский композитор, ему была наиболее близка фольклорная линия (в частности в "Свадебке") и эстонского композитора Арво Пярта, с которым его по словам самого Тавенера роднит восприятие своей роли творца, как ретранслятора идей, исходящих от высших сфер ("Я назвал бы себя сосудом, сквозь который проходит музыка. Правда, я не стал бы употреблять слова «сферы». Я бы сравнил свой метод сочинения с методом иконописца, пишущего икону. Когда я пишу музыку, передо мной всегда стоит икона Спасителя. С появлением музыки я чувствую, как что-то проходит сквозь меня. Трудно сказать, что это такое и откуда это исходит").

В настоящее время православие не является единственным источником его вдохновения. Композитор обращается в своем творчестве к самым различным источникам: суфийской музыке, коптскому искусству, искусству американских индейцев. По словам автора, в суфийской и индийской музыке есть духовное измерение и духовная свобода, недоступные Западной музыке. В значительной степени это стало следствием того, что в первые годы нового тысячелетия объектом его интереса стала философская система швейцарского метафизика Фритьофа Шуона, которая охватывает различные религиозные традиции. Это изменение в направлении его взглядов проявляется в произведениях, написанных с 2001 года, таких, как "The Veil of the Temple" для сопрано, инструментального ансамбля, хора и хора мальчиков (2002), которое включает элементы суфийской поэзии, а также христианские, мусульманские и индуистские тексты; "The Beautiful Names" для хора и оркестра (2007 год, в основе текста - 99 коранических имен Аллаха); "Реквием" (2007), где в католический текст включены фрагменты из Корана и Упанишады, а также вдохновленное индуистскими мотивами произведение "Lalishri" (2006) для скрипки соло и струнных, написанное для Никола Бенедетти. Одно из последних ярких сочинений - "Popule Meus" (2009), сочинение для виолончели соло и струнных, которое описывается самим композитором, как медитации на иудейский и христианской текст "О народ мой! Что Я сделал тебе и чем отягощал тебя? ".

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания к аудированию "Убийство Джона Леннона"

Презентация содержит задания к аудированию после его прослушивания....

Урок литературы "Вечные ценности в балладе Р.Бёрнса "Джон Ячменное Зерно"

Урок литературы в 6 классе в соответствии с программой А.Г. Кутузова. Разработан в технологии критического мышления. Даётся в системе уроков  раздела "Лироэпические жанры" после знакомства с поня...

Эссе по педагогике по книге Джона Локка “Мысли о воспитании» (1693).

Данное эссе раскрывает мой взгляд на теорию педагогики Джона Локка....

Конспект и презентация урока во втором классе к УМК Биболетовой М,З, на тему "Ферма Джона".

Конспект открытого урока по английскому языку во втором классе на тему "Ферма Джона" по УМК Enjoy english  Биболетовой М.З. Разработка Шуваловой  И.В....

Джон Констебл ( презентация по теме: английские художники)

Презентация об одном из извеснейших художников Англии....

Сценарий и презентация музыкальной гостиной, посвященной 75-летию певца, композитора, общественного деятеля, борца за мир Джона Леннона

Внеклассное мероприятие для 8-11 классов "Музыкальная гостиная, посвященная 75-летию певца, композитора, общественного деятеля, борца за мир Джона Леннона" проводится на двух языках русском и английск...