Урок - семинар по обществознанию 9 класс
план-конспект урока (обществознание , 9 класс) по теме

Фаткин Олег Сергеевич

Тема урока : "Религия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_seminar_po_obshch_9_kl.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – семинар по обществознанию

 9 класс.

                           Тема: Религия

Цель: 

1.Объяснить учащимся значение религии в жизни общества, познакомить с некоторыми особенностями религиозных верований, показать отличные особенности мировых религий.

2.Сформировать уважительное отношение к взглядам и верованиям различных людей, представителей разных конфессий.

Оборудование:

 - таблица на листе ватмана или на доске «Архаичные  и мировые религии»;

- иллюстрации с изображением древних святилищ, храмов, культовых предметов и сооружений;

- карта России, карта мира (политико-административные).

Основные понятия:  религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии.

1.Организация учащихся.

                         План (записан на доске)

  1. Что такое религия?
  2. Смысл религии на разных этапах развития цивилизации.
  3. Архаичные религии.
  4. Мировые религии.

Учащимся дается опережающее задание: класс делится на 6 групп, каждой группе предлагается, воспользовавшись знаниями по истории, материалом параграфа 44 (учебник Кравченко А.И), дополнительной литературой, подготовить краткие сообщения о сущности и особенностях

  1. Тотемизма (гр.1),
  2. Фетишизма (гр.2),
  3. Анимизма (гр.3),
  4. Христианства (гр.4),
  5. Буддизма (гр.5),
  6. Ислама (гр.6).

Для  подготовки могут быть использованы книги: История мировых религий. М: 1996.

Кулаков А.Е. Религии мира. М: 1996.

Гараджа В.И. Религиоведение. М: 1996.

Мифологический словарь. Любое издание и другие.

2. Ход семинара

1) Сообщив тему для рассмотрения, учитель просит учащихся ответить на вопросы:

  1. Что такое религиозные верования?
  2. Что такое религия?

Учащиеся знакомятся с определениями  понятия «религия» в учебнике (дано 8 определений).

Прочитав их и высказав своё мнение, ученики должны подумать:

  1. Какие характерные черты лежат в сущности религии?
  2. Какое значение имеет религия для общества?
  3. Менялось ли это значение на разных стадиях развития общества?

Уяснив сущность религии ученики,  делают вывод о том, что религии могут быть разными.

Учащимся предлагается вспомнить известный им мифы Древней Греции, Древнего Египта, Рима и других стран.

Необходимо выяснить:

  1. Что представляет собой такая форма общественного сознания  как миф.
  2. Что отражается в мифах.
  3. Как объясняется мир посредством мифов.
  4. Как соотносятся миф и реальность.
  5. Существует ли современная мифология. В чем ее опасность.

2) Рассмотрение  3 и 4 вопросов плана целесообразно построить следующим образом. На доске или листе ватмана вычерчивается таблица.

Архаичные  религии

Мировые религии

тотелизм

фетишизм

анимизм

христианство

буддизм

ислам

Общие черты:                                    Общие черты:

  1. 1.
  2. 2.
  3. 3.

В классе выбирается группа экспертов из наиболее подготовленных учащихся. Им предстоит, выслушав сообщения учащихся о религиях выявить общие черты архаичных и мировых религий.

Записав в тетради после обсуждения особенности каждого типа религии, представитель группы выходит к доске и кратко записывает их в таблице. Эксперты записывают после них общие черты и определяют, какими пережитками архаичных религий они сталкивались в современной жизни.

Прослушав выступления экспертов, ученики должны ответить на вопросы:

  1. Почему эти религии названы мировыми?
  2. Как воздействует религия на человека?
  3. Проанализируйте нравственную основу этих религий. Есть ли что-то общее, объединяющее их? (Здесь целесообразно напомнить известные христианские заповеди).
  4. Сталкивались ли вы когда- нибудь с проявлениями насилия, гонениями в отношении верующих? Каково ваше отношение к людям, исповедующим другую религию?
  5. Что вы знаете о религиозных войнах?

В современном мире существуют многочисленные религи. Так  православие распространено в России, Греции, Болгарии, Сербии, Грузии и др.; ислам – в странах Ближнего Востока, Турции, Албании, Боснии и др. В Великобритании, Дании, Норвегии велико влияние протестантизма, а в Италии, Португалии, Испании, Польше – католизма. Россия занимает особое место как многоконфессиональная страна. (Можно организовать работу с атласом по Отечественной истории, 20 век, там есть карта «Религии населения республик бывшего СССР»).

Домашнее задание: параграф 44, вопросы и задания.

 

 

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар в 6 классе по теме "Местоимения"

урок с элементами групповой работы...

Урок - семинар в 11 классе "Решение показательных и логарифмических уравнений с модулем"

Данный урок - семинар рекомендуется для работы в профильном классе, а также материал этого занятия можно использовать на факультативном занятии. Здесь предложен конспект урока, презентация, разадаточн...

Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)

Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приоб...

Урок-семинар в 9 классе "Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина"

Урок-зачет в игровой форме в 9 классе "Сложноподчиненные предложения предложения"...

План-конспект урока-семинара в 9 классе по теме-Религия.

На уроке-семинаре проверяется как усвоены основные понятия, какие существуют виды и формы религии, как у учащихся развито умение аргументировать....

Урок-семинар в 9 классе по литературе ( обобщающее повторение) «Путешествие – экспедиция по страницам прочитанных произведений в 9 классе»

Урок-семинар  в 9  классе по литературе ( обобщающее повторение) «Путешествие – экспедиция  по страницам прочитанных произведений  в 9 классе»...