Урок обществознания «Радости и сложности общения» 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

Петрова Наталья Владимировна

Цели урока :

1.Образовательная. Подвести учащихся к пониманию необходимости общения для человека, причин возникновения конфликтов.

2.Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника.

3 Воспитательная.. Способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon radostii_slozhnosti_obshcheniya_otkrytyy_urok.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Радости и сложности общения»

Цели:

1.Образовательная. Подвести учащихся к пониманию необходимости общения для человека, причин возникновения конфликтов.

2.Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника.

3 Воспитательная.. Способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.

Оборудование:

Учебник « Обществознание» для 8-9 классов под редакцией Л.Н Боголюбова Москва «Просвещение» 2008г, мультимедийный проектор.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Межличностные отношения»

3.Изучение новой темы:

План:

  1. Необходимость общения для человека.
  2. Культура общения.
  3. Как избежать конфликта.

Работа с классом по вопросам .

Учитель: 1.Вводное слово учителя. Тема нашего урока «радости и сложности общения»

Как вы понимаете название этой темы? Что означает «радость и сложность общения»?

Сегодня на уроке мы должны   выяснить почему человек не может прожить без общения и как получить от общения радость?

 На прошлом уроке мы говорили с вами о межличностных отношениях.

Что такое межличностные отношения?

Определите форму межличностных отношений: /слайд1/

1. Здороваюсь каждый день.

2.Рассказываю о новых фильмах.

3. Обсуждаю погоду на улице.

4. Рассматриваю планы на выходные.

5. Делюсь впечатлениями о книге.

6. Знаю, что всегда могу рассчитывать на помощь.

/слайд2/ Ответь за минуту

1.Перечисли чувства вызывающие симпатию к человеку.

2. Почему человек может вызывать антипатию?

3.Каких литературных героев ты можешь считать положительными.

Подведение итогов опроса оценки .

Вам было дано задание инсценировать различные формы межличностных отношений.

Давайте рассмотрим эти ситуации:

  • Семейный разговор: опять двойка;
  • На приеме у работодателя.

Учитель: )   Беседа с учащимися. Обсуждение ситуаций

- Наблюдали ли вы здесь отношения?

-  Какие отношения вы наблюдали?

- Происходило ли здесь общение?

- Каковы цели и результаты  общения?

 Сформулируйте, что же такое общение?  (Идет формулирование смыслового значения понятия «общение»)/слайд/

Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.

Более точно общение можно определить как установление и развитие контактов между людьми.

Общение включает, как минимум, три различных процесса: /Слайд/

  • Обмен информацией, ее уточнение, обогащение;
  • Обмен действиями, построение общей стратегии взаимодействия;
  • Восприятие и понимание партнера, его психологических особенностей и особенностей поведения.

В процессе такого обмена субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение предполагает установление взаимопонимания между участниками. «Общение-это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение?»/Слайд/

Формы общения: служебное/деловое/, повседневное/, ритуальное/этикет/, межкультурное /межэтническое/ и др./слайд/

Какое значение имеет общение для человека?

Дидактический материал для учащихся.

Главным сочинением М.В. Ломоносова была «Российская Грамматика», написанная им в 1775г.

Определите как М.В. Ломоносов определяет значение  общения для человека

      М. В. Ломоносов (1711—1765)  Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и никоторая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням. Ломоносов М. В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. — М., 1952. — Т. VII. — С. 395.

Организация дискуссии: почему человеку   необходимо  общение?

Вопросы дискуссии.

- Может ли человек обойтись без общения и жить,  не общаясь с другими людьми?

- Для кого общение более важно и почему: для новорожденного, подростка,

пожилого человека?

Частная дидактическая цель: Используя предложенный материал, ответьте на вопрос, какую роль играет общение в жизни человека.

Работа в группах.

  1. Всем нам с детства знаком образ героя Редьярда Киплинга Маугли. А что же будет с ребёнком на самом деле воспитанного животными? Было бы жестоко проводить такой эксперимент даже ради науки. Но сама жизнь поставила этот эксперимент Случаев, когда детей вскормленных животными, находили люди, известно более 30: в Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции и т.д. Все эти дети издавали нечленораздельные звуки, не умели ходить на двух ногах, быстро бегали, были очень сильны. Все они обладали индивидуальной психикой, но личностью не обладали. Далеко не все даже по истечению длительного времени они могли научиться говорить.
  2. В некоторых приютах дети часто болели и даже умирали не от отсутствия лекарств и потому что плохо питались, а потому что их некому было приласкать, погладить, обнять.
  3. В детских домах по этой же причине дети отстают в развитии и даже получают диагноз олигофрения, дебильность. Но стоит их усыновить, как они начинают быстро развиваться и догонять, а иногда и перегонять в развитии своих сверстников, воспитывающихся дома.

Учащиеся делают выводы.

Учитель: Л.Н. Толстой говорил о том что не от недостатка уа нет разговора, а от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что ему интересно. Попробуйте сами поставить себе задачу- какое-то время в общении говорите только о другом человеке, его интересах, переживаниях.

Легко это для вас? Что же важно чтобы общение состоялось? Чтобы получить радость от общения?

Древние заповеди гласят, что тому кто хочет получать удовольствие от общения, необходимо.

----------- Доверие к тому с кем общаешься, вера в то, что человек с которым вы общаетесь,  хороший, что он расположен к вам , готов  с вами  общаться.

----------- Уважение к тому, с кем общаешься, признание того , что человек - высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо.

----------  Уступчивость. Способность к компромиссу.

Общение - сложное искусство и конечно это не односторонний процесс, когда говорит только один.  Сейчас мы поиграем и выясним, что способствует, а что препятствует успешному нахождению общего языка.

Игра “Общий язык” Группа разбивается на тройки. Игроки каждой тройки должны договориться между собой, например, о том, где, когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у них ограничены: один сидит с завязанными глазами и неподвижен, другой онемел и также неподвижен, третий может двигаться, но лишен права разговаривать и у него завязан рот

Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, каждая  группа  должна договориться о встрече за минимальное время. Обсуждение задания строиться вокруг вопроса о том, что способствует, а что препятствует успешному нахождению общего языка.?

 Общение зависит и от умения слушать других. Недавно был проведен социологический опрос в Интернете: кто больше любит говорить или слушать. Также обратите внимание на результаты опроса у вас в классе.

/слайд/ как вы оцениваете такой результат?

 Там где не хватает культуры общения могут возникать конфликты. Что такое конфликт?

Научное определение конфликта предложенного психологами :это вид отношений – межличностных, личности и группы, межгрупповых, - Любой конфликт имеет всегда реальные причины.  в основе которых лежит объективное несовпадение и даже противоречие целей и интересов , мнений участников. В нашей жизни очень много конфликтов, а уметь их грамотно разрешать столь важно, что совсем недавно возникла специальная наука_ конфликтология.  Ее изучают будущие дипломаты, менеджеры, педагоги, руководители и все кто общается с людьми  

.Знание основ конфликтологии необходимо для каждого. Как вы думаете почему?

Воспоминания о конфликтах, как правило вызывают неприятные  ассоциации.Какие?

Угрозы враждебность, обиды.В результате сложилось мнение, что конфликт разрушает или деформирует личность, жизнь человека. Но бывает и наоборот: успешное преодоление конфликтной ситуации становится источником личностного роста.

Позитивные последствия конфликта:

1. Проблема решается так, что это устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными в решении конфликта.

2. Совместное решение  быстрее и лучше претворяется в жизнь.

3.Наличие  разногласий перестает рассматриваться как зло.

Например вы  конфликтуете с одноклассником : он не вернул вам книгу, или вернул ее испорченную, не смог выполнить задание порученное вам двоим , в результате вы получили «два» , так как работа поручена была двоим , та ситуация могла вылиться в конфликт , но вы нашли в себе силы и переговорили с одноклассником , выяснилось что у него маленький брат, который испортил книгу  и работу, вы посочувствовали и в следующий раз пришли к нему домой, чтобы вместе выполнить работу.

Негативные последствия конфликтов:

1.Чувство обиды, неудовлетворенности.

2.Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

3.Представление о противоположной стороне как о враге.

Конфликты происходят практически во всех сферах нашей жизни. Наблюдения показывают, что 80% из них возникают помимо желания их участников. Главную роль в возникновении конфликта играют конфликтогены_ слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта. Они могут выражать стремление к превосходству, агрессивность, или свидетельствовать об эгоизме одного из участников  ситуации.

Это могут быть унизительные упреки, неуместная ирония, ругательства.

Виды конфликтов:

Внутриличностные- это состояния, в которых у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он е может справиться в данный момент.

Межличностные- Между отдельными индивидами в процессе взаимодействия

Межгрупповые; Семейные; Деловые.

Спор можно прекратить, ссору можно завершить худым миром, а конфликт всегда требует решения, т.е надо провести специальную работу по выяснению противоречащих друг другу интересов и поиску решения приемлемого для обеих сторон. Это не очень просто бывает сделать. Развитие конфликта происходит по такой схеме: конфликтная ситуация + повод = конфликт /слайд/

В развитии конфликтной ситуации можно выделить три фазы.

1.Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.

2. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации.

3.Выбор способов действия, если выбрана стратегия «переговоров» или стратегия «борьбы» для получения максимума  желаемого.

Когда уже участники осознали ситуацию как конфликтную, то они могут выбрать один из вариантов решения этой ситуации:

1 вариант: Уход от ситуации или избегание.  Сразу можно сказать, что это не лучший вариант и оправдывает он себя лишь в крайних случаях.

2. вариант- отношения переговоров, он предполагает совестный поиск решения

3.вариант: компромисс-соглашение достигнутое путем взаимных уступок. Идти на компромисс очень ценное качество. Это важно когда нужно выиграть время , когда не хочется портить отношения.

4й вариант – отношения борьбы или  соперничества.Этот вариант возможен когда нет другого выбора.

Одним из важнейших условий нормального разрешения конфликта является овладение умением спорить. Прочитайте  в учебнике  на стр. 71-72 эти правила спора и ответьте на вопрос что дает знания этих правил спора для разрешения конфликта?

Приведите  свои примеры конфликтных ситуаций и определите  стратегию поведения в этой ситуации.

Иногда мы не знаем  насколько сами являемся конфликтными. Предлагаю ответить на вопросы теста:

Ключ к тесту « конфликтная ли вы личность»?

 22 – 32 балла.   Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение « Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, иногда вас называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться  принципиально, не взирая на лица.

   12 – 20 баллов.  Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и все другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразиться на вашей карьере или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки конкретности, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

    До 10 баллов.  Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, «можете съесть живым». Ваша критика – ради критики, а том кто рядом снами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер.

Работа учащихся с тестом.

Как вы относитесь к результатам тестирования? Согласны ли вы с этими результатами?

Как вы собираетесь работать над собой? Учитель: Каждый человек - это огромный, сложный, неповторимый мир. Войти в этот мир интересно и радостно. Но именно войти, а не вломиться. Грубое и неумелое вторжение всегда наказуемо. Невидимые двери захлопнутся, а может быть, и больно ударят...

Все вы хотите иметь много друзей, не конфликтовать, в будущем иметь хорошую работу, на которой бы вас ценили и уважали поэтому необходимо учиться культуре общения. Я предлагаю вам шесть правил, соблюдения которых позволяет понравиться людям.

1.Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека- это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самом себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности  и делайте это искренне.

 Как вы себя чувствовали на уроке? Какое настроение у вас было?

                                             

. Метод незаконченных предложений.

1. Мне понравилось на уроке…

2. Я узнал…

3. Больше всего мне запомнилось…

4. Удивительно было то, что…

5. Раньше я не знал (а)…

6. Думаю, этот урок…                                                        

-Подведение итогов.

Информация о домашнем задании. Учебник &13 Задания к параграфу.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Радости и сложности общения"

Проблемная дискуссия с использованием технологии критического мышления и интерактивных технологий....

Радости и сложности общения 8 класс

Радости и сложности общения 8 класс...

Разработка урока обществознания в 8 классе на тему: "Радости и сложности общения"

Представленная разработка урока заняла I место в муниципальном конкурсе методических разработок на тему: "Мой лучший урок"...

Тема урока: "Радости и сложности общения." Обществознание.

"Радости и сложности общения"(Урок второй,  главы III - «Человек среди людей», по курсу «Введение в обществознание 8-9» с использованием мультимедийной презентации, созданной учителем)....

Урок обществознания в 8 классе "Радости и сложности общения"

Урок изучения нового материала по обществознанию в 8 классе...

Классный час "Радости и сложности общения" 7 класс

Классный час о роли общения  в жизни людей, о тех проблемах. которые возникают во время общения и о том, как научиться правильно общаться...

Презентация к уроку обществознания "Радости и сложности общения". 8 класс

Презентация к уроку обществознания "Радости и сложности общения". 8 класс...