Радости и сложности общения 8 класс
материал по истории (8 класс) по теме

Максимова Наталия Исаковна

Радости и сложности общения 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon radosti_i_slozhnosti_obscheniya_8_klass.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И.

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

8  класс

Радости и сложности общения


     

                                                                                   Разработка урока учителя

                                                                                   истории и обществознания

                                                                                   Максимовой Н.И.

                                 

Тип урока: комбинированный.

 Цель: сформировать представления учащихся о необходимо сти общения и культуре общения как  одном из условий эффектив ного общения.                                     

Учащиеся должны знать, что:

1) общение означает обмен между людьми определенными ре зультатами их психической деятельности;

2) человек с момента рождения постоянно нуждается в общении;

3) благодаря общению люди учатся оценивать поступки и от ношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике;

4) для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения;

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) общение;

2) межличностное общение;

3) культура общения;

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять смысл основных понятий;

2) доказывать, почему общение необходимо человеку;

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, дидактический раздаточный материал.

                                                                      Эпиграф

                                                               Самая большая роскошь на свете – это

                                                                роскошь человеческого общения.

                                                                                               С. Экзюпери.

          ПЛАН  УРОКА:

1. Необходимость общения для человека.

2. Культура общения.        

Ход урока      

I. Организационный момент.

 Проверка домашнего задания по вопросам.

Ответьте «да» или «нет».

1. Межличностные отношения могут быть только деловыми.(Нет.) 

2. При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе эмо циональных переживаний. (Да.)

3. Деловые отношения складываются на основе частных взаи моотношений. (Нет.)

4. Более близкими межличностными отношениями становятся приятельские отношения. (Нет.)

5. В межличностных отношениях важно понять другого. (Да.)

 II. Изучение нового материала.

     Учитель:  Создание мотивации.

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три.

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

 - Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

 - Да, водицы испить.

 - Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

   

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

- Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?                                    

- Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?    

                                 

Сегодня мы с вами поговорим об общении. А именно о радостях общения и ее сложностях. Тема наша называется: «Радости и сложности общения»

Учитель. Вопросы для беседы:

- Как вы понимаете слова Экзюпери?   

- Когда «молчание - золото»?

- Почему нельзя прожить без обще ния?

Задание №1.  Работа в группах.  Обыграть ситуацию в группах (ролевая игра).

1-я группа - общение друзей.

2-я группа - общение учителя и ученика.

3-я группа - общение родителей и детей.

4-я группа - общение незнакомых людей.

Обсуждение вопросов.

- В какой ситуации общаться было легче? 

- Зачем человеку общение? 

Учитель. «Общение» — это ши рокое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причем не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с дру гом — все это общение.

Общение с другими людьми является жизненно важной не обходимостью для человека любого возраста.

Задание №2.  Определите, что такое общение? 

(Даны слова из определения «общение», ребята должны их собрать в правильном порядке и составить определение)                                                       

  Общение — сложный процесс установления и развития контактов и связей  

 между людьми для обмена информацией                                        (слайд 1)

Учитель.

- Какие же бывают виды общения?

Виды общения:    - Между 2 людьми                                            (слайд  2)

                           - Между одним человеком и группой                  (слайд 3)

                      - С самим собой                                                           (слайд 4)        

Задание №3. Прочитайте стихотворение В.Высоцкого «Два – Я»

                      Два Я

Во мне два Я – два полюса планеты,

Два разных человека, два врага:

Когда один стремится на балеты –

Другой стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю,

Когда живу от первого лица, -

Но часто вырывается на волю

Второе Я в обличье подлеца.

И я борюсь, давлю в себе мерзавца, -

О, участь беспокойная моя! –

Боюсь ошибки: может оказаться,

Что я давлю не то второе Я.

                           В.Высоцкий

Учитель.

- О каком виде общения идет речь?

-  Какова роль общения человека с самим собой?    

Учитель. Самовоспитание может сыграть положительную роль в жизненном успехе личности. То, чего добивается человек в жизни, во многом зависит от требовательности к себе.

                         Вопросы для беседы:

- С каким человеком вам приятно общаться, разговаривать? Почему

- Как вы понимаете слова «С этим человеком легко общаться»?   

 

Учитель. Конечно, для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщать их людям и здесь необходимо уметь учитывать интерес других людей.

       Именно об этом говорил Л. Н. Толстой:                              (слайд 5)

 «Не от недостатка ума нет разговора, от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что его занимает».                                                                                                            

Задание №4. 

Учитель. Попробуйте сами поставить себе задачу – какое-то время в общение говорить только о другом человек, о его интересах, переживаниях.

(Выберите в группах 2-х людей. Один будем тем, кто будет говорить, а другой тем человеком о котором будут говорить.)

- легко ли это делать?                  это нелегко

Задание №5. Одним из главных критерий для общения является умение слушать собеседника. С помощью ответов на вопросы определите, насколько хорошо вы умеете слушать. Дайте оценку в баллах:                                                            

всегда - 4 балла

часто - 3 балла                                                                                 (слайд 6)

иногда - 2 балла

никогда - 1 балл

1. Даете ли вы собеседнику возможность высказаться?

2. Обращаете ли внимание на подтекст высказывания?

3. Стараетесь ли запомнить услышанное?

4. Обращаете ли внимание на главное в сообщении?

5. Слушая, стараетесь ли сохранить в памяти основные факты?

6. Обращаете ли вы внимание на выводы из его сообщения?

7. Подавляете ли вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?

8. Воздерживаетесь ли от раздражения, когда слышите противоположенную точку зрения?

9. Стараетесь ли удержать внимание на словах собеседника?

10. Охотно ли беседуют с вами?

Вывод:                                                                                            (слайд 7)

32 и более – вы отличный собеседник, умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

27 - 31 баллов – вы хороший собеседник. С вами приятно общаться.

22 - 26 баллов - удовлетворительно. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам ещё недостает некоторых достоинства хорошего собеседника.

менее 22 балла - вам надо потренироваться слушать собеседника

Физкультминутка.  

Учитель. Сосредоточьтесь и в уме посчитайте ту сумму денег, которую вы услышите.

«Пять рублей рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак».

Читаю разными интонациями, скоростью.

(5р.+1р.+3коп.+1р.+5коп=7р.8коп.)                                   (слайд 8)

        

 - Зависела ли ваша возможность сосчитать от того, как я называю: быстро, медленно, громко, тихо.            

- Попробуем повторить текст вместе хором, но по моей команде.

      Тихо            Громко                Замедляя темп                           (слайд 9)                                                                     

Учитель. Важно правильно выбирать интонацию и высоту голоса при общении.     

- Что вам помогало определить как говорить предложение? Ведь я молчала?

- Жесты. На самом деле человек очень часто использует свои руки другие части тела для общения. Какими же они бывают?

               Средства общения                                                         (слайд 10)

Вербальные (словесные)                                                   Невербальные

                        Речь                                                 Язык тела           мимика

                                                                                              (то, что видите)      

 Устная                       Письменная

Осознанный язык тела                                                          (слайд 11 )

Жест

Значение

Сжатый кулак

Угроза

Кулак с большим пальцем вверх

Одобрение, хорошо

Указательный палец вверх, прижатый к губам

Тихо, тише

Палец, указывающий на часы

Пора идти, сколько можно

Ладонь, прижатая к уху

Говорите громче, плохо слышно

Показ от пола рукой нескольких сантиметров

Мало, маленький

II. Культура общения. 

Учитель. Любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Многим людям неуютно среди других людей именно из-за неумения общаться. В основе человеческого общения лежат чувства.  

- Почему нам нравится или не нравится тот или иной человек? Появление  какого-либо чувства нельзя оценивать как «хорошо»  или «плохо»! Чувства не надо сдерживать, а надо демонстрировать их человеку  

 Вы все очень большое количество времени проводите в школе. И создание благоприятного психологического климата в классе зависит от каждого из вас. Человек должен управлять эмоциями, даже если ему не нравится что-то в другом человеке. Нужно понять простую вещь: коллектив класса – это лодка в океане. За борт никого не выбросишь, а это значит, что нужно в этой лодке плыть. Но зачем же плыть и мучиться, если можно плыть весело и с удовольствием? Не нравится тебе кто-то, что ж, это бывает! Но относясь к нему по товарищески, ты сам выигрываешь, выигрывают все! В лодке, наполненной рассудительными и умными людьми, личность может добраться до берега без нравственных потерь.

Задание №6.

Выполняет группа 1 и 3. Работа с текстом.  Сформулируйте, используя данный фрагмент, правила хорошего слушания.

«Как стать культурным слушателем»

Д. Карнеги (1888—1955) — американский специалист в области человеческих отношений и ораторского искусства

   Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая-то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивая его пустую болтовню? Сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы.

Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает. А «человек, который думает только о себе, — говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер, — безнадежно некультурен».

  Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте людей говорить о себе.

 Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1990. — С. 42—43.

 Работа с учебником. Выполняет группа 2 и 4

 Обратитесь к тексту § 12 раздел «Культура об щения», прочитайте заповеди общения.

 (Определите кто будет выступать и рассказывать)

 древние заповеди общения с людьми:

- доверяйте тому, с кем общаетесь;

- верьте в то, что он хороший и расположен к тебе, готов с тобой общаться;

- уважайте того, с кем общаетесь, помните о том, что человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП

Закрепление.

Итак – давайте мы  с вами вспомним все, о чем сегодня говорили и попробуем составить портрет культурного человека.

Какими качествами характера должен обладать и использовать при общении человек?   

   

Отзывчивость                Честность               Доброта          Культура речи

Культура общения             Интерес к другим            Уступчивость

Доброжелательность          Не навязывать своих вкусов, привычек     

 

Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило:         (слайд12)

  1. будь те хорошим слушателем
  2. обращай внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу
  3. покажи говорящему, как ты его понимаешь
  4. не давай оценок
  5. не давай советов

Рефлексия.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из  рефлексивного экрана на доске:                                                                                               (слайд13)

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…    

Сообщение оценок.

Домашнее задание: § 12. Написать эссе «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше пло хого, чем хорошего»                     (слайд14)                                     

Шесть правил доктора Дейла Карнеги, соблюдение которых позволит понравиться людям, с которыми вы общаетесь;

- искренне интересуйтесь другими людьми;

- улыбайтесь;

- помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

- будьте хорошими слушателями. Поощряйте других говорить о самих себе;

- говорите о том, что интересует вашего собеседника;

- внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Попробуйте использовать эти правила на практике. Поговорите дома с родителями, братом, другом, спросите о каком-то эпизоде их жизни. Ваша цель не говорить, а слушать, проявив максимум заинтересованности (вопросами, мимикой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Радости и сложности общения"

Проблемная дискуссия с использованием технологии критического мышления и интерактивных технологий....

Разработка урока обществознания в 8 классе на тему: "Радости и сложности общения"

Представленная разработка урока заняла I место в муниципальном конкурсе методических разработок на тему: "Мой лучший урок"...

Урок обществознания «Радости и сложности общения» 8 класс

Цели урока :1.Образовательная. Подвести учащихся к пониманию необходимости общения для человека, причин возникновения конфликтов.2.Развивающая. Продолжить формирование умений анализировать дополнитель...

Урок обществознания в 8 классе "Радости и сложности общения"

Урок изучения нового материала по обществознанию в 8 классе...

Классный час "Радости и сложности общения" 7 класс

Классный час о роли общения  в жизни людей, о тех проблемах. которые возникают во время общения и о том, как научиться правильно общаться...

Презентация к уроку обществознания "Радости и сложности общения". 8 класс

Презентация к уроку обществознания "Радости и сложности общения". 8 класс...