Урок обществознания по теме "Что такое экономика?"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

светлана николаевна ковалева

Ход урока оформлен в виде технологической карты. Материал урока способствует формированию метапредметных связей.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель учителя: рассмотреть экономическую сферу общественной жизни; знакомство с понятием «экономика», его многозначностью.

Цель ученика:  знать характерные черты и признаки экономической сферы жизни общества.

Образовательные  задачи:

- обеспечить усвоение учащимися  определений  новых понятий;

- сформировать у учащихся представления о характерных чертах и признаках экономической сферы жизни общества.

 

Развивающие задачи:

- обогащать словарный запас учащихся;

- формировать навыки сравнения и анализа социальных явлений;

- развивать способность к проблемному мышлению;

- продолжить формирование умения учащихся работать с текстом.

 

Воспитательные задачи:

- помочь детям раскрыть для себя личностный смысл изучаемого материала;

-воспитание экономической культуры.

 

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovaleva_s.n.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  обществознанию в 6 классе по теме: «Что такое экономика?»

Автор: Ковалева Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ Рассветовской средней общеобразовательной школы Аксайского района Ростовской области.

Описание материала: Предлагаю конспект  урока по обществознанию по теме: «Что такое экономика?»  для  6 класса. Ход урока оформлен в виде технологической карты. Материал урока способствует формированию метапредметных связей.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель учителя: рассмотреть экономическую сферу общественной жизни; знакомство с понятием «экономика», его многозначностью.

Цель ученика:  знать характерные черты и признаки экономической сферы жизни общества.

Образовательные  задачи:

- обеспечить усвоение учащимися  определений  новых понятий;

- сформировать у учащихся представления о характерных чертах и признаках экономической сферы жизни общества.

Развивающие задачи:

- обогащать словарный запас учащихся;

- формировать навыки сравнения и анализа социальных явлений;

- развивать способность к проблемному мышлению;

- продолжить формирование умения учащихся работать с текстом.

Воспитательные задачи:

- помочь детям раскрыть для себя личностный смысл изучаемого материала;

-воспитание экономической культуры.

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации.

Основные понятия:  экономика, потребность, потребитель, производство, производители, прибыль, бизнес, менеджер.

Оборудование:

  1. учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова  «Обществознание» 6 класс. М, «Русское слово», 2012;
  2. компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска;
  3. презентация, подготовленная в программе «PowerPoint»;
  4. И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова  «Обществознание» 6 класс. М, «Русское слово», 2013.

Программное обеспечение: PowerPoint.

Продолжительность урока: 45 минут.

                                                                     Технологическая карта.

Этапы урока

Цели этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Приёмы, методы

Дидактическая оснащённость

1. организационный (1 мин.)

Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии.

Приветствие, организация внимания учеников.

Слушают учителя

2. этап подготовки к сознательному усвоению материала

(4 мин.)

Обеспечить мотивацию деятельности, принятие учащимися учебно-познавательной деятельности.

«Совсем недавно начался уч. год. Вспомните, как вы с вашими родителями готовились к нему. Что вы делали?»

Посмотрите на слайд 1 и попробуйте составить из приведённых греческих слов название науки, которая и занимается изучением товаров, денег, заработной платы и т.п.

Да, действительно, тема нашего урока – «Что такое экономика?»

А теперь давайте сформулируем цели нашего урока.

Помощь в формулировке целей:

  1. Знать определение понятия «экономика»
  2. Выяснить основные законы экономики.

Думаю, что это цели на несколько наших уроков, посвящённых экономике.

Ответы – приобретали школьную форму, тетради и др.

Предлагают вариант – ЭКОНОМИКА.

Предлагают варианты.

Один из учеников записывает цели на доске.

Социальная ситуация.

Эвристическая беседа.

Слайд  2

Слайд  3

  1. Этап усвоения новых знаний и умений

Создание условий для включённости всех учащихся в деятельность.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Создание новой образовательной среды

Учащиеся включаются в деятельность.

3.1

Развитие психических процессов:

-логического мышления

-развитие речи через включение в процесс обсуждения.

Давайте вернёмся к греческим словам Эко-хозяйство   ном – закон

и сформулируем определение понятия ЭКОНОМИКА.

Предлагают варианты определения.

Мозговой штурм

Слайд  4

Анализируются ответы учеников. Обобщение учителя.

Экономика – законы ведения хозяйства.

Экономика – хозяйство страны.

Экономика – наука о законах развития хозяйственной деятельности.

Записывают определения в тетради.

Слайд  5

3.2

Развитие внимания.

Усвоение новых понятий.

Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма «Буратино» и я вас попрошу найти ответ на вопросы:

1. что очень заинтересовало лису и кота? Что им хотелось забрать?

2. каковы были желания Буратино?

А зачем ему куртка?

Другими словами куртка и Азбука должны были принести пользу своим владельцам, они их будут использовать, т.е. ПОТРЕБЛЯТЬ. Нужда человека в чем-либо называется ПОТРЕБНОСТЬ, а сам человек….

(вернуться к ситуации 1 сент.)

 А откуда берутся вещи, которые мы потребляем?

Производство – процесс создания разных видов товаров и услуг, предназначенных для продажи.

Производители – семьи, фирмы, государство (помните, как мы встречались с производителем школьной формы, который предлагал свои услуги)

Смотрят фрагмент из мультфильма «Буратино».

Отвечают на вопросы

  1. Деньги
  2. Купить куртку и Азбуку.

Папе Карло подарит, т.к. холодно.

ПОТРЕБИТЕЛЬ.

Записывают в тетрадь определения понятий: потребность, потребитель.

(учебник с.52 или со слайда)

Их кто-то изготавливает, производит.

Записывают определения  и схемы в тетрадь.

Применение средств ИКТ в обучении.

Снятие эмоционального напряжения в рамках здоровьесбережения.

Видеофрагмент

Слайд  6

Слайд  7

Развитие аналитического мышления.

Познавательные УУД:

отработка навыков смыслового чтения и обобщения фактов из источника.

Итак, подводим первый итог.

Экономика включает в себя 2 группы населения:

Потребитель               производитель

А производитель может быть потребителем?

Т.е. это не раз и навсегда закреплённая за человеком позиция. Он может быть и производителем, и потребителем.

Производителей  часто называют БИЗНЕСМЕНАМИ.

Что же такое бизнес? Сейчас мы это узнаем.

Посмотрите на список профессий: учитель, водитель автобуса, врач, менеджер. Какая профессия вам пока не известна?

Посмотрите на ЛИСТ № 1, прочитайте текст, составьте и запишите в тетрадь определения понятий БИЗНЕС, МЕНЕДЖЕР.

Менеджеры за свою работу получают заработную  плату, а вот хозяева производства получают ПРИБЫЛЬ, т.е. выгоду.

Что такое прибыль мы с вами узнаем подробно на следующем уроке. Дома поинтересуйтесь в справочниках, определением понятия ПРИБЫЛЬ и как она получается.

Посмотрите на свои парты – ЛИСТ №2.

Задача. Её вы решите дома и она поможет вам понять как появляется прибыль.

Обращаю внимание, что под А) лёгкое задание, Б) повышенной сложности, в) сложное задание. Каждый может выбрать свой уровень сложности.

Ответ пишется на слайде

Да, … (приводят примеры)

Работа с учебником -

составление и выписывание определений.

Частично-поисковый метод.

Разноуровневость заданий.

Слайд  8

3.3

Личностные УУД:

-мысленное воспроизведение видеофильма.

-самооценка события

Вспомните, маленький неграмотный Буратино думал, что деньги….как появляются?

 

Но мы –то знаем, что они зарабатываются трудом физическим, умственным, в зависимости от профессии человека.

…а теперь подумайте и скажите – так зачем же нам надо учить экономику и другие науки?

Знать как себя вести с продавцами, как правиль сделать покупку, не быть обманутыми ни продавцами, ни производителями.

Растут на деревьях.

Чтобы не оказаться под влиянием мошенников.

Обращение к социальному опыту ребёнка.

4 закрепление

Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Давайте теперь вы самостоятельно выполните задание в печатной тетради и этим проверите себя – насколько вы усвоили новый материал.

Откройте  печатные рабочие тетради на с. 26, задание № 3. Выполните его.

Работают в тетради.

Первый, кто выполнит его в тетради, делает на слайде на интерактивной доске.

Слайд № 9

5 самооценка

регулятивные УУД: самооценка.

Открываем часть доски:

Как выполнено задание? Поставь балл

Быстро, правильно, самостоятельно – 3

Правильно, но медленно – 2

Правильно, но с помощью других – 1

Быстро, но неправильно – 0

На след. уроках вы будете выполнять и другие задания в этой тетради, оценивать себя и  если наберёте

15 б – получите «5»

14б – «4»

13-12 б – «3»

Сравнивают свои работы с доской.

Выставляют баллы.

Уровневая дифференциация.

6 рефлексия

регулятивные УУД: итоговая рефлексия.

Давайте посмотрим на цели, которые мы с вами сформулировали в начале урока.

Какой цели мы уже достигли?

Вторая цель нами достигнута?

Но мы с вами обязательно всего добьёмся на след. уроках, посвящённых экономической сфере общества.

Мы – молодцы, мы со всем справимся!

 

Уже кому-нибудь из вас захотелось в будущем заняться экономикой?

Мы все уже поняли, что экономика очень важна в нашей повседневной жизни, чтобы никакие «кот» и «лиса» не смогли ввести нас в заблуждение и забрать наши заработанные честным трудом денежки.

Мы сегодня хорошо поработали, но я особенно хочу отметить работу …. (Ф.И.)

 

Узнали определение понятия «Экономика» и многих других.

Пока нет.

7 инструктаж по выполнению домашнего задания

Определить требования к результатам выполнения домашнего задания.

Прочитать: & 7.  Выучить словарь урока (записи в тетради).

В печатной тетради с. 24 – выполнить задание №1. Мах балл за его выполнение – 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

 Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")

Игра для повторения темы " Африка" 7класс...