программа по истории
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

 Волоскова Марина Леонидовна

программа по истории для 6 класса с учетом стандарта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_-6.docx48.47 КБ
Файл obshchestvo-6.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 2  с углублённым

изучением отдельных предметов  п.Восточный

Омутнинского района   Кировской области

                                             «Утверждаю»

                               Директор МКОУ СОШ № 2 с УИОП

                               п.Восточный Омутнинского района
                              Кировской области

_______________________Г.В.Чушков

                               Приказ №  61/1- О  от 30.08 .2013г.

          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

      в 6 классе на 2013  – 2014  уч.год

Автор-составитель:                                                              Волоскова Марина Леонидовна, учитель истории                                                           высшей  квалификационной
категории

        

                                                      Восточный  2013

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

      Рабочая программа по истории в 6 классе. 

Количество часов в неделю – 2 часа (из них 2 часа федерального компонента  учебного плана).

Количество часов в год – 68 часов,  в соответствии с годовым календарным графиком ОУ.

Уровень изучения учебного материала – базовый.

Рабочая программа составлена на основе:

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2009; (№ 1675 Федерального перечня учебников на 2013-2014 уг.год)

Е.В.Агибалова, Г.М.Донской.  История средних веков М.: Просвещение,  2012. (№ 1660 Федерального перечня учебников на 2013-2014 уг.год)

Изучение истории на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ  6 КЛАССА

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Тема

Кол-во часов

примечание

        

1.

История средних веков – 23 часа

Введение

1

2.

Тема 1.  Западная и центральная Европа в V-VIII вв.

4

Великое переселение народов. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Империя Карла Великого

3.

Тема 2.  Средневековое европейское общество.

4

Сословный строй в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Вассалитет. Экономическое развитие Западной Европы. Крестьянская община. Средневековый город.

4.

Тема 3.  Византия и арабский мир.

3

Византийская империя.  Арабские завоевания. Католицизм, православие, ислам в эпоху крестовых походов.

 Османская империя.

5.

Тема 4.  Государства Европы в XIV-XV вв.

5

Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.. Столетняя война. Крестьянские и городские восстания Ереси. Гуситское движение .

6.

Тема 5.  Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья. (V-XV вв.)

2

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.          

7.

Тема 6.  Культурное наследие Средневековья.

3

Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья

8.

Итоговое повторение «По страницам истории средних  веков»

1

9.

История России – 45 часов

Введение

1

10.

Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности.

4

Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Восточные славяне в древности: расселение, соседи, занятия, общественный строй.

11.

Раздел 2. Русь в IX – начале XII вв. Древнерусское государство.

9

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи.. Владимир I. Крещение Руси.

 Ярослав Мудрый. «Русская Правда».

12

Раздел 3. Русские земли и княжества в XII – середине XIV вв.

16

политической раздробленности.: Владимиро-Суздальское, Киевское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская боярская республика. Борьба

против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский

13.

Раздел 4. Российское государство во второй половине XIV – XVI в.

14

Иван III.  Свержение ордынского ига. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество. 

Монгольское завоевание и русская культура. Формирование культуры Российского государства. Летописание. Книгопечатание. Иван Федоров. Московский Кремль.  Андрей Рублев.

  Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVIв. Земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Опричнина. 

14.

Итоговое повторение «По страницам древности»

1

Итого

68

 

1  Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню  подготовки выпускников.

В зависимости от уровня усвоения обучающимися отдельных  разделов и тем  программы в рабочую программу могут быть внесены изменения, т.к.  обязательный минимум содержания основных образовательных программ не предусматривает порядок изучения и количество часов.

        

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебник:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2006; 

 А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Г.А.Ртищева. История средних веков М.: Просвещение, 2007


         М
етодические пособия для учителя:  

        Б.В.Агибалова, Г.М.Донской. Методическое пособие по истории средних веков.- М., «Просвещение», 1988;

        С.К.Алиева. Всеобщая история (в таблицах и схемах).- М., «Листок», 1999;

        Е.С.Симонова Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной.- М., «Дрофа», 2004;

Л.Ж.Жукова Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 классы – М., «Дрофа», 1999.

         Медиаресурсы:

Материалы сайтов:

-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=31

-Презентации  PowerPoint –

http://iqwer.ru/powerpoint/prezentacija/istorija.htm

-Авторские презентации.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС

Дата

Примечания

по плану

факти-

чески

История средних веков – 23 часа

1.

Введение

Понятие «средние века». Хронологические рамки и периодизация.

Тема 1.  Западная и центральная Европа в V-VIII вв. – 4 часа

2.

Образование варварских государств. Государство франков в VI-VIII веках.

Великое переселение народов

3.

Христианская церковь в раннее средневековье.

Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства.

4.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Империя Карла Великого.

5.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках

Политическая раздробленность.

Тема 2. «Средневековое европейское общество» - 4 часа 

6.

Феодалы и крестьяне

Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Вассалитет. Крестьянская община

7.

Средневековый город в западной и Центральной Европе.

Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы.

8.

Католическая церковь в XI-XIII веках.

Католическая церковь. Власть духовная и светская. Ереси

9

Крестовые походы.

Католицизм, православие в эпоху крестовых походов

Тема 3. «Византия и арабский мир»– 3 часа 

10.

Византийская империя и славяне в   VI –XI веках.

Византийская империя.

11.

Арабы в VI-XI веках.

Племена Аравийского полуострова.

Возникновение ислама.  Мухаммед.

12.

Культ ура Византии и стран халифата.

Духовный мир европейского средневекового человека

Тема 4.  Государства Европы в XIV-XV вв. – 5 часов

13.

Усиление королевской власти во Франции и Англии.

Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии.

14.

Столетняя война.

Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Столетняя война. Крестьянские восстания.

15.

Образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Католицизм, православие в эпоху крестовых походов. Сословно-представительные монархии.

16.

Гуситское движение в Чехии.

Гуситское движение в Чехии.

17.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Арабские завоевания. Османская империя. 

Ислам в эпоху крестовых походов

Тема 5.  Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья. (V-XV вв.)  -2часа

18.

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.

19.

Государства и народы доколумбовой Америки.

Происхождение индейцев Америки

Тема 6.  Культурное наследие Средневековья. – 3 часа

20.

Образование, философия и литература.

Духовный мир европейского средневекового человека.

21.

Средневековое искусство  и  культура раннего Возрождения в Италии

Культурное наследие Средневековья

22.

Научные открытия и изобретения.

Культурное наследие Средневековья

23.

Итоговое повторение «По страницам истории средних  веков»

Наследие Средневековья

История России с древнейших времен до конца  XVI  века – 45 часов

24.

Введение

Что изучает история Отечества. История России- часть всемирной истории. История региона – часть истории России.

Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. – 4 часа

25.

Восточные славяне.

Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н. Восточные славяне в древности: расселение, соседи, занятия, общественный строй . 

26.

Верования восточных славян.

Язычество.

27.

Соседи восточных славян.

Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство.

28.

Соседи восточных славян.

Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Раздел 2. Русь в IX – начале XII вв. Древнерусское государство.- 9 часов

29.

Предпосылки создания Древнерусского государства.

Рюриковичи.. Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности.

30

Формирование Древнерусского государства.

Образование Древнерусского государства.

31.

Первые киевские князья.

Первые Рюриковичи

32.

Владимир Святославич. Принятие христианства.

Владимир I. Крещение Руси.

33.

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

34.

Письменный свод законов «Русская правда».

«Русская Правда».

35.

Культура Древней  Руси.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Славянская письменность.

36.

Быт и нравы Древней Руси.

Фольклор. Религиозно-культурное влияние Византии.

37.

Повторение темы «Древняя Русь».

Основное содержание раздела.

Раздел 3. Русские земли и княжества в XII – середине XIV вв.- 16 часов

38.

Начало раздробления древнерусского государства.

Княжеские усобицы.

39.

Правление Владимира Мономаха в Киеве

 Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

40.

Политические центры Руси: северо-восток Руси.

Политическая раздробленность Руси. 

Владимиро-Суздальское.

41.

Политические центры Руси: Новгородская земля.

Политическая раздробленность Руси. Новгородская боярская республика.

42.

Политические центры Руси: юго-запад Руси.

Политическая раздробленность Руси. Галицко-Волынское княжество, Киевское княжество.

43.

Повторение темы   «Русские земли в период раздробленности».

Основное содержание раздела.

44.

Создание державы Чингисхана.

Монгольское завоевание

45.

Нашествие с Востока.

Борьба против внешней агрессии в XIII

46.

Борьба Руси с западными завоевателями.

Экспансия с Запада. Александр Невский.

47.

Ледовое побоище.

Борьба против внешней агрессии в XIII. Александр Невский.

48

Русь и Золотая Орда.

Золотая Орда.

49.

Русь и Литва.

Великое княжество Литовское

50.

Культура русских земель в XII – начале  XIV вв.

Монгольское завоевание и русская культура.

51.

Культура русских земель в XII – начале  XIV вв.

Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале  XIV вв.

52.

Родной край в древности

Родной край (с древнейших времен до XIV века)

53.

Повторение темы  «Борьба с внешней агрессией».

Основное содержание раздела.

Раздел 4. Российское государство во второй половине XIV – XVI в.- 14 часов

54.

Предпосылки объединения русских земель.

 Формы землевладения и хозяйства

55.

Правление  Ивана Калиты.

Иван Калита

56.

Москва – центр борьбы с ордой.

Начало объединения русских земель

57.

Куликовская битва.

Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

58.

Московское княжество в конце XIV века.

Начало объединения русских земель

59

Создание единого  русского государства и коне ордынского владычества.

Иван III.  Свержение ордынского ига

60.

Московское государство при Иване III.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество

61.

Церковь и государство в конце XV- начале XVI века.

Роль церкви в общественной жизни.

62.

Правление Ивана Грозного.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVIв. Земские соборы.

63.

Внешняя политика Ивана Грозного.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири. Великое  Литовское  княжество. Ливонская война. Казачество.

64.

Опричнина.

Опричнина.

65.

Культура в конце XIV- начале XVI века.

Формирование культуры Российского госудырства. Летописание. Московский кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров

66.

Родной  край в древности.

Родной край второй половине XIV – XVI в

67.

Повторение темы «Московская Русь»

Основное содержание раздела.

68.

Итоговое повторение «По страницам древности»

Основное содержание раздела.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 2  с углублённым

изучением отдельных предметов  п.Восточный

Омутнинского района   Кировской области

                                             «Утверждаю»

                               Директор МКОУ СОШ № 2 с УИОП

                               п.Восточный Омутнинского района
                              Кировской области

_______________________Г.В.Чушков

                               Приказ №  61/1-О  от 30.08.2013г.

          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

      в 6  классе на 2013  – 2014  уч.год

Автор-составитель:                                                              Волоскова Марина Леонидовна, учитель истории и обществознания                                                         высшей  квалификационной
категории

        

                                                      Восточный  2013

                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

      Рабочая программа по обществознанию в 6 классе. 

Количество часов в неделю – 1 часа (1 час федерального компонента  учебного плана).

Количество часов в год – 34 часа,  в соответствии с годовым календарным графиком ОУ.

Уровень изучения учебного материала – базовый.

Рабочая программа составлена на основе:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

             

 Учебник:  Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова.  Обществознание. 6 класс -  М., Просвещение, 2009 год. (№1738 Федерального перечня учебников на 2013-2014 уч.год)

Изучение  обществознания  на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

      развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ  6 КЛАССА

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен

  • знать/понимать
  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
  • уметь
  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Тема

Кол-во часов

Примечания

1.

Раздел 1  Человек и природа

10

Взаимодействие человека и природы.

2.

Раздел 2  Человек - личность

13

Биологическое и социальное в человеке.  Мышление и речь. Личность.  Особенности подросткового возраста. Познание мира. Самопознание. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение).

3.

Раздел 3  Человек среди  других людей

10

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Общение. Межличностные конфликты.  Конструктивное разрешение конфликта

4.

Итоговое повторение

1

Итого

34

 

1  Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню  подготовки выпускников.

В зависимости от уровня усвоения обучающимися отдельных  разделов и тем  программы в рабочую программу могут быть внесены изменения, т.к.  обязательный минимум содержания основных образовательных программ не предусматривает порядок изучения и количество часов.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебник:

              Учебник:  Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова.  Обществознание. 6 класс -  М., Просвещение, 2009 год.

          Методические пособия для учителя:  

С.Н.Степанько.  Обществоведение: человек, природа, общение. Волгоград, «Учитель», 2009 год.

       

         Медиаресурсы:

Материалы сайтов:

Сеть творческих учителей. История и обществознание –

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=31

Презентации  PowerPoint

http://iqwer.ru/powerpoint/prezentacija/obshestvoznanie.htm

http://www.uchportal.ru/load/143-16-2

Авторские презентации.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС

Дата

Примечания

по плану

факти-

чески

Тема 1. «Человек и природа»   10 часов 

1

Введение

Краткая характеристика изучаемого курса. Структура учебника. Как   работать с понятиями.

2

Человек часть природы

Человек — часть природы. Цели и ценность человеческой жизни. Отличие человека от животных. Наследственность. Инстинкты

3

Индивидуальность

Индивидуальность человека.

4

Взаимодействие общества и природы

 Экология взаимодействия человека и природы.

5

Загрязнение атмосферы, воды и почвы

Проблема загрязнения окружающей среды. Загрязнение атмосферы, воды и почвы. Загрязнение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человека.

6

Охранять природу – значит охранять жизнь

Цена безответственного отношения к природе.

7

Экологическая мораль

Главные правила экологической морали.

8

Закон на страже природы

Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды

9

Граждане на защите природы

Участие граждан в природоохранительной  деятельности

10

Обобщающий урок «Человек и природа»

Основное содержание раздела

тест

Тема 2. «Человек – личность»    13 часов

11

Биологическое и социальное в человеке

Человек и растет и развивается среди других людей

12

Личность

Сильная личность, какая она?

13

Отрочество

Легко стать взрослым. Легко ли быть подростком.

Отрочество – пора мечтаний

14

Особенности подросткового возраста

Самостоятельность – показатель взрослости.

15

Познание мира. Самопознание

Познание мира и себя.  Что такое самостоятельность

16

Способности

На что ты способен.

17

Человек и его деятельность

Человек и его деятельность. Что такое деятельность. Структура  деятельности.

18

Виды деятельности

Многообразие видов деятельности.

19

Потребности

Какие бывают потребности. «Не место красит человека…»

20

Что человек чувствует, о чем мечтает

Мир мыслей. Мир чувств.

21

На пути к жизненному успеху

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессии. Поддержка близких – залог успеха.

22

Выбор жизненного пути

Выбор жизненного пути.

23

Обобщающий урок «Человек  - личность».

Человек растет и развивается среди людей. Отрочество. Познание мира и себя. Человек и его деятельность. Готовимся выбирать профессию.

тест

Тема 3. «Человек среди других людей»  10 часов

24

Человек и его ближайшее окружение

Человек среди других людей. Роль чувств  в отношении между людьми.

25

Межличностные отношения

Межличностные отношения. Соперничество и сотрудничество

26

Социальные группы

Какие бывают группы. Социальные группы

27

Группы формальные и неформальные

Одноклассники, сверстники, друзья. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером.  Санкции

28

Общение

Что такое общение. Цели общения. Средства общения.

29

Общение со сверстниками

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание – золото».

30

Межличностные конфликты

Причины возникновения конфликтов. Варианты поведения в конфликтных ситуациях.

31

Конструктивное разрешение конфликтов

Открытый конфликт. Как победить обиду и установить контакт.

32

Агрессивное поведение

Межличностные отношения. Групповые нормы. Поощрения и наказания.

33

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей».

Основные положения темы

тест

34

Итоговое повторение

«Человек в обществе» 1 час

Человек и природа. Человек – личность. Человек среди других людей

Защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...