Главные вкладки

    Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Учебник Кравченко
    рабочая программа (обществознание , 6 класс) по теме

    Ильина Наталья Сергеевна

    Рабочая программа по обществознанию. 6 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu._6_klass.doc101.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    У Т В Е Р Ж Д А Ю

    Директор МОУ СОШ № 3 г. Твери

    _______________________ Н.А. Бруставецкая

    «___» _______________________ 2012 год

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по предмету «Обществознание»

    6 «А, В» классы

    Программа разработана

    Ильиной Н.С., учителем обществознания

    на основе программы Кравченко А.И., Хромовой И.С.

    Тверь

    2012 год

    Пояснительная записка

                Рабочая программа на ступени основного общего образования направлена на достижение следующих целей:

    • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
    • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
    • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
    • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
    • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

    Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

    • содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
    • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
    • воспитание гражданственности и любви к Родине;
    • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;
    • выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
    • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
    • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
    • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

               Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Русское слово» (А. И. Кравченко, Е. А. Певцова), который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

    Учебника:

    1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 10-е изд., испр. И доп. - М.:  ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.  Рекомендовано Министерством образования и науки  РФ.

    Рабочей  тетради:

    1. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 6 класс». М.: «Русское слово», 2009

    Пособия:

    1. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 6 класс.

    2. Кравченко А.И Задачник по обществознанию 6 класс

           3. Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 6 класс (к учебникам А.И.Кравченко)

    Данный УМК содержит обязательный минимум образования по обществознанию.

               Рабочая   программа по обществознанию для  6 класса  рассчитана на  35 учебных часов в год, по 1 часу в неделю. Изучение курса позволит заложить у учащихся основы знаний, необходимых для изучения общественных проблем в старших классах; позволит ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; будет способствовать определению учащимися места в мире и выработке жизненной стратегии; будет способствовать формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

                Интегрированный курс обществознания позволяет преодолеть распад системы межпредметных и межкурсовых связей, нарушение связи между учебной и воспитательной работой.

               Рабочая программа предусматривает осуществление  межпредметных   и  внутрипредметных  связей.

              Курс обществознания в 6 классе являются началом системного изучения учащимися обществоведческих дисциплин.  Данный курс  представляет единство научного, дидактического, методического и воспитательного начала. Он даёт учащимся необходимые знания по всему кругу общественных дисциплин, умения разбираться в определенных жизненных ситуациях, включает методический аппарат, призванный с помощью заданий и вопросов закрепить пройденный материал, усвоить понятия и уметь найти решения в конкретных жизненных ситуациях.

    Преподавание обществознания в 6 классе ориентировано на  анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества.

    В познавательной деятельности на уроках используются современные личностно-ориентированные педагогические технологии. Учащиеся вовлекаются в практические и лабораторные занятия с решением проблемных заданий, с  самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений.

    Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.

    Формы итоговой аттестации: контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде выполнения тестовых заданий различных типов, решения задач.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Учащиеся должны знать:

    • понятия: общество, страна, государство; сферы общества (экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику: что такое сообщество, организации, семья, школа;
    • кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определение «экономика»;
    • что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков;
    • как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних; труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях);
    • историю понятия Гражданин, определение гражданина и гражданства, что такое закон «О гражданства», отличительные черты Российского государства»;
    • понятия – право, источники права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятие ответственности, преступления, уголовной ответственности;
    • понятие «конституция», значение конституции в государстве, Содержание и форма основного закона РФ, что такое власть, разделение властей, президент, Совет Федерации, Государственная Дума, местное самоуправление;
    • что такое мораль, сходства и различия морали и права, представления о добре и зле, соотношение права и добра.

    Учащиеся должны уметь:

    • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
    • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
    • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
    • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
    • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
    • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
    • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
    • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
    • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

            Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
    • совершенствования собственной познавательной деятельности;
    • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
    • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
    • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
    • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
    • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
    • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
    • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

    Содержание учебной программы

    Раздел  I ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (6 часов + 1)

    Тема 1. Что такое общество?

    Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

    Общество — целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

    Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

    Тема 2. Происхождение и развитие человека.

    Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек — биосоциальное существо.

    Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

    Основное понятие темы: человек — биосоциальное существо.

    Тема 3. Исторические ступени развития общества

    Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

    Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс.

    Тема 4. Современное общество

      Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.

    Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

    Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

    Тема 5. Человечество как сумма поколений

    Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

    Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

    Тема 6. Человек, общество, природа

    Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

    Основные понятия темы: биосфера; экология; экологический кризис; охрана природы.

    Повторение и обобщение по разделу «Общество и человек»  (1 час)

    Раздел  II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (6 часов + 1)

    Тема 7. Что такое экономика?

    Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.

    Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель.

    Тема 8. Рынок

    Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

    Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.

    Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?

    Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

    Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.

    Тема 10. Домашнее хозяйство

    Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

    Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.

    Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.

    Тема 11. Экономическая деятельность подростков

    Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.

    Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

    Основные понятия темы: молодежная экономика; карманные деньги.

    Тема 12. Труд с точки зрения закона

    Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

    Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.

    Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

    Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработная плата; пенсия.

    Повторение и обобщение по разделу «Экономическая сфера общества» (1час)

    Раздел III  СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА  (3 часа + 1)

    Тема 13. Социальная структура общества

    Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.

    Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.

    Тема 14. Семья

    Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи.

    Основные понятия темы: семья; брак.

    Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе

    Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

    Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

    Повторение и обобщение по разделу «Социальная сфера общества» (1 час)

    Раздел  IV.  ПОЛИТИКА И ПРАВО (5 часов + 1)

    Тема 16. Государство и граждане

    Государство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

    Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

    Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

    Основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.

    Тема 17. Право на службе человека

    Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

    Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.

    Тема 18. Конституция — Основной закон страны

    Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации — высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

    Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

    Тема 19. Право и правопорядок

    Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

    Основные понятия темы: законность; правопорядок.

    Тема 20. Как защититься от несправедливости

    Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.

    Основное понятие темы: правосудие.

    Повторение и обобщение по разделу «Политика и право» (1 час)

    Раздел  V.   ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (3 часа)

    Тема 21. Наука и образование

    Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

    Основные понятия темы: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание.

    Тема 22. Мораль

    Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.

    Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.

    Тема 23. Идеал и ценности

    Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.

    Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.

    Раздел  VI.  РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ  (4 часа+1)

    Тема 24. Ребенок в семье

    Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

    Основное понятие темы: детство.

    Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

    Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания — решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.

    Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

    Основные понятия темы: дети; родители.

    Тема 26. Ребенок в школе

    История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

    Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.

    Тема 27. Друзья и ровесники

    Дружба. Отношения дружбы. Верность.

    Основные понятия темы: дружба; верность

    Повторение и обобщение по разделу «Ребёнок в обществе» (1 час).

    Итоговое повторение и обобщение (1 час).

    Перечень учебно-методического обеспечения

    1. Биянова Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс. - М.: ВАКО, 2010. 160 с.
    2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 10-е изд., испр. И доп. - М.:  ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.  Рекомендовано Министерством образования и науки  РФ.
    3. Кравченко А.И., Хромова И.С. Обществознание. Программа курса для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2006. Допущено Министерством образования РФ.
    4. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 6 класс»

    Список литературы

    Для учителя

    1. Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160с.
    2. Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М,: Просвещение, 1998. – 188с.
    3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005. – 48с.
    4. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.ред Л.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. – 304с.
    5. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. – 80с.
    6. Пудовина Е.И., Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 64с.
    7. Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/Л.Г.Жукова, А.В.Журавский, А.В.Пименов, Н.В. Шабуров. – М,: Дрофа, 1997. – 272с.
    8. Фалькович Т.А., Шупина Т.И., По законам добра: Изучаем Конституцию Российской федерации. М.: 5 за знания, 2006. – 144с.

    Для учащихся

    1. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
    2. Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 128с.
    3. Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
    4. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.
    5. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
    6. Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.
    7. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.
    8. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. /Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004
    9. Энциклопедия для детей. Т12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
    10. Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.
    11. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по обществознанию. (К учебнику Л. Боголюбова, 10 класс, профильный уровень)

    Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию в 10 классе, профильный уровень....

    1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова

    Рабочая программа  Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...

    2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова

    Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ К УЧЕБНИКУ БОГОЛЮБОВА 10 КЛАСС

    Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных...

    Рабочая программа к 6 классу.Учебник Spot Light .

    Данная рабочая программа 6 класс к учебнику Spot Light составлена с учётом требований ФГОС, содержит основательную пояснительную записку....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ К УЧЕБНИКУ БОГОЛЮБОВА Л.Б.( ФГОС)

    ДАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА В СООТВЕТСВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...