Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
календарно-тематическое планирование (обществознание , 6 класс) по теме

Нуралиев Назир Габибуллаевич

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6_kl.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка, обществознание 6 класс.

              Рабочая программа по обществознанию  для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004 года), Примерной программы по обществознанию, программы к завершенной предметной линии учебников по обществознанию для 5 – 9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова, М., «Просвещение», 2011 год.

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что содействует первичной социализации  подростков, дает им знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для их возраста проблемы жизни и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми.

Особенность построения курса состоит в том, что он носит пропедевтический характер, поэтому на данном этапе, необходимо обеспечивать преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

    Цель курса:

Формирование у подростков доступных их возрасту знания об обществе и человеке, необходимых им для социальной адаптации в период взросления.

      Задачи курса:

- овладение учащимися умения получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

- освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства

- формирование  у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни,  для решения типичных задач в области социальных отношений,  для осуществления гражданской и общественной  деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,  а также в семейно-бытовой сфере,  для соотнесения собственного поведения и  поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.

На основании базисного учебного плана на курс  «Обществознание» в 6 классе отводится 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Требования к результатам обучения.

Личностные результаты:

 - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;  на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:


познавательные

формулировать поисковый запрос,

планировать и осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы и интернет-источников;

структурировать информацию с использованием простых таблиц, схем;

формулировать выводы из изложенных фактов,

строить речевое высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;

владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов научно-популярного стиля речи;

сворачивать текстовую информацию (ключевые слова, план, сжатый пересказ);

выдвигать  и проверять предположения;

использовать для сообщения различные формы: текст, рисунок, таблица, схема, мультимедийная презентация.

регулятивные

осуществлять текущий контроль и оценку своей деятельности, сравнивать запланированный  и полученный продукт, оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев;

воспринимать и использовать критику и рекомендации других (учителя, одноклассников);

коммуникативные

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

формулировать и высказывать собственное мнение, аргументируя его,

договариваться, работая в группе;

участвовать в дискуссии, диалоге, учитывая позиции других участников,

уметь контролировать действия партнёра в группе.

                                                      

Предметные результаты:

ученик научится

 ученик получит возможность

объяснять ключевые понятия курса, находить нужную социальную информацию в различных источниках, применять полученные знания для анализа конкретных ситуаций.

расширить знания и представления о человеке, о видах его деятельности, прежде всего трудовой и познавательной, их роли в формировании личности и развитии общества; о потребностях человека, содержании их видов; о влиянии внутренних и внешних факторов на формирование личности подростка; ориентироваться на понимание причин успеха в жизни; расширить круг сведений о важнейших социальных институтах «Семья» и «Школа», их роли в жизни человека; наполнить конкретным содержанием такие понятия, как Родина, патриотизм, патриот, гражданин, добро;

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

Формы контроля

Метапредметные

Проектные работы, создание презентации, написание эссе, структурирование информации

Предметные

Тесты, работа с понятиями, таблицами, схемами, практические, самостоятельные проверочные работы, решение познавательных и проблемных задач

Учебно  – тематический план курса.

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Введение.

1 час

2

Человек

8 часов

3

Семья

5 часов.

4

Школа

5 часов

5

Труд

5 часов

6

Родина

6 часов

7

Добродетели

4 часа

8

Итоговое повторение

                    1 час

Основные формы учебной деятельности школьников: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Основные виды работы на уроке:

Работа с текстом учебника (составление плана текста, отбор ключевых слов, пересказ и т.д.)

Работа с текстами источников

Работа с иллюстрациями

Работа с кластерами

Работа над проектом (в группе)

Подготовка докладов и публичных выступлений с использованием дополнительных материалов

Работа с электронными носителями информации (поиск информации, составление презентаций, выполнение интерактивных тестов)

Основные методы контроля: тест, диктант, устный опрос, беседа, самостоятельная работа.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в виде контрольных тестов, создание индивидуальных и групповых проектов.  

Перечень учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Обществознание, 6 класс. Боголюбов Л.Н., Виноградов Н.Ф. Мин. Образования и науки РФ; 2011 г.

Учебник, учебное пособие

Обществознание, 6 класс: учебник .для 6 кл. общеоб. учрежд./ Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградов. – Просвещение, 2008.

Рабочая тетрадь для обучающихся

Боголюбов Л.Н. Обществознание: рабочая тетрадь для 6 кл./ Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградов. – М., 2009.

Электронное  приложение к УМК

ЦОР к учебнику «Обществознание. 6 класс»                      (автор А. Кравченко) 2010 г.

Дидактический  материал

Иллюстрации, схемы, таблицы, дополнительная литература.

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

тесты, самостоятельные работы, проверочные работы, практические работы, игры

Методическое  пособие с поурочными разработками

Боголюбов Л.Н. Обществознание: рабочая тетрадь для 6 кл./ Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградов. – М., 2009.

Список  используемой литературы

Кравченко, А.И. Изучаем общество: пособие для учителя / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М., 2008. – 189с.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1. Ресурсы сайта ФЦИОР

2. Ресурсы сайта ЕКЦОР

Календарно-тематическое планирование по обществознанию, 6 класс

№ п\п

№ в теме

Дата

Тема

Основное

содержание

урока

Планируемые предметные результаты

Используемые ресурсы

Основные виды

учебной

деятельности

Объекты и формы текущего контроля

план

факт

1

1

Введение.

Что изучает курс «Обществознание».

Знакомство со структурой учебника.

Понятия: общество

Объяснение понятия «общество», назначение предмета «Обществознание»

Учебник

Разбор понятия «общество», знакомство с содержанием и структурой учебника, формулирование основных задач курса

Устный опрос

Тема 1. Человек (8 часов)

2

1

Человек родился

Зачем человек рождается.

Возрастные периоды жизни человека.

Что человек наследует от своих родителей.

Понятия: человек, наследственность

Характеристика биологического и социального в природе человека, возрастных периодов его жизни, отличие наследственных черт от приобретенных

Схема, учебник, таблица

Анализ текста учебника, составление схемы «Биологическое и социальное в природе человека», сравнительной таблицы «Свойства человека и животного»

§1, задания в рабочей тетради, заполнение схемы, таблица

3

2

Личность

Что такое личность.

Индивидуальность.

Сильная личность.

Понятия: личность, индивидуальность

Определение социальных параметров личности и сильной личности

Учебник, кластер

Чтение и анализ текста учебника и дополнительных материалов, составление кластеров «Личность», «Сильная личность»

§2, сообщения о выдающейся личности, оформление кластера

4

5

Отрочество

Легко ли быть подростком.

Отрочество – пора мечтаний.

Самостоятельность – показатель взрослости.

Понятия: подросток, отрочество

Характеристика важнейших особенностей психофизического развития подростка, значение подросткового периода в формировании личности человека и гражданина

Учебник, презентация, схема

Чтение и анализ текста учебника, составление кластера «Отрочество», анализ ситуаций по проявлению самостоятельности как показателю взрослости подростка

§3, примеры проявления самостоятельности подростков, оформление кластера

5

4

Познание мира

Познание мира и себя.

Что такое самопознание.

На что ты способен.

Понятия: способности, самопознание, самооценка, сознание

Характеристика особенностей познания как одного из важнейших видов деятельности человека, его способы и значение для формирования личности и развития общества

Учебник, схема

Чтение и анализ текста учебника, составление схемы «Познание мира», кластера «Самопознание», написание мини – сочинения «Мои способности»

§4, заполнение схемы, проект «Мои способности»

6-7

5-6

Деятельность человека

Что такое деятельность.

Структура деятельности.

Многообразие видов деятельности.

Понятия: деятельность, труд, цель, результат

Знакомство с видами и структурой деятельности человека, показ связи между деятельностью и формированием личности, роль знаний и умений как условий успешной деятельности

Учебник, презентация «Структура деятельности» , схема

Беседа по вопросу «Деятельность», составление схемы «Виды деятельности», комментарий презентации «Структура деятельности», анализ конкретных ситуаций по теме

§5, выполнение заданий в рабочей тетради, терминологический диктант, решение ситуационных задач по теме

8

7

Потребности

Что такое потребности.

Какие бывают потребности.

Мир мыслей.

Мир чувств.

Понятия: потребности, духовный мир человека, мысль, чувства

Знакомство с потребностями человека,  классификаций их видов и содержанием каждого, индивидуального характера потребностей, влияние потребностей на деятельность человека

Учебник, схема

Разбор понятия «потребности», чтение текста учебника, составление схемы «Потребности», коллективное обсуждение вопроса «Потребности здорового человека и человека с ограниченными возможностями»

§6, заполнение схемы, устный опрос

9

8

Практикум по теме: «Человек»

Знать основные положения раздела

Выполнение индивидуальных заданий в рабочих тетрадях по теме

Тема 2. Семья (5 часов).

10

1

Семья – ячейка общества

Понятие семья.

Семья и государство.

Какие бывают семьи.

Понятия: семья

Расширение знаний подростков о семье и семейных отношениях, видах семьи, влиянии семейных ценностей и норм на формирование личности, роли государства в жизни современной семьи

Учебник, схема, презентация

Чтение и анализ текста учебника, составление кластера «Семья», схемы «Какие бывают семьи», решение несложных практических заданий по данной теме, составление плана ответа на вопрос «Семья и государство»

§7, словарная работа, выполнение индивидуальных заданий в рабочей тетради,  сочинение «Моя семья»

11

2

Семейное хозяйство

Семейные заботы.

Каким должен быть хозяин дома.

Как хозяйствовать по правилам.

Понятия: экономика, ресурсы семьи

Формирование представления о семейном хозяйстве как совместном труде членов семьи, в том числе и подростка, влияние правильного распределения обязанности в семье и знание способов рационального ведения на состояние хозяйства современной семьи

Учебник, схема

Чтение и анализ текста в учебнике, составление кластера «Рачительный хозяин», нахождение ответа на вопрос «Как хозяйствовать по правилам», написание мини – сочинения «Мой вклад в хозяйство семьи»

§8, устный опрос, схема

12-13

3-4

Свободное время

Что такое свободное время.

Свободное время и занятие физкультурой.

Свободное время и телевизор.

Что такое хобби.

Значимость здорового образа жизни.

Понятия: свободное время, хобби

Формирование у подростков представления о влиянии организации свободного времени на формирование и развитие личности

Учебник, презентация

Анализ содержания понятия «свободное время», составление кластера, оформление стенда «Свободное время учащихся нашего класса»

§9, плакат «Свободное время подростка»

14

5

Практикум по теме: «Семья»

Знать основные положения темы

Выполнение индивидуальных заданий в рабочих тетрадях по теме

Защита проектных работ

Тема 3. Школа (5 часов)

15-16

1-2

Образование в жизни общества

Школьное образование.

О чем рассказала бабушка.

Чему учит школа.

Учись учиться.

Понятия: образование, самообразование

Формирование представления о роли образования в жизни человека и его значении в развитии общества; характеристика учебы как основного труда школьника, влияние самообразования на познавательную деятельность человека и уровень образованности

Учебник, схема

Написание мини – сочинения  «Зачем человек учится», работа с понятием «образование», анализ схемы в учебнике «Ступени школьного образования», письменный ответ на вопрос «Самообразование человека», исследование «Моя учеба: успехи и трудности»

§10, мини – сочинение, схема, проект

17-18

3-4

Одноклассники, сверстники, друзья

Ты и другие ребята.

Слово не воробей.

Понятия: сверстники, межличностные отношения

Формирование представления об особенностях межличностных отношений подростка с окружающими; понимание значения умения общаться для выстраивания взаимоотношений между людьми и собственных усилий человека в этом виде социальных связей

Учебник

Чтение текста в учебнике, анализ конкретных ситуаций по теме, написание мини – сочинения «Я и одноклассники», выработка памятки «Учимся общаться»

§11, проект, мини – сочинение

19

5

Практикум по теме: «Школа»

Знание основных положений раздела

Выполнение индивидуальных заданий в рабочих тетрадях по теме

Индивидуальные задания в рабочей тетради

Тема 4. Труд (5 часов)

20

1

Труд основа жизни

Каким бывает труд.

Что создается трудом.

Как оценивается труд.

Богатство и бедность.

Понятия: труд, товар, благотворительность, меценатство

Формирование представления о значении трудовой деятельности для личности и общества; характеристика особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; способов оценки результатов труда и выявления связи между собственными усилиями и результатами труда человека

Учебник, схема

Работа с понятием «труд», оформление письменного ответа на вопрос «Значение трудовой деятельности для человека и общества», составление схем «Виды труда», «Оценка труда»

§12, мини – сочинение, схема, исследование «Труд вчера и сегодня»

21

2

Труд и творчество

Что такое творчество.

Мастер и ремесленник.

Творчество в искусстве.

Понятия: творчество, мастер

Умение различать понятия «ремесло» и «творчество», нахождение связи между трудом и творчеством, их ролью в самовыражении личности и влиянии на развитие общества

Учебник, презентация

Чтение и анализ текста в учебнике, разбор понятия «творчество», нахождение отличий мастерства от ремесла на основе анализа рисунков в учебнике

§13, проект «Мои творческие способности», схема

22-23

3-4

На пути к жизненному успеху

Слагаемые жизненного успеха.

Выбор профессии.

Выбор жизненного пути.

Поддержка близких – залог успеха.

Понятия: образ жизни, смысл жизни, призвание

Формирование представления о слагаемых жизненного успеха человека, понимание роли каждого из них в достижении поставленной цели, в том числе в достижении успехов в учебной деятельности

Учебник, презентация

Анализ конкретных ситуаций и формирование понятий «успешный», «неуспешный человек», чтение текста в учебнике, составление плана – конспекта по вопросу «Слагаемые жизненного успеха человека»

§14, схема, памятка, индивидуальные сообщения

24

5

Практикум по теме: «Школа»

Знание основных положений раздела

Выполнение индивидуальных заданий в рабочих тетрадях по теме

Тема 5. Родина (6 часов)

25

1

Россия – федеративное государство

Наша Родина Россия.

Русский язык – государственный.

За что мы любим свою страну.

Понятия: патриот, патриотизм, субъекты РФ

Расширение и углубление представлений учащихся о России как федеративном государстве через введение понятия «субъект РФ», классификацию их статуса, необходимость сохранения единства и целостности территории нашей страны

Учебник, карта, презентация

Проведение словарной работы, нахождение на карте РФ ее субъектов, определение их статуса, подбор доказательств, что РФ – многонациональное государство, чтение и анализ текста в учебнике, нахождение ответа на вопрос «Кто такой патриот»

§15, устный опрос, индивидуальные сообщения

26

2

Символика России

Герб России.

Флаг России.

Гимн России.

Понятия: герб, флаг, гимн, геральдика

Расширение и углубление знаний о символах РФ, истории их происхождения

Учебник, презентация

Чтение и анализ текста в учебнике, организация словарной работы: геральдика, флаг, герб, гимн. Просмотр и комментарии презентации «Символы РФ», представление кратких сообщений об истории их создания

§16, презентация
, индивидуальные сообщения

27

3

Быть гражданином

Гражданин.

Права и обязанности граждан России.

Моя хата с краю?

Понятия: гражданин, референдум, выборы, права, обязанности

Объяснение смысла понятия «гражданин». Расширение и углубление представлений учащихся о гражданине как человеке, обладающим правами и добросовестно выполняющим свои обязанности

Учебник, схема

Организация словарной работы: гражданин, референдум, выборы, права, обязанности. Чтение и анализ текста в учебнике, заполнение схемы «Права и обязанности граждан РФ», иллюстрация их примерами

§17, кластер, схема

28-29

4-5

Мы - многонациональный народ

Мы – дети разных народов, мы – один народ.

Многонациональная культура России.

Что такое национальность.

Понятия: Конституция, национальность, толерантность

Формирование представления о России как многонациональном государстве, понимание важности толерантного отношения к людям разных национальностей

Учебник, презентация

Подбор доказательств, что РФ – многонациональное государство. Раскрытие понятия «толерантность», подбор примеров проявления толерантного отношения к людям разных национальностей

§18, творческие работы

30

6

Практикум по теме: «Родина»

Знание основных положений раздела

Выполнение индивидуальных заданий в рабочих тетрадях по теме

Тема 6. Добродетели (4 часа)

31

1

Мораль в жизни человека

Что такое добро.

Кого называют добрым.

Доброе – значит хорошее.

Главное правило доброго человека.

Понятия: добро, мораль, золотое правило морали

Объяснение понятий: «добро», «мораль», «золотое правило морали», понимание их роли как важных регуляторов общественной жизни поведения человека

Учебник

Анализ ситуаций для объяснения понятия «добро», составление характеристики доброго человека, оценка конкретных поступков людей с точки зрения золотого правила морали, написание мини – сочинения «Мой добрый поступок»

§19, исследование, ситуационные задачи

32

2

Быть смелым

Что такое страх.

Смелость города берет.

Имей смелость сказать злу «Нет».

Понятия: страх, смелость

Распознавание проявлений смелости и страха в житейских ситуациях, понимание необходимости противодействия злу

Учебник

Иллюстрация примерами из собственной жизни и жизни других людей проявлений страха и смелости. Участие в дискуссии по вопросу «Можно ли преодолеть страх»

§20, ситуационные задачи, устный опрос

33

3

Что такое человечность

Гуманизм – уважение и любовь к людям.

Прояви внимание к старикам.

Понятия: гуманизм, нравственные заповеди

Распознавание проявлений человечности, гуманизма в поступках людей, понимание их роли в повседневной жизни человека

Учебник

Анализ ситуаций для объяснения понятия «человечность». Подбор и оценка конкретных поступков из собственной жизни и жизни окружающих с позиций гуманизма  

§21, индивидуальные сообщения, коллаж

34

4

Практикум по теме: «Добродетели»

Знание основных положений раздела

Выполнение индивидуальных заданий в рабочих тетрадях по теме

35

1

Итоговое тестирование по курсу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс

рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

Рабочая программа по обществознанию 5 кл ФГОС (Боголюбов Л.Н.)

Рабочая программа в соотвествии с ФГОС...

Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)

В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения....