Календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс).
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_obshchestvoznanie.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО Протокол №1 от 29. 08. 2013г. Руководитель МО ___________________________ | Согласовано на МС Протокол №1 от 30. 08. 2013г. Зам. директора по УВР __________________________ | Утверждаю Директор МБУ СОШ №75 ___________С. А. Гервасьева «_____»________________2013г. |
Календарно - тематическое планирование
уроков обществознания в 9 «А, Б» классах
1 час в неделю (34 часа в год)
Составлено на основе следующего документа:
Федеральный компонент государственного стандарта по обществознанию
Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы
Программа: Обществознание 6-9 классы. Москва: «Просвещение», 2010
Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И, Иванова Л. Ф., Матвеева А. И.
Обществознание, 6-9 классы Москва: «Просвещение», 2010
Учебник: Обществознание Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И, Иванова Л. Ф., Матвеева А. И.
9 класс. Москва: «Просвещение», 2011
Составила: учитель истории Тюлькина Н. А.
Пояснительная записка по обществознанию, 9 класс.
Программа предназначена для 9-го класса. Учебно-методический комплекс составлен на основе программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-9 классы. Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И.Москва: «Просвещение», 2010 год. Учебник: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И. Обществознание. 9 класс. Москва: «Просвещение», 2010 год. Программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часа).
Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
- способы взаимодействия человека с другими людьми;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Календарно – тематическое планирование по обществознанию, 9 класс.
№ п/п | основное содержание темы | кол-во часов | тип урока | форма урока | основные термины, понятия | требования к ЗУН | контроль | № учебной недели |
Тема 1. Политика и социальное управление. (13 ч.) | ||||||||
1 | Политика и власть.
| 1 | урок изучения нового материала | лекция с элементами беседы, составление схемы | Основные направления политики. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Властные отношения и социальная иерархия. | Давать определение понятий: власть, политика, управление, разделение властей; знать характерные черты политической сферы общества. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. | беседа, & 1 | 1 |
2- 3 | Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. | 2 | урок изучения нового материала, урок обобщения и закрепления | беседа, интегрированный урок с опорой на исторические знания | Определение политической системы общества. Признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Причины и условия появления государства. Внешние и внутренние функции государства. Виды монополии государства: общие и частные. | Понятия: государство, политическая система общества, функции государства. Знать основные признаки государства, причины зарождения государства, теории происхождения государства. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 2 | 2-3 |
4 | Зачет № 1. Формы государства: территориально-государственное устройство. | 1 | комбинированный урок | рассказ, работа с материалами учебника | Форма государства: форма правления, форма устройства, политический режим. Территориально-государственное устройство. | Формы устройства государства: сходства и различия. Унитарное государство, конфедерация. Федерация, ее признаки. Особенности правового статуса субъектов. Россия как федерация. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 2 | 4 |
5 | Формы государства: формы правления. | 1 | комбинированный урок | рассказ, работа с материалами учебника | Классификация форм правления. Природа и сущность республики. Законодательная и исполнительная ветви власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская). | Понятия: форма правления, монархия, республика, признаки форм правления, сходства и различия. Приводить примеры государств с различной формой правления, составлять схемы органов власти, называть их полномочия и принцип формирования. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 2 | 5 |
6 | Политический режим. | 1 | комбинированный урок | рассказ, работа с материалами учебника | Сущность и классификация политических режимов. Тоталитаризм, диктатура, демократия. Структура парламента Демократия, ее развитие в современном мире. | Знать понятия: политический режим, типы режимов. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм Анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности, сравнивать политические режимы. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 3 | 6 |
7 | Правовое государство. Разделение властей. | 1 | урок – изучение нового материала | школьная лекция | Государство как основной политический институт. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Разделение властей. Условия и пути становления правового государства в РФ. | Понятия: правовое государство, разделение властей. Называть признаки правового государства, приводить примеры реализации признаков в жизни современных государств. Объяснять принцип разделения властей, называть органы власти в соответствии с принципом, объяснять их полномочия. Приводить примеры органов власти в РФ. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 4 | 7 |
8 | Зачет № 2. Гражданское общество. Местное самоуправление. | 1 | урок изучения нового материала | школьная лекция с элементами беседы, работа с текстом учебника | Признаки гражданского общества. Гражданское общество. Условия и пути становления гражданского общества. Борьба за гражданские права. Местное самоуправление как атрибут гражданского общества. Муниципальная собственность. | Понятия: гражданское общество, институт гражданства, граждане, их правовой статус. Анализировать взаимоотношения государства и общества, приводить примеры участия граждан в решении социальных проблем. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 5 | 8 |
9 | Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. | 1 | урок изучения нового материала, урок обобщения и закрепления знаний | урок – рассказ с элементами беседы | Участие граждан в политической жизни. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Роль референдума в политической жизни. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. | Понятия: свобода слова, голосование, электорат, политическая партия, политический экстремизм, сущность активного и пассивного избирательного права, референдум; участие в политической жизни страны. Называть политические права граждан и условия их реализации. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 6 | 9 |
10- 11 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. | 2 | урок изучения нового материала, урок обобщения и применения знаний | урок – рассказ, работа с материалами СМИ | Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе. | Понятия: политическая партия, функции партий; основные подходы к классификации партий. Приводить примеры политических партий в РФ. Объяснять роль политических партий в жизни общества.. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 7 | 10-11 |
12 | Зачет № 3. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. | 1 | комбинированный урок, практикум | работа с материалами СМИ | Средства массовой информации. Роль СМИ в предвыборной борьбе. | Понятия: политика, СМИ, «четвертая власть». Объяснять процедуру участия граждан в жизни общества через СМИ. Называть СМИ и определять их роль в политической жизни. Объяснять способы влияния СМИ. Приводить примеры участия СМИ в предвыборной борьбе. | устный опрос, дополнительный материал | 12 |
13 | Урок обобщения: «Роль политики в жизни общества». | 1 | контрольно-проверочный урок | тестирование, работа с документами | Терминология раздела «Политическая власть». | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | тест, дифференцированные карточки | 13 |
Тема 2. Право. (21 ч.) | ||||||||
14 | Право, его роль в жизни общества и государства.
| 1 | урок изучения нового материала | школьная лекция с элементами беседы | Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права. Система права. Право, его роль в жизни общества и государства Субъекты права. | Понятия: социальные нормы и их видовое разнообразие; Знать, что такое право, объяснять значение права в жизни общества; называть основные признаки права; Объяснять сущность права, раскрывая сущность основных отраслей российского права Уметь: объяснять отличия права от других социальных норм. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 8 | 14 |
15 | Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. | 1 | комбинированный урок | беседа, работа с текстом учебника | Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Система законодательства Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления) Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. | Понятия: норма права, система права, нормативно-правовой акт, система законодательства, акт, указ, закон, постановления – их сходства и отличия; естественное право, позитивное право. Анализировать и различать различные виды нормативно-правовых актов, анализировать поведение участников правоотношений. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 8 | 15 |
16 | Зачет № 4. Понятие правоотношения. | 1 | урок –изучения нового материала | урок – беседа, практикум | Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. | Знать понятия: правоотношения, виды правоотношений, субъекты права. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 9 | 16 |
17 | Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. | 1 | урок изучения нового материала | Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности Виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды. | Понятия: правонарушение, юридическая ответственность, проступок, преступление, вина, соучастники, признаки преступления, презумпция невиновности. Объяснять отличие проступка от преступления, обстоятельства, исключающие преступность деяния. Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные задачи. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 10 | 17 | |
18 | Правоохранительные органы. Судебная система РФ. | 1 | Правоохранительные органы. Структура и функции правоохранительных органов России Структура и функции судебной власти Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат власти и граждан. | Знать понятия: Правоохранительные органы, судебная система, адвокатура, прокуратура. Знать функции прокуратуры, суда, правоохранительных органов, приводить примеры. Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 11 | 18 | ||
19 | Конституция Российской Федерации. | 1 | комбинированный урок | практикум: работа с текстом учебника и конституцией | Конституция как основной закон государства, ее структура. Отличие Конституции от остальных законов страны. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. | Знать особенности и структуру Конституции; способы реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. Знать, что Конституция обладает высшей юридической силой; провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; базируется на ценностях нравственных демократических, патриотических. Анализировать тексты. | устный опрос, задания в рабочей тетради, &12 | 19 |
20 | Зачет № 5. Основы конституционного строя РФ. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | 1 | комбинированный урок | урок – беседа, работа с тестом учебника | Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Институт президентства в России. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | Понятия: законодательная и исполнительная власть, федеративное устройство государства, органы власти – парламент, президент, правительство, суд. Объяснять особенности законодательной власти в современной России. Анализировать местное самоуправление региона. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 13 | 20 |
21 | Понятие прав, свобод и обязанностей. | 1 | комбинированный урок | урок – беседа, работа с текстом учебника | Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод человека, их защита. | Понятия: права, свободы, обязанности, уполномоченный по правам человека. Разъяснять сущность правового статуса личности. Объяснять причины и сущность влияния международных документов на утверждение прав гражданина. Приводить примеры. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 14 | 21 |
22 | Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | 1 | комбинированный | работа с текстом Конституции, практикум | Гражданин – человек, имеющий права. Права человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. | Анализировать текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 15 | 22 |
23 | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | 1 | комбинированный урок | практикум, урок – беседа | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав и свобод ребенка. | Понятия: статус личности, права ребенка. Знать особенности прав ребенка, называть органы власти, контролирующие выполнение прав ребенка. Анализировать и объяснять особенности правового статуса несовершеннолетних. Высказывать собственную точку зрения. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 15 | 23 |
24 | Зачет № 6. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ. | 1 | урок – изучения нового материала | школьная лекция | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. | Знать органы власти, которые гарантируют защиту прав и свобод человека, процедуру обращения, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Анализировать ситуации нарушения прав человека. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 15 | 24 |
25- 26 | Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско- правовых договоров. Права потребителей. | 2 | урок изучения нового материала урок обобщения и закрепления знаний | школьная лекция с элементами беседы работа с текстом учебника | Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Потребитель изготовитель, услуги, Закон «О защите прав потребителя». | Понятия: имущественные правоотношения, основные виды договоров, сущность института права собственности. Права потребителя, механизм защиты прав потребителя. Разъяснять правила поведения участников договорных отношений; защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке. Решение практических познавательных задач. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 16 | 25-26 |
27 | Право на труд и трудовые правоотношения, Трудоустройство несовершеннолетних. | 1 | комбинированный урок | урок – рассказ с элементами беседы | Право на труд и трудовые правоотношения, Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. | Понятия: трудовое право, трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа трудовые правоотношения, их особенности; правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, льготы для несовершеннолетних. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 17 | 27 |
28 | Зачет № 7. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. | 1 | комбинированный урок | урок – беседа, работа с документами | Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Юридическая трактовка брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Органы опеки и попечительства. | Понятия: семейное право, брак, правоспособность, правовые основы брака; правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей; основные права детей. разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности; Объяснять порядок и условия заключения брака. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 18 | 28 |
29 | Административные правоотношения, правонарушения и наказания. | 1 | урок изучения нового материала | школьная лекция с элементами беседы | Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность.
| Понятия: проступок, преступление, юридическая ответственность, вина, наказание. Знать виды административных правонарушений. Определять виды административных наказаний. Решать учебные задачи Анализировать состав преступления, определять, является ли содеянное преступлением. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 19 | 29 |
30 | Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | 1 | комбинированный урок | рассказ, работа с материалами учебника | Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. | Понятия: действие и бездействие, преступление, ответственность, дознание, следствие. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Причины совершения преступления. Знать основные виды наказаний. Решать практические задачи. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 20 | 30 |
31 | Социальные права граждан. | 1 | комбинированный | беседа, работа с документами | Социальная политика государства. Меры социальной поддержки. Право на социальное обеспечение. Медицинское и социальное страхование. Жилищные правоотношения. | Знать основные направления социальной политики государства, социальные права граждан. Уметь анализировать факты социальной действительности в контексте социальной политики России. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 21 | 31 |
32 | Зачет № 8. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 1 | изучение нового материала | школьная лекция | Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. | Уметь классифицировать различные типы и формы отношений между государствами. Раскрывать причины и последствия войн и вооруженных конфликтов. Знать основы международного гуманитарного права. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 22 | 32 |
33 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | 1 | беседа | Законодательство в сфере образования. Значение образования в информационном обществе. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. | Знать основы законодательства в сфере образования. Уметь оценивать значение образования в информационном обществе. Обосновывать свое отношение к образованию. | устный опрос, задания в рабочей тетради, & 23 | 33 | |
34 | Зачет № 9 (устный зачет). Итоговое повторение. | 1 | урок обобщения и проверки знаний | беседа, тестирование | Знать основные термины. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | тест, дифференцированные карточки | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно -тематическое планирование по обществознанию 8 класс
Календарно - тематическое планирование по обществознанию 8 класс ( по программе Боголюбова 6-9 кл. - 140 ч.)...
Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 9 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию. 9 класс...
Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 8 класс
Календарно - тематическое планирование по обществознанию. 8 класс....
Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»6 КЛАССДанная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и П...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...