Календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс).
календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс) по теме

Тюлькина Надежда Александровна

Календарно-тематическое планирование по обществознанию (9 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_obshchestvoznanie.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО

Протокол №1 от 29. 08. 2013г.

Руководитель МО

___________________________

Согласовано на МС

Протокол №1 от 30. 08. 2013г.

Зам. директора по УВР

__________________________

Утверждаю

Директор МБУ СОШ №75

___________С. А.  Гервасьева

«_____»________________2013г.

Календарно - тематическое планирование

уроков обществознания в 9 «А, Б»   классах

1 час в неделю (34 часа в год)

Составлено на основе следующего документа:

Федеральный компонент государственного стандарта по обществознанию

Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы

Программа: Обществознание 6-9 классы. Москва: «Просвещение», 2010

Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И, Иванова Л. Ф., Матвеева А. И.

Обществознание, 6-9 классы Москва: «Просвещение», 2010

Учебник: Обществознание Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И, Иванова Л. Ф., Матвеева А. И.

 9 класс. Москва: «Просвещение», 2011

Составила: учитель истории Тюлькина Н. А.

Пояснительная записка по обществознанию, 9 класс.

 Программа предназначена для 9-го класса. Учебно-методический комплекс составлен на основе программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-9 классы. Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И.Москва: «Просвещение», 2010 год. Учебник: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И. Обществознание. 9 класс.  Москва: «Просвещение», 2010 год.  Программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часа).

 Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего 

образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;

 В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:

  • способы  взаимодействия человека с другими людьми;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Календарно – тематическое планирование по обществознанию,  9 класс.

п/п

основное содержание темы

кол-во

часов

тип

урока

форма урока

основные термины,

понятия

требования  к ЗУН

контроль

№ учебной недели

      Тема 1. Политика и социальное управление.  (13 ч.)

1

Политика  и власть.

 

1

урок    изучения    нового материала

лекция с элементами беседы,

составление схемы

Основные направления политики.  Формы   проявления   влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в  качестве  политического института  общества.   Властные отношения и социальная  иерархия.  

Давать определение понятий: власть, политика, управление, разделение властей; знать характерные

черты политической

сферы общества.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на  поставленные   вопросы.

беседа,

& 1

1


2-

3

Понятие и  признаки государства.  Государственный суверенитет.

 Внутренние и внешние функции государства.

2

урок    изучения    нового материала, урок обобщения   и  закрепления

беседа, интегрированный урок с опорой на исторические знания

Определение      политической   системы   общества. Признаки  государства. Понятие и значение суверенитета.  Причины и условия  появления  государства. Внешние  и внутренние функции государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Понятия:  государство,   политическая система   общества, функции государства.

Знать основные признаки государства,  причины зарождения государства, теории происхождения государства.
Уметь        анализировать виды монополии государства.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

&  2

2-3

4

Зачет № 1.

Формы государства:

территориально-государственное устройство.

1

комбинированный урок

рассказ, работа с материалами учебника

Форма государства: форма правления, форма устройства, политический режим. 

Территориально-государственное устройство.

Формы устройства государства: сходства и различия. Унитарное государство, конфедерация. Федерация, ее признаки. Особенности правового статуса субъектов. Россия как федерация.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 2

4

5

Формы государства:  формы правления.

1

комбинированный урок

рассказ, работа с материалами учебника

Классификация   форм

правления. Природа и сущность республики.  Законодательная  и  исполнительная ветви   власти.   Основные  разновидности   республики:

парламентская,    президентская и смешанная (полупрезидентская).

Понятия:  форма правления, монархия, республика, признаки форм правления, сходства и различия.     Приводить примеры государств с различной формой правления, составлять схемы органов власти, называть их полномочия и принцип формирования.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 2

5

6

Политический режим.  

1

комбинированный урок

рассказ, работа с материалами учебника

Сущность   и   классификация    политических    режимов. Тоталитаризм, диктатура, демократия.   Структура парламента Демократия, ее развитие в современном мире.

Знать понятия:  политический режим,   типы режимов. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм

Анализировать    разновидности   политических   режимов,   подтверждая   ответ   конкретными примерами из истории и современности, сравнивать политические режимы.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 3

6

7

Правовое государство. Разделение властей.

1

урок – изучение нового материала

школьная лекция

Государство как основной политический институт. Понятие о правовом государстве и история его становления.  Признаки  правового государства. Разделение властей. Условия и пути становления  правового государства в РФ.

Понятия: правовое государство, разделение властей.

Называть признаки правового государства, приводить примеры реализации признаков в жизни современных государств. Объяснять принцип разделения властей, называть органы власти в соответствии с принципом, объяснять их полномочия. Приводить примеры органов власти в РФ.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 4

7

8

Зачет № 2.

Гражданское общество. Местное самоуправление.

1

урок изучения

нового

материала

школьная лекция с элементами беседы,

работа с текстом учебника

Признаки   гражданского общества. Гражданское общество. Условия и пути становления  гражданского общества. Борьба за гражданские права. Местное самоуправление как атрибут гражданского общества. Муниципальная собственность.

Понятия:   гражданское  общество, институт гражданства, граждане, их правовой статус.

Анализировать   взаимоотношения   государства   и  общества, приводить примеры участия граждан в решении социальных проблем.

 устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 5

8

9

Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

1

урок изучения

нового

материала, урок обобщения   и  закрепления

знаний

урок – рассказ с элементами беседы

Участие граждан в политической жизни. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Роль  референдума    в    политической жизни.

Голосование как форма участия граждан в политической жизни   страны.   Процедура голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Понятия:  свобода слова, голосование, электорат, политическая партия,  политический экстремизм, сущность активного и  пассивного   избирательного права, референдум;  участие в  политической жизни страны.

Называть политические права граждан и условия их реализации.
Анализировать факторы, способствующие политической активности населения. Объяснять, в чем проявляется опасность политического экстремизма.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 6

9

10-

11

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

2

урок

изучения

нового

материала, урок обобщения   и  применения

знаний

урок – рассказ, работа с материалами СМИ

Определение   и   признаки политической  партии.  Понятие о политической программе  партии.   Однопартийная  и   многопартийная системы,  их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических    партий     в обществе.

Понятия: политическая партия,  функции   партий; основные подходы к классификации партий.

Приводить примеры политических партий в РФ.

Объяснять роль политических партий в жизни общества..

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 7

10-11

12

Зачет № 3.

Влияние СМИ на политическую жизнь общества.

1

комбинированный урок, практикум

работа с материалами СМИ

Средства массовой информации. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Понятия: политика, СМИ, «четвертая власть».

Объяснять процедуру участия граждан в жизни общества через СМИ. Называть СМИ и определять их роль в политической жизни. Объяснять способы влияния СМИ. Приводить примеры участия СМИ в предвыборной борьбе.

устный опрос, дополнительный материал

12

13

Урок  обобщения: «Роль политики в жизни общества».

1

контрольно-проверочный урок

тестирование, работа с документами

Терминология раздела «Политическая власть».

Знать основные положения раздела. Уметь   анализировать,   делать выводы, отвечать на вопросы.

тест, дифференцированные карточки

13

     

Тема 2. Право.  (21 ч.)

14

Право, его роль в жизни общества и государства.

 

1

урок изучения нового материала

школьная лекция с элементами беседы

Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права. Система права. Право, его роль в жизни общества и государства Субъекты права. 

Понятия: социальные нормы и их видовое разнообразие; Знать,  что такое право, объяснять значение права в жизни общества; называть основные признаки права;

Объяснять сущность права, раскрывая сущность основных отраслей российского права

Уметь: объяснять отличия права от других социальных норм.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 8

14

15

Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Система законодательства.

1

комбинированный урок

беседа,

работа с текстом учебника

Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Система законодательства Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления)

Разновидности правовых   норм.   Основные отрасли    права.    Иерархия нормативно-правовых актов.

Понятия: норма права, система права, нормативно-правовой акт, система законодательства, акт, указ, закон, постановления – их сходства и отличия; естественное право, позитивное право.

Анализировать и различать различные виды нормативно-правовых актов,  анализировать поведение участников правоотношений.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 8

15

16

Зачет № 4.

Понятие правоотношения.

1

урок –изучения нового материала

урок – беседа, практикум

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права.

Знать понятия: правоотношения, виды правоотношений,  субъекты права.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 9

16

17

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

1

урок изучения нового материала

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности Виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

Понятия: правонарушение, юридическая ответственность, проступок, преступление, вина, соучастники,  признаки преступления, презумпция невиновности. Объяснять отличие проступка от преступления, обстоятельства, исключающие преступность деяния. Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные ситуационные задачи.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 10

17

18

Правоохранительные органы. Судебная система РФ.

1

Правоохранительные органы. Структура и   функции   правоохранительных органов России Структура  и  функции  судебной власти Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат власти и граждан.

Знать понятия:  Правоохранительные органы, судебная система, адвокатура, прокуратура.

Знать функции прокуратуры, суда, правоохранительных органов, приводить примеры.

Объяснять,    чем    занимаются адвокаты,      нотариусы,      прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 11

18

19

 Конституция Российской Федерации.

1

комбинированный урок

практикум: работа с текстом учебника и конституцией

Конституция как основной закон   государства,     ее структура. Отличие Конституции от остальных законов страны. Правовой   статус человека. Классификация конституционных прав.

Знать особенности и структуру Конституции;  способы   реализации   своих прав  и  исполнения  обязанностей  в  конкретных жизненных ситуациях. Знать, что Конституция обладает высшей юридической силой; провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; базируется на ценностях нравственных демократических, патриотических. Анализировать тексты.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

&12

19

20

Зачет № 5.

Основы конституционного строя РФ. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1

комбинированный урок

урок – беседа, работа с тестом учебника

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов.   Институт  президентства в России. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятия:  законодательная и исполнительная власть, федеративное устройство государства, органы власти – парламент, президент, правительство, суд.

Объяснять особенности законодательной власти в современной России.

Анализировать   местное самоуправление  региона.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 13

20

21

Понятие прав, свобод и обязанностей.

1

комбинированный урок

урок – беседа, работа с текстом учебника

Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Характеристика       личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод человека, их защита.

Понятия: права, свободы, обязанности, уполномоченный по правам человека.  Разъяснять сущность правового статуса личности.

Объяснять причины и сущность влияния международных документов на утверждение прав гражданина. Приводить примеры.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 14

21

22

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

1

комбинированный

работа с текстом Конституции, практикум

Гражданин – человек, имеющий права. Права человека и гражданина в России, их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина.

Анализировать  текст. Объяснять смысл понятий. Определять различия между гражданином и обывателем.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 15

22

23

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

1

комбинированный урок

практикум, урок – беседа

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Классификация   прав   и   свобод ребенка.

Понятия: статус личности, права ребенка. Знать особенности прав ребенка, называть органы власти, контролирующие выполнение прав ребенка. Анализировать и объяснять особенности правового статуса несовершеннолетних.

Высказывать собственную точку зрения.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

&  15

23

24

Зачет № 6.

Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

1

урок – изучения нового материала

школьная лекция

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Знать органы власти, которые гарантируют защиту прав и свобод человека, процедуру обращения, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Анализировать ситуации нарушения прав человека.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 15

24

25-

26

Гражданские правоотношения. Право собственности.

 Основные виды гражданско- правовых договоров. Права потребителей.

2

урок изучения нового материала

урок обобщения   и  закрепления

знаний

школьная лекция с элементами беседы

работа с текстом учебника

Имущественные  отношения. Принцип    равенства  участников гражданских правоотношений.     Физическое и юридическое лицо. Право    собственности    на имущество.  Сделка  и договор.   Потребитель  и  его права. Потребитель изготовитель, услуги, Закон «О защите прав потребителя».

Понятия:  имущественные    правоотношения, основные виды договоров, сущность института права собственности. Права потребителя, механизм защиты прав потребителя.

Разъяснять правила поведения участников договорных отношений; защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке.

Решение  практических познавательных задач.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 16

25-26

27

Право на труд и

трудовые правоотношения, Трудоустройство несовершеннолетних.

1

комбинированный урок

урок – рассказ с элементами беседы

Право на труд и

трудовые правоотношения, Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Понятия:  трудовое право, трудовой договор    (контракт),    расторжение трудового договора, сверхурочная работа трудовые правоотношения, их особенности; правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта;  продолжительность рабочего времени и времени отдыха, льготы для несовершеннолетних.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 17

27

28

Зачет № 7.

Семейные правоотношения.

Права и обязанности родителей и детей.  

1

комбинированный урок

урок – беседа, работа с документами

Нормы семейного права и Семейный      кодекс     РФ. Брак и развод, неполная семья Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Юридическая      трактовка брака. Юридические документы,     подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Органы опеки и попечительства.    

Понятия:    семейное право, брак, правоспособность, правовые основы брака; правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей; основные права детей.

разъяснять сущность правовых      взаимоотношений      супругов, их права и обязанности;

Объяснять порядок и условия заключения брака.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 18

28

29

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

1

урок изучения нового материала

школьная лекция с элементами беседы

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.  Понятие административного проступка.   Субъекты   применения взысканий. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная       ответственность.

 

 

Понятия:  проступок,        преступление, юридическая  ответственность, вина, наказание.

Знать виды административных правонарушений.

Определять виды административных наказаний.

Решать учебные задачи

Анализировать   состав преступления, определять, является ли содеянное преступлением.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 19

29

30

Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних. 

1

комбинированный урок

рассказ, работа с материалами учебника

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Понятия: действие и бездействие, преступление,  ответственность, дознание, следствие. Умысел или неосторожность как формы выражения   вины. Причины   совершения       преступления.

Знать основные виды наказаний.

Решать практические задачи.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 20

30

31

Социальные права граждан.

1

комбинированный

беседа, работа с документами

Социальная политика государства. Меры социальной поддержки.

Право на социальное обеспечение.

Медицинское и социальное страхование. Жилищные правоотношения. 

Знать основные направления социальной политики государства, социальные права граждан. Уметь анализировать факты социальной действительности в контексте социальной политики России.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 21

31

32

Зачет № 8.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

изучение нового материала

школьная лекция

Международные и политические организации. Международное гуманитарное право.  Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Уметь классифицировать различные типы и формы отношений между государствами. Раскрывать причины и последствия войн и вооруженных конфликтов.

Знать основы международного гуманитарного права.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 22

32

33

Правовое регулирование отношений в сфере образования. 

1

беседа

Законодательство в сфере образования.

Значение образования в информационном обществе. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации.

Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

Знать основы законодательства в сфере образования.

Уметь оценивать значение образования в информационном обществе. Обосновывать свое отношение к образованию.

устный опрос,

задания в рабочей тетради,

& 23

33

34

Зачет № 9 (устный зачет).

Итоговое повторение.

1

урок обобщения и проверки знаний

беседа, тестирование

Знать    основные     термины.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку   зрения   или   обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять    главное,    использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

тест, дифференцированные карточки

34

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно -тематическое планирование по обществознанию 8 класс

Календарно - тематическое планирование по обществознанию 8 класс ( по программе Боголюбова 6-9 кл. - 140 ч.)...

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 9 класс

календарно-тематическое планирование по обществознанию. 9 класс...

Календарно-тематическое планирование по обществознанию. 8 класс

Календарно - тематическое планирование по обществознанию. 8 класс....

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»6 КЛАССДанная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и П...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...