технологическая карта урока обществознания
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Султанова Клавдия Акимовна

урок обществознания в 9 классе  на тему "Семейное право" (технологическая карта по ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             Технологическая карта  урока обществознания

в 9 классе способом создания проблемной ситуации

учителя истории и обществознания МКОУ ООШ с. Гвардейское Красноармейского района Саратовской области Султановой Клавдии Акимовны

Тема урока: «Семейное право»
Тип урока: урок формирования знаний с учётом технологии группового самостоятельного обучения.

 Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения ранее полученных компетенций в знакомой и новой учебной ситуациях; возможности для соотнесения учащимися ранее полученных знаний с приобретёнными на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание того, что семейные отношения должны выстраиваться на основе не только любви, но и на взаимоуважении, доверии, равенстве, иначе придётся разрешать вопросы в судебном порядке, что способствует нарушению психического и физического здоровья всех членов семьи.

Метапредметные: умение пользоваться соответствующей правовой нормой при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники, проводить социологический опрос, обрабатывать его результаты и представлять соответствующие выводы в таблице и диаграмме, интерпретировать события.

Предметные: знание совокупности правовых норм, которая регулирует отношения между людьми в связи с вступлением в брак, созданием семьи.

Понятия: брак, ЗАГС, семейное право, личные и имущественные отношения, брачный договор, брачный контракт, «гражданский брак», законный режим имущества, договорный режим имущества, свидетельство о браке.

Оборудование: видеопроектор, раздаточный материал: задания для групп.

                                               

п/п

Этап

Время (в ми-нутах)

Деятельность

УУД

учитель

учащиеся

1

Этап мотивации (самоопределения к деятельности)

3

Учитель рассказывает притчу: «Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все человеческие ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.  Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
– На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.
Когда мимо проплывал корабль «Грусти», она попросилась к ней, но та ей ответила:
– Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве.
Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.                                                      Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос, где-то позади: - Пойдем, Любовь, я возьму тебя с собой. Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию: - Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец? Познание посмотрело на Любовь: - Это было Время.                                                    - Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня? Познание еще раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
- Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь»
(автор неизвестен)

подводящий проблемный диалог:
- Зачем я рассказала вам эту притчу? Какую роль играет любовь в нашей жизни? Зачем нужна любовь, ведь без неё гораздо проще жить, спокойнее? Человек - это плод любви? Какие притчи вы знаете о мужчине и женщине? Как вы думаете, какую тему на уроке мы будем изучать? Актуальна ли она для ваших современников и почему?
- Как люди выстраивают свои отношения, когда между ними возникает чувство любви? (заключают брак).

Личностные: нравственно-этическая ориентация

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные:

целеполагание

2

Этап актуализации пробного учебного действия

4

Выстраивание ассоциативного ряда:
- Какие ассоциации у вас возникают понятием брак?
(В результате беседы идёт выстраивание ассоциативного ряда: брак - любовный союз мужчины и женщины, брачный контракт, ЗАГС, семья, право, ответственность, семейный долг, рождение и воспитание детей
На доску выводятся все названные слова.
 

Затем учащимся даётся задание составить определение «брак» и записать в тетрадь.
– К какой отрасли права относится данное понятие? (семейному праву)

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

3

Постановка учебной задачи

2

Работа с терминологией:
– Что такое семейное право? Попытайтесь дать собственное определение «семейное право». В конце урока мы к нему вернёмся.

На экран выводится слайд из презентации:
«Совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей, образуют одну из отраслей частного права – семейное право».
«На сегодняшнем уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Что такое семейное право?
2. Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака.
3. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

Тема урока и понятие «Семейное право» записывается в тетрадь.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

коммуникативные:

постановка вопросов

познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

4

Открытие учащимися новых знаний

15

2. Фронтальная проверка работы.
Может быть, семейные вопросы не должны регулироваться законодательством? Для чего оно нужно?

3. Деление класса на группы.
(Учитель создаёт условия для деления класса на группы):
– Как вы считаете, необходимо ли регистрировать брак?
– Кто в семье главный: мужчина или женщина?
– Нужно ли заключать брачный контракт?

Таким образом, класс делится на несколько групп.
Принцип деления на группы:
– учащиеся, выступающие за «гражданский брак»
– учащиеся, выступающие за официальный брак
– учащиеся, выступающие за заключение брачного контракта
– учащиеся, выступающие за главенство в семье мужчин
– учащиеся, выступающие за главенство в семье женщин

5. Проверка работы в группах.

  1. Самостоятельная работа с учебником.

Задание: прочитать пункт « Что такое семейное право?» и составить к нему вопросы:
– Каковы источники семейного права? (Семейный кодекс РФ, 1996г., Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989г.)
– Каковы цели и принципы семейного законодательства?
Рассмотрим предложенные вами принципы и вопросы семейного права:
– добровольность брачного союза;
– равенство супругов в семье;
– разрешение семейных вопросов;
– семейное воспитание детей;
– ответственность и забота о детях;
– защита интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4.Самостоятельная работа в группах.
(Каждая группа получает задания и работает над их выполнением в течение 15 минут, затем представляет результаты своей работы на всеобщее обсуждение).

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

регулятивные:

планирование, прогнозирование

личностные:

смыслообразование

5

Первичное закрепление знаний

7

Слайд

Разгадать кроссворд:

По горизонтали: 1. Принцип семейного права, обеспечивающий одинаковое положение супругов
в семье. 3.Чувство супругов, способствующее созданию счастливой семьи. 5. Близкий родственник.
По вертикали: 2. Добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением определённых правил и направленный на создание семьи. 4. Вещи и другие объекты, приобретённые супругами в законном браке. 6. Брачный договор, заключённый супругами на добровольной основе.
(Ответы: 1. Равенство. 2.Брак. 3. Любовь. 4. Имущество. 5. Дедушка. 6. Соглашение.)

Регулятивные:

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

6

Включение новых знаний в систему учебных действий

8

1.Выберите высказывания и народные поговорки, которые соответствуют вашим взглядам, объясните свой выбор.
Слайд с высказываниями.

«Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства взаимны» (Л.К.Анспахер, американский писатель 19-20 вв.)
 «Жениться совсем не трудно; трудно быть женатым» (м.Унамуно, испанский писатель-философ 19-20 вв.)
«Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга» (О.де Бальзак, французский писатель, 1799-1850гг.)
Русские народные поговорки:
 «В семье дружат - живут не тужат»
«В семье разлад, так и дому не рад»

2. Дайте краткий ответ:

  1. После регистрации брака Смирнов запретил своей жене посещать работу, связанную с ночными дежурствами. Прав ли Смирнов? (Нет)
  2. Супруги Волошины решили произвести раздел их совместного имущества. Жена заявила, что драгоценности она делить не будет, так как она их носит, что дом будет принадлежать ей, а автомашина мужу. С таким разделом муж не согласился. Куда им необходимо обратиться? (в суд, поровну)
  3. При составлении брачного договора между супругами Ивановыми жена предложила включить пункт о том, что муж будет материально содержать её в случае развода, так как она будет заниматься воспитанием детей. Законно ли требование жены? (законно)

Регулятивные:

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

7

Объяснение домашнего задания

3

Попробуйте составить брачный договор

8

Рефлексия (подведение итогов)

3

  1. Какая проблема стояла сегодня перед вами?
  2. Справились ли вы с решением этой проблемы?

Регулятивные:

Коррекция

Коммуникативные:

выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения

Задания для работы в группах

1 группа:

Задания:
1. Прочитайте пункт в учебнике на с.274 «Условия вступления в брак и препятствия к заключению брака» и ответьте на вопросы:
– Где заключается брак?
– Как определить, каким браком живут супруги: «гражданским» или состоят в законном браке?
– Во сколько лет заключается брак?
– При каких условиях брак может заключаться раньше?
– Что нужно сделать для того, чтобы семьи не распадались?

2. Запишите в тетрадь понятие «брачный возраст» и его определение.
3. Что из нижеприведённого является препятствием для юридического оформления брака (отметьте знаком «+») и приведите пример обстоятельств, которые могут послужить такими препятствиями:
а) отсутствие обоюдной любви между мужчиной и женщиной;
б) значительная разница в возрасте будущих супругов;
в) нежелание женщины менять свою девичью фамилию на фамилию мужа;
г) желающие вступить в брак являются родными братом и сестрой?
(ответ: г).

2 группа (получившая опережающее задание к уроку):
Задания:
1.Проведите социологический опрос среди своих родственников:

Вопросы для респондентов

Количество респондентов

% от общего числа

1. Во сколько лет вы вышли замуж?

 

 

2. Во сколько лет бы вышли сейчас замуж?

 

 

3. Какой брак вы предпочитаете:
законный или неофициальный

 

 

4. Причина выхода замуж:

 

 

а) любовь

 

 

б) выгода

 

 

в) беременность

 

 

г) боязнь остаться одному (одной)

 

 

д) другое (перечислите, пожалуйста)

 

 

итого

 

 

3. Постройте диаграмму
4. Сделайте выводы по исследованию, подготовьте отчет
В социологическом опросе участвовало ……человек ……… возраста. Респондентам (участникам опроса) были заданы следующие вопросы:
В результате опроса было установлено:

3 группа:
Задания:

  1. Прочитайте пункт в учебнике на с.275 «Права и обязанности супругов» и статью 31 СКРФ «Равенство супругов в семье»:
  2. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
  3. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов.
  4. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи. Заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
  5. Выполните задание: Какие из приведённых в левом столбце положений относятся к правам супругов, а какие – к их обязанностям (укажите цифрами)?

1. Права супругов

1.Оказание материальной поддержки друг другу.

2. Обязанности супругов

2.Равная ответственность за воспитание детей.

 

3.Сохранение одним из супругов добрачной фамилии.

 

4.Свободный выбор каждым из супругов места жительства.

 

 

(ответ:1-3, 4; 2-1, 2)
3. Дополните вторую колонку таблицы собственными примерами.

4. Выполните задание: Какое из нижеприведённых действий относится к нарушению норм семейного права (отметьте знаком «+»):
а) супруга без согласия мужа подала на развод;
б) супруг не допускал к обсуждению вопросов семейного бюджета свою жену;
в) супруг при вступлении в брак поменял свою фамилию на фамилию жены;
г) супруги проживали в разных городах.
(Ответ: б)
4 группа:
Задания:

1.Прочитайте материал в учебнике на с.276 «Имущественные права и обязанности супругов» текст статей 34, 35, 36, 37, 40 СКРФ, выясните, как СКРФ регулирует

 имущественные отношения супругов и дополните схему:

Выпишите определение брачный договор из ст.40 СКРФ в тетрадь.
Статья 40. Брачный договор.
Брачным договором признаётся соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющие имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

5 группа
Задание.
1. Прочитайте материал в учебнике на с.276 «Имущественные права и обязанности супругов», текст статей 34, 35, 36, 37, 40 СКРФ, выясните, как СКРФ регулирует имущественные отношения супругов и дополните схему:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания по ФГОС

Пример составления технологической карты урока обществознания...

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Технологическая карта урока обществознания _ тема урока: «Общение»_6 класс

Урок обществознания по теме «Общение» позволяет сформировать универсальные учебные действия: 1.Личностные:  понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.2...

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...