Программа «За рамками школьного учебника обществознания» для 9-х классов, реализуемого в рамках ПДОУ
рабочая программа по обществознанию (9 класс) по теме

Данный курс веду в рамках платных услуг. Разбираются темы, которые необходимы для успешной сдачи ГИА в новой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_platnye_kursy.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 41

им. М.Ю. Лермонтова г. Липецка

Рассмотрена                                                            Утверждаю

на заседании НМС                                                  директор МБОУ СОШ № 41

протокол № __                                                          ___________  Уварова С.В.

«__»________2012 г.                                               Приказ № ___ «__»___2012 г.

Рабочая программа

курса

«За рамками школьного учебника обществознания»

для 9-х классов, реализуемого в рамках ПДОУ

Учитель Знаменщикова М.А.

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
  • Авторской программы А.Ф.Никитина «Политика и право», Москва, Просвещение, 2007 г. ;
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения МБОУ СОШ № 41 имени М.Ю. Лермонтова города Липецка, реализующего образовательные программы общего образования,   утвержденного приказом директора № 233-о от 29.11.2011 года.

Рабочая программа разработана на основании  авторской программы А.Ф.Никитина «Право и политика».

В процессе изучения обществознания в 9 классе многие вопросы политики и права оказываются вне поля зрения. Данная программа направлена на углубленное изучение курса обществознания за рамками школьного учебника в 9 классе по темам «Политика», «Право».

Основная цель курса — способствовать формированию гражданина демократического, правового государства, в том числе правовой культуры будущего избирателя, воспитанию цивилизованного отношения к собственности, частному предпринимательству.

       Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих задач: 

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности

«Политика и право» как учебный предмет обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Политика и право» позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.

Программа настоящего курса ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры.

Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее. Конкретная цель, стоящая перед данным курсом, - формирование у учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах её организации и реализации. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, специфике формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент сделан на раскрытие человеческого измерения российской политики; роли в ней политических лидеров и обыкновенных граждан; значения психологических и культурных элементов политической жизни (идеалов, представлений, стереотипов, убеждений, норм, ценностей и т.д.).

Важный методический принцип, реализованный в курсе «Право и политика» — диалогизм сообщения учащимся  материала по соответствующим темам. Реализация  этого принципа способствует развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечивает им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. Диалогизм проявляется зачастую уже в основном тексте параграфов учебника (упоминание разных точек зрения на один и тот же предмет). Но еще в большей степени он прослеживается в подборе хрестоматийных текстов, заданиям практикума и темах для обсуждения. Этот принцип является  ведущим в работе по курсу, обусловливает формирование уважения к разным точкам зрения.

Рабочая программа рассчитана на 50 учебных часов.

     Формы организации занятий:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
  • работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
  • изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;
  • дискуссии, дебаты, проектная деятельность.

Форма итоговой аттестации:

зачет по  одному из выбранных видов деятельности (тестирование; защита проекта и т.п.)

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

Уметь

  • характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получения платных образовательных услуг,

  • объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений

  • (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом,

  • различать формы (источники) права, субъектов права, виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты гражданского оборота, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров,

  • приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, гарантий реализации основных конституционных прав, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде, общепризнанных принципов и норм международного права, правоприменительной практики;

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;
  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Литература.

Каменская Е.Н.Политология: учебное пособие. М., 2008

Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2007 год.

Никитин А.Ф. Право.10-11 класс. Дрофа, Москва, 2007  

     Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2005.

    Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители  Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2005.

Содержание программы.

Введение (2 ч)

Право и политика — существенные стороны жизни общества. Связь права и политики, их взаимозависимость.

РАЗДЕЛ I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (24 ч)

Зачем нужна власть. Виды власти. Сущность власти. Авторитет. Что такое государство. Правовое государство, его основные признаки. Верховенство закона.

Что такое право. Значение этого понятия. Источники права. Отрасли права. Что такое закон. Почему надо знать закон.

Что такое конституция. Конституционное (государственное право):

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Что такое федеральное государство.

Избирательное право. Избирательный процесс. Принципы демократических выборов.

Сущность разделения властей. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Президент Российской Федерации. Администрация Президента РФ. Правительство, суд. Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, прокуратура, Генеральная прокуратура, местное самоуправление.

Права человека. Понятия «право человека» и «свобода человека». Международные документы о правах человека. Международный Билль о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Европейская декларация о защите прав человека и его свобод. Гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Отражение положений о правах человека в отраслевом законодательстве. Права человека в Конституции Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина России.

Основные гражданские права. Право на жизнь. Проблемы отмены смертной казни.

Процедурные гражданские права.

Политические права. Право на свободу совести. Свобода мысли и слова. Право на участие в управлении делами государства. Избирательные права.

Экономические, социальные и культурные права. Право на труд. Право частной собственности. Право на образование. Право на свободу творчества.

Права ребенка. Почему необходимо защищать детство. Конвенция о правах ребенка. Трудности реализации прав ребенка.

Нарушение прав человека. Геноцид. Апартеид. Дискриминация меньшинств. Нарушения прав в экономической и социальной сфере.

Защита прав человека. Индивидуальные возможности человека защищать свои права. Средства защиты прав человека на внутригосударственном уровне. Уполномоченный по правам человека (омбудсмен). Международный механизм в области защиты прав человека.

Семейное право. Семейный кодекс РФ. Семья и брак. Что такое брак. Условия вступления в брак. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Развод, его причины. Права и обязанности родителей. Ответственность родителей в случае неисполнения родительских обязанностей. Алименты. Права и обязанности детей.

Гражданское право. Что регулирует гражданское право. Гражданский кодекс РФ. Юридическое лицо. Физическое лицо. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Имущественные и неимущественные отношения. Понятие имущества. Обязательственное право. Понятия сделки, договора. Виды договоров. Ответственность по гражданскому праву. Право собственности. Виды собственности. Содержание права собственности. Право владения. Право пользования. Право распоряжения. Юридические гарантии всех прав собственности.

Налоги. Роль налогов в рыночной экономике. Налоговый кодекс РФ. Понятие «налоги». Подоходный налог. Порядок и размеры взимания подоходного налога. Льготы в налогообложении граждан. Ответственность за неуплату налогов.

Понятие «трудовое право». Изменение характера трудовых отношений в период создания рыночной экономики. Кодекс законов о труде РФ. Трудовая дисциплина. Дисциплинарный проступок. Ответственность по трудовому праву. Трудовой договор. Коллективный договор. Льготы несовершеннолетних в сфере трудовых отношений.

Что регулирует административное право. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения и наказания за них.

Чем занимается уголовное право. Что такое преступление. Виды преступлений.

Причины преступлений. Объективные причины преступлений. Субъективные причины преступлений.

Ответственность по уголовному праву. Уголовный кодекс (УК). Наказания за преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Направления совершенствования уголовного законодательства. Неизбежна ли преступность.

Правовая культура человека — основной результат правового образования. Составные части правовой культуры.

Основные понятия раздела

Власть, государство, правовое государство, право, закон, отрасли права, конституционное право, конституция, избирательное право, избирательный процесс, федерация, субъект федерации, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Президент Российской Федерации, Правительство, суд, Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, прокуратура, Генеральная прокуратура, местное самоуправление, права человека, свободы, обязанности. Всеобщая декларация прав человека, Европейская декларация о защите прав человека и основных свобод, гражданские, политические,

экономические, социальные и культурные права, избирательные права, права ребенка, Конвенция о правах ребенка, нарушение прав человека, геноцид, апартеид, дискриминация

 прав меньшинств, уполномоченный по правам человека (омбудсмен), семейное право, Се-мейный кодекс, брак, гражданское право, Гражданский кодекс, обязательственное право, сделка, договор, правоспособность, дееспособность, юридическое лицо, физическое лицо, право собственности, налог, подоходный налог, трудовое право, Трудовой кодекс, дисциплинарный проступок, трудовой договор, коллективный договор, административное право, Кодекс об административных правонарушениях, административное правонарушение, административное наказание, уголовное право, Уголовный кодекс, уголовное наказание, причины преступлений, правовая культура человека, правовое образование.

РАЗДЕЛ II. ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ (24 ч)

Происхождение политики. Что такое политика. Соотношение политики и власти. Правители. Политики. Политиканы. Политика и религия. Нравственность и безнравственность политики. Макиавеллизм.

Функции политики. Связь политики с другими сферами жизни общества. Политика и право. Политика и экономика. Политика и культура. Политика и мораль.

Политическая система общества. Государство — основной ее элемент. Особенности политической системы Российской Федерации.

Гражданское общество. Самоорганизация общества. Общество и государство. Контроль общества над государством. Что мешает обществу стать гражданином.

Понятие «гражданин». Употребление этого понятия в прошлом. Человек и гражданин. Политико-правовое и нравственное содержание гражданственности. Гражданство. Двойное гражданство.

Основные формы государственного правления (формы государства). Что такое монархия. Абсолютизм и самодержавие. Монархия и тирания. Конституционная монархия.

Что такое республика. Виды республики. Парламентская республика. Президентская республика. Смешанный вид республики. Российская Федерация как республика. Достоинства и недостатки избирательной системы формирования власти.

Политические режимы. Демократия, ее основные признаки. Либера Либерализм как общественно-политическое учение. Либеральная демократия. Особенности современной российской демократии.

Что такое тоталитаризм. Тотальный контроль над обществом и человеком. Авторитаризм.

Что такое политическая партия. Виды политических партий. Политическая направленность партий. Политический плюрализм. Оппозиция.

Политическая культура человека. Зачем человеку участвовать в политике. Необходимость политических знаний. Способность самостоятельно принимать политические решения. Политическая активность.

Основные понятия раздела

Политика, политики, функции политики, политическая система общества, гражданское общество, самоорганизация, гражданин, гражданство, форма правления, политический режим, монархия, республика, президентская республика, парламентская республика, демократия, либерализм, либеральная демократия, избиратель, тоталитаризм, авторитаризм, политическая партия, парламентская партия, массовая партия, политический плюрализм, оппозиция, политическая культура человека.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение

2

2.

Государство и право

24

3.

Вопросы политики

24

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

Уметь

  • характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получения платных образовательных услуг,

  • объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений

  • (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом,

  • различать формы (источники) права, субъектов права, виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты гражданского оборота, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров,

  • приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, гарантий реализации основных конституционных прав, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде, общепризнанных принципов и норм международного права, правоприменительной практики;

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;
  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

             Литература и средства обучения:

  1. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: ООО «ТИД « Русское слово - РС», 2009.
  2. Ю. А. Кожин Практикум по праву К учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: «РС», 2007.
  3. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2008 год.

           Литература для учителя:

1.Основные кодексы и законы РФ

2.Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа,  ВИТА-Пресс, 2004

     3 Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика за рамками школьного учебника.

Дополнительная образовательная программа дополнительного объединения «Математика за рамками школьного учебника».  Направленность:  социально – педагогическая.  Возраст детей –...

Программа курса по выбору «За рамками школьного учебника»

Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формиро...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...

конкурсный материал "Лучшая методическая разработка занятия, реализуемая в рамках освоения ООП" по английскому языку 6 класс УМК Spotlight

Конкурсный материал содержит технологическую карту урока, сценарий урока, аналитическую записку, презентацию к уроку и сноску на видеоролик урока.https://youtu.be/SYwx57pRoNQ...

Программа «За страницами школьного учебника» 3 класс

Программа «За страницами школьного учебника» 3 класс...

Дополнительная общеразвивающая программа «За страницами школьного учебника»

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках    мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На заняти...