Главные вкладки

    Парламентский урок "Учись быть гражданином"
    план-конспект урока по обществознанию по теме

    Мартынова Светлана Петровна

    Урок разработан в форме интеллектуальной игры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_uchis_byt_grazhdaninom.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Учись быть гражданином»

    Интеллектуальная игра для учащихся 6-х – 7-х классов

    Мартынова Светлана Петровна

    Зав. библиотекой МБОУ «СОШ № 1»

    Г. Чернушка, ул. Комсомольская 36А

    Телефон  (34261) 40041; 89091195884

    Электронный адрес: sh1.perm.chernu@mail.ru 

    Цель:

    - в интересной и занимательной форме познакомить учащихся с символами России, законами;

    - формировать гражданскую позицию;

    - развивать творческую, познавательную, коммуникативную активность учащихся;

    Оформление:

    Электронное сопровождение игры, бланки ответов №1,2,3, таблички с цифрами 1,2,3

    Участники игры:

     Команды от классов, ведущий, помощник ведущего, жюри.

    Ход игры.

    В игре участвуют несколько команд. На экране табло: семь тем (разминка, всё о флагах, всё о гербах, сказочная переменка, гимн, у нас в Российской федерации, праздничный аукцион).

    Библиотекарь: В стихотворении Николая Алексеевича Некрасова «Поэт и гражданин есть знаменитые строки:

    Поэтом можешь ты не быть,

    Но гражданином быть обязан!

    Нельзя жить в России и быть равнодушным к ее судьбе, потому что невозможно быть равнодушным к своей собственной судьбе. Это и есть гражданское чувство, и, возможно, в России – это самое сильное чувство. И сегодня я пригласила вас на интеллектуальную игру «Учись быть гражданином». Вы все уже являетесь гражданами нашей страны. Вы все россияне.  Сегодня мы посмотрим, что вы знаете о той стране, в которой живете. Вас ждет семь заданий. Это разминка, всё о флагах, всё о гербах, сказочная переменка, гимн, у нас в Российской федерации, праздничный аукцион.

    Начнем с РАЗМИНКИ

    Первое задание у нас с вами разгадать гражданскую  азбуку. На экране будут появляться вопросы и подсказки (буква на которую начинается ответ и картинка). Для ответов вам выдан бланк № 1.  Вопросы будут меняться автоматически, для ответа дается 35 секунд. Все готовы? Начинаем.

    - Пусть ты пока еще ребенок,

      Но должен знать уже с пелёнок,

      Что ты уже России сын,

      Пусть маленький, но ГРАЖДАНИН.

    - Друг мой!

    Каждый ДЕПУТАТ

    Помогать любому рад:

    Городам, деревням, сёлам,

    Ветеранам, новосёлам,

    Всем, кто школы посещает,

    Кто уроки выполняет.

    Польза от него большая

    Для всего родного края.

    - ЖУРНАЛИСТ  всё видит, слышит

    И в своей газете пишет,

    С собой носит диктофон,

    Первым узнаёт всё он.

    - ЗАКОН как правило для нас,

    Свод норм и правил,

    И без него никак сейчас,

    Знай это, друг мой, без сомненья.

    - ПЕРМСКИЙ КРАЙ на карте есть,

    Нам богатство его не счесть:

    Нефть, алмазы, соль, леса-

    Разбегаются глаза!

    Для России нашей он-

    Очень важный регион!

    - Мама, папа, брат и дед,

    Одноклассники, сосед,

    Пермяки и чернушане,

    Москвичи и северяне-

    Все, в России кто живет,

    Называется НАРОД.

    - По законам мы живём

    Утром, вечером и днём.

    Орган, где их создают,

    Все ПАРЛАМЕНТОМ зовут.

    - Чернушка - ТЕРРИТОРИЯ твоя,

    Заводы, реки и поля.

    Велик, могуч наш Пермский край-

    Люби, цени его и знай!

    Второе задание «Всё о флагах».

    Вам розданы таблички с цифрами 1, 2,3. Я буду зачитывать вопрос и три варианта ответа. Посоветовавшись, вы поднимаете ту табличку с цифрой, под которой, как вы думаете, дан правильный ответ.

    - Центральное русское государство окончательно сложилось к XV веку. Единого национального флага тогда ещё не было, однако у великих московских князей (а затем царей) существовали свои знамёна. Что чаще всего изображалось на этих знамёнах?

            1. Лики Христа, Богородицы или  святых.

            2. животные.

            3. солнце.

    - Когда на Руси впервые появился единый национальный флаг?

            1. При Иване Грозном.

            2. При Александре II.

            3.При Петре I

    - Какие исторические события привели к появлению красного флага в России?

            1. Приход к власти Николая II Романова.

            2. Восстание 7 ноября 1917  года и провозглашение России советской республикой.

            3. Великая Отечественная война (1941-1945)

    - В каком году в Россию вернулся бело-сине-красный триколор?

            1. В 1991

            2. в 1995

            3. в 2000

    - На бланке ответов №2 напишите - Что символизируют цвета российского флага? (Есть разные версии. По одной – это единство моря, земли и неба, по другой – содружество трёх славянских народов, а третья связана с тем, что цвета флага символизируют: белый – чистоту, веру; синий- небо, благородство; кранный – героизм, отвагу, смелость, есть и такая версия: белый – это вера, синий – надежда, красный – любовь).

    Третье задание «Всё о гербах»

    - Как называется историческая наука, занимающаяся изучением гербов?

            1. Геральдика.

            2. Нумизматика.

            3. Бонистика.

    - На Руси задолго до принятия христианства существовал ещё один символ, позднее используемый в русской геральдике. Его изображение и сейчас присутствует на российском гербе. О каком символе идёт речь7

            1. О грифоне.

            2. О лике Богородицы.

            3. О всаднике, поражающем копьем дракона.

    - Когда произошло объединение двух символов – двуглавого орла и всадника – в одном изображении?

            1. При Иване IV

            2. При Александре I

            3. При Петре I

    -  Какое изображение стало гербом РСФСР?

            1. Серп и молот, окруженные венцом из колосьев.

            2. Военный корабль на фоне моря.

            3. В качестве герба остался двуглавый орёл.

    - Новое появление двуглавого орла в России было не совсем законным: ещё до утверждения герба он появился на монетах выпущенных Банком России. В каком году это произошло?

            1. В 1991

            2. В 1995

            3. В 2000

    - На слайде вы видите изображение трёх гербов. Напишите чьи они. (Герб Российской Федерации, герб Пермского края, герб Чернушинского района)

    А сейчас «Сказочная переменка»

    Балл получит та команда, которая правильно ответит на вопрос первая.

    1. В каких сказках герои могут пожаловаться на нарушение их права на неприкосновенность жилища? («Лиса и заяц», «Три поросёнка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

    2. Герои каких сказок воспользовались правом на свободное передвижение? («Лягушка – путешественница» В.М. Гаршин, «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волков, «Путешествие с дикими гусями» С. Лагерлёф).

    3. В каких сказках нарушены права на свободу и герои оказались в плену? («Снежная королева» и «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

    4. Герои каких сказок постоянно пользовались правом на свободу мысли, слова, а также на выражение своих мнений и убеждений? («Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распэ, «Кот в сапогах» Ш.Перро, «приключения капитана Врунгеля» А.С. Некрасов)

    5. У героинь каких сказок нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня?  («Золушка» Ш.Перро, «Двенадцать месяцев» С.Я, Маршак, «Морозко»)

    6. В каких сказках герои подвержены нарушению права на жизнь и жестокому обращению? («Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстой, «Красная шапочка» Ш.Перро, «Волк и семеро козлят»)

    Государственный герб, флаг, является официальным символом любой суверенной страны. А какой еще вы знаете официальный символ? Правильно Гимн.  Гимн в переводе с греческого – «Торжественная песнь в честь божества» - Хвалебная песнь. Если говорить о Государственном гимне, то слова его, как правило, патриотические, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема.  И следующий тайм посвящен Гимну.

    Прослушайте первый куплет гимна Российской Федерации.

    А теперь ответь на вопрос в бланке № 4. Перед вам два портрета людей непосредственной участвовавших в создании гимна Российской Федерации. Естественно, один из них поэт, другой композитор. Кто есть кто. Напишите также их фамилию, имя, отчество. (Композитор  Александр Васильевич Александров. Поэт Сергей Владимирович Михалков)

    А теперь пришло время немного подвигаться. Следующий тайм «У нас в Российской Федерации».  Я буду зачитывать утверждение. И если вы с ним согласны, вы остаетесь сидеть на месте, если нет, то встаете.

    - Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право быть гражданином  своей страны. (Да)

    - Каждый ребенок имеет право на достойное медицинское обслуживание, на достойное жилище, питание и развлечения. (Да)

    - Каждого ребенка нужно любить и выполнять все его желания. (Нет)

    - В каждом ребенке должно воспитываться сознании, что его энергия и способности должны служить только ему. (Нет)

    - Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование по телевизору. (Нет)

    - Каждый ребенок имеет право при любых обстоятельствах получить защиту и помощь в первую очередь. (Да)

    - Образование, игры и развлечения должны помочь ребенку стать культурным человеком. Об этом должны заботиться государство и в первую очередь родители ребенка. (Да)

    -  Ребенок с физическими или психическими недостатками  должен заботиться о себе сам. (Нет)

    - Каждый ребенок и его родители имеют право на особую заботу государства по охране их здоровья. (Да)

    -В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между всеми народами. (Да)

    - Ни один ребенок не может быть разлучен со своими родителями, кроме исключительных случаев. (Да)

    И заключительный тайм «Праздничный аукцион»

    Праздников существует очень много, и я предлагаю вам вспомнить все, которые вы знаете. Самое главное назовите и дату, когда этот праздник мы отмечаем. Чья команда назовет последний праздник, та и получит балл.

    (1 января Новый год, 7 января Рождество, 13 января День Российской печати, 25 января Татьянин день, день студенчества, 14 февраля день Святого Валентина, 23 февраля День Защитника Отечества, 8 марта Международный женский день,  1апреля День смеха, 7 Всемирный День здоровья, 1 мая День весны и труда, 9 мая День Победы, 15 мая Международный день семьи, 24 мая День славянской письменности, 27 мая Общероссийский день библиотек, 28 мая День пограничника, 1 июня Международный день защиты детей,  12 июня День России, 1 сентября День Знаний, 5 октября День учителя,  4  ноября День народного единства, 10 декабря Международный день прав человека, 12 декабря День Конституции РФ, 27 декабря день спасателя и другие).

    Подведение итогов игры. Вручение грамот и подарков. Все участники и гости получают Памятку с изречениями о праве и правах, законности, государстве.

    Приложение

    Памятка

    О справедливости

    • Закон решает более справедливо, чем человек
    • Если кого-либо осуждают, не выслушав, это противоречит справедливости
    • Справедливость есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам (его праву)

    О праве

    • Право – наука о добром и справедливом
    • Право учреждается для пользы человечества
    • Под защитой права никто не бывает обманут
    • Благо Отечества есть высший закон
    • Право – это искусство добра и справедливости
    • Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но нелюбим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях. (Э. Борк)

    О законе

    • Законы созданы для того, чтобы более сильный не стал всемогущим
    • Законы говорят со всеми одинаково
    • Закон для деятельных, а не для тех, кто дремлет
    • Плохо дело, когда закон неясен и неопределенен
    • Бесполезно издавать законы, если им не покоряются и не подчиняются.
    • Законность основа государства.
    • Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен занать: закон (О.Бальзак)
    • Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того чтобы помогать им. (Вольтер)

    Список литературы

    Азаров А.Я. Права человека .- М., 2001.

    Балязин В.Н. Символы, святыни и награды Российской державы.- М.: Олма-Пресс, 2004.

    Лыснеко Н. Русская государственная символика: очерки.- Л., 1990.

    Парламентская азбука. Под. Ред. Кудра О., Пермякова С. – Пермь, 2009.

    Соболева Н.А. Символы России.- М., 1993.

    Хорошкевич А.Л. Символы российской государственности.- М., 1993..

    Интернет ресурсы

    http://www.hymn/ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Быть гражданином"

    Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса о проблемах гражданственности....

    Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином"(презентация)

    Занятие расчитано на два учебных часа.  Данная презентация лишь один из вспомогательных элементов урока....

    Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином" (план-конспект урока)

    План-конспект урока в 7 классе. Занятие расчитано на два учебных часа....

    что значит быть гражданином?

    беседа с учащимися...

    Классный час "Легко ли быть гражданином?", 6 класс

    Мероприятие по формированию гражданско-патриотического сознания...

    Презентация на тему: "Что значит быть гражданином"

    Презентация разработана к уроку обществознания в 6 классе....

    Парламентский урок. "Человек. Гражданин.Общество"

    Парламентский урок по теме: "Гражданин. Общество. Государство"...