Парламентский урок. "Человек. Гражданин.Общество"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Мышев Юрий Владимирович

Парламентский урок по теме: "Гражданин. Общество. Государство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pardamentskiy_urok.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Мышев Ю.В., учитель истории МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им.Ханжина П.С.»

Внеклассное мероприятие - Парламентский урок по теме:

               

Конституция России – основной закон нашей страны.

Цель: продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации, Всеобщей Декларацией прав человека.

Задачи:

- вспомнить основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах человека;

- расширить знания по Конституции России;

формировать правовую культуру учащихся;

- воспитывать осознанное уважение и ценностное отношение к основному закону страны;

Эпиграф  “Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права”                                                                (А.Мицкевич)

1. Организационный момент.

2. Погружение в проблему.

Звучит Гимн РФ. На экране – символы государства РФ. (№ 1 слайд) 

– здравствуйте, наши дорогие десятиклассники, и приглашенные гости. Разрешите поздравить вас с началом нового учебного года. Пусть  он будет для вас годом Новых открытий, начинаний, и свершений!!  

Начинаем наш Парламентский урок.

Работа с преамбулой КРФ (№ 3 слайд)

Учитель:  - Перед вами отрывок из государственного документа. Назовите его.  (№ 2)

Ученики:  - Это преамбула Конституции РФ.

Учитель: Сегодня это мероприятие мы посвящаем разговору о Конституции. Как вы думаете, почему?

Учитель: Ребята, а что такое Конституция? (№ 5)

 Первая Конституция в мире была принята в США в 1787 г. На сегодня Конституции США уже 226 лет.

Она стала гарантом справедливости, общественного порядка и залогом защиты прав граждан.

Итак, Конституция – это Основной Закон государства. Конституция любого государства представляет собой акт высшей юридической силы. Она служит основой (фундаментом) для принятия всего действующего законодательства страны, обладает верховенством по отношению к другим нормативно-правовым актам, которые не могут ей противоречить. Конституция регулирует наиболее важные, ключевые для жизни общества отношения, связанные с организацией государственной власти, основами государственного строя, правами, свободами и обязанностями человека и гражданина.

Какие ассоциативные слова Вы можете назвать с понятием Конституция? (№ 6)

Ученики:

Конституции России 20 века (№ 7)

Первая К. была принята в 1918 году.

Вторая К. 1925 года

Третья  К. 1937 года.

Четвертая К. 1978 года.

Пятая Оформление Конституции Российской Федерации, принятой на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993г.

Конституция Российской Федерации, состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений (№ 8)

Конституция Российской Федерации регулирует шесть блоков отношений

1) Основы конституционного строя России;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство нашего государства;

4) Систему и полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) Местное самоуправление;

6) Порядок внесения поправок и изменений в Конституцию и ее пересмотра.

. (№ 9)

Легитимность (законность, поддержка со стороны масс) проявляется в том, что она принята законным способом. Конституционные нормы отражают волю народа.

Реальность означает, что конституционные положения отвечают действительности, в них учитываются объективные закономерности рРеальность предполагает исполнимость конституционных норм и принципов, их гарантированность со стороны государства, защищенность личности.

Верховенство выражается в том, что Конституция занимает высшее положение в системе законодательства, она обладает высшей юридической силой, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.

Стабильность – это долговременность действия конституционных норм и принципов, устойчивость положений Конституции. Она же, в свою очередь, служит стабилизирующим фактором политической и общественной жизни, обеспечивая законность и порядок в стране.

Преемственность проявляется в том, что каждая новая Конституция государства связана с предшествующим конституционным развитием и сохраняет то ценное, что содержится в наследии прошлого и приемлемо для настоящего периода.

Прямое действие Конституции означает, что правоприменительные органы государства (например, суд) могут решать дела, непосредственно ссылаясь на конкретные конституционные нормы.

Как основа правовой системы Конституция РФ выступает главным юридическим источником всей правовой системы России.

Вывод: Роль Конституции (№ 10)

1.обеспечивает стабильность в обществе;

2. обеспечивает легитимность и преемственность власти;

3.закрепляет политическую, экономическую, социальную основу общества;

4.определяет  политический и правовой режимы;

5.закрепляет нац. и территориально-гос. Устройство.

Конкурс. Викторина

“Права литературных героев”.

Какое из прав человека нарушено в сказках «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Айболит», «Золушка».

Конкурс. Ситуации.

Ситуация 1

Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63 ТК.

Ситуация 2

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.

Ситуация 3

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс

Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...

Парламентский урок: "Гражданин. Общество. Государство".

Цель : формирование гражданской позиции,   повышение правовой культуры.Задачи:-Обобщение и систематизация полученных знаний из курса обществознания;-Закрепление знаний о государственных симв...

Тема урока: «Человек и природа. Экология и нравственность. Пр.р.№2: «Работа с документами по теме «Экология». (повторительно-обобщающий урок).

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о человеке и его взаимосвязи с природой;2.Углубить представление учащихся о взаимосвязи человека, общества и природы, выявить их взаимозависимость и спец...

Авторская программа по внеурочной деятельности: «Гражданин-общество-мир»

    Элективный курс «Гражданин – общество – мир» предназначен для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и построен на основе государственного образов...

Конспект урока по обществознанию 6 класс Тема урока: Человек в группе

Цели урока: 1) Осознать, что общество необходимо человеку; 2) Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правил...