Открытый урок (электив)" Как написать эссе по теме:"Избирательное право."
элективный курс по обществознанию (11 класс) по теме

Лапшина Елена Юрьевна

Это урок-практикум, который рекомендуется проводить после урока по этой теме в форме игры Дебаты.Получив опыт дискуссионной борьбы учащиеся должны уметь грамотно проанализировать свою работу и попробовать оформить все полученные знания в виде обществоведческого эссе. Этот навык необходим и для подготовки к государственному экзамену. Аргументированно выражать и защищать свое мнение, позицию, точку зрения по определенным правилам- вот задача учащихся на этом занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_izbiratelnomu_pravu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие элективного курса:

"Как написать эссе по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"

Лапшина Е.Ю., учитель истории, обществознания и права

Цель:

Формирование умения написания обществоведческого эссе и умения обоснованно выражать и защищать собственное мнение по данной теме.

Задачи:

  • составить алгоритм написания обществоведческого эссе;
  • применить имеющиеся знания на практике (теперь в форме эссе);
  • отрабатывать навыки публичных выступлений;
  • формировать активную гражданскую позицию учащихся через обоснование  собственного мнения по проблеме избирательного права.

Тип урока: урок- практикум

Ход урока:

1. Вступительная беседа. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: На прошлом занятии, подводя итог теоретическим знаниям по избирательному праву, мы работали с созданной вами презентацией и провели игру "Дебаты". Умение спорить, доказывать свою точку зрения - это важное умение в жизни, а не только в игре. Те проблемы, с которыми мы столкнулись в процессе игры "Дебаты", требуют анализа и осмысления. Выпишем их на доске и еще раз поработаем над ними сегодня, но используя уже другие заданные правила игры - правила написания обществоведческого эссе.

Задание учащимся:

Назвать основные правила, которые не в полной мере были соблюдены при проведении игры "Дебаты", и на которые необходимо обратить внимание при проведении любой дискуссии? (выписать на доске).

Запись на доске:                 

  • подбор веских аргументов
  • правильность речи
  • логика ответа
  • умение слушать оппонента
  • формулирование выводов, резюме

Учитель: И в жизни, и на экзамене при написании эссе вам придется четко, точно, и при этом эмоционально отстаивать свою точку зрения. Цель этого занятия - помочь вам в этом, уяснить правила написания эссе, составить своеобразный алгоритм написания и попробовать написать устное эссе на уроке по изученной теме "Избирательное право и избирательный процесс", обобщая полученные знания и формулируя свое отношение к теме.

2. Работа с инструкцией (рекомендацией) по написанию эссе:

Каждый ученик получает инструкцию (см. Приложение №1).

Задание: в течение 5-7 минут изучить предложенные рекомендации, подчеркнуть главное.

После выполнения задания - обсуждение основных моментов памятки и коллективное составление алгоритма написания эссе (на доске):

        выбор темы;

        осмысление основной идеи автора (метод перефраза);

        соотнесение идеи автора и соответствующего раздела курса обществознания;

        использование обществоведческих терминов и понятий;

        аргументы (не менее двух)

        собственное мнение по проблеме.

3. Практическая часть (работа в парах)

Задание: На основе алгоритма составить эссе в устной форме по теме "Избирательное право и избирательный процесс", используя предложенные учителем афоризмы:

  • Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство (Джон Адамс)
  • Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина (И. Кант (1724—1804), немецкий философ)
  • Голосование — священное таинство демократии (Т. Хесберг (р.1917), американский католический теолог)
  • Если погода плохая, количество избирателей, пришедших на выборы, уменьшается. Если погода хорошая, количество избирателей, пришедших на выборы, уменьшается («Правило преподобного Чичестера»)
  • Избирательная кампания - это промежуток между выборами.
  • Избирательный бюллетень сильнее пули (Авраам Линкольн)
  • Демократия- это право делать неправильный выбор. (Д. Патрик)
  • Если вы в меньшинстве - говорите, если в большинстве - голосуйте (Р. Шерман)
  • Представительное правление - инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен (К. Меттерних)
  • Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить (Л. Берне)
  • Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют (Д. Нейтан).

При подготовке эссе необходимо использовать теоретические материалы презентации с предыдущего занятия, которая будет представлена в виде слайд - шоу на экране во время подготовки эссе и поможет использовать вам в ответах понятийный аппарат темы (Приложение №2 – презентация учащихся (CD))

4. Анализ проделанной работы.

Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы. (Заслушиваем всех участников работы)

(Пример ответа - Приложение №3)

5. Рефлексия. Итог урока:

Сегодня мы закончили изучение темы избирательного права, еще раз поразмышляв над великим завоеванием человеческого общества. Зная теорию, мы не всегда умеем применить её на практике - отстаивать, доказывать свои убеждения, размышлять. В нашей игре "Дебаты" и на сегодняшнем занятии мы и попытались научиться этому - быть людьми с активной гражданской позицией. Как вы думаете, получилось ли у нас это?

Продолжите фразу…

  • Сегодня на уроке…
  • Теперь я умею…

6. Заключительное слово учителя.

"Ищите свой правильный ответ, но не останавливайтесь на нем. Вычислите, какой ответ ожидает услышать учитель, и затем найдите еще минимум два. Приобретя способность находить множество вариантов решения проблемы, вы обеспечите себя возможностью выбора. Неограниченный выбор - ключ к свободе. Кроме всего прочего, правильных ответов просто не существует; существует лишь неограниченное количество разных. Жизнь без такого разнообразия быстро превращается в ничтожную скуку" (Р. Киосаки).

7. Задание на дом.

Оформить эссе в письменном виде.


Приложение №1

Сочинение в жанре эссе по обществознанию

Сочинение в жанре эссе по обществознанию - явление для школьников да и для учителей новое. И перспективное: XXI век тяготеет к малым формам.

Эссе- это творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Отличается образностью, свободной композицией, эмоциональностью, авторской позицией и небольшим объемом.

Диалектическое противоречие налицо: художественная форма и аналитическое содержание, субъективная и объективная стороны социального знания.

В нашей практике разработаны некоторые рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе по обществознанию:

  1. Работу необходимо начинать с черновика.

Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр.

Важная "мелочь": первая запись и в черновике, и в окончательном варианте - это точная формулировка темы эссе. Тема - своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика - понять и раскрыть тему, а не уйти от нее (ситуация весьма распространенная в школьной практике).

  1. Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать.
  2. Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, "дать себе волю", записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: "Писательство не в голове, а в кончиках пальцев".
  3. Следующая задача - привести весь этот "хаос" в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.
  4. Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.

Например, тема "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю) предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, рассмотрит особенности формирования "я-концепции", поставит экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема "Не хлебом единым жив человек" ставит проблему соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Надо помнить, что уверенное владение терминами и понятиями - первичное условие успеха при работе над эссе

Критериями оценивания выступают: характер использования обществоведческих терминов и понятий; выражение собственного мнения; аргументация; осознание проблемы и самостоятельность ее решения.


Приложение №3

Ответ Алены Онучиной

Выборы - голосование с наличием конкретного выбора, как способ формирования власти. Во многих странах выборы - это единственный способ для народа повлиять на власть. Но всегда ли мы пользуемся этой возможностью? Кто же формирует власть? Бывает, люди делают не вполне осознанный выбор, и причин для этого может быть несколько: недостаток информации о кандидатах, или, наоборот, психологическое воздействие рекламы, т.е. те люди, которые могут сделать осознанный выбор, зачастую не идут на выборы, потому что понимают, что их количество по сравнению с той массой, просто нарисовавшей галочку в избирательных бюллетенях, ничтожно мало. Для примера, перед последними в нашей стране выборами уже заранее было известно, какая партия станет правящей. Но может людям, обладающим стойкими убеждениями, в общественных дискуссиях отстаивать их, и это поможет открыть глаза другим? И тогда у рычагов нашего будущего будет стоять не толпа, слепо доверяющая софистам с экрана, а граждане с собственным мнением. Как говорил Р. Шерман: "Если вы в меньшинстве - говорите, если в большинстве - голосуйте".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

Конспект открытого урока по ОБЖ в 6 классе Тема: Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

Конспект открытого урока по ОБЖ в 6 классе Тема: Общие правила безопасности во время активного отдыха   на природе. Тип урока: комбинированный (проверка домашнего задания и объясне...

открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"

открытый урок по обществознанию по теме "Избирательное право. Избирательный процесс"...

Разработка урока по теме "Избирательное право и избирательный процесс"

Разработка урока по теме "Избирательное право и избирательный процесс"...

Урок в 10 классе по теме «Избирательное право», «Избирательный процесс».

Урок в  10 классе по теме  «Избирательное право», «Избирательный процесс». Цели урока:Познакомить учащихся с различными видами избирательных систем,  сущностью и принципами избират...

Урок по теме: Избирательные права граждан. Избирательный процесс.

Цели урока: познакомить уащихсяя с основным содержанием избирательного права; выявить особенности избирательных систем; формирование позитивного отношения учащихся к необходимости участвовать в полити...

Конспект урока по теме " Избирательное право. Избирательный процесс" 11 класс.

Урок в форме брейн-ринга по теме "Избирателбное право. Избирательный процесс" 10-11 класс...