Главные вкладки

    Статья (обществознание , 10 класс) на тему:
    Эссе "Сильные и слабые стороны буддизма".

    Любавина Тамара Ивановна

    Буддизм - самая древняя мировая религия, признанная различными народами с с совершенно разными традициями. Это учение о духовном пробуждении становится все более привлекательным для современного мира не только как религия, но и как философия жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл silnye_i_slabye_storony_buddizma.docx35.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эссе.

    Сильные и слабые стороны буддизма.

       Буддизм – религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в VI веке до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будда Шакьямуни.

    Это самая древняя мировая религия, признанная различными народами с совершенно разными традициями. В настоящее время буддизм особенно распространен в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 миллионов  последователей.

    Буддизм становится все более привлекательным для современного мира не только как религия, но, прежде всего, как философия жизни.

       Для того, чтобы определить сильные и слабые стороны буддизма, необходимо выяснить основы этого учения, цели, основные принципы, «истины» и духовные ценности. А начать, конечно, с истории его возникновения.

       Согласно легенде в 623 г. до н.э. у индийского раджи Шуддходана родился наследник Гаутама. Все надеялись, что он станет сильным царем. Однако скоро родные стали замечать знаки, указывающие на что-то иное. Повсюду, куда бы ни шел этот мальчик, появлялись цветы. «Может быть, это поэт, мечтатель, философ?» - спрашивали они. Чтобы разобраться в этом, пригласили трех мастеров медитации, которые должны были предсказать судьбу мальчика. Все трое сказали одно: «Малыш действительно необычный. Если он будет жить вдалеке от боли и страданий этого мира, он станет отличным воином и героем, победит всех соседних правителей, и вы будете гордиться им. Но если он обнаружит, что мир обусловлен и не может принести никакого продолжительного счастья, он от всего откажется, создаст новое, просветляющее мировоззрение и принесет его в мир». Близким Сиддхартхи нужен был правитель, поэтому они сделали все, чтобы царевич не узнал ничего плохого. Жил он в роскоши, любое его желание исполнялось. И первые 29 лет своей жизни он переживал лишь разные проявления радости. Женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Но однажды мир Гаутамы перевернулся. Толчком для этого переворота, как гласит предание, послужили четыре встречи. В возрасте 29 лет царевич выехал из дворца. Он делал это три дня подряд, каждый раз встречая страдание в его самых непосредственных проявлениях. Он увидел безнадежно больного человека, затем дряхлого старика, и, наконец, похоронную процессию. Так Гаутама узнал болезнь, старость и смерть – удел всех людей. А потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в возрасте 35 лет он стал Буддой – просветленным, пробужденным. В 45 лет Будда проповедовал свое учение. Покидая свое тело в возрасте 80 лет, Будда сказал: «Я могу умереть счастливым. Ни одного учения я не спрятал от вас в кулаке. Все, что может принести вам пользу, я передал. Будьте сами себе путеводным светом».

    ─ В чем же сущность учения Будды?

    Оно состоит из четырех «благородных истин» (это основа учения):

    1. истина страдания (существование страданий в реальной жизни, страдания как сущность жизни);
    2. истина собирания (объясняет причины возникновения страданий);
    3. истина уничтожения (сущность страданий);
    4. истина пути (способы избавления от страданий, достижение буддийского предела – нирваны).

    Буддизм предлагает человеку найти свободу во внутреннем, а не во внешнем мире. Причина страданий людей – их собственные действия, и прекратить страдания можно практикой самоограничения и медитацией. Предназначение человека – достигнуть просветления, обретя нирвану. Нирвана («угасание, прекращение») – обозначение высшей цели всех живых существ, полное освобождение от страданий.

       В отличие от других учений и верований в буддизме нет:

    ─ всемогущего Бога-творца или Бога-личности, то есть некого высшего  

        существа, и сам Гаутама считается не богом, а человеком;

    ─ сотворения мира, мир считается «никем не созданным и никем не  

        управляемым», а вопрос о том, есть ли у мира начало, не имеет ответа;

    ─ вечной души;

    ─ искупления грехов;

    ─ безоговорочной веры в сверхъестественные силы;
    ─ абсолютной преданности;

    ─ религиозной организации, аналогичной церкви;

    ─ общих и непререкаемых догматов;

    ─ предвидения, за что буддизм характеризуется в качестве «религии -  

       самоспасения»;

    ─ единого миросоздания, число миров считается бесконечным.

    Главное место в буддизме занимает проблема духовных ценностей (мудрость, понятие истинной жизни, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание, любовь ко всему миру). Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильные взаимоотношения людей в обществе.

    В философии буддизма духовные ценности условно разделены на 2 группы:

    ─ ценности, имеющие отношение к внешнему миру

       (социальное сознание, понятия этики, морали, творчества, искусства, цели

       развития науки и техники);

    ─ ценности, относящиеся к внутреннему миру

       (самосознание, совершенствование личности, духовное воспитание).

    Мир ценностей – это мир практической деятельности, в которой проявляется отношение человека к жизни, его оценка различных явлений и событий.

    Поэтому буддизм играет важную роль в регулировании поведения людей.

    Жизнь каждого человека формируется его поступками. Но поступки могут быть разными. И Будда выделил 10 вредных действий, которые не следует

    производить:

    1. убийство – сильнейший источник страдания;
    2. воровство (присвоение того, что человеку не дано);
    3. причинение вреда сексуальным путем;
    4. ложь;
    5. клевета;
    6. грубая и обидная речь;
    7. бессмысленная болтовня;
    8. ненависть, выраженная в форме гнева;
    9. зависть;
    10.  неведение в форме ошибочных взглядов.

    Тем, кто желает освободить свое сознание от всего вредного, Будда рекомендует пройти 4 шага. Они называются «силами противодействия», и с их помощью можно избежать страданий в этой и в будущих жизнях:

    1. нужно сожалеть о вреде, который мы сами причиняем телом, речью или умом, о вредных действиях;
    2. нужно хотеть освободить ум от этих тяжелых впечатлений;
    3. нужно решить не повторять действий, вызывающих страдание;
    4. нужно совершать разумные действия, чтобы преобразовать все неприятное, что происходит в жизни.

    Будда дал своим ученикам внешние правила, среди которых есть 5 обещаний, сохраняющих актуальность в наше время:

    ─ не вредить живым существам;

    ─ не вести праздных и лживых речей;

    ─ не брать чужого;

    ─ не причинять страданий в сексе;

    ─ не принимать средств, изменяющих сознание.

    Это не что иное, как основные заповеди буддизма и основные правила жизни людей. Учение Будды – это философия ненасилия и гуманная религия.

    В буддизме запрещено убивать, причинять страдания всем живым существам, без исключения.

    ─ А как же быть рыбакам, скотоводам, военнослужащим, дело которых неразрывно связано с причинением страданий и лишением жизни живых существ?

    Однажды к Будде пришел великий индийский полководец по имени Сингха, который вел войны и защищал свою страну. Он задал Будде вопрос: «Я воин, и царь назначил меня проводить в жизнь его законы и вести войны. Вы учите бесконечной доброте и состраданию ко всем страждущим, но допускаете ли наказание преступников? Признаете ли Вы, о Будда, ошибочным идти на войну для защиты своего дома, своей жены, своих детей и своего имущества? Должен ли я позволять злодею все, что ему вздумается, и покорно уступать всякому, кто угрожает взять силою принадлежащее мне? Утверждаете ли Вы, что всякая борьба, включая и войны, ведущиеся за правое дело, должны быть запрещены?».  Будда ответил: «Кто заслуживает наказания – должен быть наказан. В то же время нельзя причинять вред живым существам, но следует быть исполненным любви и доброты. Эти заповеди ни в коей мере не противоречат друг другу, ибо тот, кто должен быть наказан за совершенное им преступление, пострадает не из-за желания судьи навредить, а вследствие своего злодеяния. Но и тот, кто исполняет приговор, не должен питать ненависти в своей душе. Любая война, в которой человек стремится убить своего брата, неприемлема. Но порицаемым должен быть тот, кто вызвал войну. Нельзя сражаться против истины и справедливости. А тот, кто борется за истину и справедливость, обретет великое воздаяние, ибо даже его поражение будет победой».

    Таким образом, с точки зрения буддизма главную роль играет мотивация.

    Рыбаки и скотоводы не могут оставить свой промысел и, тем самым, обречь свои семьи на страдание.

    Наша жизнь неразрывно связана со смертью и страданиями живых существ. Мы не можем спасти всех животных и насекомых в этом мире. Возделывая поля, мы убиваем червей, мушек, муравьев и прочих живых существ.

    И главное – это мотивация. Например, австралийские аборигены имеют обычай просить прощение у убиенных животных. Они, склонившись над телом, объясняют, что убили животное, чтобы прокормить семью, а не ради забавы. У тибетских мясников есть обычай кормить животное перед смертью  особыми травяными пилюлями, которые значительно уменьшают боль и страдание. У калмыков принято умерщвлять животное путем перебивания позвоночных нервов, от чего животное словно засыпает и не испытывает боли.

    ─ Как определить сильные и слабые стороны буддизма?

    ─ С чем сравнивать это учение – с другими мировыми религиями или

        с философскими теориями на эти же темы?

    Вопрос – не простой и однозначных ответов быть не может.

    Привлекательность буддизма в наше время объясняется тем, что он разумен.

    Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.

    Сам Будда говорил: «Не принимайте мое учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет – чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и мое учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его». Современным людям нравится такой недогматический подход.

    Будда говорил, что все проблемы происходят из-за непонимания реальности, из-за заблуждений. Если бы мы осознавали, кем мы являемся, и как существует мир и мы сами, мы бы не создавали проблем из-за своего поведения. Цель буддизма – преодоление наших проблем и ограничений и раскрытие нашего потенциала.

    К сильным сторонам буддизма однозначно можно отнести следующее:

    ─ бесконечная доброта, идея о сострадании ко всем живым существам;

    ─ обретение спокойствия, внутреннего покоя и глубокое познание самого  

        себя;

    ─ осознание того, что все в мире взаимосвязано;

    ─ тренировка ума, развитие логического мышления;

    ─ полное раскрытие возможностей человека;

    ─ возможность перестать ощущать себя беспомощной жертвой

       (так как все события следуют закону причины и следствия, их можно    

        контролировать, а значит, изменять и свою жизнь, управляя ею);

    ─ качества, которыми должны обладать люди (дисциплина, гибкость,  

        уступчивость), столь необходимые сегодня.

    К слабым же сторонам буддизма можно отнести:

    ─  лень как средство избавления от суеты. То есть можно вообще ничего не  

        делать. Но лень возникает и из-за нежелания брать на себя  

        ответственность.

    ─ много рассуждений и мало практики.

    Но, возможно, это – слабые стороны не буддизма, а тех, кто неправильно понимает буддизм.

    Буддизм может адаптироваться к культуре и менталитету каждого общества, сохраняя в то же время свои главные принципы, которые не изменяются. Буддизм предлагает ясное объяснение того, как возникают переживания в нашей жизни, и как лучше с ними справиться. Учение Будды призывает не принимать ничего на веру слепо, а думать самостоятельно, проверять и устанавливать, имеет ли данное учение действительный смысл. Это напоминает науку, предлагающую нам проверять результаты исследований экспериментальным путем, и только затем считать их верными. Буддизм открыт научному исследованию и также предлагает людям проверять его подобным образом.

    Литература:

    1. Альбедиль М.Ф. Буддизм. – СПб, Питер, 2007.
    2. Иванов Б.А. Основные идеи и направления буддизма.// История религий. – М., Высшая школа, 2004.
    3. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. – СПб, Наука, 2003.
    4. Абаеева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. Буддизм: Словарь. – М., Республика, 1992.
    5. Лестер Р.Ч. Буддизм: Путь к нирване//Религиозные традиции мира. Т.2, М., 1996.
    6. Лысенко В.Г. Буддизм//Индийская философия: Энциклопедия, М., Восточная литература, 2009.
    7. Урбанаева И.С. Специфика буддизма как философии и религии. – Улан-Удэ, Бурятский государственный университет, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "Шипящие и Ц. Сильные и слабые позиции звуков"

    презентация к уроку "Шипящие и Ц. сильные и слабые позиции звуков" 5 класс...

    Презентация "Сильные и слабые электролиты"

    Цель данной презентации  сформировать у учащихся представление о понятии степени диссоциации, а так же о зависимости силы электролитов от этого показателя....

    разработка конспекта урока для 4 класса по основам мировых религиозных культур с презентацией по теме "Добро и зло в буддизме, христианстве и иудаизме"

    урок в 4 классе по теме "Добро и зло" рекомендую проводить в технологии проблемно-развивающего обучения учащихся. Данный материал был опробирован на районном открытом уроке 18 декабря 2013 года....

    Сильные и слабые глаголы

    Наглядный раздаточный материал в помощь учащимся 2-го класса при построении отрицательных и вопросительных предложений...

    Тренинг Мои сильные и слабые стороны

    Тренинговое занятие с учениками....