Конспект урока обществознания в 11 классе "Семья"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

На уроке учащиеся знакомятся с новыми понятиями - семья, брак, патрииархальная семья, прослеживают этапы становления брачно-семейных отношений, знакомятся с  типами семей, функциями семьи, выявляют плюсы и минусы гражданского брака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_11_kl.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28» Г.Братска

Семья и брак

(конспект урока по обществознанию в 11 классе)

Учитель: Рогова Анна Павловна

Тема. Семья и брак.

Тип. Изучение нового материала.

Форма. Беседа.

Цели: -  деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, патриархальная семья, демократическая семья, гражданский брак;

воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Задачи: 

личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений,  в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

предметные – способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого  знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности понятий.

Основные понятия: семья, брак, гражданский брак, патриархальная семья.

Ход

  1. Орг. момент
  2. Изучение нового материала

План:

  1. Понятия «семья», «брак».
  2. Функции семьи
  3. Этапы становления брачно – семейных отношений
  4. Основные черты патриархальной и современной семьи
  5. Кризис современной семьи
  6. Гражданский брак

Эпиграф к уроку: “Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым”.

                                                                                                Унамуно

“Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и  вдвое увеличить свои обязанности”.

                                                                                                                                     Шопенгауэр

Звучит песня Ю. Антонова «Под крышей дома твоего»

Учитель. Ребята, давайте обсудим эпиграфы к уроку.

Семья оказывает огромное влияние на становление личности и развитие общества. Состояние семьи показывает степень продвижения общества по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социокультурного развития. Важное значение в наше время имеет экономическая самостоятельность и материальное благополучие семьи, которые поддерживают процесс раскрепощения личности, характерный для начала XXI века.

Вопрос классу. Как вы понимаете, что такое семья и что такое брак?

Под браком в социологии понимается форма отношений между мужчиной и женщиной, реализующих естественную потребность людей в продолжении рода. Эта форма во многом обусловлена культурно – историческими факторами.

Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и, как социальный институт. В последнем случае подразумевается неразрывная взаимосвязь семьи и общества. С одной стороны, общество морально поддерживает и закрепляет в праве супружеские и родительские отношения, оказывает государственную поддержку семье. Вместе с тем семья выполняет важные общественные функции.

Вопрос классу. Какие функции выполняет семья в обществе?

Схема на доске

Репродуктивная функция        

                                                 семья

Учитель. Давайте на примере развития общества проследим развитие брачно – семейных отношений.

Вопрос классу.  Назовите начальный этап развития любого общества. Как назывался коллектив людей в таком обществе? (первобытное общество – человеческое стадо).

С появлением орудий труда общество переходит на следующую стадию. Какую? (Родовая община). Люди осваивают медь, совершенствуют орудия труда, на смену родовой общине приходит… (соседская). Все мы с вами живем в более совершенном типе общества (современном).

Схема на доске

Человеческое стадо        родовая община        соседская община        современное общество

Согласно этапам развития общества можно выделить этапы становления брачно – семейных отношений.

Этапы становления брачно – семейных отношений

Первобытное состояние                                

(неупорядоченные

половые связи)

Задание классу. Познакомьтесь с фрагментами из средневековой русской и зарубежной литературы. Выявите ряд основных черт патриархальной семьи.

В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гунтера, что он просватал ее за некого рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».

Фрагменты из русского «Домостроя»:

«Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аше то жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет... Дщерь ли имаши: положи на них грозу свою».

«Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии... И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и тюрити по его наказанию».

Основные черты патриархальной семьи:

  • Зависимость жены от мужа,
  • Подчинение младших воле старших.

Учитель. Существует несколько версий возникновения патриархальной семьи. Прослушайте их и скажите, какая, на ваш взгляд, причина является более убедительной и реальной. Свой ответ аргументируйте.

  • Естественное неравенство полов,
  • Именно мужчина с переходом к рабовладению  и частной собственности стал обладателем богатств,
  • Мужчины заняли господствующее положение в общественной жизни, что было следствием связи военного статуса с правом принятия политических решений.

Вопрос классу. Каково состояние современной семьи? Какие изменения в ней произошли по сравнению с патриархальной?

  1. Более широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни
  2. Независимость женщины от мужчины.
  3. Уменьшение числа детей в семьях во многих развитых странах.

Последняя тенденция развития современной семьи является одной из причин кризиса современной семьи.

Кризис семьи проявляется:

- в росте числа разводов,

- в увеличении количества добрачных и внебрачных детей,

- во взаимном отчуждении членов семьи,

- в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей,

- в увеличении числа неполных семей.

Задание классу. Попробуйте выделить причины и последствия кризиса семьи.

Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, т.е. таких, которые не признаны ни церковью, ни государством. В таких семьях жену и мужа связывают только взаимные чувства и устный договор.

1. Кто и почему вступает в гражданский  брак? (молодые специалисты, студенты, вчерашние школьники, те, кто временно устраивает свою жизнь(длительно командированные, стажеры), те, кто опасается что развод повредит их карьере или приведет к значительным имущественным потерям)

2. Когда такой брак уместен?

3. Назовите положительные и отрицательные стороны такой формы брачного союза?

(«+» - репетиция семейных отношений, позволяющих обрести опыт совместной жизни; такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве своем распадаются через 5-7 лет; защита имущественных прав супругов;

«- «- нет прочности положения, серьезности отношений; отрицательное мнение общественности; болезненно реагируют дети).

Учитель. Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. Иллюстрацией этому может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из гражданских жен художника.

Сообщение учащегося

Они познакомились в 1943–м: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на сорок лет ее старше. Они прожили вместе десять лет, Двое детей — сын Клод и дочь Палома, — казалось, навечно скрепили их союз.

И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, — ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить сигарету о ее щеку. Естественно, ни она, ни ее дети не получили ничего из миллионов художника. Через восемь лет после разрыва Франсуаза обратилась к Пикассо с просьбой дать свою фамилию их детям. Он выдвинул условие Франсуаза должна развестись со своим мужем и вступить в законный брак с ним. Женщина пошла ради детей на такой шаг. Узнав о ее разводе, Пикассо, желая досадить своей бывшей спутнице, тут же женился на другой своей подружке. Взбешенная Жило в отместку опубликовала весьма откровенные воспоминания о жизни с художником. Таким образом, отношения, с самого начала не оформленные юридически, принесли обоим массу неприятностей и страданий, ущемили интересы детей.

Учитель. Д. Корнеги выделил 7 правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:

  1. не ворчите;
  2. не старайтесь перевоспитать своего супруга;
  3. не критикуйте;
  4. искренне восхищайтесь достоинствами супруга;
  5. уделяйте внимание супруге;
  6. будьте вежливы;
  7. читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.

Вопрос к классу: Какие пословицы кажутся вам устаревшими, а какие актуальными:

  • “Одному с женой радость, другому горе”.
  • “Муж задурит – половина двора сгорит, а жена задурит – и весь сгорит”.
  • “У мужа жена всегда виновата”.
  • “Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад”.

Какие еще вам известны пословицы о семейных отношениях?

III.Закрепление

Проблемные         задания.

1. О каком типе семьи говорят следующие пословицы, сложившиеся в средневековой Европе «Не достоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены», «Шляпа должна командовать чепцом»?

2.  В последнее время в нашем обществе все чаще звучат призывы вернуться к устоям традиционной патриархальной семьи, в которой совместно проживают три поколения. При этом старшему поколению отводится особая роль в управлении семейными делами. Как вы относитесь к такой перспективе в развитии семейных отношений? 

3. Российский социолог И.Бестужев-Лада считает, что не так трудно создать семью, как ее сохранить. На нее сегодня обрушились «четыре джина», свирепствовавшие и до этого, но державшиеся в определенных рамках вековыми традициями, нравами, обычаями. К этим разрушающим семью силам социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов со свекровью или тещей, несправедливость в распределении домашних обязанностей, проявляющуюся чаще всего в бытовом паразитизме мужа, и бытовое хамство, т.е. неумение выходить из конфликтных ситуаций иначе, как безобразным скандалом. Согласны ли вы с исследователем в оценках причин распада семей? Что, на ваш взгляд, может сегодня обуздать этих «джиннов»?

4. Некоторые исследователи утверждают, что история развития семьи и ее нынешнее состояние позволяют сделать два основных вывода:

- семья — величайшая ценность общества;

  - патриархальная семья с мужской доминантой должна уступить место семье, построенной по модели партнерства.

Согласны ли вы с этими выводами? Свою позицию аргументируйте.

  1. Домашнее задание: §7, записи в тетрадях, подобрать пословицы о семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

Конспект урока обществознания "Конституция России"

Данный урок проводился в 9 классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с текстом Конституции нашей страны, анализируют ее статьи, учатся высказывать собсвенную точку зрения...

план-конспект урока обществознания в 6 классе. Практикум по теме: "Школа" УМК Л.Н. Боголюбова

Урок обществознания в 6 классе по УМК Боголюбова Л.Н. - практикум по теме "Школа". Цель: О - усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации; применение полученных знаний на практике; поиск...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.           Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать        ...