Общение.
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) по теме

 

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока-практикума  по обществознанию для 8 класса на тему «Общение. сложности и радости». Урок проходит в  форме практикума, где ребята в начале урока получают вопрос-проблему и в течение урока над ней работают.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obshchestvoznaniyu.docx42.65 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока

Предмет, класс: Обществознание, 8 класс

Тема: «Общение. Сложности и радости»

Цели:

1.Показать важность общения для формирования социальной      сущности человека.

2.Раскрыть проблему радостей и сложностей общения.

3.Совершенствовать учебные умения и навыки учащихся, а именно:

1) умение извлекать нужную информацию из текста документа;

2) умение приводить примеры из повседневной жизни и истории, доказывающие ту или иную точку зрения;

3) резюмирование информации, изложение сложных идей, чувств и представлений в нескольких словах.

4.Способствовать воспитанию культуры общения школьников.

5.Формировать интерес к обществоведческой дисциплине.

Методическая цель: Использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на формирование учебных умений и навыков, необходимых для сдачи экзамена в форме ГИА.

 Методические приёмы: «Синквейн», «Пятиминутное эссе».

Форма проведения: Урок-практикум.

 

Основной метод: Проблемно-поисковый.

Проблема урока:  Когда общение является источником радости, а когда – источником огорчений?

Вопросы урока:  1. Необходимость общения для человека.

                             2. Правила общения.

                             3.Сложности в общении: конфликты.

Оборудование: Набор распечатанных текстов документов,  распечатанные высказывания философов об общении, памятка по написанию «Синквейна»; мультфильм «Конфликт».

Понятия: общение, конфликт, компромисс.

Программа урока

Этап урока

Время

Цель этапа

Орг. момент

1 мин

Проверить готовность учащихся к уроку.

Стадия вызова:

8 мин

Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Знакомство учащихся с притчей.

Стадия осмысления:

26 мин

Проблемно-поисковый и продуктивный методы положены в основу источника новых знаний.

Вопрос 1. Необходимость общения для человека.

Вопрос 2. Правила общения.

Вопрос 3. Сложности в общении: конфликты.

Стадия рефлексии

8 мин

Обращение к проблеме урока: «Когда общение является источником радости, а когда – источником огорчений?»

Методические приёмы:

«Синквейн», «Пятиминутное эссе».

Подведение итогов.

Домашнее задание

2 мин

Оценивание работы учащихся на уроке и настраивание на выполнение домашнего задания

         


Ход  урока

Введение в урок.

Учитель: Мы завершаем изучение раздела «Человек и общество?»

-Как обществоведы отвечают на этот вопрос?

- Что означает выражение: «Человек – существо биосоциальное?»

- Что находится в основе человеческого существования?

- Какие виды деятельности вам известны?

- Человек уже с рождения начинает познавать мир. Какие 3 вида познания вы знаете?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: сегодня мы познакомимся с последней темой нашего раздела.». И тема нашего урока: «Общение. Сложности и радости». В течение урока поразмышляем над проблемой: «Как избежать неудачи в общении и получить от него радость?»

Работа со словарём: Учащиеся в словарях под диктовку учителя записывают определение понятия «Общение» (вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями).

I. Стадия вызова

Учитель: Общение – это ещё и целое искусство со своими правилами и законами. Об этом ярко свидетельствует притча. Послушайте её.

«Приснился как-то падишаху сон, будто все зубы у него сломались и выпали, только один передний зуб остался. Проснулся поутру падишах сам не свой: к чему такой дурной сон? Приказал он созвать во дворец гадателей и стал у них спрашивать, что его сон означает.

- Владыка мира! – ответил один гадатель. – Значение сна такое: сперва умрут все ваши родственники, а после них умрёте Вы.

Услыхал падишах такое зловещее предсказание, пришёл в ярость и тотчас прогнал гадателя прочь. Когда во дворец пришёл мудрец Бирбал, падишах спросил про сон у него.

- Этот сон, пожалуй, можно понять. Жить Вы будете с вашими родственниками долго. Только один человек проживёт ещё дольше, и это будете Вы, - ответил Бирбал.

Слова Бирбала сошлись со словами гадателя, но сказаны они были по-умному, вежливо, и падишах обрадовался, услышав такой ответ».

Вот так два мудреца сказали одну и ту же мысль, но разными словами и один из них лишился жизни, а другой получил вознаграждение. Одна и та же информация может быть сказана по-разному. Эта притча учит нас быть мудрыми и тактичными в общении. Из притчи видно, что общение бывает разным: сложным и радостным.

Как же избежать неудачи в общении и получить от него радость? Поразмышляем над этой проблемой в течение урока.

Учащиеся записываем тему урока и его проблему.

II. Стадия осмысления

Вопрос урока № 1. Необходимость общения для человека

Учитель: Ответить на этот вопрос поможет информация, помещённая в тексте №1.

Учащиеся читают текст и размышляют над первым вопросом урока

ТЕКСТ № 1. Какую роль общение играет в формировании человеческой личности?

    В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой -  пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.

Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения.

Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.

Ответы учащихся.

Комментарий учителя: Данный текст помогает убедиться в том, что, общение – главное условие, помогающее человеку стать человеком. Общение – необходимое условие формирования социальной сущности человека. Обратите внимание на последний абзац документа: «Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело». Следовательно, биологическая сущность была сформирована! Но, «оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми».

Вывод к вопросу №1 данного урока: (фиксируется учащимися в тетради)

Общение – необходимое условие формирования социальной сущности человека.

                     


Вопрос урока № 2. Правила общения

Учитель: Итак, общение – необходимость для человека, радость. И чтобы оно оставалось приятным, важно соблюдать правила общения. Сформируем 5 правил общения в повелительном наклонении, читая текст №2! Например, Правило1:  «Будь мудр и тактичен в общении!» (учащиеся записывают его в тетрадь)

Учащиеся читают Текст №2

ТЕКСТ № 2. Сформулируйте ещё пять правил общения, которые столь удачно выполнила Наташа.

Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдётся две минутки, чтобы поболтать со мной? – деловито спросила Наташа. «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» - спросила она.

Ответы учащихся, на основе которых формулируются пять правил общения и фиксируются в тетради:

Правило 2. Будь вежлив!

Правило 3.Уважай собеседника!

Правило 4. Рассказывай интересно!

Правило 5. Говори комплименты!

Правило 6. Будь благодарным!

Задание: Прочитайте Текст №3 и сформулируйте седьмое правило общения. Учащиеся работают с Текстом  № 3.

ТЕКСТ № 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае? Какое правило общения из этого можно сформулировать?

Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах. Рассказывал, видимо, потому что «накипело». Человек слушал, не встревая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!»

Ответы учащихся. В тетрадь записывается 7-е правило: Умей слушать собеседника!

Учитель: Древнегреческий  историк Плутарх оставил нам интересное изречение: «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, а слушать больше». Вы всегда выполняете это правило и другие правила общения? – Нет! А это ведёт к сложностям в общении – конфликтам!

Вопрос урока №3. Сложности в общении: конфликты.

Работа со словарём: учащиеся в словарях записывают определение понятия «Конфликт» (от лат. «столкновение» - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов).

Учитель: Конфликты неизбежны. Конфликтов нет там, где все люди одинаковы, а это нереально, ведь все мы разные! Вот как об этом сказал философ Ч.Ликсон: «Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс». Важно уметь правильно выйти из конфликтной ситуации!

Американский психолог К.Томас разработал пять стратегий поведения в конфликтной ситуации:

1) избегание (игнорирование);

2) приспособление;

3) компромисс;

4) сотрудничество;

5) соперничество.

Задание : Посмотрите м/ф: «Конфликт». О какой стратегии поведения в конфликте здесь идёт речь? Насколько эта стратегия эффективна.

Ответы учащихся.

Комментарий учителя: Соперничество – нелучший выход из конфликтной ситуации, т.к. вредит обеим сторонам. Наиболее эффективные выходы из конфликтной ситуации – компромисс и сотрудничество.


III.Стадия рефлексии

Учитель: Мы разобрали все вопросы нашего урока и располагаем теперь полной информацией, чтобы ответить на проблему: «Как же избежать неудачи в общении и получить от него радость?»

Ответы учащихся.

Учитель: В рабочих тетрадях продолжите  пять предложений, касающиеся того, что интересного и познавательного вы получили на уроке. Предложения не должны повторяться. Чем полнее и содержательнее будут эти пять предложений, тем выше будет оценена ваша работа на уроке. Итак:

1) Источником радости в общении является …

2) Источники сложностей общения кроятся в …

3) Я удивлён …

4) Я понял …

5) Особенно интересным на уроке мне показалось (понравилось) …

Домашнее задание:  1) записи в тетради учить; Словарь

                                    2) Учебник: с.68-70 – пересказывать

                                    3) Вопросы: №1-5 на стр.72;

                               4) Творческое задание (по желанию, на дополнительную    оценку) – составить Синквейн об общении или конфликте (памятка на раздаточном листочке).


 Приложения: Раздаточный материал для учащихся

ТЕКСТ № 1. Какую роль общение играет в формировании человеческой личности?

    В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой -  пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.

Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения.

Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.

ТЕКСТ № 2. Сформулируйте ещё пять правил общения, которые столь удачно выполнила Наташа.

Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдётся две минутки, чтобы поболтать со мной? – деловито спросила Наташа. «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» - спросила она.

ТЕКСТ № 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае? Какое правило общения из этого можно сформулировать?

Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах. Рассказывал, видимо, потому что «накипело». Человек слушал, не встревая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!»

«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, а слушать больше» (Плутарх).

 «Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас пульс» (Ч.Ликсон).

Памятка.

Алгоритм написания синквейна

Синквейн – стихотворение- миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы на уроке.

1 строка: Кто? Что? (одно имя существительное)

2 строка: Какой? (два имени прилагательных)

3 строка: Что делает? (три глагола)

4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов)

5 строка: Кто? Что? (одно имя существительное, отражающее новое звучание темы и являющееся выводом)

Например, синквейн на тему: «Радости и сложности общения»

Общение

радостное и сложное -

формирует, обогащает, огорчает…

Без общения человека не представляю!

В правильном общении - секрет наших успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

«Элементы общения. Общение с аудиторией»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....