Опыт подготовки к ЕГЭ.
учебно-методический материал по обществознанию (11 класс) по теме

Кукелева Ирина Анатольевна

В этом материале собраны взгляды учителей на различные варианты подготовки ребят к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitelskiy_opyt_podgot._k_ege_po_obshchestv.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию:

 учительский опыт

Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию

В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Работа в качестве эксперта по проверке части С экзаменационной работы и в качестве эксперта апелляционной комиссии еще более убедила меня в необходимости создания такой системы.

Как известно, система - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В нашей гимназии такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся. С V по XI кл. мы осуществляем преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией Л.Н. Боголюбова. Преимущества этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. В учебных и методических пособиях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в формате ЕГЭ.

В V-VII кл. учащиеся обучаются технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. Для учащихся разработаны памятки, определяющие последовательность действий при выполнении различного рода заданий. В VШ-IХ кл. происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы. Ученики знакомятся с типологией заданий всех трех частей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями к ЕГЭ. Практика показывает, что девятиклассники вполне справляются с заданиями ЕГЭ базового уровня.

Помимо учебного курса обществознания школьникам IX кл. в рамках предпрофильной подготовки предлагается элективный курс «Учебные действия на уроках истории и обществознания». В ходе изучения данного электива учащиеся овладевают методами анализа, синтеза, сравнения, классификации. Значительная часть практических занятий элективного курса посвящена отработке навыков решения проблемных задач, написанию эссе, проведению исследовательской работы.

В Х-ХI кл. осуществляется постоянная и целенаправленная подготовка к ЕГЭ. В нашей гимназии на третьей ступени обучения действует лекционно-семинарско-зачетная система. Преимущества этой системы очевидны - именно она дает возможность систематически, на различных уровнях познания готовить выпускников к сдаче ЕГЭ.

В ходе подготовки можно выделить следующие формы организации учебного процесса.

  1. Учебные лекции. Во время лекции происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содержанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется особое внимание характеристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату.

  1. Практикумы. На практикуме происходит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практикумы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей В и С. На практикумы выносятся задания повышенного и высокого уровней сложности.

Анализ выполнения заданий ЕГЭ показывает, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают следующие виды заданий:

  • анализ двух суждений;
  • классификация понятий, явлений, социальных объектов;
  • выбор позиций из предложенных;

-        дифференциация оценочных факторов и суждений;

-        решение проблемных задач.

В связи с этим на практикумах происходит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подобными видами заданий.

Большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту. При работе с текстом затруднение вызывают задания на интерпретацию текста, установление связи материала текста с обществоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Выпускники недостаточно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по определенной теме из фрагментов предложенного текста. На практикумах осуществляется постоянная работа с текстами.

Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки написания эссе закладываются в основной школе в VШ-IХ кл., когда происходит обучение развернутому ответу с элементами аргументации, введение понятий «тезис» и «аргумент». В Х-ХI кл. учащиеся знакомятся со структурой эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык написания эссе.

Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.

3. Семинары. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные навыки.

  1. Консультации. Во время проведения консультаций осуществляется применение знаний, умений и навыков и их коррекция. На консультации учитель разъясняет наиболее трудные вопросы темы. Под руководством учителя производится освоение алгоритмов выполнения заданий, вызывающих существенные затруднения.
  2. Тематические зачеты. На зачетах происходит обобщение и систематизация знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в формате ЕГЭ.

Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.

Системность в работе по подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение следующих принципов:

  1. работа на высоком уровне сложности;
  2. работа над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;
  3. работа в соответствии с разработанными алгоритмами выполнения заданий;
  4. анализ заданий, вызывающих наибольшие затруднения;
  5. постоянный тренинг в решении заданий;

6)        тренинг в заполнении бланков ЕГЭ.
Постоянная и целенаправленная работа учителя и следование вышеуказанным принципам позволит выпускникам успешно сдать Единый государственный экзамен по обществознанию.

О.А. Шкунова

 г. Чехов Московской обл.

Использование системы интерактивного голосования

при подготовке к ЕГЭ

Как показывает мой опыт, весьма эффективным средством подготовки к ЕГЭ по обществознанию (части А и В) могут стать получающие все более широкое распространение в российских школах системы интерактивного голосования («Вердикт» и др.). При помощи беспроводных передатчиков все учащиеся могут отвечать на вопросы и записывать свои ответы простым нажатием кнопки. Результаты немедленно обрабатываются, тем самым обеспечивается обратная связь с аудиторией в реальном времени.

Работа по подготовке к ЕГЭ с использованием интерактивной системы голосования на уроке, как правило, включает три этапа. На первом («разминка») школьники в индивидуальном порядке отвечают на вопросы части А ЕГЭ по обществознанию. По результатам данного этапа учитель формирует группы, в которых должны быть представлены как сильные, так и слабые ученики. Получивших лучший балл следует включить в особую группу экспертов, которые будут отслеживать ход выполнения заданий на следующем этапе.

На втором этапе несколько групп учащихся выполняют задания части В. Здесь в полной мере проявляется элемент соревновательности и азарта. Частично игровой характер урока не только придает ему эмоциональную окраску, но и побуждает к настойчивому поиску правильных решений, ибо от этих решений прямо зависит итог (оценка) деятельности. Работа в группах должна проходить коллективно, но обязательно наличие лидеров, за которыми остается право принятия окончательного решения. При выполнении одного из заданий (обычно В5) соревнуются только лидеры: команды читают высказывания, носящие характер оценочных и фактических суждений, лидеры называют характер этих суждений.

На третьем этапе «эксперты» объявляют результаты, дают комментарии работы в группах. Задания могут иметь различный вес (в баллах) в зависимости от уровня сложности. Об этом надо предупреждать заранее, а на заключительном этапе прокомментировать.

И.А. Лобанов

 г. Электросталь Московской обл.

Подготовка к написанию эссе по обществознанию

Наиболее сложным видом деятельности в рамках ЕГЭ по обществознанию является, по общему мнению, написание в свободной форме краткого сочинения (эссе).

Подготовка учащихся к данной работе начинается с общего ознакомления. Каждый вариант экзаменационной работы содержит шесть тем сочинения, представленных в форме высказываний известных мыслителей, публицистов, политиков прошлого и современности по проблемам, охватываемым содержанием школьного обществознания. Среди областей знаний, на которых базируются предлагаемые темы, - философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение. Из этих тем следует выбрать одну и раскрыть ее в виде письменного мини-сочинения. Я обычно рекомендую ученикам ориентироваться приблизительно на две страницы текста.

Основные требования к написанию «тренировочного» эссе: представить собственную точку зрения при раскрытии проблемы; в ответе использовать соответствующие избранной области знания понятия и термины; опираясь на факты общественной жизни и собственный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

Практическая подготовка к написанию эссе включает:

  • обобщение и закрепление понятий и терминов по основным содержательным линиям обществознания;
  • выработку умения распознавать данные понятия и термины в контексте и правильно использовать их в письменной речи;
  • использование проблемных суждений из предложенных областей знаний для построения собственных выводов и умозаключений;
  • формирование умения опираться на научные факты, современные процессы, конкретные случаи из собственной жизни и жизни близких для аргументации своей точки зрения;
  • написание эссе с использованием полученных знаний и соблюдением логики изложения.

Пример использования алгоритма подготовки к написанию эссе

Этапы

Пример

1.

Выбор темы, выделение понятий и терминов по ее содержанию

Политическая сфера: закон, право, правовое государство, общество, судебная система, политический режим и т. д.

2.

Идентификация терминов и понятий в высказывании

«Нет общества без права» (Папиниан)

3.

Определение собственной позиции по данной проблеме с использованием соответствующей терминологии

С автором можно согласиться полностью либо частично. В первом случае акцент делается на том, что ни одно (цивилизованное) общество не может существовать без законов и судебной системы. Можно спорить о роли и месте суда, эффективности работы органов правосудия и т. д., но ни у кого не вызывает сомнения необходимость правовых институтов. Другой вариант: в высказывании «просвечивается» характерное для Западной цивилизации преувеличенное представление о роли права в жизни общества как универсального регулятора. Представители других цивилизаций, где право исторически играло менее важную и подчиненную роль, могут с таким представлением не соглашаться

4.

Аргументация своей точки зрения на основе фактов общественной жизни и собственного жизненного опыта

На основе конкретных примеров (от законов царя Хамму-рапи до современного законодательства) следует показать огромную роль права в прошлом и настоящем человеческого общества. Вместе с тем в истории различных цивилизаций право играло неодинаковую роль. На Западе со времен Древнего Рима его роль была чрезвычайно велика, и высказывание Папиниана следует понимать в этом контексте. Напротив, в России праву нередко отводили подчиненную роль, стремясь построить общество на основе высоких нравственных принципов (здесь можно вспомнить славянофильскую критику Западной цивилизации, коммунистический эксперимент и пр.)

Учить школьников писать эссе нужно начинать уже с V кл. Особую помощь в подготовке к его написанию оказывают творческие задания, дискуссии, работа в парах, работа с документами на уроках обществознания.

А.Ю. Бабаян

г. Электросталь Московской обл.

Примерный план рецензирования эссе

Данная разработка применяется для  подготовки учащихся к выполнению одного из типов заданий части С в ЕГЭ по обществознанию - написанию эссе. В практике работы учителя по данному направлению возникают значительные трудности в работе с учащимися. Для того, чтобы ребята лучше усвоили требования, которые предъявляются к написанию эссе в рамках ЕГЭ, необходимо систематически анализировать выполнение учениками такого типа заданий. В своей практике я стараюсь не только включать в текущий учебный процесс задания на написание эссе, но стараюсь научить ребят критически анализировать как собственные «пробы пера», так и работы одноклассников.

Для того, чтобы акцентировать внимание учащихся на основных требованиях к написанию эссе при рецензировании своей или чужой работы, на мой взгляд, помимо тех критериев, которые изложены в большинстве сборников для подготовки к ЕГЭ, возможно использовать и предложенную мной разработку. Внимательно прослушав эссе одноклассника и заполнив данную таблицу (изложив свои мысли по предложенному плану в тезисах и набросках), учащийся получает опорную схему для устного анализа и оценки работы товарища. Кроме того, данную разработку может использовать и сам учитель для более тщательной проверки творчества учащихся. Предлагаю вариант памятки с «подсказками», которые помогут учащимся сориентироваться.

Примерный план рецензии на эссе (памятка для учащихся)

Вопросы

+

-

Отразил ли автор эссе структурные требования к данному виду работы (см. требования к написанию

эссе)

В данном эссе автор проанализировал проблему, поднимаемую в цитате, высказал собственную точку зрения по данному вопросу...

Тем не менее, не были использованы сведения об авторе цитаты, отсутствуют примеры, подтверждающие значимость проблемы...

Употребление понятий соответствующего курса (исторических, обществоведческих)

В работе автор грамотно использовал такие понятия, как...

Однако такие важные для данной темы понятия, как..., использованы не были

Наличие внутренних связей в эссе, лаконичность переходов в изложении пунктов плана

Автор эссе, освещая различные пункты плана, изложил свои мысли, логично связав содержание частей между собой

Повествование велось несвязно

Общее впечатление, оценка: понятна ли суть проблемы, удалось ли автору заинтересовать, удивить содержанием своей работы

Данное эссе вызывало у меня интерес (удивление), заставило задуматься над такими проблемами, как...

Недостатки работы, на которые автору следует обратить внимание в будущем...

Итоговая отметка в баллах

Ю.Г. Гаврилина,

Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА»

Спецкурс для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку....

Опыт подготовки обучающихся по акробатике на уроках физической культуры. (мастер – класс)

Опыт подготовки обучающихся  по акробатике на уроках физической культуры. (мастер – класс)...

ЕГЭ по обществознанию: опыт подготовки и анализ результатов.

В статье раскрываются основные ошибки при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и пути их устранения...

Научная статья на тему: " ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Лафиренко Л.И. ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.В статье описан опыт подготовки учащихся общеобразовательной школы к сдаче экзамена по русскому я...

Выступление на педагогическом совете "Опыт подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию"

Выступление на педагогическом совете "Опыт подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию"...

Опыт подготовки учащихся к представлению исследований на конкурсах различных уровней

Выступление на Всероссийском ежегодном обучающем проблемном семинаре "Актуальные проблемы исследовательской деятельности в школе"...

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Редактирование текстов сочинений»

Элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешном...