Конспект урока «Труд»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Дубкова Александра Александровна

Данная разработка для уащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_trud_6_kl.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Труд»

Тип урока – повторительно - обобщающий

Основной метод – эвристическая беседа

Задачи:

  1. Повторить, обобщить и закрепить пройденный материал по теме, расширить кругозор учащихся
  2. Продолжить развивать умение работать со схемами, картинами, вести дискуссию, выражать свое мнение, пользоваться основной и дополнительной литературой.
  3. Прививать любовь к труду, творческому подходу

Этапы урока.

  1. Организационный
  2. Мотивационный
  3. Повторение и закрепление знаний
  4. Рефлексионно - оценочный
  5. Домашнее задание

  1. Организационный
  2. Мотивационный

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он?  Как его зовут?   Ну, конечно,   это труд!

Кто на свете самый умный,

Самый старый, самый юный?

Кто он?   Как его зовут?   Ну, конечно, это труд!

Кто на все века и годы

Настоящий царь природы?

Царь полей, заводов,  руд?

Кто он?   Как его зовут?   Ну, конечно, это труд!

      Ребята,  у нас сегодня с вами урок повторения и закрепления знаний по теме «Труд». На этом уроке наша задача вспомнить и поговорить о таких вопросах как:

  1. Труд – основа жизни
  2. Труд и творчество
  3. На пути к жизненному успеху

       Вспомним, что такое труд, каким он бывает, что создается трудом и как это все оценивается.  Вспомним, в каких случаях говорят, что богатство обязывает? Поговорим также о труде ремесленника и мастера, творческом подходе и отметим слагаемые жизненного успеха, а также многое другое.

Итак, что же такое труд?

Ответ детей.

Ребята, а зачем нужно трудиться? Что дает человеку труд?

Ответ детей

Стол, за которым ты сидишь, кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж, тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,  и каждый дом, и каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом, а не свалилось с неба!

     Труд дает человеку все необходимое для жизни; пищу, одежду, жилище и многое другое. Каждый человек,  который имеет возможность трудиться, трудится. Ведь чем больше человек знает и умеет, тем более интересным трудом он может заняться.

      Труд различается по содержанию и сложности.

 На какие две группы можно разделить труд разных профессий?

Давайте запишем в карточках и приведем примеры.

Ответ детей.

     Как мы уже заметили, что труд – это целенаправленная деятельность человека, которая всегда приводит к результату, то есть трудом создаются различные продукты, которые подразделяются на группы, давайте назовем эти группы, и приведем также примеры.

Ответы детей.

     Продукты труда используются как для собственных нужд, так и на продажу.

Как называется продукт, произведенный на продажу?

Ответ детей.

Что является материальным изделием, а что услугой? (Работа со слайдом)

     Ребята, если задуматься, то можно сказать, что животные тоже имеют отношение к труду: добывают себе пищу, роют норки, строят гнезда и т. д.  Давайте посмотрим на картинки (обсуждение).

Ребята, можно ли сказать, что животные тоже «трудятся»

Ответ детей.

Труд – это целенаправленная деятельность человека.

Так чем же труд животного отличается от человека?

Давайте подумаем, заполним карточки (обсуждение)

Действительно, животное трудится в соответствии со своим инстинктом, человек ставит цель, планирует и может работать творчески.

     Любой труд человека должен быть оценен, как в денежном выражении, так и морально.

Давайте вспомним, как труд оценивается, и всегда ли можно получить дополнительную плату за работу?

Ответ детей.

     Ребята, а всегда ли труд оценивается? В каких случаях бывает труд бескорыстным, или неоплачиваемым.

       Говоря о роли труда, можно сделать вывод, что труд – является условием благополучия людей. Другими словами, человек благодаря труду стремиться к богатству.

А что же такое богатство?

Ответ детей.

Возможно, многие не согласятся, что богатство это также знания и славные дела человека, признанные другими людьми.

     Но таких примеров много, мне хотелось сказать вам, о человеке, который вошел в историю как  первопечатник  - Иван Федоров: именно с его именем начинается история книгопечатания в нашей стране.

     Первой книгой, которую напечатал первопечатник Иван Федоров, был «Апостол» на славянском языке. Набор первой страницы книги он начал в апреле 1563 г. На это ушел почти год. И 1 марта 1564 г. «Апостол» был напечатан.  Так первопечатник Иван Федоров положил начало величайшему культурному делу – так началась история книгопечатания в Русском государстве. Величайшим богатством для Ивана Федорова была напечатанная книга.  Своим трудом он не получил больших денег и драгоценностей. Иван Федоров умер в полной нищете, счастливый своей работой.

      В широком смысле слова богатым обычно называют человека, у которого много денег, драгоценностей. Но отличается он от бедного не только количеством имущества, у него больше возможностей помочь другим людям. Ведь не зря появляется выражение «Богатство обязывает» и этим правилом воспользовались многие богатые люди.

Как же называется  человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств.

Ответ детей.

Сообщения учащихся о меценатах (Строганов А.С. и Шереметев Н.П.)

Меценаты, это люди, которые, имели не только деньги, но и щедрость души, чувство сострадания и любви к своей Родине.

     «В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба», - сказано в завещании Шереметьева. Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь.

А каком человеке,  можно сказать, что он умеет творить и работать творчески?

Так что же такое творчество?

Ответ детей.

      Творчество – это вершина труда, но к творчеству люди шли столетиями, проходя через ремесло, кустарные промыслы.

Чем же отличается работа ремесленника, кустаря от творческой работы?

Ответ детей.

       Нельзя не отметить мастерство нижегородских мастеров. Как известно, Нижегородский край был самым развитым в кустарно-промышленном отношении.

 По самым приблизительным подсчетам, на его территории бытовало не менее половины промыслов, известных в России в 18-19 веках

       Мастера вкладывали в свой труд частичку души.  

Давайте назовем людей творческих профессий?

      Любой творческий человек трудиться, применяя свою фантазию, воображение. Его труд признан миллионами людей.

     Творчество в науке, например, помогло людям создать новые машины, получить электричество, создать радио, сотовый телефон и т.д.

     Труд творческих людей нельзя не заметить, давайте посмотрим на работы русских художников, поэтов.

Русский художник Иван Иванович Шишкин посвятил свое творчество  одному главному направлению – пейзажу. Каждая его картина отражает красоту природы.

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи;

В нашем Сеченовском районе также есть люди, имена которых знает весь мир.

Сообщения учащихся. (И.М. Сеченов, В.М. Захаров)

      Говорить о творческих личностях можно долго. Мы уже поняли, что люди творческих профессий вошли в историю,  то есть оставили свой след в жизни, оставили нам свое имя и результат своего труда, не только потому, что у них были способности, а именно потому, что они постоянно трудились и совершали что-то новое, не останавливались на достигнутом.

Что же нужно в жизни, для того чтобы вам сопутствовал жизненный успех, чтобы с годами ваше богатство росло?

 

Ответы детей.

Учеба -  твой главный труд. Но к учебе должен быть иной подход, именно творческий. Есть такое правило

«Есть терпенье, будет и уменье», нужно следовать этому правилу всегда.

Капля.

      «Никита, ученик четвертого класса, был очень ленивым. Не хотел как следует работать, вот и получил двойку по грамматике. Дали Никите работу на лето. Положил он на стол учебник грамматики и вздохнул тяжело. Нужно выполнить двести упражнений. Разве такую работу сделаешь?
      Прошел день, прошел другой, прошел третий. Вот и неделя проходит, а Никита каждый день только смотрит на книжку и вздыхает — тяжело-тяжело.
      Устал Никита от безделья. Сидит и смотрит в окно. А за окном под водосточной трубой стоит пустое ведро. Из трубы в ведро капает вода — капля за каплей. Нечего делать Никите, сидит он возле окна целый день и смотрит, как вода капает.
      А вечером вышел Никита, смотрит, а воды уже полведра накапало. На следующее утро ведро было полным.
      Удивился Никита: значит, из маленьких капелек насобиралось полное ведро воды!
      Вздохнул тяжело Никита и открыл грамматику. И тетрадь открыл».

(Обсуждение рассказа)

Народная мудрость говорит «Была бы охота, заладится всякая работа»

Нельзя забывать, что любой труд в почете, каждый человек не может быть поэтом, художником, ученым.

 

Резерв (Роль физического труда)

Каменщик строит жилища,  платье – работа портного.

Но ведь портному работать негде без тёплого крова.

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки   вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку сшить сапоги поручает.  

Ну а сапожник без хлеба много ль нашьёт, натачает?  

Стало быть, так и выходит,

Всё, что мы делаем, нужно.    

Значит, давайте трудиться честно, усердно и дружно.

Все профессии важны, все профессии нужны! (Резерв)

А вы, ребята, кем хотите стать? (Обсуждение)

4.Рефлексия

   Итак, ребята, мы с вами повторили тему «Труд». А сейчас давайте ответим на вопросы.

 - Что ж, потрудились мы с вами ребята. Ну, а сейчас всем должна быть ЗАРПЛАТА.

5.Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Хорошая работа – два живет»,  «Творческий подход в учебе».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.

Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....

Конспект урока труда "Мы не хотим войны"

 Урок трудового обучения в 1-3 классах «Мы не хотим войны» - изготовление журавлика из бумаги рекомендуем проводить в рамках торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы....

Конспект урока труда во 2 классе "Китайский фонарик"

Конспект урока труда во 2 классе "Китайский фонарик"...

Конспект урока труда в 3 классе "Маска собаки"

Конспект урока труда в 3 классе "Маска собаки"...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Конспект урока "Труд -основа жизни"

Урок обществознания 5-6 класс...

Конспект урока "Труд. Занятость. Безработица"

В данном материале представлен авторский урок для 8 класса по обществознанию на тему "Труд. Занятость. Безработица"....