Конспект урока "Труд. Занятость. Безработица"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Федоров Даниил Алексеевич

В данном материале представлен авторский урок для 8 класса по обществознанию на тему "Труд. Занятость. Безработица". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_-_bezrabotitsa_.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Труд. Занятость. Безработица»

Урок для 8 класса

Раздел: экономика

Цель урока: подвести обучающихся к пониманию причин, сущности, основных мероприятий и правил занятости и безработице в мировой и региональной экономике

Добрый день, уважаемые учащиеся. Рад вновь приветствовать вас на уроке обществознания. Давайте коллективно, но в то же время по одному по поднятой руке напомним друг другу, какую тему урока мы с вами проходили в прошлый раз? Да, действительно, мы говорили с вами о бюджете. Напомню вам буквально в нескольких словах, что бюджет – это своеобразный список, учёт доходов и расходов. Бюджет есть как у отдельной семьи, так и у… Правильно, у каждой семьи.

Сегодня мы с вами продолжим наше общение в рамках изучения экономической сферы жизни современного общества и поговорим об ещё одном социально-экономическом важном понятии. Начать, безусловно, хотелось бы с эпиграфа. Эпиграф у нас сегодня сатирический, но имеющий под собой плотное основание (текст эпиграфа: «Работа не волк, но и на неё охотники есть» В. Сумбатов). (Обращение к ученику): Прочти нам, пожалуйста, громко и с выражением наш эпиграф.  Итак, давайте немножко подумаем над смыслом этого высказывания. Какие у вас, ребята, есть идеи – зачем я привёл вам данную цитату.

Совершенно верно, вы правильно догадались, что сегодня речь пойдёт о таком феномене как безработица. Итак, давайте зафиксируем в наших конспектах сегодняшнее число и тему. Тему, давайте, сформулируем так: «Труд. Занятость. Безработица». Вы уже в 8 классе и совсем скоро закончите школу, по крайней мере 9 классов. Кто-то из вас захочет учиться здесь ещё 2 года, а потом поступить в институт. Кто-то пойдёт после 9го класса в колледж или училище. А кому-то может учиться и вовсе надоело, и он решит быстрее начать работать. И здесь, дорогие мои, вас поджидает ряд больших трудностей, без которых нельзя обойтись не только в выборе профессии, да, но и в дальнейшем работе в рамках этой профессии. Вот об этом сегодня мы и поговорим. И, первое, с чем нам надо определиться, прежде чем двигаться дальше – а что такое эта самая безработица? Отсутствие работы? Само по себе это, конечно, мысль в нужном русле, но тут есть и другие условия. Например, человек вышедший на пенсию, да, он не работает. Он получает свой доход от государства за счёт наличия рабочего стажа, ему, конечно, хватает с трудом, но он выращивает на даче овощи и работать совсем не хочет. Безработный ли он?

Или же давайте приведём другой пример. Папа Вани Иванова успешно занимается предпринимательством (заодно давайте вспомним наш урок по этой теме), приносит домой хороший доход, а его жена, мама Вани Иванова, занимается воспитанием их троих детей. Она не работает, посвящает свободное время детям и дому, а живёт на доходы мужа. Безработная ли она?

Или вот, скажем, наш выпускник – Коля Николаев. Он закончил 9 классов, по настоянию родителей поступил в училище, но диплома не защитил, зато отслужил в армии. Теперь Коля лежит на диване, играет в компьютер и работу искать решительно не хочет. Безработный ли он?

Ну что ж, таких примеров можно привести ещё массу. Я думаю, что вы уже, ребята, поняли – одно лишь отсутствие работы не делает человека безработным. Да, действительно, на бытовом языке все те люди, которых мы упомянули в наших примерах могут называться безработными, но это не корректно. Для того, чтобы человек обрёл статус безработного, да, необходим ряд факторов. Отметьте, пожалуйста, в своих тетрадках следующее: «Безработным считают трудоспособного человека, который не имеет постоянной занятости, но желает трудиться по найму при существующих условиях оплаты труда». Давайте теперь разберём все эти признаки чуть конкретнее.

Трудоспособный человек – это кто? Мне нравится ход ваших мыслей. Давайте запишем, коротко, что трудоспособный человек в РФ – это лица старше 16 лет, желающие и способные по состоянию здоровья работать. Так, с этим более-менее понятно. Дальше – постоянная занятость. Ребята, важно понять, что, если человек не имеет постоянного места работы, перебиваясь случайными источниками дохода, но при этом он заинтересован в поисках основательного места трудоустройства – он считается безработным. Об этом мы ещё немного скажем чуть позже, когда будем говорить о видах безработицы.

Кроме того, здесь важно понять, что человек хочет найти себе эту работу, то есть предлагает свой труд в найм. Давайте сразу здесь остановимся и сделаем маленький шажок в сторону, зафиксировав в конспекте ещё одно важное понятие, с которым нам предстоит работать. Мы сказали, что человек ищет себе работу, да, так вот на нашем обществоведческом языке правильно будет сказать не «работу», а «занятость». Итак, отметьте, что занятность – это правомерная деятельность граждан, приносящая доход. Всё очень просто. Так вот, безработный человек не занят, но хочет эту занятость обрести. В чём отражается это желание? Чтобы человек официально считался безработным, входил в эту социальную группу, он должен подтвердить своё желание найти работу – в частности, встать на биржу труда. Там он некоторое время будет получать небольшое пособие, размер которого будет зависеть от многих факторов – на это влияет и экономика конкретного региона страны, средний уровень заработных план в этом регионе, прошлый стаж человека, его трудовые умения и заслуги. Но, даже при самом высоком коэффициенте, сумма пособия вс        ё равно будет невысокой.

Также, ребята, сразу нужно понять, что человек, не имеющий официального места работы, но, занимающийся собственным делом – предпринимательством, фермерством, репетиторством, получающий с этого доходы – безработным не является.

Вообще, вы уже, наверное, заметили, какие неоднозначные ситуации у нас здесь складываются, да. Действительно, в таком остром социально-экономическом явлении как безработица прописных истин нет. Но, чтобы понять представленное многообразие подобных ситуаций, давайте познакомимся с видами безработицы, а заодно будем рассматривать и причины.

В первую очередь, давайте попробуем понять, что рыночная экономика построена на конкуренции. Конкурируют меж собой не только разные фирмы, в борьбе за покупателя, но и люди, ищущие работу. В условиях свободного рынка труда им предстоит доказывать работодателю, что именно они достойны этого рабочего места, например. У кого-то получается, у кого-то нет. С чем это может быть связано?

Напишите в своих тетрадках: виды безработицы и её причины. И под цифрой «1» сразу напишем – фрикционная безработица. Это, пожалуй, один из самых безобидных видов безработицы. Вот, предположим, ваш одноклассник, мой ученик, всем нам известный Петр Петров сейчас закончит нашу школу, поступит в институт, получит свою специальность. Предположим, станет дизайнером. И вот после окончания института, никакого распределения нет. И Петр Петров будет искать подходящую работу. Он не пойдёт на первую попавшуюся, если, конечно, жизнь не заставит. Какое-то время он будет искать вариант получше – чтобы работа была по специальности, с хорошим уровнем дохода для этой сферы. Люди постоянно ищут подходящее место работы. Такой вид безработицы характерен для любого экономического положения в стране. Теперь немножко подумайте сами – о чём может свидетельствовать низкий уровень фрикционной безработицы в стране? О том, что рынок труда предлагает достаточное количество различных рабочих мест, а люди хорошо осведомлены о возможных вакансиях.

Под цифрой «2» давайте напишем про «сезонную» безработицу. Ну вот наш Петр Петров уже дизайнер, а вот Маша Машина, закончит школу, потом туристический институт, и решит пойти работать в самый хороший гостиничный сервис. А гостиничный сервис предложит ей постоянную занятость и высокий доход. Но летом. А зимой – гостиница пустует, постояльцев нет. Маша Машина там не нужна и зарплаты не получает. А работать хочет. И тогда Маша Машина – типичная сезонная безработная. Такой вид безработицы, ребята, может быть обусловлен, например, климатическими условиями региона и, соответственно, экономики этого региона.

Под цифрой «3» мы должны с вами написать про безработицу циклическую. Помните, мы говорили с вами об экономических циклах. Так вот, иногда в экономике наступает спад, кризис, что, безусловно, отражается и на рабочих местах. Чем глубже кризис – тем выше уровень циклической безработицы. И, соответственно, когда государство выходит из кризиса – циклическая безработица снижается.

Под цифрой «4» отметим последний, основной вид безработицы, очень коварный и динамичный – это структурная безработица. У большинства профессий, дорогие ученики, тоже есть свой срок годности. И то, что вчера было престижно, интересно и уважаемо – сегодня уже никому не нужно. Всё течёт, всё меняется, жизнь идёт вперёд, общественные процессы двигают ход истории, и некоторые профессии уходят на полки этой самой истории. Иногда от сотрудников могут понадобиться новые, принципиально отличные квалификационные требования, которыми они не обладают. Иногда сама по себе профессия оказывается ненужной, её, например, заменяет компьютер. Давайте все вместе, совместно попробуем привести примеры таких профессий.

Это всё очень серьёзно, дорогие ребята. Ну экономическую сторону мы с вами обсудили, а ведь есть ещё сторона социальная. Человек, потерявший работу, теряет источник дохода. Зачастую не только свой, но и основной для его семьи, такое бывает. И здесь уже кто во что горазд – это может повлечь бедность в семье, невозможность достойно содержать своих детей. Семья в принципе может распасться, такое бывает. Возможны девиационные явления – человек теряет деньги, успешность, и может на этой почве встать на шаткий путь социальных болезней. Последствия безработицы ужасны. Целые сёла, деревни и даже города погибают по причине безработицы – люди уезжают, банально не имея возможности заработать. Вот почему важно учитывать всё то, что мы сегодня с вами обсуждали, для того

Что ж, теперь, когда вы стали просвещенными в вопросах безработицы, по большому счёту нам остаётся обсудить ещё один серьёзный вопрос. Ведь несмотря на свободный, в той или иной степени, рынок труда, все мы живём в государстве. Государство, неотъемлемой и важной частью которого является экономика, безусловно заинтересовано в том, чтобы люди работали. Как вы думаете, как сказывается на государственном бюджете выплата пособий людям лишь за то, что они хотят работать, но им работать негде? Безусловно, это тянет бюджет вниз, в дефицитное состояние. Поэтому по идее именно государству крайне важно, чтобы люди работы, чтобы шло производство товаров и услуг, которые с одной стороны наполнят рынок, с другой – дадут людям возможность зарабатывать. Так вот, как вы думаете, участвует ли государство в борьбе с безработицей? Естественно, мы уже отчасти ответили на этот вопрос.

Конечно, государство создаёт определённые программы, чтобы люди, которые потеряли работу, могли, что называется, оставаться наплаву. Это делается и за счёт переквалификации – да, иногда приходится переучиваться, или доучиваться, чтобы соответствовать новым стандартам требований. Кроме того, создаются дополнительные рабочие места. Да и вообще, биржи труда учитывают интересы людей, ищущих работу, помогают им её найти, сообщая о возможных вариантах, вакансиях.

Помимо этого, важно стимулировать людей и на самостоятельное развитие, создание своего дела, развитие малого бизнеса или, например, фермерства. В этом государство может помочь как законотворческой соответствующей деятельностью, так и субсидиями, т.е. специальными выплатами.

Я благодарю вас за работу, но прежде чем мы расстанемся на неделю, предлагаю вам ответить на вопрос: как можно постараться избежать безработицы? В качестве домашнего задания я вам предлагаю Вам написать небольшое эссе: «Почему в нашем обществе существует безработица».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Конспект итогового занятия в рамках темы «Русь IX-XVI» Тема занятия: «Выдающиеся личности эпохи Рюриковичей»

Форма урока: интерактивное занятие, рассчитанное на 2 часаУчебный предмет: История РоссииВ ходе занятия учащиеся смогут:характеризовать, отличать, оценивать деятельность различных государственных деят...

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

конспект коррекционного занятия (ГПД, внекл.занятие) 4-5 класс

Конспект коррекционного занятия. Игровое занятие на основе развивающих  игр и упражнений.Цели:  Формирование способности к индивидуальному интеллектуальному  усилию. Коррекция  инд...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....