Работа с одаренными детьми
статья по обществознанию (11 класс) по теме

Ахметова  Гульназ Хусаиновна
*Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. На сегодняшний день образование рассматрива-ется в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства. В связи с этим  поиск и поддержка талантливых и одарённых детей –  становится  одним  из приоритетных  направлений националь-ного проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения» Имануил Кант
Цель    работы с одаренными детьми -создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей и государства.
Траектория подготовки к олимпиадам : Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

Подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической  

1 этап.

1.Создание банка одаренных детей. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные способности по предмету ( в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.

2. Создание банка заданий.( Подбор специальной литературы для подготовки к олимпиадам, архив олимпиадных заданий прошлых лет, интернет- ресурсы)

2 этап: Отбор заинтересованных учащихся
 Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 5-6 классов . И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3  учащихся, способных защищать честь школы  на муниципальном этапе олимпиады.

1)На основе положительных результатов усвоения школьной программы по предмету отбираются заинтересованные в истории и обществознании  учащиеся и приглашаются на школьную олимпиаду по предмету.

2)По результатам школьной олимпиады создается "рабочая" группа учащихся,  с которой проводится дальнейшая целенаправленная работа

Идеальным контингентом для подготовки  к  олимпиадам  являются высокомотивированные  к освоению   материала   учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). 

3 этап: Развитие познавательной активности "рабочей" группы учащихся

1. Обеспечение  специальной литературой.  Знакомство  с интернет- ресурсами  и сайтами для подготовки к олимпиадам

2. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

3 Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия: кружки, элективы, консультации. Проводятся групповые тренинги и индивидуальные занятия.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов:

1.Деятельностный подход  и  максимальная  самостоятельность – процесс подготовки к олимпиаде должен быть ориентирован не столько на передачу знаний учителем, сколько на самостоятельный поиск, отбор и  анализ учащимися информации, на создание условий для выражения ими своих взглядов, идей, суждениЙ. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой  при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся,  раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. 

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни!  Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! 

Подготовка олимпиадников возможна (успешна) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.
Реализация этих принципов и правил -  это успешное выступление  учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где  они показывают высокие результаты.
Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
•Будем  помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.  Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому  ребенку от рождения.
«В каждом человеке солнце.
Только дайте ему светить».
                                    Сократ

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...