Урок по обществознанию
план-конспект занятия по обществознанию (6 класс) по теме

 

Тема урока: «Духовные ценности российского народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_l.p._vysokikh.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 6 классе

Тема урока: «Духовные ценности российского народа»

Цель урока:

  1. Образовательная:
  • обобщить знания учащихся по данной теме;
  • определить значения духовных ценностей для развития человека.
  1. Развивающая:
  • Формировать умения излагать свою точку зрения с аргументами, развивать творческие способности.
  1. Воспитательная:
  • Формирование осознанного нравственного поведения;
  • Формировать культуру общения, толерантность.

Тип урока: этический практикум

Оборудование:

  • учебник под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова;
  •  мультимедийное приложение «Обществознание 6 класс»;
  • Мультимедийный проектор, экран, 14 ноутбуков;
  • Раздаточный материал – портреты (приложение 1)/

Использованные технологии: исследовательская, информационная, личностно-ориентированная, педагогика сотрудничества.

Прогнозируемые результаты:

  • Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • Формирование  позитивного отношения к окружающему миру;
  • Развитие толерантности.

Ход урока

Слово учителя:

1.Организационный момент

 Понятие добра и зла, добродетели и порока волновали людей всегда. Мудрецы, жившие в разные времена и в разных странах, искали ответы на вопросы: каким должен быть человек, каких жизненных правил ему следует придерживаться, как мир относится к человеку?

Притча «Мир – большое зеркало»

Ученик спросил учителя:

- Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?
- Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал Учитель.

«Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы.

Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо.

Спросишь: «Кто ты?» - и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?»

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы – и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.

Утром слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными изображениями».

- Теперь ты видишь, - закончил учитель, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир – это большое зеркало.

- Значит, благодаря людям это зеркало отражает добро, любовь, взаимопомощь, участие, радость, честность, справедливость, ответственность», - задумался ученик.

- Мир именно таков, каким мы его делаем, - ответил Учитель.

Мораль:

Весь мир вокруг нам наши мысли отражает,

И если ты настроен сразу против всех,

Тебе судьба врагов по жизни посылает,

А с добрым сердцем будешь счастлив без помех!

И на улыбку – сто улыбок повстречаешь,

А если мир воспринимаешь ты в штыки,

Ты биться в зеркало упрямо продолжаешь,

Где жизнь в ответ тебе оскалила клыки…

(Отрывок из стихотворения «Пугливая собака» Ю. Черешенка).

Давайте об этом помнить. Очень многое зависит от человека в его отношениях с другими людьми и окружающим миром.

2. Актуализация знаний по теме «Духовная сфера» (используется прием «Верные и неверные утверждения»). Вопросы дети обсуждают в паре. Обсуждение в классе строится с аргументацией ответов (работают, используя тренажер мультимедийного методического пособия к учебнику «Обществознание 6 класс», авторы А.И. Кравченко и Е.А. Певцов).

Тема сегодняшнего урока «Духовная нравственность российского народа».

У каждого народа есть духовные ценности — нравственная основа общественной жизни, залог его исторических успехов и экономических достижений. Есть они и у российского народа. В них входят две категории ценностей — общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа.

Работа с учебником: выписать общечеловеческие ценности и привести пример. Работа выполняется в виде таблицы:

№ п/п

Общечеловеческие ценности

Пример

1

….

Слово учителя:

А теперь рассмотрим ценности, отражающие национальный характер российского народа.

Российская Федерация — многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков.

В связи с этим мы не можем  не поговорить о толерантности. В современных условиях у детей зачастую довольно рано формируется агрессивное отношение  ко всему незнакомому. Это плохо сказывается на взаимоотношениях с окружающими, влияет на психику, лишает окружающих счастья.

Сейчас мы оценим опережающее домашнее задание по теме «Мой толерантный мир» (в качестве домашнего задания было предложено: создать презентацию, нарисовать рисунки, написать мини-сочинение, подобрать афоризмы о толерантности и т.д).

Демонстрация работ.

После демонстрации работ учитель предлагает ученикам еще раз с помощью учебника выделить духовные ценности российского народа и напомнить, что это вечные ценности российского общества, которые вели на труд и на подвиг лучших сынов России.

Демонстрация портретов с комментариями. (Портреты проецируются на экран).

3. Рефлексия

Происходит возврат к верным и неверным утверждениям. Учащиеся корректируют выполненные работы до изучения темы.

4. Подведение итогов урока

Итоги выполненных работ выводятся на монитор ПК. Результаты своей работы каждый ученик видит сам.

Домашнее задание.  Подготовка к контрольно-обобщающему уроку по теме «Духовная сфера общества».

Приложение 1

Александр Невский

        Дмитрий Донской

        

        Петр Великий

        

        Сергий Радонежский

Михаил Ломоносов

Александр Суворов

Дмитрий Менделеев

Георгий Жуков

Юрий Гагарин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Урок по обществознанию для 11 класса социально-экономического профиля. Тема урока «Институт семьи и брака» Учитель истории и обществознания: Рябкова О.В.

АннотацияУрок разработан в рамках применения системно-деятельностного подхода. Согласно одной из классификаций уроков деятельностной направленности данный урок по целеполаганию можно определить как ур...

обобщение опыта учителя истории и обществознания «Использование ИТК и Интернет технологий на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности»

С появлением в школе персонального компьютера, меня заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках истории. К настоящему времени накоплен определенный опыт практиче...

Информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию «Человек и его деятельность», учителя истории и обществознания Злыдниной Ольги Григорьевны.

информационная карта к видеозаписи урока по обществознанию, постановка образовательной цели в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....