Главные вкладки

    Базовые социальные компетенции в курсе обществознания
    статья по обществознанию по теме

    Бирюкова Татьяна Карповна

     1.  Актуальные проблемы обществоведческого образования

           Становление нового обществоведче­ского предмета, пришедшего на смену существовавшему в Советском Союзе и подчиненному господствовавшей идео­логии курсу «Обществоведение», нача­лось сравнительно недавно. Оно было вызвано развернувшимися на рубеже 90-х гг. прошедшего века фундаменталь­ными изменениями во всех сферах жиз­ни нашего общества, коренным обновлением общественных наук. Конституция РФ, а также Закон РФ «Об образовании» определили принципы образовательной политики государства, артикулировали общественно-государственные ожида­ния в сфере общего образования, что по­могло выдвинуть и обосновать ведущие цели обществоведческой подготовки.

           Назревшее обновление курса обус­ловлено:

    • коренными переменами в россий­ском обществе, произошедшими в пери­од после 1999 и 2000 гг.;
    • актуальными задачами развития России, поставленными политическим руководством страны на период до 2020 г.г.:
    • процессами глобализации и изме­нением международного положения России;
    • стремительной трансформацией информационной среды;
    • развитием базовых общественных наук, а также педагогики и психологии;
    • изменениями в системе образова­ния (структурными, содержательными, технологическими);
    • накоплением опыта преподавания обществоведческого курса и результата­ми его анализа.

    Все эти изменения делают необходи­мой модернизацию обществоведческого образования.

          За последнее десятилетие был пре­одолен системный кризис российского общества, достигнуты заметные успехи в экономической области, положение в обществе стабилизировалось, многие ос­трые проблемы 1990-х гг. ушли в про­шлое, им на смену пришли или выдви­нулись на первый план другие. Пробле­мы перехода к инновационной экономи­ке, преодоления опасного разрыва в до­ходах богатых и бедных, борьбы с кор­рупцией, а также экологические, демо­графические и иные актуальные для страны проблемы должны найти отраже­ние в обществоведческом курсе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа№1»

     

     

     

    Базовые социальные компетенции в курсе обществознания

                                 Подготовила

                                        Учитель истории

                                                               МОУ «Лямбирская СОШ №1»

                                                            Бирюкова Татьяна Карповна

     

     1.  Актуальные проблемы обществоведческого образования

           Становление нового обществоведческого предмета, пришедшего на смену существовавшему в Советском Союзе и подчиненному господствовавшей идеологии курсу «Обществоведение», началось сравнительно недавно. Оно было вызвано развернувшимися на рубеже 90-х гг. прошедшего века фундаментальными изменениями во всех сферах жизни нашего общества, коренным обновлением общественных наук. Конституция РФ, а также Закон РФ «Об образовании» определили принципы образовательной политики государства, артикулировали общественно-государственные ожидания в сфере общего образования, что помогло выдвинуть и обосновать ведущие цели обществоведческой подготовки.

           Назревшее обновление курса обусловлено:

    • коренными переменами в российском обществе, произошедшими в период после 1999 и 2000 гг.;
    • актуальными задачами развития России, поставленными политическим руководством страны на период до 2020 г.г.:
    • процессами глобализации и изменением международного положения России;
    • стремительной трансформацией информационной среды;
    • развитием базовых общественных наук, а также педагогики и психологии;
    • изменениями в системе образования (структурными, содержательными, технологическими);
    • накоплением опыта преподавания обществоведческого курса и результатами его анализа.

    Все эти изменения делают необходимой модернизацию обществоведческого образования.

          За последнее десятилетие был преодолен системный кризис российского общества, достигнуты заметные успехи в экономической области, положение в обществе стабилизировалось, многие острые проблемы 1990-х гг. ушли в прошлое, им на смену пришли или выдвинулись на первый план другие. Проблемы перехода к инновационной экономике, преодоления опасного разрыва в доходах богатых и бедных, борьбы с коррупцией, а также экологические, демографические и иные актуальные для страны проблемы должны найти отражение в обществоведческом курсе.

    2. Цели обществоведческого образования.

    Его место в системе общего образования

        Цели курса определяются исходя из потребностей человека на каждом из этапов его социального взросления, из интересов общества и государства в конкретных исторических условиях, из необходимости развития демократических и гуманистических тенденций в российском обществе.

    Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

    • развитию личности на важных этапах ее социального взросления, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
    • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
    •  формированию у учащихся целостной картины мира и человека в нем, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для соответствующей ступени обучения; освоению учащимися системы знаний об обществе, основных сферах человеческой деятельности, о регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
    • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
    • формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественно-политической жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия защите правовыми способами и средствами правопорядка в обществе.

    Курс ориентирован на систему национальных и общечеловеческих ценностей, в первую очередь ценностей, представленных в основном общегражданском документе Конституции РФ.

    3. Компетенции

         Большое значение имеет усиление практической направленности курса, что находит отражение в целевой установке на формирование ключевых социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной, общественно-политической и других видах деятельности.

          Ключевые компетенции, которые призваны формировать обществоведческие курсы, можно представить в виде двух групп, первая из которых формируется многими учебными предметами с использованием их специфических возможностей, а вторая — преимущественно средствами обществознания на основе соответствующего содержания этого учебного предмета.

       К первой группе можно отнести: компетенцию в сфере самостоятельной познавательной деятельности (курс обществоведения знакомит школьников с элементами гносеологии, основными способами и процедурами любой познавательной деятельности, помогает овладеть способами приобретения знании, из различных источников социальной информации: философских, научных, статистических, правовых, политических и т.п.);

    компетенцию в сфере трудовой деятельности (специфика обществоведения состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);

    компетенцию, связанную с возникновением информационного общества (обществоведческий курс дает философско-социологическую характеристику этого общества, развивает интерес к социальной информации, способность ориентироваться в ее потоках, критическое отношение к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ и Интернета).

    Ко второй группе относятся:

          компетенция в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей — гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя; он содействует развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; особое внимание уделяется раскрытию правовых и моральных норм, формированию умения оценивать с позиций этих норм конкретные жизненные ситуации, воспитание готовности руководствоваться этими нормами в своей повседневной жизни);

          компетенция в семейно-бытовой сфере (обществоведение характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени);

          компетенция, относящаяся к жизни в полиэтническом, многокультурном и многоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать понимание опасных последствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к иному образу мыслей и образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий.

          Компетентность выпускника общеобразовательной школы должна сочетать в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах, которые на пути к успеху требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности; опыт
    применения полученных знаний и умений в познавательной и практической
    деятельности, в повседневной жизни.
    Очевидно, что формирование компетенций означает
    освоение важнейших элементов культуры.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку по теме:"Социальный прогресс" курсе обществознания 8 класса

    Электронные материалы к уроку по теме:"Социальный прогресс" в обществознании 8 класса, схемы,термины...

    Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)

    Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...

    конспект урока по курсу обществознания "Социальная стратификация"

    В разработке содержится раздаточный материал для организации самостоятельной работы обучающихся по теме "Социальная стратификация", предлагаются различные формы работы с разными источниками информации...

    Методическая разработка "Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса"

    В соответствии  с Концепцией   духовно-нравственного развития и воспитания   личности   гражданина   России воспитание    ориентировано ...

    Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания

    О социально-личностных компетенций на уроках обществознания...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса»

    Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, интересам самих обучающихся и давали ориентиры как педагогам, так и ...

    Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»

    Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...