Базовые социальные компетенции в курсе обществознания
статья по обществознанию по теме

Бирюкова Татьяна Карповна

 1.  Актуальные проблемы обществоведческого образования

       Становление нового обществоведче­ского предмета, пришедшего на смену существовавшему в Советском Союзе и подчиненному господствовавшей идео­логии курсу «Обществоведение», нача­лось сравнительно недавно. Оно было вызвано развернувшимися на рубеже 90-х гг. прошедшего века фундаменталь­ными изменениями во всех сферах жиз­ни нашего общества, коренным обновлением общественных наук. Конституция РФ, а также Закон РФ «Об образовании» определили принципы образовательной политики государства, артикулировали общественно-государственные ожида­ния в сфере общего образования, что по­могло выдвинуть и обосновать ведущие цели обществоведческой подготовки.

       Назревшее обновление курса обус­ловлено:

  • коренными переменами в россий­ском обществе, произошедшими в пери­од после 1999 и 2000 гг.;
  • актуальными задачами развития России, поставленными политическим руководством страны на период до 2020 г.г.:
  • процессами глобализации и изме­нением международного положения России;
  • стремительной трансформацией информационной среды;
  • развитием базовых общественных наук, а также педагогики и психологии;
  • изменениями в системе образова­ния (структурными, содержательными, технологическими);
  • накоплением опыта преподавания обществоведческого курса и результата­ми его анализа.

Все эти изменения делают необходи­мой модернизацию обществоведческого образования.

      За последнее десятилетие был пре­одолен системный кризис российского общества, достигнуты заметные успехи в экономической области, положение в обществе стабилизировалось, многие ос­трые проблемы 1990-х гг. ушли в про­шлое, им на смену пришли или выдви­нулись на первый план другие. Пробле­мы перехода к инновационной экономи­ке, преодоления опасного разрыва в до­ходах богатых и бедных, борьбы с кор­рупцией, а также экологические, демо­графические и иные актуальные для страны проблемы должны найти отраже­ние в обществоведческом курсе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Лямбирская средняя общеобразовательная школа№1»

 

 

 

Базовые социальные компетенции в курсе обществознания

                             Подготовила

                                    Учитель истории

                                                           МОУ «Лямбирская СОШ №1»

                                                        Бирюкова Татьяна Карповна

 

 1.  Актуальные проблемы обществоведческого образования

       Становление нового обществоведческого предмета, пришедшего на смену существовавшему в Советском Союзе и подчиненному господствовавшей идеологии курсу «Обществоведение», началось сравнительно недавно. Оно было вызвано развернувшимися на рубеже 90-х гг. прошедшего века фундаментальными изменениями во всех сферах жизни нашего общества, коренным обновлением общественных наук. Конституция РФ, а также Закон РФ «Об образовании» определили принципы образовательной политики государства, артикулировали общественно-государственные ожидания в сфере общего образования, что помогло выдвинуть и обосновать ведущие цели обществоведческой подготовки.

       Назревшее обновление курса обусловлено:

  • коренными переменами в российском обществе, произошедшими в период после 1999 и 2000 гг.;
  • актуальными задачами развития России, поставленными политическим руководством страны на период до 2020 г.г.:
  • процессами глобализации и изменением международного положения России;
  • стремительной трансформацией информационной среды;
  • развитием базовых общественных наук, а также педагогики и психологии;
  • изменениями в системе образования (структурными, содержательными, технологическими);
  • накоплением опыта преподавания обществоведческого курса и результатами его анализа.

Все эти изменения делают необходимой модернизацию обществоведческого образования.

      За последнее десятилетие был преодолен системный кризис российского общества, достигнуты заметные успехи в экономической области, положение в обществе стабилизировалось, многие острые проблемы 1990-х гг. ушли в прошлое, им на смену пришли или выдвинулись на первый план другие. Проблемы перехода к инновационной экономике, преодоления опасного разрыва в доходах богатых и бедных, борьбы с коррупцией, а также экологические, демографические и иные актуальные для страны проблемы должны найти отражение в обществоведческом курсе.

2. Цели обществоведческого образования.

Его место в системе общего образования

    Цели курса определяются исходя из потребностей человека на каждом из этапов его социального взросления, из интересов общества и государства в конкретных исторических условиях, из необходимости развития демократических и гуманистических тенденций в российском обществе.

Цели обществоведческого образования состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

  • развитию личности на важных этапах ее социального взросления, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  •  формированию у учащихся целостной картины мира и человека в нем, адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для соответствующей ступени обучения; освоению учащимися системы знаний об обществе, основных сферах человеческой деятельности, о регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественно-политической жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия защите правовыми способами и средствами правопорядка в обществе.

Курс ориентирован на систему национальных и общечеловеческих ценностей, в первую очередь ценностей, представленных в основном общегражданском документе Конституции РФ.

3. Компетенции

     Большое значение имеет усиление практической направленности курса, что находит отражение в целевой установке на формирование ключевых социальных компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной, общественно-политической и других видах деятельности.

      Ключевые компетенции, которые призваны формировать обществоведческие курсы, можно представить в виде двух групп, первая из которых формируется многими учебными предметами с использованием их специфических возможностей, а вторая — преимущественно средствами обществознания на основе соответствующего содержания этого учебного предмета.

   К первой группе можно отнести: компетенцию в сфере самостоятельной познавательной деятельности (курс обществоведения знакомит школьников с элементами гносеологии, основными способами и процедурами любой познавательной деятельности, помогает овладеть способами приобретения знании, из различных источников социальной информации: философских, научных, статистических, правовых, политических и т.п.);

компетенцию в сфере трудовой деятельности (специфика обществоведения состоит в раскрытии экономических, социологических, этических и правовых аспектов трудовой деятельности);

компетенцию, связанную с возникновением информационного общества (обществоведческий курс дает философско-социологическую характеристику этого общества, развивает интерес к социальной информации, способность ориентироваться в ее потоках, критическое отношение к информации и рекламе, распространяемым по каналам СМИ и Интернета).

Ко второй группе относятся:

      компетенция в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (курс обществоведения содержит существенные элементы культуры, без которых невозможно сознательное выполнение типичных социальных ролей — гражданина, семьянина, работника, собственника, потребителя; он содействует развитию способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликт ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов; особое внимание уделяется раскрытию правовых и моральных норм, формированию умения оценивать с позиций этих норм конкретные жизненные ситуации, воспитание готовности руководствоваться этими нормами в своей повседневной жизни);

      компетенция в семейно-бытовой сфере (обществоведение характеризует демографические, социологические, нравственно-психологические, правовые основы семьи, проблему свободного времени);

      компетенция, относящаяся к жизни в полиэтническом, многокультурном и многоконфессиональном обществе. Курс обществоведения, наряду с курсом истории, дает материал, позволяющий сформировать понимание опасных последствий расизма и ксенофобии, различных проявлений этнического и религиозного экстремизма. Он может содействовать воспитанию толерантности по отношению к иному образу мыслей и образу жизни, формированию способности жить с людьми других культур, языков и религий.

      Компетентность выпускника общеобразовательной школы должна сочетать в себе фундаментальные и практические знания, включая научные представления о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей, о возможностях достижения успеха в том или ином виде деятельности, о проблемах, которые на пути к успеху требуют решения; ценностные ориентиры деятельности; социальные нормы, ее регулирующие; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды социальной деятельности; опыт
применения полученных знаний и умений в познавательной и практической
деятельности, в повседневной жизни.
Очевидно, что формирование компетенций означает
освоение важнейших элементов культуры.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме:"Социальный прогресс" курсе обществознания 8 класса

Электронные материалы к уроку по теме:"Социальный прогресс" в обществознании 8 класса, схемы,термины...

Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)

Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...

Методическая разработка "Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса"

В соответствии  с Концепцией   духовно-нравственного развития и воспитания   личности   гражданина   России воспитание    ориентировано ...

Развитие социально-личностных компетенций на уроках обществознания

О социально-личностных компетенций на уроках обществознания...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса»

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, интересам самих обучающихся и давали ориентиры как педагогам, так и ...

Проектная работа на тему «Развитие исследовательских навыков и формирование политических и социальных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания»

Ведущая идея проекта это освоение и применение комплекса современных образовательных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в обучении...

Рабочая программа Учебный курс – обществознание 10 класс (базовый уровень)

Календарно-тематическое планированиеКласс ________10________Количество часов   в год   __70___ ...