Главные вкладки

    Задания части С ЕГЭ по обществознанию
    материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) по теме

    Труханова Галина Анатольевна

    Задания части С ЕГЭ по обществознанию

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Алгоритм эссе по обществознанию

    Подробный план действий с эссе на ЕГЭ по обществознанию.



    1. Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.

    2. Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.


    3. Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.


    4. Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).


    5. При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.


    6. Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе, примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.

    7. В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.


    8. В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».


    9. Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.

    10. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.


    11. Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».


    12. Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.


    13. Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.

    14. Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».



    Предварительный просмотр:

    Задания C1—С4

    Характеристика заданий.

    • Содержание заданий: на анализ источников.
    • Уровень сложности заданий CI, С2: базовый; заданий СЗ, С4: высокий.
    • Умения, проверяемые

    - заданиями CI, С2: осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, а также преобразующе воспроизводить и интерпретировать текст без привлечения контекстных знаний;

    - заданием СЗ: давать характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса обществознания, с опорой на полученные знания;

    - заданием С4: использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, аргументировать и формулировать оценочные суждения, связанные с положениями текста.

    • Разновидности заданий:
    • задание, направленное на осмысление фрагмента текста во всей его полноте, выявление контекста источника, например: Можно ли на основании приведённого фрагмента утверждать, что наиболее важным автор считает эмпирический уровень науки? Свой вывод обоснуйте;
    • задание, нацеленное на раскрытие смысла отдельной части текста, сложного положения (авторской фразы), например: Как вы понимаете мысль автора о том, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства?;
    • задание, связанное с правильной интерпретацией авторской фразы, например: Можно ли на основании приведённого фрагмента утверждать, что...? Свой вывод обоснуйте;
    • задание, требующее установления прямой связи с курсом обществознания, например: На основе знания обществоведческого курса и авторского текста назовите три фактора, влияющие на производительность труда; Опираясь на текст документа и знание обществоведческого курса, укажите, какие из проблем экологии человека являются естественными, а какие стали следствием научно-технической революции;
    • задание, требующее подтвердить или проиллюстрировать определённую авторскую мысль примерами, фактами из жизни человека и общества, например: Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее развито в ней разделение труда;
    • задание, ориентированное на анализ фактов, явлений, процессов современности, например: Опираясь на определения различных обществ, данные в тексте, объясните, в каком обществе живёт современная российская молодёжь;
    • задание, нацеленное на применение знаний, полученных из текста и из курса обществознания, в конкретной жизненной ситуации, например: Опираясь на текст закона и знание обществоведческого курса, определите, кто будет участвовать в административных правоотношениях в случае появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения на стадионе. Каковы права и обязанности участников этих правоотношений?;
    • задание, требующее выражения своего собственного мнения и его аргументации, например: Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение сваей позиции.

    • Время, отводимое на выполнение заданий CI, С2: до 7 минут, задания СЗ: до 10 минут, задания С4: до 15 минут.
    • Оценивание качества выполнения заданий CI, С2: правильное выполнение каждого задания оценивается в 2 балла; неполный правильный ответ — 1 балл; неправильный ответ — 0 баллов; заданий СЗ, С4: правильное выполнение каждого задания оценивается в 3 балла; неполный правильный ответ — 2 или 1 балл; неправильный ответ — 0 баллов.

    Алгоритм выполнения заданий

    • Внимательно прочитать как приведённый текст, так и задания и вопросы к нему.

    Совет: умение концентрировать внимание на приведённом тексте, формулировках заданий и вопросов к нему даст возможность сориентироваться в его содержании, предварительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами

    • Определить тематическую принадлежность (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право») приведённого текста. Такое соотнесение необходимо, поскольку часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.
    • Вычленить главную идею текста: для этого ответить на вопрос: «О чём говорится в тексте?» («Чему посвящен этот текст?»).
    • Выполнять задания к тексту в том порядке, в котором они представлены в экзаменационной работе (от первого (С1) к четвёртому (С4)): выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

    Совет: если возникли затруднения, не следует останавливать работу над текстом. Оценивается выполнение каждого задания, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла

    • Определить, искать ли ответ на задание непосредственно в тексте или необходимо привлечь знания, полученные при изучении курса обществознания: внимательно прочитать формулировки заданий, в которых даны соответствующие указания: «Найдите в тексте...»; «Что говорит автор...»; «Какие признаки называет автор...»; «Опираясь на знание курса обществознания и собственный опыт, охарактеризуйте...»; «Конкретизируйте мнение автора, опираясь на знание курса обществознания...»

    Напоминаем: при выполнении заданий к тексту важно:

    - понять, что именно требуется для успешного ответа;

    - уяснить, из каких частей складывается задание (как правило, задания являются двусоставными, т. е. состоящими из двух частей, например: «В чём авторы видят роль брачно-семейных отношений? (первая часть). Чем они отличаются от других социальных отношений? (вторая часть).);

    - не забывать о выполнении не только первой, но и второй части задания;

    - стараться выполнить все задания;

    - если возможно ответить только на часть задания, обязательно записать ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесёт лишние баллы);

    - не выходить за рамки вопроса, не пытаться написать всё, что известно по проблеме, не оценивать мнение автора и не стремиться высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

    - сформулировать и представить логически связный ответ, отличающийся полнотой, опорой на материал, изученный в курсе обществознания, соответствующий поставленному вопросу, а также основанный на личном опыте

    • Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст и найдя в нём ключевые фразы, подтверждающие собственные суждения.
    • Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С1, а затем ответ на него, далее — номер задания — С2 и ответ на него и т. д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обществознания в 11 классе "Отработка заданий части С8".

    Цель урока:отработка умений составления плана при выполнении задания С8.Задачи:проверка знания содержательной части темы и умения выстроить логику содержания;составление алгоритма сложного плана...

    Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Специфика выполнения заданий части С.

    Данная методическая разработка ориентирована как на учителей-предметников, так и на будущих выпускников.  В ней дается обеснение структуры экзаменационной работы, специфика выполнения заданий час...

    ЕГЭ по обществознанию Рекомендации по решению заданий части "С"

    Предназначено учащимся и преподавателям....

    Тренажер: подготовка к ЕГЭ по обществознанию (задания части А)

    Тренажер поможет учащимся при подготовке к ЕГЭ по обществознанию по теме: "Строение общества: природное и общественное в человеке" (задания части А)...

    Тренажер: подготовка к ЕГЭ по обществознанию (задания части А). Виды знаний, истина.

    Тренажер закрепляет энания по теме: "Виды знаний, истина."...

    Задания части С по обществознанию. 9 класс

    Материал содержит 10 текстов и задания к ним из части С по обществознанию 9 класс. Прилагаются примерные ответы. Можно использовать  для коллективной работы на уроках по теме и на консультациях п...