Контрольные вопросы по теме"СМИ в политической системе. Средства массовой коммуникации и культура"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Михайлова Валентина Александровна

Контроль и проверка знаний о роли СМИ в политической жизни общества.Работа ориентирована на задания А и В ЕГЭ по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smi_v_politicheskoy_kulture.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные вопросы по теме «СМИ в политической системе. Средства массовой коммуникации и культура».                1 вариант. 1 часть.

1. Основной функцией СМИ является

        1)представительство различных социальных слоев во властных структурах

        2) формирование общественного мнения

        3) поддержка государственной политики

        4) защита прав и свобод граждан

2. Верны ли следующие суждения?

А) Массовая информация – это поток сведений от СМИ к потребителю.

Б) Массовая информация предназначена для непостоянной аудитории, но отличается регулярностью распространения.

1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

3. Процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием для достижения тех или иных целей называется политической (-им)

        1) агитацией  2) манипулированием  3) системой  4) противостоянием

4. Верны ли следующие суждения?

А) Без использования различных СМИ шансы кандидата на победу в выборах существенно снижаются.

Б) Политический маркетинг, проводимый через СМИ, не играет существенной роли в избирательных кампаниях.

 1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

 

5. Передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него – это

        1) коммуникация   2) индивидуализация  3) персонификация  4) аккультурация

6. К средствам массовой информации не относится

        1) газета  2) радио  3) книга  4) телевидение

7. Европейская пресса берет свое начало в

        1) X в.  2) XV в.   3) XVII в.    4)  XX в.

8. Радио как средство массовой информации появилось

        1) в первой половине XI X в.        3)  в первой половине XX в.

        2) во второй половине XI X в.         4) во второй половине XX в

9. Требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщений и материалы, а равно наложение запрете на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, называется

        1) цензурой  2) цезурой  3) центоном  4) центурионом

10. Предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, называются

        1) индивидуальной информацией                3) массовой информацией

        2) секретной информацией                        4) частной информацией

11. Средство массовой информации официально начинает свою деятельность с момента

        1) принятия решения о его создании на собрании его учредителей

        2) принятия Положения о средстве массовой информации

        3) регистрации

        4) выпуска первой информации

12. Не является безусловным правом журналиста

        1) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации

        2) получать доступ к секретным документам и материалам, содержащим сведения,         составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую         законом тайну

        3) проверять достоверность сообщаемой ему информации

        4) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предна -         значенных для распространения за его подписью

                                        2 часть.

1.(В 4) Найдите в приведенном ниже списке средства массовой коммуникации, возникшие в XX в. Запишите цифры, под которыми они указаны.

        1) кинематограф  2) Интернет  3) телевидение  4) газеты  5) радио

2. (В 5) Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Определите, какие положения текста носят

        А) фактический характер

        Б) характер оценочных суждений

 (1) Думается, что роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. (2) Они представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, предназначенных реализовывать многообразные задачи информирования населения. (3)  В этом качестве СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации. (4) Считаем, что они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.

3. Установите соответствие между функциями массовой информации и их содержанием: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

        Функции                                        Содержание

А) информационная                        1) знакомит с достижениями культуры и искусства, спо- Б) регулирующая                        собствует сохранению культурных традиций

В) культурологическая                2) формирует общественное сознание группы и лично        -                                         сти, создает социальные стереотипы

                                        3) представляет актуальную информацию

4. Найдите в приведенном ниже списке средства массовой информации.

1) телеканал НТВ

2) радиостанция «Авто-радио»

3) детектив-бестселлер

4) газета  «Известия»

5) ученые записки государственного университета

                                                        3 часть.

1. С 6. Назовите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

2. С 7. По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивали рыбу». К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится.

Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, не указанные в названии.

3. С 7. Доходы печатных СМИ складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ  и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

Контрольные вопросы по теме «СМИ в политической системе. Средства массовой коммуникации и культура».                2 вариант. 1 часть

1. Верны ли следующие суждения?

А) В авторитарных странах СМИ полностью контролируются государством.

Б) В демократических странах существует жестокая цензура.

1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения?

А) СМИ в демократическом государстве управляют поведением людей и контролируют действия власти.

Б) Негосударственные СМИ – это важная часть гражданского общества.

1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

 

3. Социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации

        1) массовая коммуникация                        3) телепатия

        2) технические средства оповещения        4) телевидение

4.Первая газета появилась в России при

        1) Иване Грозном   2) Петре I   3) ЕкатеринеII   4) Павле I

5. Телевидение как средство массовой информации появилось в

        1) в первой половине XI X в.        3)  в первой половине XX в.

        2) во второй половине XI X в.         4) во второй половине XX в

6. Секретные материалы, не подлежащие огласке, носят название

        1) конфиденциальных  2) ограниченных  3) лимитированных  4) подцензурных

7. Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио – и видеозаписи, кино – и фотосъемки, допускается

        1) если это не нарушает конституционных прав человека и гражданина

        2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры про -         тив возможной идентификации посторонних лиц

        3) если демонстрация записи производится по решению суда

        4) если запись производится по решению общественной организации

8. Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространение средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается средством массовой информации по решению

        1) учредителя  2) органа местного самоуправления  3) суда   4) прокуратуры

9. Злоупотребление свободой массовой информации может повлечь за собой

        1) уголовную ответственность

        2) административную ответственность

        3) дисциплинарную ответственность

        4) любую из вышеперечисленных видов юридической ответственности в соответ -         ствии с правонарушением

10. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

        А) Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.

        Б) Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на нее СМИ.

                1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

11. Какое суждение является верным?

А) Средства массовой информации как политический институт оказывают значительное воздействие на позиции избирателей на выборах.

Б) Средства массовой информации как политический институт в демократическом обществе свободны от цензуры.

                1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.                        

12. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А) СМИ обеспечивают прямую связь с общественностью.

Б) Радио, телевидение, пресса – самые распространенные виды СМИ.

                1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны  

                                        2 часть.

                        1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к средствам                 массовой информации. Найдите и выпишите термин, выпадающий из общего ряда.

                Газета, телевидение, радио, Интернет, фото, журнал, агитационный плакат.

 

2. Вставьте пропущенные понятия.

    Часть 1 ст.27 «Закона о средствах массовой информации» гласит: «Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) ---------------------издания;

2) учредитель (соучредитель);

3) фамилия, инициалы --------------------;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет – также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);

5) индекс – для изданий, распространяемых через предприятия связи;

6) ---------------------------;

7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;

8) адреса редакции, издателя, типографии».

                3. К аудиовизуальному массовому искусству относится

        1) кино  2)  аудиозаписи  3) телевидение   4) архитектура  5) видео

4. (С 5) Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Определите, какие положения текста носят

        А) фактический характер

        Б) характер оценочных суждений

 (1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми  атрибутами современной жизни. (2) В советский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время методы воздействия на аудиторию носили принудительный характер. (4) На  наш взгляд, демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных.

                                        3 часть.

1 (С 7) В современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь  власти» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) и т.д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. Чем обусловлено превращение СМИ в один из важнейших инструментов реализации политического процесса? Приведите четыре соответствующих аргумента.

2.(С 7).  Доходы печатных СМИ складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ  и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

 

 

 

 

1. С 1-4.  Ст.2. Средства массовой информации. Основные понятия.

        … Под массовой информацией понимаются предназначенный для неограниченного круга лиц печатные, аудио -, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы;

        под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио -, теле -, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

        под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

        под радио -, теле -, видео -, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио -, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год;

        под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио -, теле -, кинохроникальной программы, тираж  или часть тиража аудио – или видеозаписи программы;

        под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио – или видеозаписей программы, трансляция радио -, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ…

        Ст.3. Недопустимость цензуры.

     Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средств массовой информации со стороны должностных, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей – не допускается.

     Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации – не допускается.                Из закона РФ «О средствах массовой информации».

С 1. Что понимается в законе под средством массовой информации? Приведите пример печатного и электронного средства массовой информации.

С 2. Как трактуется в законе понятие «цензура»? Укажите два признака.

С 3. В Москве на протяжении ряда лет издается ежегодный поэтический альманах «Пегас», имеющий текущий номер и тираж 5 тыс. экземпляров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Приведите два аргумента в обосновании своего вывода.

С 4. Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну причину).

 2. (С 5) Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. Определите, какие положения текста носят

        А) фактический характер

        Б) характер оценочных суждений

 (1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми  атрибутами современной жизни. (2) В советский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время методы воздействия на аудиторию носили принудительный характер. (4) На  наш взгляд, демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных.

3. (С 6)

34 (С 7) В современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь  власти» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной) и т.д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. Чем обусловлено превращение СМИ в один из важнейших инструментов реализации политического процесса? Приведите четыре соответствующих аргумента.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Давление среды и влияние средств массовой информации.

В содержание урока включены упражнения по развитию умения сказать "Нет", разбор ситуаций   на формирование навыков противостояния отрацательному влиянию среды; с этой целью представляется во...

Контрольные вопросы по теме "Химическое равновесие"

Тесты по теме химическое равновесие...

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные ...

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...

Презентация по теме "Государство в политической системе"

Презентация по теме "Государство в политической системе"...

Методическая разработка урока в 11 классе по теме: «Газеты и средства массовой коммуникации»

Методическая разработка урока в 11 классе по теме: "Газеты и средства массовой коммуникации". Введение нового лексического материала по теме "Газеты и средства массовой коммуникаци...

Публикация опыта в средствах массовых коммуникаций

2021 год: Свидетельство о публикации материала "Учебно-исследовательская деятельность обучающихся"  ("Образовательные материалы")2019 год: Диплом о публикации материала "...