Социальное познание
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс) на тему

Опорный конспект по теме "Социальное познание" по обществознанию для учащихся 10-11 классов для базового и профильного уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnoe_poznanie.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  СОЦИАЛЬНОГО  ПОЗНАНИЯ

Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания, то есть в ходе социального познания общество познает само себя. Поэтому получаемое знание всегда будет связано с интересами субъектов познания. Этим обстоятельством объясняется наличие разных (часто противоположных) выводов при изучении одних и тех же общественных явлений.

ЭТАПЫ  СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

I. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Виды социальных фактов:

  • Действия или поступки отдельных индивидов или социальных групп;
  • Результаты материальной или духовной деятельности людей;
  • Словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

II. Далее происходит отбор и интерпретация (объяснение) социальных фактов, необходимых для процесса познания. Факторы, влияющие на процесс интерпретации:

  • Мировоззрение исследователя
  • Задачи и цели исследователя
  • Интересы той социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

ПРОБЛЕМЫ  СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

        Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.

Однако, установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:

  • Объект познания, т.е. общество сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, поэтому законы развития общества носят вероятностный (относительный) характер, т.к. даже аналогичные исторические события полностью не повторяются).
  • Ограничена возможность применения основного метода научного исследования – эксперимента; поэтому наиболее распространенный метод социального познания – научная абстракция.

Основные источники социального познания:

  • Исторические источники (археология, документы и т.д.)
  • Социальная действительность, то есть практика.

Понять и правильно описать социальные процессы можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям:

  • Установление причинно-следственных связей
  • Анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса
  • Выявление общего и особенного в развитии общества.

ВЫВОД

Основной целью социального познания является открытие исторических закономерностей (не законов!) – это общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

Социальное познание и его особенности.

1

Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

1

Тип урока – лекция с элементами беседы и работы с источниками документами.

Цель: способствовать пониманию того, что познание общества, с одной стороны, характеризуется общими чертами любой познавательной деятельности, с другой стороны – обладает значительной спецификой.

Главная задача: уяснить особенности социального познания.

Оборудование: раздаточный печатный материал.

План урока

1.Актуализация знаний:

  • Что такое познание
  • Что понимается под субъектами о объектами познания

2.Изучение нового материала (конспект лекции)

ОСОБЕННОСТИ  СОЦИАЛЬНОГО  ПОЗНАНИЯ

Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания, то есть в ходе социального познания общество познает само себя. Поэтому получаемое знание всегда будет связано с интересами субъектов познания. Этим обстоятельством объясняется наличие разных (часто противоположных) выводов при изучении одних и тех же общественных явлений.

ЭТАПЫ  СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

I. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Виды социальных фактов:

  • Действия или поступки отдельных индивидов или социальных групп;
  • Результаты материальной или духовной деятельности людей;
  • Словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

II. Далее происходит отбор и интерпретация (объяснение) социальных фактов, необходимых для процесса познания. Факторы, влияющие на процесс интерпретации:

  • Мировоззрение исследователя (есть факт – учащийся получает на уроке оценку «2». Интерпретация с точки зрения (а) фаталиста: все в жизни предопределено; (б) верующего; (в) человека, который считает что все в жизни зависит от него самого.
  • Задачи и цели исследователя (цель исследования: доказать, что 10 класс хороший – опрос учителей и т.д.)
  • Интересы той социальной группы, к которой принадлежит исследователь (описание событий революции и гражданской войны в «белых» и «красных» источниках).

ПРОБЛЕМЫ  СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

        Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.

Однако, установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:

  • Объект познания, т.е. общество сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, поэтому законы развития общества носят вероятностный (относительный) характер, т.к. даже аналогичные исторические события полностью не повторяются  (войны – все имеют различные причины, ход и итог).
  • Ограничена возможность применения основного метода научного исследования – эксперимента; поэтому наиболее распространенный метод социального познания – научная абстракция (как можно повторить ситуацию тотального голода в Поволжье в 1932 году?).

Основные источники социального познания:

  • Исторические источники (археология, документы и т.д.)
  • Социальная действительность, то есть практика.

Понять и правильно описать социальные процессы можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям:

  • Установление причинно-следственных связей
  • Анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса
  • Выявление общего и особенного в развитии общества.

ВЫВОД

Основной целью социального познания является открытие исторических закономерностей (не законов!) – это общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ненаучное познание. Социальное познание.

Визуальный ряд к уроку в 10 кл. по обществознанию соц.-гум. профиля....

урок в 10 классе «Социальное познание».

Тема урока: «Социальное познание».1.     Цели урока:§  Образовательная цель: ознакомить с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных  и гуманитарных...

Урок по обществознанию "Социальное познание"

Цельурока:ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы; развивать умения анализа и синтеза на основе реализации межпредметных и внутрипредметных связей; формиров...

Презентация к уроку обществознания "Познание мира. Познание самого себя".

Данный материал презентации можно использовать в качестве образовательного ресурса на уроке обществознания в 6 классе....

Разработка урока обществознание (включая экономику и право) Тема: Социальное познание.

Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.JI.H. ТолстойЦели: ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы; развивать у...

конспект. Познавательная деятельность (познание предметного и социального мира) во второй младшей группе. Тема: «Мы сегодня повара» (ознакомление с профессией повара)

во второй младшей группе по познавательному развитию в разделе- познание предметного и социального мира. На занятии ведётся работа - знакомство детей с людми разных профессий....