календарно-тематическое планирование по обществознанию 6-9 классы (программа А.И. Кравченко)
календарно-тематическое планирование по обществознанию (6 класс) на тему

Морозова Маргарита Сергеевна

Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 6-9 классов общеобразовательных школ по программе А.И. Кравченко. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 6 КЛАСС» (34
часа)


п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы
минимального
содержания
образования

Элементы
дополнительного содержания образования

Требования

к уровню
подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Домашнее

задание

Дата

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Общество и человек

(7 ч)

Что такое
общество

1

Вводный урок

Структура и сущности современного общества. Различные подходы к его определению. Понятие «общество» в различные исторические эпохи: соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Общество как социальный организм. Сферы общества: экономическая, политическая, духовная, социальная; их характеристика

Сообщество. Организации (трудовые коллективы, семья, школа)

Знать: понятия «общество», «страна», «государство»; сферы общества

(экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику; что такое сообщество, организации, трудовые коллективы, семья, школа

Ответы на вопросы

Для всех учащихся: § 1.

в. 1–2.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2

Происхождение и развитие человека

1

Комбинированный урок

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Изменение образа жизни людей. Совершенствование орудий

труда. Технический прогресс. Развитие общества. Социальный прогресс. Племена. Общины

Теории происхождения человека

Знать: определения «прогресс», «орудия труда», «социальный прогресс», «технический прогресс»; изменение образа жизни людей, совершенствование орудий труда

Работа

с текстом по группам

Для всех учащихся: § 2.

в. 1–2, 4–5.

3

Исторические ступени развития общества

1

Комбинированный урок

Основные занятия: охота и собирательство. Огородничество: новые орудия труда, новые технологии. Переход к земледелию и скотоводству: причины и последствия

Бортничество, рыболовство. Влияние природных условий на занятия людей

Знать об основных занятиях человека в первобытном обществе

Для всех учащихся: § 3.

практикум, в. 3

4

Современное общество

1

Комбинированный урок

Современное производство, его отличительные черты. Компьютер.

Знать, что такое современное производство, его

Для всех учащихся: § 4.

Репродуктивный уровень:


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Интернет. Проблемы, связанные с современным производством, с современными средствами связи. Плюсы и минусы использования современных средств производства

отличительные черты

в. 1–4.

Конструктивный уровень: практикум, в. 1.

Творческий уровень: мини-сочинение «Я и компьютер: плюсы и минусы»

5

Человечество как сумма
поколений

1

Комбинированный урок

Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Поколение как часть человечества. Современ-

ники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. Понятие «культурное наследие»

Знать процесс роста населения на Земле, понятия «человечество», «культурное наследие»

Для всех учащихся: § 5.

Репродуктивный уровень: в. 1–2.

Конструктивный уровень: составить родословную своей семьи, практикум, в. 2

6

Человек,
общество,
природа

1

Комбинированный урок

Природа как основа возникновения и жизнедеятельности человека и общества.

Уметь объяснять взаимосвязь природы и общества; характеризовать

Работа

с документами

Для всех учащихся: § 6, подготовка к тесту.

Репродуктивный уровень:


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Взаимоотношения человека и природы. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения. Экологические проблемы. Экологические программы и защита окружающей среды.

Понятия, термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, неконтролируемое изменение окружающей среды, экологические программы

экологические проблемы.

Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи. Знать понятия и термины

в. 1, 4–6.

Конструктивный уровень: схема «Влияние жизнедеятельности человека на природу»

7

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество»

1

Повт.-обобщ. урок

Повторение темы: «Человек и общество»

Знать материал темы «Человек и общество»

Тест

Творческий уровень: разработать правила экологического поведения школьника (по группам)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

8

Экономическая сфера общества

(8 ч)

Что такое
экономика

1

Комбинированный урок

Экономическая сфера общества. Экономика как хозяйство. Производители. Потребители. Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические потребности и возможности. Стадии развития капитализма. Бизнес

Ограниченность ресурсов, необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами

Знать, кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определения экономики

Для всех учащихся: § 7.

Репродуктивный уровень: в. 1, 2, 4.

Творческий уровень: сообщение об одной из профессий, связанных с экономикой (работа по группам)

9

Рынок

1

Комбинированный урок

Товары и услуги. Рынок. Купля-продажа. Деньги, их роль в экономике. Операции с денежными средствами

Цена, спрос, предложение

Знать, что такое товары и услуги, рынок, договор купли-продажи, деньги и операции

с деньгами

Для всех учащихся: § 8.

Репродуктивный уровень: в. 1–5.

Творческий уровень: сообщение на тему «История денег»

10

Что такое предпринимательство
и бизнес

1

Комбинированный урок

Мир бизнеса. Организация бизнеса. Предприниматели. Менеджеры.

Банк и его роль в жизни современного

Знать основные определения урока, стадии развития

Для всех учащихся: § 9.

Репродуктивный уровень:


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Капитал

общества

капитализма

в. 1–3.

Творческий уровень: мини-сочинение на тему «Экономика вокруг нас»

11

Домашнее
хозяйство

1

Комбинированный урок

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника

Знать основные определения урока; знать, как формируются и распределяются налоги; возможности организации труда ребенка

Для всех учащихся: § 10.

Репродуктивный уровень: в. 1–3.

Конструктивный уровень: практикум, в. 1

12

Экономическая деятельность подростков

1

Комбинированный урок

Молодежная экономика. Карманные деньги. Возможные способы заработков для подростков. Умение распоряжаться деньгами

Знать, что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков

Практикум

Для всех учащихся: § 11.

Репродуктивный уровень: в. 1, 3.

Конструктивный уровень: в. 2.

Творческий уровень: практикум, в. 2


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13–14

Труд с точки зрения закона

2

Урок-практикум

Отношение к труду в современном обществе. Право на труд. Трудовой договор. Нормы трудового права. Особенности труда несовершеннолетних. Труд и отдых. Взаимосвязь прав и обязанностей. Обязанности граждан. Налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества. Забота о детях

Трудовой контракт

Знать, как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних, труд и отдых, взаимосвязь прав и обязанностей, обязанности граждан (налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества, забота о детях)

Работа

с историческим текстом

Для всех учащихся: § 12, подготовка к тесту.

Репродуктивный уровень: в. 1, 3–5.

Конструктивный уровень: в. 2.

Творческий уровень: практикум, в. 3

15

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера»

1

Повт.-обобщ. урок

Повторение темы «Экономическая сфера»

Знать материал темы «Экономическая сфера»

Тест

Творческий уровень: синквейн «Деньги»


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

16

Социальная сфера общества

(3 ч)

Социальная структура
общества

1

Комбинированный урок

Сложное строение общества. Социальные группы и их совокупность. Малые и большие группы. Социальное неравенство. Богатые и бедные. Понятия, термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность

Уметь характеризовать социальные отношения, социальные группы.

Знать понятия

и термины

Для всех учащихся: § 13.

Репродуктивный уровень: в. 1–4.

Творческий уровень: практикум, в. 1

17

Семья

1

Урок-беседа

Семья. Отношения в семье. Семья как фундамент общества и малая социальная группа. Эволюция семьи.

Неполные семьи

Уметь характеризовать основные нормы правовых основ брака; называть основные

Для всех учащихся: § 14.

Репродуктивный уровень: в. 1–3, 5.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Семья. Отношения в семье. Семья как фундамент общества и малая социальная группа. Эволюция семьи. Понятия, термины: семья, брак, развод, малая социальная группа

Неполные семьи

Уметь характеризовать основные нормы правовых основ брака; называть основные нормы этики семейных отношений; характеризовать семью как малую группу.

Знать понятия

и термины

Для всех учащихся: § 14.

Репродуктивный уровень: в. 1–3, 5.

Конструктивный уровень: таблица «Обязанности членов твоей семьи»

18

Правила и нормы поведения

в обществе

1

Комбинированный урок

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право. Нарушение норм и его последствия. Ответственность человека за его поступки. Здоровье людей. Опасные для человека и общества

Знать основные правила и нормы поведения в обществе, меры ответственности за нарушение общественных норм, методы борьбы с общественно-опасными явлениями, способы формирования  

Для всех учащихся: § 15.

Репродуктивный уровень: в. 1–3.

Конструктивный уровень: практикум, в. 2


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни

здорового образа жизни

19

Политика

и

право

(6 ч)

Государство

и его граждане

1

Комбинированный урок

История понятия «гражданин». Гражданин и государство. Гражданство. Закон «О гражданстве». Отличительные черты Российского государства

Знать историю понятия «гражданин»; определения гражданина и гражданства; что такое закон «О гражданстве»; отличительные черты Российского государства

Работа

с документом

Для всех учащихся: § 16.

Репродуктивный уровень: в. 1–2.

Творческий уровень: продолжить фразу «Признаками государства являются…»

20

Право на службе человека

1

Комбинированный урок

Понятие права. Источники права, их отличительные черты. История права. Права и обязанности несовершеннолетних. Право на собственность. Право на образование.

Возрастные рамки уголовной ответственности

Знать понятия: право, источники права, их отличительные черты; историю зарождения права, права и обязанности несовершеннолетних,

Для всех учащихся: § 17.

Репродуктивный уровень: в. 1–3.

Творческий уровень: мини-сочинение на тему «Надо ли наказывать


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Право и семья. Понятие ответственности. Преступление и уголовная ответственность

право на собственность, право на образование, понятия ответственности, преступления и уголовной ответственности

за преступления?».

Опережающее задание: сообщение на тему «В каких ситуациях подросток сталкивается

с законом?»

21

Основной
закон страны

1

Комбинированный урок

Понятие «конституция», ее значение в государстве. История создания Конституции РФ.

Конституция и другие законы. Порядок принятия и изменения Конституции. Содержание и форма основного закона РФ. Власть по Конституции РФ. Разделение властей. Президент. Совет Федерации. Государственная дума. Местное самоуправление

Основные права и свободы

Знать понятие «конституция»

и значение конституции в государстве, исто-

рию создания Конституции РФ, порядок принятия и изменения Конституции. Знать содержание

и форму основного закона РФ; что такое власть по Конституции РФ, разделение властей, Президент,

Работа

с документом

Для всех учащихся: § 18.

Репродуктивный уровень: в. 1–4.

Конструктивный уровень: практикум, в. 2


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Совет Федерации, Государственная дума, местное самоуправление

22

Права и
правопорядок

1

Урок-игра

Необходимость установления и сохранения порядка

и законности в стране. Правопорядок, законность

и их взаимосвязь. Роль граждан в сохранении правопорядка. Правоохранительные органы (милиция общественной безопасности, криминальная

милиция), их функции. Судебные органы. Юридическая защита

Знать понятия: правопорядок, законность, правоохранительные органы

(и их функции), судебные органы, юридическая защита; знать, в чем состоит необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране, роль граждан в сохранении правопорядка

Деловая игра «Учимся жить

по правилам»

Для всех учащихся: § 19.

Репродуктивный уровень: в. 1–3.

Конструктивный уровень: практикум, в. 1–2 (работа по группам)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

23

Как можно
защититься
от несправедливости

1

Комбинированный урок

Различные источники нарушения прав граждан. Способы защиты прав (осторожность, сохранение документов, компромисс). Судебное разбирательство. Принципы и порядок деятельности судов

в РФ

Судебная система РФ

Знать различные источники нарушения прав граждан, способы защиты прав, принципы и порядок деятельности судов

в РФ

Работа

с документом

Для всех учащихся: § 20, подготовка к тесту.

Репродуктивный уровень: в. 1–2, 4.

Конструктивный уровень: в. 3.

Творческий уровень: практикум

24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика и право»

1

Повт.-обобщ. урок

Повторение темы «Политика и право»

Знать материал темы «Политика и право»

Тест

Конструктивный уровень: схема «Судебная система РФ»

25

Духовная сфера общества
(4 ч)

Наука и образование

1

Комбинированный урок

Наука и научные знания. Система наук. Естественные науки. Общественные науки. Методы исследования. Опрос, наблюдение, эксперимент, измерение

Фундаментальная наука

Знать, что такое наука и научные знания, система наук, естественные науки, общественные науки, опрос, наблюдение,

Кроссворд «В мире науки»

Для всех учащихся: § 21.

Репродуктивный уровень: в. 1–3.

Конструктивный уровень: работа с документом.

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

эксперимент, измерения

Творческий уровень: провести

исследование-опрос на тему

«Какие виды и формы образования получили

(получают) ваши родственники и знакомые?»

26

Мораль

1

Комбинированный урок

Мораль. Общественное мнение и его влияние на человека. Сходства

и отличия морали

и права. Представления о добре и зле в разные исторические эпохи. Право и добро

Знать, что такое мораль, общественное мнение, его влияние на человека; сходства и отличия морали и права, представления о добре и зле в разные исторические эпохи, соотношение права и добра

Для всех учащихся: § 22.

Репродуктивный уровень: в. 1–3.

Конструктивный уровень: практикум, в. 1.

Творческий уровень: в. 5


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

27

Идеал и ценности

1

Комбинированный урок

Определение идеала. Идеалист. Идеализация. Герой как воплощение идеала. Вечные идеалы. Конкретные идеалы разных поколений. Определение ценностей. Вечные ценности: истина, красота, добро, справедливость, свобода. Ценности семейной жизни.

Конфликт ценностей. Нравственная дилемма. Ценности подростков. Три этапа нравственного развития

Знать определения: идеал, идеалист, идеализация, герой; что такое вечные идеалы, конкретные идеалы, определение ценностей; что такое вечные ценности, ценности семейной жизни, конфликт ценностей, нравственная дилемма.

Знать ценности подростков, три этапа нравственного развития

Для всех учащихся: § 23, подготовка к тесту.

Репродуктивный уровень: в. 1, 2, 4.

Конструктивный уровень: практикум, в. 2.

Творческий уровень: в. 6

28

Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная сфера общества»

1

Повт.-обобщ. урок

Повторение темы «Духовная сфера общества»

Знать материал темы «Духовная сфера общества»

Тест

Творческий уровень: как вы понимаете выражение «У каждого времени свои герои»?


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

29

Ребенок
в
обществе

(5 ч)

Ребенок в семье

1

Урок-беседа

Детство. Определение детства. Мир детства. Отличие взрослых и детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребенок в обществе. Права ребенка и их защита

Знать определения: «детство», «мир детства», отличие взрослых и детей, три стадии детства, их характеристику

Для всех учащихся: § 24.

Репродуктивный уровень: в. 3.

Творческий уровень: практикум, в. 1

30

Взаимоотношения детей

и родителей

1

Комбинированный урок

Права и обязанности родителей

и детей. Понятие воспитания. Воспитание духовности как специфическая черта человеческого общества. Влияние семьи и родителей на ребенка.

Атмосфера в семье. Личный пример родителей. Отличие в восприятии детьми и родителями друг друга. Необходимые детям качества родителей

Знать основные обязанности родителей; знать о том, как влияют семья и родители на ребенка

Синквейн «Семья»

Для всех учащихся: § 25.

Репродуктивный уровень: в. 1, 2, 5


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

31

Ребенок
в школе

1

Урок-диспут

Права и обязанности школьника. Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Доступность школы. Обязательное обучение. Школа

в информационном обществе. Роль школы. Воспитательная роль школы. Необходимость хорошего образования. Основные проблемы в школе. Неуспеваемость. Неумение находить общий язык с одноклассниками. Причины проблем. Отношение семьи

к школьным проблемам.

Последствия нерешенных школьных проблем.

Знать принципы обучения, роль школы

в информационном обществе, основные проблемы в школе, причины проблем и пути их разрешения

Для всех учащихся: § 26.

Репродуктивный уровень: в. 1–5.

Конструктивный уровень: практикум, в. 3.

Творческий уровень: практикум, в. 1


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Пути разрешения проблем

32

Друзья
и ровесники

1

Урок-беседа

Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Роль дружбы на всех этапах жизни человека. Истинная дружба. Старинная дружба. Верность. Дружба в подростковом возрасте, ее изменения. Отличие дружбы от товарищества и приятельства

Знать о роли дружбы и товарищества на всех этапах жизни человека, чем отличается дружба от товарищества и приятельства

Для всех учащихся: § 27, подготовка к тесту.

Репродуктивный уровень: в. 1, 2.

Творческий уровень: как вы понимаете пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

33

Повторительно-обобщающий урок по теме «Ребенок

в обществе»

1

Повт.-обобщ. урок

Повторение темы «Ребенок в обществе»

Знать материал темы «Ребенок в обществе»

Тест

Для всех учащихся: подготовка к итоговой контрольной работе.

Творческий уровень: мини-сочинение «Мой лучший друг»

(«Моя лучшая подруга»)


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

34

Итоговое занятие

(1 ч)

Итоговое
повторение

1

Повт.-обобщ. урок

Повторение курса «Общество и его сферы»

Знать материал темы «Общество и его сферы»

К/р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 7 класса к учебнику Кравченко

Календарно-тематическое планирование к учебнику Кравченко. Предназначено для учителей основной школы. Разработано на основе программы по обществознанию Кравченко, Хромовой....

Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 9 классе к учебнику Кравченко

Планирование рассчитано на 34 часа (1 час в неделю). Дана подробная характеристика ЗУН к каждому уроку....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год.Рабочая программа для школы VII вида разрабатывается так же, как програм...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год

Рабоча программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 9 класса (VII вида) на 2013-2014 учебный год.Предназначена для учащихся VII вида, обучающихся индивидуально в общеобразова...

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 5-9 классы автор учебника А.И. Кравченко

Календарно- тематическое планирование по обществознанию 5-9 классы автор учебника А.И. Кравченко...

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6-9 классов по программе Боголюбова

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6-9 классов по программе Боголюбова составлено из расчета 34 учебные недели....

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса обществознания 5 - 9 класс

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование курса обществознания  5  - 9 класс  ФГОС...