Рабочая программа по обществознанию 6-8 класс
рабочая программа по обществознанию по теме

Терехова Светлана Евгеньевна

Рабочая программа по обществознанию 6-8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_6-8_klass.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6-9 КЛАСС

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Рабочая  программа по обществознанию для второй ступени общего образования  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программы по обществознанию (включая экономику и право), опубликованной в тематическом приложении к журналу «Вестник образования» № 3 за 2005 год.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающие основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Рабочая  программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (VI класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков и  обеспечивает преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной

школе.

Второй этап (VII-IХ классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей, изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Цели

 Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

•    развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

•    воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 •    освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

•    овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

•    формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Место предмета в  учебном плане

В учебном плане выделено 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв  учебного времени в объеме 4 учебных часов (по одному часу в VI,VII, VIII, IX классах), позволяющий учитывать необходимость корректировки плана в соответствии с графиком рабочего времени.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 ч)

ПЕРВЫЙ ЭТАП (VI класс)

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (35 ч)

Человек и общество    (6 ч)

Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение,

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения,

Духовная культура    (4 ч)

Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.

Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование,

Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.

Экономика   (4 ч)

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов, Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.

Товары и услуги. Рынок. Купля-продажа. Деньги и их роль в экономике.

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника. 

Социальная сфера (6 ч)

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.

Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.

Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.

Политика и право (6 ч)

Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия федеративное государство.

Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.

Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.

Резерв учебного времени    - 9 ч.

ВТОРОЙ ЭТАП (VII-IX классы)

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ    (105 ч)

Общество (8 ч)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общество.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Человек (10 ч)

Биологическое и социальное в человеке.  Мышление и речь.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипации Особенности подросткового возраста.

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Сфера духовной культуры (8 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика (22 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление.  Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. Неравенство доходов.  Перераспределение доходов.  Экономические меры социальной поддержки.  Пенсии,  пособия,  дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Социальная сфера (14 ч)

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер.    Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Политика и социальное управление (10 ч)

 Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности.  Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни.    Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право (22 ч)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные  виды  гражданско-правовых договоров.   Права  потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны. 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

           В результате  изучения  обществознания  (включая  экономику и право) ученик должен

знать/понимать

•    социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

•    сущность общества как формы совместной   деятельности людей;

•    характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

•    содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

•    описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

•    сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

•    объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

•   приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

•    оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

•    решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

•    осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

•    самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности  и т.п.);

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•    полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

•    общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

•   нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

•    первичного анализа и использования социальной информации;

•    сознательного неприятия антиобщественного поведения.

  Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

•    сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

•    владеть различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следуя при этом этическим нормам и правилам ведения диалога;

•    выполнять познавательные и практические задания,  в том числе с использованием результатов проектной деятельности и на уроках, и в доступной социальной практике:

 -   на использование элементов причинно-следственного анализа;

-   на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-   на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-   на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-   на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-   на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-   на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-   на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

    25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности и включающую:

•    извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

•    решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

•    формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

•    наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

•    оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

•    участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных), моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

•    конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

•    совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе.

Данный вид работы выделен в учебно-тематическом планировании курсивом.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1. Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н,И. Городецкая. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010;

2. Обществоведение. 6 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н.Боголюбова и др. / авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007

3. Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Гражданин, общество, государство: 6 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2010.

4. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс.- М.: Просвещение,2012.

5.  О.А. Котова, Т.Е.  Лискова. Обществознание. Человек. Право. Экономика:7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2009.

7. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2008;

9. Учебник  Обществознание: учебник  для 8 класса  общеобразовательных  учреждений / Л. Н. Боголюбов,  Н.И.Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой— М.: Просвещение, 2011.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

6 КЛАСС

№ урока

п/п

Название раздела, темы.

Тема урока.

Примечание

Человек и общество. 9 часов

1

Общество как форма жизнедеятельности людей. Сферы жизни общества и их взаимосвязь. П.З. Составление коллажа «Сферы жизни общества».

2

Взаимодействие общества и природы. Экологические проблемы и природоохранная деятельность.

3

П.З. Составление памятки «Правила экологического поведения». Глобальные проблемы современности.

4

Биологическое и социальное в человеке. Наследственность и ее роль в жизни человека.

5

Человек – личность. П.З. Составление словесного портрета личности.

6

Особенности подросткового возраста. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.

7

Самопознание и самооценка. Способности и характер человека.

8

Деятельность и ее основные формы (труд, игра, учение).

9

Потребности. Виды потребностей. Мышление и речь. Познание мира.

Социальная сфера. 6 часов

Духовная культура. 5 часов

10

Семья как малая группа. Отношения между поколениями.

11

Домашнее хозяйство. Труд детей и взрослых в семье.

12

Семейный бюджет. Доходы и расходы в семье.

 П.З. Составление бюджета семейного праздника.

13

Культура общества и человека, ее проявления. Организация досуга. Здоровый образ жизни.

14

Образование, его значение в жизни людей. Право на получение образования и его реализация.

15

Самообразование. П.З. Учись учиться.

16

Наука в современном обществе. Труд ученого и его ответственность за результаты своих открытий.

17

Человек и его окружение. Межличностные отношения. Дружба.

18

Межличностные конфликты и способы их конструктивного разрешения.

19

П.З. Проект-презентация «Мы и наш класс».

Экономика. 5 часов

20

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности, экономический выбор.

21

Товары и услуги. Рынок. Права потребителей.

22

Купля-продажа. Деньги и их роль в экономике.

 П.З. Устный журнал  «Из истории денег».

23

Слагаемые жизненного успеха.

24

Труд – основной вид деятельности человека. Выбор профессии. П.З.Устный журнал  «Калейдоскоп профессий».

Политика и право. 8 часов

25

Наше государство – Российская Федерация.

26

Государственные символы России.

27

Гражданин, его права и обязанности.

 П.З. Работа с текстом Конституции РФ.

28

Россия – многонациональное государство.

29

Гуманизм, Патриотизм, Гражданственность.

П.З. устный журнал «Герои Советского Союза».

30

Право и правомерное поведение.

31

Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

32

Правонарушения и ответственность за их совершение.

П.З. Решение правовых задач.

33

Правила поведения в обществе. Мораль.

34

Итоговое повторение

35

Резерв учебного времени.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

7 КЛАСС

№ урока

п/п

Название раздела, темы.

Тема урока.

Примечание

1

Введение

I   Человек и другие люди 6 ч.

2

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения

3

Большие и малые, формальные и неформальные социальные группы. Отношения в группе.

4

Общение: функции и виды. Правила общения. П.З. Составление плана проведения исследовательской работы.

5

Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. П.З. Составление памятки «Искусство договариваться».

6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и другие люди»

7

Социальные нормы, их основные виды. Этикет. П.З. Самостоятельная работа.

II    Человек и закон 11 ч.

8

Понятие прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.

9

Понятие обязанностей. Обязанности граждан РФ. П.З. Работа с текстом «Особенности правового статуса несовершеннолетних».

10

Норма права. Роль законов в жизни общества.

11

Защита Отечества. Долг и обязанность. П.З. Работа с документом.

12

Военная служба и подготовка к ней.

13

Дисциплина: общеобязательная и специальная, внешняя и внутренняя. Самовоспитание. П.З. План самовоспитания.

14

Законопослушное и противоправное поведение. Признаки и виды правонарушений.

15

Понятие и виды юридической ответственности. Ответственность несовершеннолетних за совершение правонарушений. П.З. Решение правовых задач.

16

Правоохранительные органы. Судебная система.

17

Правоохранительные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат.

18

 Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон». Тест.

III   Человек и экономика 12 ч.

20

Экономика и её роль в жизни общества. Этапы экономической деятельности.

21

Ресурсы и потребности. Участники экономической деятельности. П.З. Решение тестовых заданий.

22

Труд. Квалификация. Заработная плата и стимулирование труда.

23

Производство: издержки постоянные и переменные. П.З. Решение тестовых заданий.

24

Производство: выручка, прибыль и условия ее получения. П.З. Решение задач.

25

Виды и формы  бизнеса.

26

Разделение труда и специализация. Обмен. Торговля. Формы торговли.

27

Реклама и ее роль в развитии торговли. П.З. Проект рекламного плаката.

28

Деньги, их свойства и признаки. П.З. Устный журнал «Мир денег».

29

Функции денег в экономике. Инфляция.

30

Экономика семьи. Бюджет: доходы и расходы.

31

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика». Тест.

IV   Человек и природа 5 ч.

32

Человек – часть природы. Воздействие человека на природу.

33

Ответственное отношение человека к природе. Экологическая мораль. П.З. Работа с текстом.

34

Законодательство РФ  об охране окружающей среды

35

Итоговое повторение.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

8 КЛАСС

№ урока

п/п

Название раздела, темы.

Тема урока.

Примечание

1

Введение. Социальное знание и его роль в жизни человека.

Личность и общество. 4 часа.

2

Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Социализация индивида. П.З. Выбор профессии.

3

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь.

4

Развитие общества. Формы общественных изменений. Ступени развития общества.

5

Глобализация и глобальные проблемы. П.З. Решение тестовых заданий. Работа с текстом.

Сфера духовной жизни. 9 часов.

6

Сфера духовной культуры и ее особенности. П.З. Культурные учреждения (работа с материалами СМИ).

7

Мораль. Добро и зло. Основные моральные ценности: гуманизм, патриотизм, гражданственность.

8

Долг: общественный и моральный. Совесть

9

Моральный выбор. Свобода и  ответственность. П.З. Работа с текстом.

10

Образование и его значимость в условиях информационного общества.

11

Возможности получения общего и профессионального образования в РФ. П.З. ОУ г. Новомосковска.

12

Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

13

Религия, религиозные организации. Свобода совести. П.З. Секты и их опасность (работа с материалами СМИ).

14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера духовной жизни». Тест.

Экономика. 14 часов.

15

Экономика и её роль в жизни общества. Ограниченность ресурсов и альтернативная стоимость.

16

Главные вопросы экономики. Экономические системы. П.З. Выполнение заданий 1-3 практикума.

17

Собственность и ее формы. Защита прав собственности.

18

Рынок и рыночный механизм. П.З. Работа с графиками.

19

Производство. Факторы производства. Товары и услуги. П.З. Решение тестовых задач.

20

Предпринимательство и его организационно-правовые формы. П.З. Роль предпринимательства в обществе (работа с материалами СМИ).

21

Экономические цели и функции государства. Налоги, уплачиваемые гражданами.

22

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки населения. Банковские и страховые услуги.

23

Потребление. Экономические основы прав потребителя. П.З. Работа с текстом закона «О защите прав потребителя».

24

Инфляция, ее причины и последствия. Влияние инфляции на уровень жизни.

25

Безработица:  причины, последствия и меры борьбы. Профсоюз.

26

Мировое хозяйство и международная торговля. Обменные курсы валют.

27

Повторительно - обобщающий урок по теме «Экономика». Терминологический диктант.  

28

Тест по теме «Экономика».

Социальная сфера. 5 часов.

29

Социальная структура общества. П.З. решение тестовых задач.

30

Социальные статусы и роли. П.З. Описание социальной роли.

31

Нации и межнациональные отношения.

32

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.

33

Повторительно - обобщающий урок по теме «Социальная сфера». Тест.  

34

Итоговое обобщение

35

Резерв учебного времени.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

9 КЛАСС

№ урока

п/п

Название раздела, темы.

Тема урока.

Примечание

Политика и социальное управление. 10 часов

1

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

2

Понятие и признаки государства. Разделение властей, местное самоуправление.

3

Формы государства. Гражданство. ПЗ Работа с текстом Закона о гражданстве РФ.

4

Политические режимы. Демократия, ее развитие в современном мире.

5

Правовое государство

6

Гражданское общество и государство. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. ПЗ Работа с материалами СМИ.

7

Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

8

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.  

 9

Выборы, референдум.  ПЗ Игра «Выборы»

10

Контрольная работа по Тема: «Политика»

Право. 25 часов

11

Право, его роль в жизни общества и государства

12

Норма права. Нормативно-правовой акт. Субъекты права. Система законодательства.

13

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.

14

Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. ПЗ Решение правовых задач.

15

Контрольная работа. Тема: «Право»

16

Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат.

17-18

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Конституционные обязанности гражданина. ПЗ Работа с текстом Конституции РФ.

19

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина.

20

Особенности правового статуса несовершеннолетних. Права ребенка и их защита. ПЗ Работа с текстом Конвенции о правах ребенка.

21

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров.

 

22-23

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. ПЗ Как найти работу подростку.

 

24

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

25

Контрольная работа.  Тема: «Право»

26

Административные правоотношения, правонарушения и наказания. ПЗ Решение правовых задач.

27-28

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность. Пределы допустимой самообороны.

29-30

Социальные права Жилищные правоотношения. Права потребителей. ПЗ Работа с текстом закона «О защите прав потребителей»

31

Международно–правовая защита жертв вооруженных конфликтов

32

Правовое регулирование отношений в сфере образования

33

Контрольная работа. Тема: «Право»

34

Итоговое обобщение

35

Резерв учебного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...