Социальное взаимодействие. Конфликты.
план-конспект урока по обществознанию на тему

 Алымова Ольга Николаевна

 

Цели:  познакомить с сущностью и формами социального взаимодействия,  развить умение характеризовать и анализировать формы конфликтов и типы социальных движений, развивать умение давать оценку,  воспитывать потребности в самореализации и саморазвитии личности.

Задачи:

  • оперирование знаниями на уровне выработки единого подхода к проблеме;
  • выработка у учащихся качества полемиста, собеседника, владеющего приемами доказывать, отстаивать свою точку зрения, находить консенсусные решения с оппонентами;
  • обеспечить связи имеющихся знаний с последующими процессами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_lyudey_v_obshchestve._konflikty.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Урок обществознания.

 

Тема: Социальное взаимодействие. Конфликты.

Цели:  познакомить с сущностью и формами социального взаимодействия,  развить умение характеризовать и анализировать формы конфликтов и типы социальных движений, развивать умение давать оценку,  воспитывать потребности в самореализации и саморазвитии личности.

Задачи:

  • оперирование знаниями на уровне выработки единого подхода к проблеме;
  • выработка у учащихся качества полемиста, собеседника, владеющего приемами доказывать, отстаивать свою точку зрения, находить консенсусные решения с оппонентами;
  • обеспечить связи имеющихся знаний с последующими процессами.

Цели урока для учащихся: в результате занятия учащиеся смогут

- дать определение понятиям «социальное поведение», «конфликт», «инцидент»;

- назвать не менее трех признаков конфликта;

- перечислить стадии конфликта;

- продолжить формирование умений анализировать текст, заполнять таблицу,схему, выступать публично;

- задуматься и выразить собственную точку зрения по поводу проблемы  возникновения конфликта.

Тип урока: комбинированный

Предварительное задание: подготовить сообщения на тему: «Национальные конфликты», «межнациональные конфликты», «Конфликт между Сербией и Косово».

Оборудование урока: Учебник А.И. Кравченко, учебник под ред. Л.Н. Боголюбова, рабочая тетрадь, тесты, карточки, схема, таблица.

Термины и понятия урока:

Социальное поведение – процесс взаимодействия человека с окружающей средой как совокупность движений, деяний и.т.п.

Конфликт – взаимодействие двух или более субъектов, когда в силу обстоятельств происходит столкновение личностных смыслов.

Инцидент – столкновение интересов, обострение противоречий.

Ход урока:

I. Оргмомент….

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

План урока:

1. Социальное взаимодействие, его структура.

2. Конфликт. Этапы развития конфликта.

3. Способы разрешения конфликта.

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I.Организацион-

ный момент

II. Опрос

III.Изучение нового материала

1. Социальное взаимодействие, его структура.

2. Конфликт. Этапы развития конфликта.

3. Способы разрешения конфликта.

Вывод ( комментарий учителя)

IV. Закрепление

V.Домашнее задание.

Подведение итогов

Постановка цели урока

Индивидуально, письменно

Эпиграф урока:

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

          А. де Сент-Экзюпери

Учитель сообщает:

Социальное взаимодействие равнозначно понятию «социальное поведение».

Это любое действие, поступок, акт в системе человек – человек.

При этом человек выступает как представитель большой социальной группы, имеющий определенный круг прав и обязанностей; каждый из них использует социальные символы и значения в соответствии со своей социальной ролью и конкретной ситуацией.

Учитель предлагает проиграть социальное взаимодействие в следующей ситуации: (утро, переполненный автобус, пассажиры. кондуктор.)

Далее учитель перечисляет три основные формы взаимодействия

( кооперация, конфликт, конкуренция )

Высказывание суждений

- Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово?

- Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах?

- Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Учитель сообщает:

В толковом словаре слово «конфликт» означает «столкновения, серьезное разногласие, спор». Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Первая группа учащихся объясняет, кого мы называем «конфликтным человеком»?

Вторая группа объясняет, что значит «конфликтная ситуация».

Третья группа определяет значение выражения «инцидент».

Четвертая группа поясняет значение слова «компромисс».

Учитель сообщает:

Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтологии. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (см. приложение №1).

Только все позиции в этой таблице перепутались. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь.  (Учитель читает описание поведения).

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.

Уклонение от принятия решений. Чаще всего эту стратегию используют люди, неуверенные в себе.

Поиск решения, устраивающего обе стороны.  Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди.

Конкуренция- стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

Конфликт как социальное явление имеет ряд существенных признаков:

- всегда присутствуют субъекты, имеющие свои интересы и отстаивающие их;

- всегда есть объект(предмет) столкновения;

- по мере развития конфликта возрастает степень развития напряженности инцидента;

- каждый субъект имеет личностный смысл в конфликте.

Конфликты можно разделить на определенные группы:

- по содержанию

- по длительности

- по объему

- по источнику возникновения

- по форме

 - по сферам общественной жизни

Разновидностями являются национальные и межнациональные конфликты

- Дайте классификационную характеристику конфликту между Сербией и Косово.

Конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтных сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта.

Конфликт как процесс имеет определенные стадии: 1)конфликтная ситуация – это обстоятельства, сталкивающие противоположные интересы субъектов и являются предпосылкой для развития конфликта. 2) Инцидент – происходит столкновение интересов, обострение противоречий. 3) Разрешение конфликта

Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

(По ходу рассказа появляется модель конфликта . См. приложение №2).

Прошу обратить ваше внимание на два момента. Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет ситуацию как обычную или как конфликтную для себя. Во-вторых, по данным социологии вероятность разрешения конфликта на разных его этапах развития различная.

 Ролевая игра «Контакты и конфликты». (приложение 3)

Как же выглядят эти стратегии в конкретных ситуациях?

Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры «Контакты и конфликты». Данная игра -  оценка ситуации. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.

Проводится анкетирование

(приложение 4)

  1. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта.

Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов

Учитель просит учащихся всегда помнить ЗАКОН ЖИЗНИ: правда.

Фронтально устно, повествование

1. Дайте определение понятиям: взаимодействие, кооперация, противоречие, девиантное поведение.

2. Какими признаками обладает конфликт?

3. Чем отличаются национальные конфликты от межнациональных?

4. Как проходят стадии развития конфликта?

5. Какие существуют способы разрешения конфликта?

Конспект, учебник стр. 203 – 225, повторить термины.

Выставление оценок за урок

     

 

 

Внимательно слушают.

Подготовка рефератов

«Семья и брак»

Анализ эпиграфа

Запись определения в тетрадь

Учащиеся разыгрывают ситуацию

Запись в тетрадь

Приводят соответствующие примеры

Высказывают собственное суждение по поводу высказывания философа в контексте темы урока

 Работа по карточкам

(индивидуально устно)

(приложение 1)

- Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.

- Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.

- Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют предательства и войны.

- Молодежь – понятие не только возрастное, но и социальное.  

- Проанализируйте поведение разных групп молодежи в соц. взаимодействии современного российского общества.

(Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушения семьи, потеря работы, тюрьма, и т.п.)

(Поиски истины, открытия, самоутверждения и т.п.)

Учащиеся дают короткие ответы на вопросы.

Высказывания не оцениваются и не обсуждаются.

Работа в группах

Запись в тетрадь

Ответ учащегося: приспособление.

Ответ учащегося: избегание.

Ответ учащегося: сотрудничество.

Ответ учащегося: соперничество.

Запись в тетрадь

Сообщение учащихся о национальных и межнациональных конфликтах

Отвечают на вопрос в виде сообщения ( Это конфликт долгосрочный, региональный, объективный, насильственный, регрессивный, политический, межнациональный государственно-правовой)

Заполнение схемы

Работа по карточкам

Ученики разыгрывают заранее подготовленные ситуации.

Разделяются на группы по 6 человек. Каждая группа получает карточку с заданием

Работают с тестовыми заданиями

Слушают учителя, делают выводы.

Отвечают на вопросы

Запись домашнего задания

в тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Социальное взаимодействие"

Материал урока рассчитан на 2 часа. На первом уроке учащиеся работают с текстом параграфа, на втором- выполняют практическую работу, закрепляя материал...

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

1) познакомить с основными формами соци­альных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) раз­вивать умения осущ...

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"

Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный  в соавторстве со школьным педагогом - психологом  Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...

Социальные интересы и формы социального взаимодействия.

Тест к уроку обществознания в 11 классе....

Советы социального педагога. Конфликты между родителями и детьми

Статья содержит информацию об основных причинах конфликта между родителями и детьми, а также об основных принципах решения данного конфликта....

"Социальная структура и социальное взаимодействие"

Данный материал предназначен для учащихся 11-х классов социально-гуманитарного профиля. Материал содержит тест по теме "Социальная структура и социальное взаимодействие"...

Социальная психология конфликта

Обзор конфликта, как социального явления...