Гендерные стереотипы в современном обществе
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Сулейманова Шефика Джевдетовна

План-конспект урока + Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernye_stereotipy_urok.docx26.29 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_gendernye_stereotipy.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

10 класс. Обществознание

Тема: Гендерные стереотипы  в современном обществе. (Слайд 1)

Цели урока:  (Слайд 2)

1. Определить особенности гендерных стереотипов в современном мире; помочь подросткам в осознании своей половой принадлежности, формировании адекватного образа мужчины и женщины, принятии себя как представителя(-ницу) того или иного пола.

2. Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д.; развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог;  развитие мировоззрения.

3. Воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, независимо от половой принадлежности; обратить внимание на процесс выстраивания взаимоотношений с  противоположным полом.

Задачи урока:  (Слайд 3)

Рассмотреть гендерные стереотипы и их негативную роль в обществе; изучить социальные представления и предназначении мужчины и женщин в обществе; выявить ложные гендерные стереотипы.

Ожидаемые результаты  урока:  (Слайд 4)

 После этого урока ученики  научатся выявлять и определять социальные стереотипы, поймут глубину  проникновения гендерных стереотипов в повседневную жизнь, смогут анализировать и предупреждать риски существующих стереотипов.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Беседа:

1. Чем понятие «гендер» отличается от понятия «пол»?

2. Что мы имеем в виду, когда говорим о стереотипах?

3. Приведите примеры расовых и национальных стереотипов?

4. Какие риски возникают, если придерживаться стереотипных взглядов?

3. Мотивационное слово учителя.

 Рассмотрите ситуацию.

В морозное утро, на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на  то, что на улице было очень холодно, оба ждущих, были без шапок. Когда сидящая на остановке пожилая женщина спросила у них, почему же те без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно?», а другой «Я испорчу прическу!».

  • Скажите, кто из них – девочка, а кто – мальчик? Свой ответ аргументируйте.
  • Как вы определили пол  наших героев?
  • Были ли разногласия в ответах?

Вероятно, что выполнение задания  ни у кого не вызвало особых трудностей. Ведь «все мальчики не боятся мороза», а «все девочки беспокоятся только о своей внешности ». Но почему вы так думаете? Неужели вы знаете всех в мире мальчиков и всех в мире девочек? Конечно же, нет. тогда на основании чего вы сформулировали свой ​​ответ? Наверное, на основании того, что в обществе существуют устойчивые представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Существуют так называемые стереотипы – гендерные стереотипы.  Определению особенностей такого рода стереотипов и их особенностей мы посвятим наш урок.

 4. Изучение нового материала.

Разбить класс на две группы «Юноши» и «Девушки».

1 этап.  Представление об особенностях противоположного пола. Группы выполняют упражнение «Кто есть кто?».  (Слайд 5). (На листах ватмана ,вокруг фигуры,  необходимо схематично изобразить  все, с чем ассоциируется у учеников  противоположный пол. Также можно использовать и качественные характеристики.)

По окончании работы группы защищают свои проекты.

Слово учителя.   С раннего детства человек живет в пространстве социокультурных стереотипов, которые произведены обществом под воздействием самых разнообразных причин. Исследователи утверждают, что гендерные стереотипы возникают на почве различных статусов и ролей женщин и мужчин в обществе. Эти стереотипы имеют длительную историю. Например, еще до начала ХХ века обществу была присуща позиция, женщина создана только для кухни, дома и детей. И до сих пор эта мысль глубоко пронизывает   сознание многих людей - мужчин и женщин.             Поэтому еще и в наше время часть мужчин(И женщин) считают женщину только хозяйкой в доме, а не личностью, которая может решать общественные дела.                  Достаточно распространенной является и общественное мнение об одинокой женщине как несчастную. Успешная женщина обязательно должна быть замужем, воспитывать      детей, быть хорошей хозяйкой. А человек выступает как кормилец, защитник,          источник дохода, руководитель. Довольно часто женщин оценивают по наличию семьи и детей, а мужчин - за профессиональные успехи. Их определяют сильными и более приспособленными к жизни и карьеры. Согласно  этому принятия важных общественных решений - это дело мужчин. Отсюда недооценка роли женщин в принятии социально важных решений

2 этап. Механизмы действия стереотипов.

Слово учителя. Гендерные стереотипы пришли к нам из древних времен. они унаследованы от устоев жизни ранних цивилизаций и культур. Со временем в обществе с помощью стереотипов формируются представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Эти взгляды воплощаются в такие нормы, которые становятся моделями для подражания. На основании этого всем женщинам и всем мужчинам навязываются определенные правила поведения, которых они должны придерживаться. (Просмотр ролика)

Фиксируем понятие.  (Слайд 6)

 Гендерные стереотипы –  это формы поведения, которые общество ожидает от людей  в зависимости от их пола. 

Слово учителя.

Общество поощряет тех, чье поведение полностью соответствует гендерным стереотипам, и осуждает тех, кто с каких-нибудь причинам не вписывается.  Общество поощряет тех, чье поведение полностью соответствует гендерным стереотипам, и осуждает тех, кто с каких-нибудь причинам не вписывается в предложенные рамки. Против людей, которые «не такие, как все», возникают определенные предубеждения. На их основании рождаются предрассудки.

Предубеждение - необъективные представления о личности или группу, представления, трудно поддающихся изменениям даже на фоне широкой информации.

Предубеждения могут быть как положительными, так и отрицательными.  

Суеверие - неоправданно негативное отношение к определенной группе людей в целом и каждого человека в отдельности.

Упражнение 2. «Наши вопросы» (ломаем предубеждения) (Слайд 7)

Подготовьте друг другу вопросы, которые вас интересуют, но вы стесняетесь спросить

3 этап.  Преодоление стереотипов

Слово учителя. Устаревшие взгляды мешают движению общества вперед, поэтому их необходимо в корне изменить. Прежде всего в области профессиональной занятости,      где человек лучше может проявить себя. Здесь следует избавиться стереотипа, по которому женщина, имея образование, высокие профессиональные способности и навыки, усматривается прежде всего как жена и мать, а уже потом как профессиональная работница, имеющая одинаковые с мужчиной возможности на рынке труда. И то и другое должно рассматриваться для общества одинаково весомым, а потому за человеком (женщиной или мужчиной) оставлять право сознательного  выбора. Не менее важно уметь правильно построить отношения в семье на основе взаимного уважения и поддержки. Независимо от того, кто больше зарабатывает или занимает высокую должность, в семье супруги должны оставаться самими собой, поддерживать друг друга в своих стремлениях, помогать в воплощении жизненных планов. Мать и отец должны принимать одинаковое участие в воспитании детей и их обеспечении, выполнении повседневных бытовых обязанностей. Не должно быть места унижению личного достоинства человека, следует в любой ситуации оставаться человеком, способным к взаимопомощи и взаимопониманию . 

Упражнение 3. Мозговой штурм  «Опасность стереотипов» (Слайд 9)

Ученики должны определить, в чем состоит опасность стереотипов.

Выводы: до сих пор гендерные стереотипы мешают развитию личности и построению демократического общества. Они являются достаточно устойчивыми и трудно поддаются преодолению. Ко многим из них привыкли, много просто не замечают, воспринимая как этическую норму или как традицию, которым нужно следовать, но много и таких стереотипов, которые негативно влияют на жизнь людей. Надеюсь, что вы убедились в опасности даже тех стереотипов, которые на первый взгляд кажутся «добрыми». Что же делать? Каких избавиться? Иногда говорят, что стереотипы нужно «ломать». Но это опасно. «Сломав» старые стереотипы, можно, не подозревая об этом, создать на их месте новые. Есть и другой путь - постепенно изменять и преодолевать стереотипы, прежде всего, в собственном сознании. Нужно учиться не слепо им следовать, а относиться к ним критически, уметь анализировать. Необходимо также знать, как и кем они воспроизводятся, поддерживаются и распространяются сегодня. Это прежде всего - язык, художественная литература и СМИ (средства массовой информации). Гендерные стереотипы закрепились в языке, транслируются всеми СМИ (телевидение, радио, газеты и журналы), в последнее время их влияние становится заметным в Интернете.

5. Закрепление

Перед окончанием урока обсудить.

1. Назовите основные факторы формирования стереотипов относительно женщин и мужчин.

 2.  Нужно ли уж важно преодолевать гендерные стереотипы? Возможно, их лучше «не замечать»?

3. Как влияет стереотип на личность человека, его индивидуальность?  

4. Существуют безвредные стереотипы?

5. Как преодолеть стереотипы?

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Упражнение 4. «Два мира»

Продолжите фразы

Мне нравится быть девушкой…

Мне нравится быть парнем …

Мне не нравится в мужчинах …

Мне не нравится в женщинах …

Я завидую девушкам потому что …

Я завидую парням …

6. Домашнее задание.

Подготовить  сообщение о проявлении гендерных стереотипов в рекламе, профессиональной деятельнеости.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила учитель Жемчужинской ОШ Сулейманова Ш.Д.

Слайд 4

Рассмотреть гендерные стереотипы и их негативную роль в обществе; изучить социальные представления и предназначении мужчины и женщин в обществе; выявить ложные гендерные стереотипы.

Слайд 5

После этого урока ученики научатся выявлять и определять социальные стереотипы, поймут глубину проникновения гендерных стереотипов в повседневную жизнь, смогут анализировать и предупреждать риски существующих стереотипов.

Слайд 6

Организационный момент. Актуализация опорных знаний учащихся.

Слайд 7

3 . Мотивационное слово учителя . Кто из героев ситуации мальчик, а кто девочка? Как вы определи пол наших героев? Были ли разногласия в ответах?

Слайд 8

( На листах ватмана ,вокруг фигуры, необходимо схематично изобразить все, с чем ассоциируется у учеников противоположный пол. Также можно использовать и качественные характеристики .) 4. Изучение нового материала . Разделить класс на группы по половому признаку

Слайд 9

Гендерные стереотипы – это формы поведения, которые общество ожидает от людей в зависимости от их пола. Предубеждение - необъективные представления о личности или группу, представления, трудно поддающихся изменениям даже на фоне широкой информации. Суеверие - неоправданно негативное отношение к определенной группе людей в целом и каждого человека в отдельности.

Слайд 10

Подготовьте друг другу вопросы, которые вас интересуют, но вы стесняетесь спросить

Слайд 12

Мне нравится быть девушкой… Мне нравится быть парнем … Мне не нравится в мужчинах … Мне не нравится в женщинах … Я завидую девушкам , потому что … Я завидую парням , потому что …

Слайд 14

Использованная литература и источники 1. Права человека: Международныеидоговоры ОНН и Совета Европы. – К., 2. Человек и Мир. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учебных заведений/ под ред. Бакка Т.В. – К.: «Основа»,2012. 3. Мы разные-мы равные. Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ/под ред. Семиколеновой Е.- К.: «К. І.С”, 2007. 3 . Википедия. ru 4.You Tube.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема гендерных различий в современной психологии.

Данная работа освещает гендерные различия в коммуникации современной молодёжи...

Классный час на тему: «Гендерные стереотипы»

Раскрытие понятия "гендерные стереотипы"...

Гендерные стереотипы семей мигрантов–мусульман

Осознавая неоценимое значение гендера, когда формируются важнейшие качества личности, задатки и способности ребёнка, понимая, что наши дети реализуются в стереотипах, мы должны работать и с родителями...

1.10-1.12 Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях современного общества.

Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Сфера духовной культуры и её особенности", "Наука в жизни современн...

Дебаты на тему "гендерное равенство/неравенство в современном обществе"

Дебаты на тему (гендерное равенство/неравенство) в современном обществе...

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...

Технологическая карта открытого урока 9 кл "Гендерные стереотипы"

Цели урока:Определить особенности гендерных стереотипов в олонхо;Помочь подросткам в осознании своей половой принадлежности, в формировании адекватного образа мужчины и женщины на примере героев олонх...