Технологическая карта открытого урока 9 кл "Гендерные стереотипы"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Цели урока:

  1. Определить особенности гендерных стереотипов в олонхо;
  2. Помочь подросткам в осознании своей половой принадлежности, в формировании адекватного образа мужчины и женщины на примере героев олонхо;
  3. Развитие элементов творческой деятельности, как качеств мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого интегрированного урока по теме:

«Гендерные стереотипы в якутском эпосе олонхо» (якутский фольклор+обществознание)

Учитель русского языка и литературы Яковлева Айталина Ивановна

Класс: 9

Тип урока: Урок актуализации знаний

Вид урока - интегрированный урок: литература + якутская литература, обществознание.

Технологии на уроке: системно-деятельностный подход (по ФГОС), информационные технологии, метод ментальной карты.

Оборудование урока:

Отрывки текста олонхо П.А. Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный», видеослайд «Герои олонхо», презентация «Сюжет олонхо», ментальная карта.

Цели:

  1. Определить особенности гендерных стереотипов в олонхо;
  2. Помочь подросткам в осознании своей половой принадлежности, в формировании адекватного образа мужчины и женщины на примере героев олонхо;
  3. Развитие элементов творческой деятельности, как качеств мышления.

Задачи:

Развивающие:

- развитие информационных и коммуникативных компетенций учащихся: умение искать нужную информацию и применять ее, эффективно сотрудничать с другими людьми;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- развитие умения опираться на изученный материал;

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог, развитие мировоззрения, воспитание уважения к человеческой личности.

Образовательные:

- дать понятие гендерные различия,

- научить выявлять и определять гендерные стереотипы в текстах олонхо;

- раскрыть навыки сопоставления, умения анализировать поэтический текст;

- способствовать воспитанию познавательного интереса к олонхо.

Воспитательные:

- воспитание патриотических и гражданских чувств учащихся, чувств ответственности и сопричастности к истории и фольклору своей республики;

- привитие уважения к противоположному полу, привитие толерантности;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

Планируемые результаты:

Личностные: осознание гендерной роли мужчин и женщин, воспитание патриотизма, взаимопомощь.

Предметные: знать о гендерных стереотипах, их особенностях.

Метапредметные: владеть диалогом, речевым этикетом, уметь работать в группе.

Этапы урока

время

Деятельность

учителя

Формы работы на уроке

Деятельность учащихся

Формы контроля

Познава-
тельная

Коммуни-
кативная

Регуля-
тивная

Организационная часть

2

- В приветствиях отражаются традиции, опыт народа, его быт.

- Как приветствовали друг друга наши предки?  

Настраивает детей на работу.

Слово учителя

Приветствия на якутском языке.

Включаются в деловой ритм, игровую ситуацию.

Приветствуют друг друга, используя речевые формулы – олук, приветствия персонажей олонхо.

Проверяют свою готовность к уроку.

Готовность включится в речевую ситуацию.

Приветствие в игровой форме (по материалам якутского эпоса)

Целевая часть

Мотивация к учебной деятельности

Картинка: младенец

3

Опишите  младенца: 1 гр – младенец-богатырь, 2 гр – младенец – Айыы Куо.

Какие качества вы дали своим героям, чем руководствовались при этом?

Сформулируйте цель урока

фронтальная

Настраиваются на работу, делятся на группы, описывают младенца, находят отличия описаний двух групп - угадывают тему урока

Пол ребенка дает типичные качества, состоящие из стереотипов.

Формулируют цели урока

Выражают мысли,

аргументируют свое мнение.

Выражают мысли,

аргументируют свое мнение.

Работа в группе, умение слушать, умение высказываться

Принимают учебную задачу.

Проводят рефлексию: определяют границу своих знаний.

Беседа по вопросам.

Конструктивный диалог.

Актуализация знаний

3

Что такое стереотип?

Что такое гендер?

Что такое гендерные стереотипы? Какие распространенные гендерные стереотипы Вы знаете?

Диалог, беседа

Дают ответы:

Гендер – это социальный пол. Гендер  это набор характеристик, присущее к разным полам.

Стереотип - это суждение, в  обобщающей форме,  приписывающее некоторые свойства лицу или понятию.

Развивают умение высказывать свою точку зрения, слушать других.

Понимают и удерживают учебную задачу, контролируют себя.

Получаем определения терминам

Включение в систему знаний.

Различия пола и гендера

5

Учитель спрашивает:  Определите это пол или гендер?

- В подростковом возрасте голос у боотуров меняет тембр, а у девочек нет

- В якутском олонхо мужчины защищали Средний мир, а женщины вели хозяйство

- В олонхо Аан Алахчын Хотун кормит грудью богатыря

- Девушки в олонхо носили платье-халадаи, а сейчас носят брюки.

фронтальная

Дают ответы:

- пол

- гендер

- биологический пол

- гендер

Формулируют и аргументируют свое мнение, достигают договоренностей и согласования общего решения.

Вступают в общение, слушают друг друга, осознанно строят речевые высказывания.

Контролируют свои действия, корректируют, оценивают.

Ответы на вопросы

Актуализация знаний и создание проблемного обсуждения.

2

Учитель проводит обсуждение:

В якутском героическом эпосе с рождения родители воспитывают героев олонхо в соответствии с его полом. Поэтому существует много традиций, которые отражены в олонхо.

Назовите

фронтальная

Познают, что у якутов издревле был стереотип в воспитании боотуров и девушек айыы, что Боотур – это защитник жизни народа саха. Говорят об  особенностях воспитания мальчиков и девочек, делают выводы об отношении к гендерным стереотипам.

Вступают в общение, слушают друг друга, осознанно строят речевые высказывания.

Высказывают свое мнение, приходят к обобщению.

Контролируют свои действия, корректируют, оценивают.

Коллективное обсуждение на знание текстов олонхо

Творческое задание -создание ментальной карты

3

Какие гендерные стереотипы соблюдаются  в олонхо? Заполните ментальную карту

Групповая

Учащиеся записывают на листочках гендерные стереотипы:

- мужские – 1 группа

- женские – 2 группа

Заполняют ментальную карту и защищают работу.

Вступают в общение, слушают друг друга, осознанно строят речевые высказывания.

Высказывают свое мнение, приходят к обобщению.

Контролируют свои действия, корректируют, оценивают.

Защита проектов

Обобщение урока

1

Учитель спрашивает: похожи ли гендерные стереотипы в наше время и в олонхо?

фронтальная

Выдвигают гипотезу.

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Понимают и удерживают учебную задачу, контролируют себя.

Запись в тетради.

Домашнее задание

1

Учитель предлагает сделать буклетик по теме урока

индивидуальная

Самостоятельно выполняют творческую и познавательно-поисковую работу

Творческое задание

Рефлексия деятельности

1

Учитель предлагает оценить свою работу и урок.

индивидуальная

фронтальная

Фиксируют новое содержание, оценивает процесс и результат деятельности.

Формулируют и аргументируют свое мнение.

Оценивают свою деятельность и урок.

Кластер – дерево с зелеными или желтыми листочками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"

Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».

Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....

Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38

УМКУчебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...